И. кант — основоположник немецкой классической философии

Немецкая классическая философия

Введение

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенингсберг в семье ремесленника. Семья будущего титана философской мысли была небогатой, но отец Канта приложил максимум усилий, чтобы дать сыну достойное образование и воспитание. После окончания средней школы Кант поступил в Кенигсбергский университет, по окончании которого будущий философ начал зарабатывать на жизнь частными уроками в богатых прусских семьях. Именно в это время, в период с 1747 по 1755 год, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, которая не потеряла своей актуальности и по сей день.   

Успешно защитив диссертацию, Кант стал доцентом и продолжил преподавательскую деятельность в Кенигсбергском университете, читая различные курсы в своем университете. В 1770 году он стал профессором логики и метафизики в том же Кенигсбергском университете, где преподавал до 1797 года. 

В этот период Кант написал фундаментальные философские труды, которые принесли ученому репутацию одного из самых выдающихся мыслителей XVIII века и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: Критика чистого разума (1781), Критика практического разума (1788) и Критика способности судить (1790).

Имея слабое здоровье, Кант подчинил свою жизнь суровому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность в следовании рутине стала притчей даже среди очень пунктуальных немцев и породила множество известных высказываний и анекдотов. Он не был женат. В старости за ним ухаживала одна из его сестер. Несмотря на свою философию, Кант иногда мог проявлять этнические предрассудки, в частности, иудофобию.    

Великий философ скончался 12 февраля 1804 года и был похоронен в профессорском склепе с северной стороны Кенигсбергского собора.

Говоря о философии Иммануила Канта, нельзя не отметить, пожалуй, его самый выдающийся труд — Критику практического разума, который является вторым значительным произведением философа после Критики чистого разума, в котором излагается его доктрина морали — своего рода критическая этика или метафизика морали.

Уникальность и специфика второго известного произведения Канта изначально определялась тем, что практическое действие в нем категорически и бескомпромиссно противопоставлялось практическим и осмотрительным действиям человека (ради счастья, успеха, выживания, эмпирической целесообразности) и иллюстрировалось различными примерами избегания неправильного, недостойного поступка. Естественно, интеллектуальная способность, на которой основано это наиболее чистое практическое действие, сильно отличалась от интеллектуального инструмента, который практикующий использует на протяжении всей своей жизни: если он полагается на теоретический разум как на единственное средство расчета успеха и / или целесообразность, то человек практического действия исходит из свидетельств своего разума, прямо обнаруживая абсолютную невозможность принятия тех или иных решений и вытекающих из них последствий. 

Отсюда следует довольно веский вывод о независимости структуры подлинного человеческого поступка от способности человека осознавать конкретное действие. Другими словами, человек оставался бы верным своему долгу, своему сознанию абсолютной невозможности совершения (или невыполнения) определенных действий, даже если бы он не имел ни малейшего представления об объективных перспективах развития собственной жизненной ситуации.  

Великий мыслитель сам говорил об основном содержании его философии следующим образом: Я должен был устранить знания, он написал, для того, чтобы получить место для веры.     

Список литературы

  1. Введение в философию учебного заведения. Часть I 1981.
  2. Мир философии, часть I 1992.
  3. Читатель по философии. В. П. Яковлев 1996.
  4. Основы философии. А.Г. Спиркин 1984.
  5. Философия. Учебник для вузов / Под общ. изд. В.В. Миронов. — М.: НОРМА, 2001.     
  6. Философия. Учебник — Ред. Л.Е. Балашов. — М.: НОРМА, ИНФРА, 2011.    
  7. Философия. Учебник / Под ред. О.А. Митрошенков. — М.: ЮНИТИ, 2003.    
  8. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролов. — М.: Политиздат, 1992.   
  • Реферат на тему: Основные критерии истины: практика как критерий истины
  • Реферат на тему: Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки
  • Реферат на тему: Коммуникации в XXI веке
  • Реферат на тему: Философия о влиянии денег на мотивацию поведения человека
  • Реферат на тему: Теория познания Д.Локка
  • Реферат на тему: Эмпиризм и ассоцианизм
  • Реферат на тему: Философия Владимира Соловьева
  • Реферат на тему: Этика в философии Канта
  • Реферат на тему: Роль и функции науки в инновационной экономике
  • Реферат на тему: Мировоззрение как культурно-исторический феномен
  • Реферат на тему: Проблема рационального выбора
  • Реферат на тему: Философия и ее связь с искусством

