Виды познания и их характеристики

Структура знания. чувственное и рациональное познание

Рациональное познание, его свойства

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Отличия рационального и чувственного познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:

  • оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
  • носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
  • рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
  • рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.

В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:

  • анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;
  • синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;
  • обобщение — выявление общего между различными предметами;
  • абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;
  • определение — придание точного смысла языковому выражению;
  • классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;
  • умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;
  • доказательство — обоснование истинности суждения;
  • опровержение — обоснование ложности суждения и другие.

Чувственное познание

Для подготовки к ЕГЭ важно понимать, что чувственное познание — это вид познавательной деятельности, который опирается при получении информации от окружающего мира на органы чувств человека. У человека есть несколько таких чувств: 

У человека есть несколько таких чувств: 

Тактильное восприятие (осязание) — это непосредственные ощущения, возникающие от соприкосновения тела человека с другими предметами. Например, ты можешь прикоснуться к траве рукой, и ты почувствуешь, какая она — мокрая от росы, или теплая от солнца? 

Визуальное восприятие. Обычный человек получает 99 % информации об окружающем мире с помощью зрения. Наши глаза — уникальный оптический инструмент, который способен воспринимать цвета, интенсивность и передавать в мозг очень точную информацию об увиденном. На основании зрения возникают образы в сознании — отпечатки реальных объектов в нашем разуме.

Слух — это восприятие звуковых колебаний. Благодаря им ты отличаешь гавканье собаки от слов, которые произносят другие люди. 

Обоняние. У каждого человека есть нос, благодаря которому мы можем улавливать запахи и на их же основе формировать образы объектов. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.

Вкус. У каждого человека есть язык, который позволяет чувствовать все оттенки вкуса, существующие в этом мире.

На основании этих 5 чувств, существует три основных формы чувственного восприятия, которые очень любит спрашивать любой экзамен по обществознанию: 

Ощущение — это процесс непосредственного воздействия окружающих объектов и мира на органы чувств человека. Когда ты непосредственно, что-то наблюдаешь или чувствуешь

Причем не важно как: зрением ли, обонянием, осязанием или слухом

Восприятие — это целостное отражение объекта в твоем сознании на основании ощущений. Например, маленький ребенок увидел впервые кошку. Он ее трогает, играет, слушает, как она мяукает. На основании этого возникает целостный образ кошки: такого теплого существа с коготками, с которым можно поиграть. 

Итак, восприятие почти всегда создает целостный образ, оно избирательно, и осмысленно

Представление — это формирование наглядного образа объекта, с которым человек ранее вступил в контакт. Оно напрямую связано с сформированным образом объекта. Например, маленький ребенок просыпается утром и вспоминает кота, какой он пушистый, мягкий и теплый. И он хочет снова с ним поиграть.

Важно понимать, что чувственное познание напрямую связано с таким видом познания как искусство

Определение, смысл понятия, структура

Люди пытаются объяснить каждое явление в окружающем мире, и это стремление считается главным фактором создания и развития человеческой цивилизации.

Пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Человек, который получает знания, прилагая к этому определенные силы. В этот момент каждый, читающий книги или статьи в интернете, проводя экспериментальные исследования или выполняя теоретические расчеты, — субъект познания.
  2. Объект. Направлено на познавательную активность. Для читателей этой статьи, например, объект познания — это само познание, как понятие, феномен.
  3. Мотив. Является фактором, приводящим к желанию познавать (например, интерес к чему-либо). Мотивом может стать практическое стремление к высшему образованию и обеспечению карьерного потенциала или теоретическое желание получать удовольствие от процесса познания. Пример: когда человек читает статью по теории строению Вселенной, он руководствуется теоретическими мотивами. Этот процесс дает удовольствие познания, хотя и не дает знаний, имеющих практическую ценность.
  4. Цель. Не надо путать цели и мотивы. Цель познания — получение полного, точного и верного знания о познаваемом предмете.
  5. Результат. Результат познания — это само знание. Результаты иногда достигаются даже без желания вести познавательную деятельность. Например, ребенок обретает знания, когда падает и ушибается, обжигается об горячее, получает удар током при попытке исследовать электрическую розетку, ранит себя острым предметом. Он точно не стремится получить такой опыт, но получает знания.

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология – (от греч. знание, учение)  -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Методы эмпирического уровня познания

В основе эмпирических методов лежит чувственное познание и данные приборов. К чувственному познанию относится ощущение, восприятие, представление.

