Введение
Николай Яковлевич Данилевский — известный русский ученый. Его судьба довольно драматична. В культурологии его имя всегда стоит рядом с такими мыслителями, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Все они придерживаются концепции культурно-исторической типологии, в основе которой лежат принципы разнообразия локальных цивилизаций и цикличности развития культуры. В то же время важно отметить, что Данилевский первым применил такой подход к истории мировой культуры.
К сожалению, его теория мало изучена, хотя за рубежом она приобрела большую популярность. Его труд Россия и Европа был переведен на иностранные языки, и большое количество публикаций о нем подтвердили его концепции в научном мире.
В России произведения Н.Я. Данилевские долгое время не переиздавались, в результате стали библиографической редкостью. И только в 1991 году книга Россия и Европа снова встретила читателя.
Цивилизационный подход к истории. Николай Данилевский — гений русской философии и истории:
От меня:
Все, о чем пишет Н.Я. Данилеский актуально и сейчас! Для тех, кто хочет понять кто мы и что с нами происходит, а также какая роль в происходящем с нами Западной цивилизации, предлагаю внимательно изучить этот материал! Вы все поймете и сделаете правильные выводы!
Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.
Концепции единства мировой истории Данилевский противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов:
Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом
Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит:
1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом;
2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития;
3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций;
4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств;
5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.
Данилевский, как и славянофилы, считал, что европейская и славянская государственность произошли из различных корней, и дополнил славянофильское обоснование особого пути развития России системой научно-обоснованных доказательств, введя в свою концепцию органическую теорию и разделив абстрактную мораль и реальную государственную политику, но именно эти дополнения вызывали больше всего нареканий со стороны славянофилов
Опираясь на географический детерминизм, он уделял внимание роли внешних факторов в формировании государства. При этом учитывались большие географические пространства, различия в социально-экономическом развитии регионов, обусловленные природно-климатическими условиями, фактор внешней опасности и т.д
В России необходима сильная власть и строгая централизация и сообразовываясь с этой целью
Данилевский был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии, отмечая, что самодержец в России при всей полноте его власти тем не менее не может распространять эту власть на
Это ограничение – единственно возможное, поскольку ни конституция, ни парламент в России
Идеи Данилевского вызвали интерес у К.Н. Леонтьева, считавшего себя его учеником, Ф.М. Достоевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, Д.А. Хомякова, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, В. Шубарта, а так же критические отклики Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Н.К. Михайловского, К.А. Тимирязева; предвосхитили построения западных мыслителей (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).
Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885)
Естествоиспытатель, философ, публицист, культуролог
С 1844 по май 1848 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В июне 1849 арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем выслан в Вологду под надзор полиции. В 1852 переведен на службу в Самару. В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада.
Теория А. Тойнби
Рис. 3 – А. Тойнби
- западную,
- православно-христианскую,
- исламскую,
- индуистскую,
- дальневосточную.
Попадая под влияние природно-географической среды и иных факторов, цивилизация приобретает сугубо свой собственный и неповторимый облик.
Арнольд Тойнби придерживался той точки зрения, что цивилизация есть единый организм со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Принципы локально-цивилизационного подхода до сих пор используются современными учеными. К примеру, С. Хантингтон также под цивилизацией трактует культурные социумы, обладающие своими языком, историческим наследием, традициями и, в своем преимуществе, религией. Этот автор также определил восемь ключевых цивилизаций, отношения между которыми можно назвать конфликтными. Это можно объяснить тем, что даже если политические и экономические расхождения можно нивелировать для достижения некого консенсуса, то примирить различные ценности и убеждения почти не представляется возможным.
Какие типы выделял Данилевский
В первой версии ученым были определены следующие типы:
- китайский;
- египетский;
- ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;
- иранский;
- индийский;
- греческий;
- еврейский;
- римский;
- европейский или романо-германский;
- ново-семитический или аравийский.
Позже он дополнил список перуанским, мексиканским и «будущим славянским» типами.
Примечание
В изданном труде, а также в вышедших позже статьях содержалось упоминание о некоем «этнографическом материале», «периферии цивилизации» — так Данилевский определил финнов и кельтов, ушедших, по его мнению, в историческое небытие.
Список литературы
- Бобахо, В.А. Культурология: Программа основного курса, хрестоматия, терминологический словарь / В.А. Бобахо, С.И. Левиков. — М.: ЯРМАРКА-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
- Введение в культурологию: Учебник. пособие для вузов / Под. изд. Е.В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
- Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконников. — СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
- Оганов, А.А. Теория культуры: Учебник для вузов / А.А. Оганов. — М.: ЯРМАРКА-ПРЕСС, 2002. — 384 с.
- Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебник / В. М. Пиво. — М.: Гаудеамус; Академический проект, 2005. — 564 с.
- Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к немецко-романскому, Москва, 1992.
- Реферат на тему: Философия и науки
- Реферат на тему: Космологизм античной философии
- Реферат на тему: Философские проблемы науки и техники
- Реферат на тему: Истина и ответственность ученых
- Реферат на тему: Эволюцию представлений о структуре атома в конце XIX-XXI вв.
- Реферат на тему: Становление и достижения отечественной философии науки
- Реферат на тему: Биоэтика в химиотерапии
- Реферат на тему: Научная картина мира, роль науки в современной жизни
- Реферат на тему: Предметная сфера философии науки
- Реферат на тему: Бог-мир-человек в учении Фомы Аквинского
- Реферат на тему: Психоаналитическая философия. З. Фрейд о структуре личности (Оно, Я, Сверх-Я)
- Реферат на тему: Философия и частные науки