Российское административное право

Административное право в правовой системе российской федерации - административное право (костькова о.в., 2010)

Правонарушение и ответственность в административном праве

  1. Административная ответственность.
  2. Административное правонарушение.
  3. Виды административных взысканий.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Она выражается в возможности применения уполномоченным органом или должностным лицом взыскания к правонарушителям.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и коллективные образования. Административные взыскания применяются довольно широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: органами исполнительной власти, местного самоуправления, судами. Однако применение административного взыскания не влечет за собой судимости или увольнения с работы.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является именно административное правонарушение, а мерой воздействия — административное взыскание.

Основания административной ответственности подразделяются на два вида — нормативные и фактические. Нормативными основаниями являются правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность. Фактическими основаниями — совершенные правонарушения, за которые применяются административные взыскания. Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности.

2. Основными признаками административного правонарушения являются: их антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения

Для признания деяния правонарушением необходимо наличие причинно-следственной связи между деянием и его противоправными последствиями.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения. Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Субъектами административного правонарушения являются физические лица и организации. К категории физических лиц относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Отдельную подгруппу составляют военнослужащие срочной службы, несо­вершеннолетние, инвалиды и другие лица.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в отношении субъекта к совершенному им правонарушению и его последствиям. Оно выражается в действии или бездействии. Вина является обязательным признаком административного правонарушения.

3. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Ряд взысканий сочетают в себе и то и другое, а кроме того — временное ограничение прав нарушителей

Основными видами административных взысканий являются:

Предупреждение является взысканием морального характера. Оно выносится в письменной форме.

Штраф — это денежное взыскание. Оно является одним из наиболее распространенных административных взысканий.

Конфискация как вид административного взыскания состоит в принудительном безвозмездном изъятии орудия или предмета правонарушения в собственность государства. Конфискации подлежит именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания. Конфискация может быть как основной мерой взыскания, так и дополнительной.

Лишение специальных прав (право на управление транспортным средством) применяется на срок до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием наказания по месту постоянной работы.

Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до 15 суток за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные административные правонарушения.

показать содержание

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются по различным признакам.

По целевому назначению – на правоотношения, связанные с реализацией не-посредственных задач и функций исполнительной власти, и связанные с правонарушениями в процессе реализации исполнительной власти.

По конкретному содержанию – на правоотношения имущественного и не-имущественного характера.

По характеру субъектов – на правоотношения между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (внутриаппаратные) и правоотношения между этими субъектами и общественными организациями и гражданами (внеаппаратные).

По способу защиты – на защищаемые в административном и судебном порядке.

Наибольший интерес в административном праве представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим признаком выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Под вертикальными понимаются обычные властеотношения между субъектом и объектом управления, которые мы рассмотрели выше. Они наиболее характерны для административного права.

Горизонтальным правоотношениям свойственны следующие три признака: а) они могут осуществляться только между субъектами управления; б) эти субъекты управления равностатусные; в) субъекты управления в этих отношениях не наделены по отношению друг к другу государственно-властными полномочиями.

Из указанных признаков видно, что горизонтальные административно-правовые отношения подразумевают равенство сторон, что вообще не характерно для административно-правовых отношений.

Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как: а) предшествующие непосредственному управленческому воздействию; б) возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации; в) отношения административно-договорного характера.

Проблема диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной. По поводу их наличия или отсутствия в юридической литературе нет единого мнения.

Горизонтальные административно-правовые отношения хотя и реализуются в сфере государственного управления, но своей непосредственной задачей воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация административно-правовых отношений на субординационные (властности) и координационные (властность отсутствует).

На наш взгляд, найти сегодня пример одного конкретного административно-правового отношения нельзя. Во-первых, это противоречило бы основному признаку административно-правовых отношений – их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

Горизонтальные административно-правовые отношения нами понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые в целом уравновешивают их положение по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений (не следует путать с равностатусностью субъектов права, вытекающей из нормативно-правовых актов, а не конкретных правоотношений).

В.А. Юсупов, классифицируя административно-правовые отношения по их организационной направленности, предлагает три их вида:

  • организационно-структурные (внутриорганизационные);
  • организационно-функциональные (внешние);
  • административно-деликтные (по поводу ответственности за невыполнение требований норм административного права).