К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

Для научного наблюдения характерна целенаправленность, планомерность, активность. С развитием науки метод наблюдения был дополнен экспериментальными исследованиями.

Наблюдения по способу проведения могут быть непосредственными и опосредованными

Стороны и свойства объекта при непосредственных наблюдениях воспринимаются органами чувств человека и используются в качестве важного метода в космических исследованиях. Опосредованные наблюдения проводятся с помощью технических средств, например, наблюдения за небесными телами

Более сложным методом эмпирического познания является эксперимент, предполагающий целенаправленное воздействие исследователя на объект, причем строго контролируемое.

Эксперимент дает возможность устранять побочные факторы и изучать объект как бы в «очищенном виде». Кроме этого изучаемый объект можно поставить в искусственные условия, экспериментатор может вмешиваться в процесс и оказывать на его протекание активное влияние. Эксперимент можно воспроизвести, что является несомненным его достоинством.

Проблемы, решаемые в ходе эксперимента делятся на исследовательские и проверочные. Исследовательские проблемы обнаруживают новые свойства объекта, а проверочные служат для проверки каких-то теоретических построений.

Такой метод как измерение позволяет определить отношения измеряемой величины к эталону, а метод сравнения выявляет сходство и различие признаков объектов или самих объектов.

Эксперименты могут быть качественными и количественными. Если качественные эксперименты имеют поисковый характер, то количественные эксперименты устанавливают точные количественные зависимости в явлении, которое исследуется.

Исходя из области научного знания, эксперименты бывают естественнонаучные, прикладные, социально-экономические.

Основная часть научных экспериментов проводит разнообразные измерения, связанные с определением количественных значений изучаемого объекта. Результатом измерений является единица измерения – это эталон для сравнения.

Замечание 1

В научном познании чистых эмпирических методов не бывает, потому что даже простое наблюдение нуждается в теоретическом обосновании.

Первым этапом познавательного процесса является выявление того, что неизвестно, четко определить проблему, требующую разрешения.

На втором этапе научного познания вырабатывается гипотеза, т.е. предположение, требующее проверки.

При наличии большого числа доказательных фактов гипотеза становится теорией, которая описывает и объясняет определенные явления, например, теория эволюции.

Надежность теории подтверждается объективными фактами. Основной научной сложностью является переход от гипотезы к теории.

Понятие и уровни познания

Проблема познания является одной из извечных философских проблем, поскольку непосредственно связана со способностью человека понять самого себя через опосредование окружающего мира (действительности). При этом отношение «субъект-бытие», преобразуется в отношение «образ-объект», которое может раскрываться одновременно с трех альтернативных позиций – субъективного и объективного идеализма, а также материализма.

Субъективный идеализм нивелирует возможности познание. Согласно его положениям, образ представляет собой не более чем анализ собственных чувственных данных субъекта. При этом объект может как существовать где-то вне субъекта и оставаться для него принципиально непознаваемым (вещь в себе), так и не существовать вовсе, являясь лишь идеальным образом самого субъекта. Все это приводит к тому, что анализируя образы, возникающие при соприкосновению человек в лучшем случае познает самого себя, свой внутренний мир, либо и вовсе находится в плену иллюзий и никакое объективное изучение действительности, даже если таковая присутствует, невозможно.

Согласно объективному идеализму образу возникающие в сознании человека есть отражение неких идеальных структур, которые детерминируют объекты материального мира и могут анализироваться лишь рациональными средствами. Объективный идеализм дает основания для гносеологического позитивизма, однако оставляет множество неразрешенных вопросов, т.к. полностью отрицая ценность чувственного познания, он не только лишает рациональное познание какой-либо базы, предпосылок для развертывания его анализа, но также не оставляет достаточно четких критериев отделения объективных знаний, от метафизических построений, выстроенных на логической основе.

Материалистическая позиция базируется на предположении, что образы представляют собой психические отражения реально существующих объектов материальной реальности. Соответственно опираясь на образы человек способен постигать действительность, исследовать существенные свойства и стороны объектов, их взаимосвязи, а также проверять полученные знания посредством практики, т.е. через взаимодействие с объектами выстроенное на основе полученных знаний.

Современные представления о познании, доминирующие в научной среде опираются именно на материалистическую модель. При этом сам процесс познания имеет сложную структуру и осуществляет на двух взаимосвязанных уровнях:

  • чувственном,
  • рациональном.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Рациональное познание

Рациональное познание, в отличие от чувственного — это процесс опосредованного познания мира посредством логического мышления, включающего в себя обобщенное, абстрактное отражение реальности и  информации о ней посредством следующих методов:  синтез, дедукцию, индукцию и другие методы.

Формами чувственного познания являются: 

Понятие — это мысль, которая отражает обобщенные свойства объектов объективной реальности. Понятия отражаются в терминах, которыми люди оперируют. Понятия бывают единичные (Луна, Земля, дорога), и общие, включающие в себя другие понятия, более узкие по смыслу (Евразия, социальная группа, стратификация и пр.)

Суждение — это оценочная мысль об объекте или явлении окружающего мира. Простейшая оценка: истинно некоторое утверждение, или ложно. 

Умозаключение — это цепь суждений, в результате которых происходит формирование принципиально нового суждения. Например, ученый изучил все достижения науки в  какой-то области, и сделал вывод, что все они ученые до него были не правы, потому то и потому то.

Наука опирается именно на рациональное познание мира.

Важно понимать, что оба эти вида познания представляют собой в философии ступени единого процесса познания, они тесно взаимосвязаны между собой

Поделиться в соц. сетях

Чувственное познание

Замечание 1

В истории философии чувственное (сенсуалистское, эмпирическое) и рациональное познание, традиционно противопоставлялись друг другу и являлись конкурентными теориями, хотя в действительности между ними существует теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Вместе с тем, чувственное познание является более первичным, как в онтогенетическом, так и в филогенетическом смысле, поскольку физиологической базой для него выступает работа органов чувств и только уже после освоения субъектом языка, формируется познание рациональное.

Само по себе чувственное познание представлено тремя процессами, которые позволяют создать образ объекта окружающей реальности:

  • ощущением,
  • восприятием,
  • представлением.

Ощущение представляет собой элементарный сенсорный акт, в ходе которого субъект с помощью органов чувств отражает отдельные свойства объектов доступных для наблюдения. Ощущение существует в первую очередь на уровне высшей нервной деятельности и достаточно редко бывает представлено в сознании субъекта в непосредственном виде.

Восприятие представляет собой более сложную познавательную деятельность, в ходе которой благодаря интеграции ощущений, а также операций обобщения и категоризации формируется целостный образ объекта, находящегося в непосредственном восприятии личности. Процесс восприятия в значительно большей степени, чем ощущения, опосредуется языком и рациональным познанием. В ходе своего развития процесс восприятия включает в себя не только моторную познавательную активность, но также мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, обращение к памяти, которые протекают неосознанно для самого субъекта и позволяют быстро идентифицировать и категоризовать объект, вместо того, чтобы выстраивать его образ каждый раз заново.

Представление в философии предполагает возможность восстановление образа объекта, при отсутствии такового в непосредственном контакте с познающем субъектом, при этом образ восстанавливаемый по данным памяти, не только переживает значительную мыслительную переработку, но также позволяет производить над ним различные операции, позволяющие видоизменять и модифицировать его.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

  3. То, которое получается по аналогии.

↑ Понятие «познание».

Познание — 

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. 

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Особенности рационального познания

С древних времен люди стремились понять окружающую их реальность и познать законы своего существования. Первобытные люди объясняли устройство мира существованием высших сил, способных влиять на предметы и природные явления. С развитием общества возникло и понятие научного знания. Мы хотим узнать, что понимается под логическим познанием, какие существуют формы познания.

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Познание в обществознании — это процесс изучения мира с целью выявления закономерностей его развития, систематизации закономерностей своего развития и развития мира.

Это использование органов чувств для постижения окружающего мира: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Наиболее важными формами сенсорного восприятия являются:

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.

Без органов чувств человек не способен распознавать окружающий мир и устанавливать взаимосвязи между его элементами. Потеря одного или нескольких органов чувств усложняет процесс, но не останавливает его. Когда это происходит, органы чувств компенсируются — например, улучшается слух слепого человека.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Примеры познания в жизни человека

  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И. А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира — главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
  2. Еще один наглядный пример может быть представлен в образе Базарова в романе «Отцы и дети» русского классики И. С. Тургенева. Его любовь к науке и постоянное познание медицины помогло герою сформироваться в качестве личности, стать глубоко мыслящим человеком.
  3. Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главного героя Митрофана перед светской общественностью представляют как человека, который изучает и познает мир. Но на самом деле он был под постоянной опекой матери, госпожи Простаковой, которая оберегала его от окружающих проблем.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: