Структура Конституции РФ
Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:
- институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
- институт государственного (территориального) устройства;
- институт (систему) государственных органов;
- государственную символику;
- механизм защиты конституции.
Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т. д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.
Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:
1) Преамбула
2) Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Глава 3. Федеративное устройство
- Глава 4. Президент РФ
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство РФ
- Глава 7. Судебная власть
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения
В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.
В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.
Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.
Юридические свойства Конституции
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) легитимность, которая связана с учредительным характером конституции и обеспечивается особым порядком ее принятия, создающим возможность непосредственного выражения народом своей государственной воли; так, ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
2) всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
3) стабильность, это свойство Конституции создает условия для устойчивости системы российского права, сохранения правопорядка и законности в стране и обеспечивается особой процедурой пересмотра Конституции и внесения в нее поправок;
4) реальность, преемственность, итоговый характер и перспективность конституционных предписаний — через эту совокупность качеств Конституции реализуется ее сущность как конституционно-правовой модели общества.
Назначение и сущностные характеристики Конституции как основного источника конституционного права и всей системы российского права, содержащего и закрепляющего основополагающие конституционно-правовые нормы, реализуются благодаря ее юридическим свойствам:
1. Верховенство в системе права, высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Эти свойства Конституции РФ, необходимые для реализации доктрины правового государства, закреплены в ч. 2 ст. 4 и в ч. 1, 2 ст. 15 самой конституции и обеспечиваются специальными средствами правовой охраны конституции.
2. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России. Это свойство обеспечивается тем, что конституция непосредственно устанавливает исходные начала основных институтов права, которые развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве, определяет основные виды нормативных правовых актов, разграничивает нормотворческую компетенцию органов государственной власти и регламентирует основы нормотворческого процесса, наконец, создает базу для систематизации законодательства.
3. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
4. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
- Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепция и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. №11. С. 27–30.
- Богданова Н.А. Надконституционность и наднормативность в системе характеристик конституции // Конституция как символ эпохи. В 2-х т. / Под ред. проф.С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. Т. 1. С. 42.
- Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб.пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 47, 48.
- Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. -2-е изд., доп. — М.: Норма, 2008. — 591 с.
- Колесников Е.В. Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории // Ленинградский юридический журнал. 2014. №2 (36). С.21–30.
- Лукоянов Денис Николаевич Стабильность как юридическое свойство Конституции Российской Федерации // Вестник КГУ. 2015. №6.
- Марченко М.Н. Конституция постсоветской России: проблемы теории и методологии познания // Государство и право. 2013. №12. С. 26–33.
Порядок изменения Конституции. Пересмотр Конституции и принятие конституционных поправок
Российская конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный порядок характеризуется следующими основными особенностями:
1. Сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
2. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.
Новый проект может быть принят самим Конституционным Собранием либо вынесен на всенародное голосование.
3. Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в течение одного года. Принято уже несколько законов РФ о поправке к Конституции РФ. Первый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней. 5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа. В июле 2014 года Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрел расширение Совета Федерации представителями Российской Федерации, которых назначает Президент РФ.
Наконец, 14 марта 2020 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены многочисленные изменения и дополнения в гл. 3–8 Конституции РФ. Этим законом установлены новые дополнительные условия одобрения и вступления в силу принятых поправок к Конституции РФ, примененные только к данному закону. Так, после одобрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона о поправке к Конституции РФ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не позднее семи дней со дня направления Президентом РФ запроса дает заключение по существу запроса. В случае положительного заключения проводится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Если заключение отрицательное (выявлены несоответствия Конституции РФ), поправки в Конституцию РФ не вступают в силу, общероссийское голосование не проводится. Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 года дал положительный ответ на запрос Президента РФ и не выявил в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года несоответствия Конституции РФ. В связи с этим 1 июля 2020 года было проведено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, результаты которого официально опубликованы ЦИК РФ 3 июля 2020 года. Поскольку граждане РФ одобрили изменения Конституции РФ, Президент РФ в тот же день подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», в котором установил дату вступления поправок в Конституцию РФ в силу — 4 июля 2020 года.
4. Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта или о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
показать содержание
Основные функции и свойства Конституции
Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:
-
учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;
-
организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;
-
идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;
-
информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;
-
стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;
-
программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.
Рисунок 2. Основные функции Конституции РФ
Конституция, являясь основой нормативно-правовых отношений, обладает следующими свойствами:
- Основополагающий характер.
- Нормативность.
- Высшая юридическая сила.
- Особый порядок принятия.
- Учредительность.