показать содержание

Понятие и признаки форм управления в государственном управлении

В число сущностных характеристик формы управления в государственном управлении входят следующие:

  • основное значение формы управления заключается в упорядочении и внешнем выражении публичного управления в непосредственной деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти;
  • формы управления используются должностными лицами и органами государственной власти для непосредственной реализации исполнительной деятельности. Так, форма управления непосредственно используется высшим исполнительным органом страны, другими федеральными исполнительными органами, а также исполнительными органами региональных территорий;
  • должностные лица и органы государственной власти используют в своей непосредственной деятельности только те формы управления, которые отвечают требованиям закона, соответствуют содержанию компетенции государственного органа, а также требованиям должностного регламента должностного лица.

Сущностные характеристики формы управления в государственном управлении позволяют предложить следующее его определение: это внешнее выражение деятельности должностных лиц и органов управления государством, реализуемой в рамках их компетенции для решения функций и задач публичного управления в конкретной сфере.

Управление: понятие, признаки, виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

  • • обязательно качество целостной организованной системы;
  • • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
  • • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
  • • служит интересам взаимодействия основных элементов;
  • • обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

  • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
  • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
  • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
  • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
  • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
  • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
  • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
  • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
  • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

  1. обеспечение безопасности личности, общества, государства;
  2. создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
  3. создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
  4. защита человека от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  3. социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
  4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
  6. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
  7. охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

показать содержание

Характеристика видов форм управления в государственном управлении

Итак, содержание формы управления в государственном управлении включает следующие аспекты:

  • внешнее оформление деятельности должностного лица или функционирования органа государственной власти;
  • непосредственная деятельность должностного лица или органа государственной власти, реализуемая в рамках компетенции;
  • способ внешнего выражения управленческой деятельности должностного лица или органа государственной власти.

Таким образом, форма управления как форма непосредственной деятельности по реализации функций и задач государственного управления должностными лицами и органами представляет собой, соответственно, действие или бездействие, которые могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности выделяют:

  1. Исходя из средства выражения:

    • словесную форму управления, в том числе письменную и устную;
    • конклюдентную форму управления;
  2. Исходя из правых последствий:

    • правовые формы управления;
    • неправовые формы управления.

К числу наиболее распространенных форм управления правового характера относятся акты управления. Актом управления именуется правовая форма выражения управленческого решения, направленная на реализацию конкретных функций и задач государственного управления.

Здесь важно подчеркнуть, что акт управления должен разрабатываться, утверждаться и реализовываться в строгом соответствии с требованиями закона исключительно в компетенции конкретного органа или должностного лица. Таким образом, акты как виды формы управления должны:

Таким образом, акты как виды формы управления должны:

  • соответствовать полномочиям конкретного должностного лица или государственного органа;
  • быть направленными на решение конкретной функции или задачи публичного управления, входящей в такую компетенцию. Иначе говоря, акты управления издаются в рамках иерархической системы государственного управления, то есть каждое звено государственного механизма издает такие акты в рамках собственной компетенции, не имеет возможности осуществлять регулирование вне сферы своей деятельности, претендуя на полномочия иного должностного лица или органа власти или иного уровня государственного управления. Кроме того, акты управления не должны нарушать и территориальной компетенции должностного лица или органа государственной власти, то есть они должны распространяться на подведомственную органу территорию.

Неправовые формы управления представляют собой внешние способы выражения деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти, которые не предполагают прямых правовых последствий. Обычно в такой форме реализуется внутриорганизационное управление, которое носит обеспечительный характер по отношению к внешней управленческой деятельности должностного лица или органа государственной власти.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

  1. состояние системы управления;
  2. ранее принятые акты;
  3. возможные варианты решения проблемы;
  4. интересы участников управленческих отношений;
  5. права и свободы человека;
  6. научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

  1. должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
  2. соответствовать закону по существу;
  3. соответствовать цели закона;
  4. приниматься в установленном процессуальном порядке;
  5. не противоречить правовым актам большей юридической силы;
  6. иметь соответствующую форму (акт-документ);
  7. в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

  1. лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
  2. грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
  3. акт должен быть своевременно доведен до адресатов;
  4. иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
  5. своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт — правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

  • не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
  • не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
  • в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

показать содержание

Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления — обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

  • обусловлены социальным назначением управления;
  • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
  • представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
  • представляют собой направление его активного действия;
  • предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

  • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • учет – фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

  • • обусловлены социальным назначением управления;
  • • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
  • • представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
  • • представляют собой направление его активного действия;
  • • предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

  • • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • • учет – фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Функции и принципы административного права

Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.

Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.

Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

Виды функций:

  • регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;
  • правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
  • координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.

Принципы административного права:

  • принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;
  • принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи — целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи — канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл — совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • подведение итогов, внесение корректив.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: