Конституционное обоснование и совместное ведение
При определении основных сфер деятельности исполнительных органов уровня Федерации и уровня региона бывает непросто разобраться, кто является официально ответственным за ту или область работы. В основном законе ряд статей посвящен распределению полномочий между субъектами и Федерацией. В ст. 72 Конституции РФ сформулированы общие сферы деятельности, в рамках которых проводится совместная работа:
- приведение уставов, законов (конституций) субъектов в соответствие с законодательством на уровне Федерации, и обеспечение выполнения их положений;
- защита свобод и прав граждан, обеспечение правопорядка и законности, общественной безопасности;
- решение проблем владения, распоряжения, пользования недрами, землей, природными ресурсами;
- разграничение прав государственной собственности;
- координирование вопросов социальной защиты и обеспечения, здравоохранения;
- решение вопросов, связанных со сферами науки, культуры, образования, воспитания, спорта;
- установление основных принципов налогообложения и сборов;
- принятие мер по борьбе с эпидемиями, стихийными бедствиями;
- обеспечение соблюдения основных правовых норм (трудовое, административное, жилищное, семейное, экологическое законодательства);
- защита прав малочисленных этносов;
- координирование внешнеэкономических и международных связей субъекта;
- организация системы взаимодействия структур местного самоуправления и госвласти.
Признаки исполнительной власти
Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.
Данная категория власти характеризуется следующими признаками:
- в некоторой степени подчиненное положение по отношению к законодательной;
- организующий характер (фактически преобразует политические задачи и указания в плоскость практической деятельности);
- универсальность (эта форма власти реализуется на нескольких уровнях и в самых разнообразных социально-экономических и общественных сферах);
- наличие в ведении значительных ресурсов (правовых, информационных, технических) без возможности их прямого использования.