Философия Иоганна Фихте

Философом, который воспринимал идеи и мысли Канта, которые оценивали способности человека в зависимости от согласования с человеческим долгом, был Иоганн Фихте. Он стал последователем Канта. Для него философское течение выступало как практическая наука, которая распределяла цели и задачи действительности человечества в обществе и мире. Но в тоже время Фихте говорил, что философия Канта слаба из-за недостатка доказательств между теоретической и практической философией. В своих трудах Фихте поставил перед собой задачу показать философию, как главу всей человеческой деятельности.

Фихте выделял принцип свободы, который способен объединить теорию и практику философский подход к миру. В теории говорилось, что свобода не дает постичь человеку признания существования вещей всего мира. Именно поэтому человечеству необходима революция, которая преобразовала бы социальные отношения, и они были бы дополнены учением философов. Такое учение Фихте называл «наукоучением», и оно выступало в роли целостного обоснования практической части философии.

В итоге философ отказался от изучения понятия Канта «вещи внутри человека» и посвятил себя иным понятиям и стал представителем идеи о том, что «вещь-это то, что внутри меня».

Стоит сказать, что был человек, который связал философию Канта и идеи Фихте, и это был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Именно его учения повлияли на Гегеля, как на философа.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет  абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете

Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.

Иммануил Канта

Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.

В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа. Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты. В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.

Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии. В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.

В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.

Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него, философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.

Критическая философия Дж. Канта

Основателем немецкой классической философии был Иммануил Кант — профессор Кенигсбергского университета, который преподавал логику, физику, математику, философию.

Все произведения Канта можно разделить на два основных периода: «предкритический» и «критический». В «докритический» период Кант поддерживал естественный научный материализм. Его интерес сосредоточился на проблемах космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона Дж. Кант сформировал свои взгляды на космос и мир в целом.

В «критический» период Кант занимался проблемами познания, этики, эстетики, логики и социальной философии. В этот период он написал три фундаментальных философских труда: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика суда».
Теория эволюции Канта основана на космологической гипотезе о том, что Земля и другие планеты возникли естественным образом из первобытной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и отдых относительны. Все живые существа на Земле, включая человека, являются результатом естественной биологической эволюции. В то же время Кант признал Бога инициатором сил природы.

В своей эпистемологии Кант отстаивает идею агностицизма. Человеческий разум сталкивается с неразрешимыми противоречиями, которые Кант назвал антиномией. Например, антиномия: мир конечен — мир бесконечен.

По Канту, процесс познания проходит через три стадии: восприятие чувств, понимание и интеллект. Мы воспринимаем объект через чувственное восприятие, но оно мыслится через интеллект. Познание возможно только через его синтез. Инструменты аргументированного знания — это категории. Научные знания — это категорические знания.

И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «вещь в себе».

Этические взгляды Канта отражены в его заявлении: «Две вещи всегда наполняют душу все более и более сильным изумлением, с трепетом, чем чаще и постоянно мы думаем о них — это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня». И. Кант формулирует свой моральный долг в виде нравственного закона (категорический императив): «Действуйте так, чтобы максимум вашей воли стал принципом общего закона».

В основе эстетического учения лежит изучение категорий «красивый» и «возвышенный», а также проблемы «гений» — художник. Оригинальность Кантского понимания прекрасного в том, что философ связывает его с «бескорыстным», бескорыстным и чистым созерцанием: Чувство прекрасного освобождается от всякого желания обладания, от любых мыслей о жадности, и поэтому оно превыше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который свободно создает свой мир.

Социально-политические взгляды Канта основывались на следующих постулатах. Человек имеет по своей природе злую природу. Искупление человека заключается в нравственном воспитании и строгом соблюдении нравственных законов.

И. Кант отстаивал идею демократии и верховенства права в каждом обществе и в международных отношениях, он осуждал войны как величайшую ошибку и преступление человечества. Философ предсказал будущее «вечного мира». Войны либо будут запрещены правительством, либо станут экономически нежизнеспособными.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность преемница идей.

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Концепции XX века

Венский кружок

В 1922 году профессор философии Венского университета Мориц Шлик организовал группу философов, которая стала центром философии неопозитивизма. Членами кружка были Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгл и др. Они разработали манифест, в котором отразили главные составляющие неопозитивизма. Работа была представлена на пражской конференции 1929 года.

Основные принципы неопозитивизма:

  1. Язык — это инструмент восприятия окружающего мира человеком, поэтому задача философии заключается в логическом анализе языка науки.
  2. Логический анализ предполагает исследование символов и текстов в контексте знаковых систем, а также семантический анализ.
  3. Принцип верификации, то есть соотнесение научной гипотезы с практическими результатами. Исходя из этого принципа, следует, что большинство философских проблем необходимо исключить, так как они не имеют научного разрешения.

Феноменология

Основателем данного направления является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссрель. Рассматриваемая дисциплина, по мнению ее родоначальника, описывает сущностные черты сознания. Для этого феноменологии необходимо строго следовать определенным законам. Научные понятия возникают из повседневности. Для обозначения перехода от изучения отдельного предмета к ее сущности введен термин «феноменологическая редукция». Это понятие подразумевает смещение фокуса ученого с предмета на то, как эти предметы даны человеческому сознанию. Таким образом, становится возможным исследование многообразия опыта человека.

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа — это условное объединение мыслителей критической теории индустриального общества, творчество которых было связано с Институтом социальных исследований (г. Франкфурт-на-Майне). Концепции этого течения являются разновидностью неомарксизма.

К философам Франкфуртской школы относятся:

  • Теодор Адорно;
  • Герберт Маркузе;
  • Вальтер Беньями;
  • Франц Леопольд Нейман и другие.

Представители данного направления полагали, что буржуазное общество потеряло свою классовость и превратилось в тоталитарную систему. Носителями революционных идей в таком социуме стали маргиналы. Мыслители рассматриваемой школы считали, что СМИ и популярная культура распространяют ложное сознание, навязывают культ потребления. Это определяло существование современного технократического общества.

Методологические принципы философии:

Неприятие позитивизма, разграничивающего ценности и факты.
Следование гуманистической идеологии, утверждающей свободу человека от любой эксплуатации.
Внимание к роли человека в общественных отношениях.

Ключевые идеи Франкфуртской школы:

  1. Образ позднего капитализма и социализма как форм единого индустриального социума.
  2. Отказ от революционной роли рабочего класса.
  3. Принятие негации (отрицания) в качестве абсолюта.
  4. Критическое отношение к тоталитаризму и авторитарной личности.

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира. По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихте (годы жизни 1762 — 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (годы жизни 1775 — 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770-1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе

Подчеркивал важность труда и его материальной оценки

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями. Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

  • Иммануила Канта;
  • Иогана Фихте;
  • Фридриха Шеллинга;
  • Георга Гегеля;
  • Людвига Фейербаха.

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Характерные особенности немецкой философии:

  • акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути;
  • исследование человеческой сущности наравне с историей человечества;
  • рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества;
  • представление философской науки как системы;
  • понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры.

Заключение

Немецкая классическая философия — крупное и влиятельное направление в современной философской мысли, обобщающее ее развитие в этом сегменте западноевропейской истории. Классическая немецкая философия — одно из важнейших проявлений духовной культуры XIX века. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских течения: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении.

Она: обратила внимание философии с проблем (бытия, мышления, познания и т. д.) на изучение сущности; особое внимание уделил проблеме развития; значительно обогатил логико-теоретический аппарат философии; рассматривал историю как целостный процесс

Историческое значение немецкой классической философии в систематическом развитии диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о законах процесса развития; в переориентации философских исследований сущности человека, его разума; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании идеи социального прогресса и свободы.

Основной результат и значение немецкой классической философии можно выразить просто: философия изменила стиль мышления европейской, а значит, и мировой культуры.

Новизна одобренного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. Сами философские приобретения оказались очень значительными.

Идеи когнитивной философии, универсальность развития через образование и разрешение противоречий, универсальность духа, сознания изрядно «встряхнули».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: