Экономические методы менеджмента

Методы управления персоналом: какие они бывают и что о них нужно знать каждому руководителю

Социально-психологические методы управления персоналом

Это всё, что влияет на психологическое состояние сотрудников. Суть методов в том, чтобы создавать правильный климат в компании, построенный на заботе и открытом диалоге с сотрудниками. В компаниях, где люди чувствуют заботу, выше уровень вовлечённости сотрудников — и, как правило, выше производительность труда.

Вот что влияет на социально-психологический климат в компании и отделе:

Корпоративная культура и непосредственный руководитель. В корпоративной культуре важна прозрачная система постановки целей и вознаграждения. Со стороны руководителя важна справедливость, открытость и умение работать с обратной связью.Гибкая корпоративная культура способствует здоровой атмосфере в компании. Гибкой можно назвать культуру, в которой сотрудникам дают возможность проявлять инициативу, занимаются их развитием, разрабатывают нематериальные способы вовлечения и мотивации.

Обратная связь от руководителя сотрудникам. Умение профессионально давать корректирующую и развивающую обратную связь входит в перечень базовых навыков руководителя

Благодаря ему можно мотивировать сотрудников на развитие, удерживать их в компании, формировать доверительные отношения, устранять ошибки и проблемы в бизнес-процессах, повышать эффективность работы сотрудников.Ещё важно, чтобы руководитель обладал эмоциональным интеллектом. Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию других людей и в зависимости от этого выстраивать с ними эффективную коммуникацию

Руководитель, который умеет поддержать сотрудника и правильно отреагировать на то, что его беспокоит, вызывает у него доверие.

Кросс-функциональные коммуникации. Они определяют, насколько эффективно сотрудники общаются с сотрудниками других отделов. Задача руководителей — поощрять среду, в которой сотрудники открыто взаимодействуют с коллегами из других отделов, умеют конструктивно решать совместные задачи и вести проекты. Среду, в которой минимизированы сроки ответов на вопросы и согласований документов.

Развивающие мероприятия. Это комплекс действий, позволяющих сотрудникам развиваться личностно и профессионально. К ним относят тренинги, наставничество, менторинг, проектную деятельность. Когда люди чувствуют, что об их развитии заботятся, это положительно влияет на их мотивацию и психологическое состояние.

Отдельно можно поговорить о новом направлении в управлении персоналом — заботе о благополучии сотрудников. Оно предполагает комплекс мер, направленных на управление стрессом и энергией работников.

К таким мерам относятся, например, создание уютной кофейни и зон отдыха в офисе и различные антистрессовые мероприятия. Это работа с корпоративным психологом, релаксационные практики, лекции врачей, создание комфортного для людей режима труда и отдыха — свободный график, дополнительные дни к отпуску, оплата санаториев и многое другое.

В некоторых западных компаниях сотрудникам предлагают специальные браслеты — индикаторы психологического состояния. Если сотрудник рассержен или испытывает стресс, браслет меняет цвет. HR или руководитель видят, что что-то идёт не так, и предлагают сотруднику помощь.

Вопросами развития и благополучия сотрудников занимаются руководители. Им помогают сотрудники отдела персонала, отвечающие за обучение, корпоративную культуру и вовлечённость.

Административные методы управления персоналом

К административным методам управления персоналом, помимо стандартных базовых управленческих навыков, относится контроль за соблюдением правил и регламентов, существующих в компании. Простыми словами — руководители следят за тем, чтобы сотрудники соблюдали нормы и правила организации.

Допустим, в компании установлены рабочие часы с 8:00 до 17:00 или ежемесячная обязательная отчётность — именно руководитель контролирует время прихода и ухода сотрудников, собирает отчёты сотрудников и консолидирует их данные для сдачи высшему руководству или внешним организациям. Если сотрудник регулярно нарушает правила трудового распорядка — опаздывает или нарушает систему отчётности, не сдаёт отчёт вовремя без уважительной на то причины, — к нему могут применить административные инструменты, названные в Трудовом кодексе:

  • замечание;
  • выговор;
  • в крайнем случае — увольнение, если ситуация не меняется.

Дисциплинарные инструменты используют в работе с массовым персоналом — например, с рабочими на производстве, где особенно важно соблюдение чёткого графика работы, существуют нормы выработки продукции и количества производственных операций. Административные методы управления персоналом слабо работают для творческих команд: учёных, дизайнеров, разработчиков

Их основная задача — создать уникальный результат, а не выполнить как можно больше операций

Административные методы управления персоналом слабо работают для творческих команд: учёных, дизайнеров, разработчиков. Их основная задача — создать уникальный результат, а не выполнить как можно больше операций.

Поэтому типовые сроки, нормы труда и правила трудового распорядка используют в творческих отраслях по-другому. Это хорошо заметно по привилегиям, которые дают своим сотрудникам компании в IT-отрасли. Например, для подразделения разработки в компании может быть установлен гибкий график работы, возможность работы из дома, свободная форма одежды. Важным фактором управления становится создание условий труда, стимулирующих творческую деятельность сотрудников.

Виды экономических методов менеджмента на предприятии

  1. Коммерческий расчет

    Данный расчет соизмеряет затраты и результат с целью обеспечения прибыльности производства.
    Главным отличительным свойством коммерческого расчета является то, что в рамках него обязательным условием является получение прибыли и требуемый собственниками предприятия уровень рентабельности.

  2. Цены и ценообразование

    Наиболее часто используемым является метод ценообразования по принципу «полных издержек», согласно которому уровень цены устанавливается с учетом производственных издержек и желаемой нормы прибыли.

  3. Финансирование

    Источники формирования финансовых ресурсов:

    • собственные средства;
    • привлеченные с финансового рынка средства;
    • средства, которые поступают в качестве дополнительных доходов – возмещения, проценты, дивиденды, субсидии.
  4. Кредитование

    В рамках метода кредит рассматривается как инструмент увеличения собственных средств и как инструмент улучшения состояния потребительского рынка.

  5. Налоговая система

    Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

  6. Страхование

    Страхование функционирует в сфере перераспределительных отношений и выполняет следующие функции: рисковая, предупредительная, сберегательная, контрольная.

  7. Маркетинг

    При помощи этого метода изучается и учитывается спрос и требования рынка с целью обоснованного выбора ориентации производства на выпуск заранее определенных объемов конкурентоспособной продукции с определенными потребительскими свойствами.

  8. Административно-правовые методы менеджмента

    Определение 3

    Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств административного и правового воздействия на отношения людей в процессе производства.

    Эти методы выполняют вспомогательную роль в системе рыночных отношений.

Опорные системы административно-правовых методов:

  • законодательные акты;
  • нормативно-директивные и методические документы предприятий и вышестоящих организаций, которые обязательны к применению;
  • планы, программы, задания предприятия;
  • система оперативного руководства.

Виды административно-правовых методов менеджмента:

  • организационное воздействие;
  • распорядительное воздействие;
  • организационно-распорядительное воздействие.

Экономические методы управления

Основной экономический метод управления — это система материальной мотивации. Она определяет, какое вознаграждение получит сотрудник за свою работу: каким будет размер его оклада и будет ли у него премиальная составляющая. Сюда же входят льготы, материальная помощь, системы надбавок и доплат.

Часто компании используют систему мотивации вместе с оценкой результативности сотрудников. Это не только позволяет справедливо вознаграждать сотрудников за их труд, но и связывает стратегические цели компании с задачами сотрудников «на местах».

Вот традиционные системы управления результативностью:

KPI

Управление через показатели эффективности, когда сотрудников премируют за достижение ключевых плановых значений на ежемесячной или ежеквартальной основе.

MBO

Это управление по целям — концепция в менеджменте, которая предполагает ориентацию на стратегические годовые цели. В этом случае премировать могут за более долгий период — например, за год по факту достижения годовых целей.

OKR

Это метод управления проектами, который используют в современном менеджменте. Он позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели и обеспечить эффективный контроль. Метод разработали в компании Intel, после чего его стали использовать в других крупных технологических компаниях — например, в Google и LinkedIn.

Разработкой системы вознаграждения в компании занимается сотрудник отдела персонала, специализирующийся на области труда и заработной платы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из
проведенных мною исследований данной темы, я пришел к следующим теоретическим
выводам:

Обобщение опыта
отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель
системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного
использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим
формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее
построения используются методы, разработанные наукой и апробированные
практикой.

Различают три
метода управления персоналом: административный метод
(организационно-распорядительный); экономический метод;
социально-психологический метод.

Экономические
методы основываются на правильном использовании экономических законов производства
и по способам воздействия известны как «метод пряника».

Руководители
предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы
добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов
в своей деятельности.

Экономический механизм менеджмента включает основные функ­ции и методы
управления хозяйственной деятельностью предприятия, ори­ентированные на
повышение производительности и эффективности произ­водства при постоянной
адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и
поведения всех его участников. В отече­ственной практике экономический механизм
управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.

Основными экономическими методами (моделями) в менедж­менте предприятия,
обеспечивающими его эффективное функционирова­ние в рыночных условиях
хозяйствования, являются коммерческий расчет;    внутрифирменный расчет; ценовая
политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и
обеспечения конкуренто­способности продукции и предприятия в целом.

Анализ внедрения
экономических методов был рассмотрен  применительно к предприятию ПО «Квант».  Тут также необходимо
отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией
мониторов «Panasonic», находится в Новгороде.

Самым конкурентоспособным является монитор фирмы LG. Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic.

Стратегия
ценообразования – это выбор предприятием возможной динамики изменения цены на
товар
, наилучшим образом соответствующей целям предприятия.

Наиболее
приемлемой ценовой стратегией будет стратегия преимущественной цены. Суть ее в
том, что преимущество достигается по отношению к конкурентам по издержкам (цена
устанавливается ниже цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен конкурентов,
чтобы товар оценивался как престижный).

Основным
направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных
предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора
управленческих решений.

                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ансофф И. Стратегическое
управление — М. 1989. -45 с.

2. Астахов В.П. Анализ
финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством — М. Ось-89
1995. – 89 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. —
М. ЮНИТИ 1995. – 569  с.

4. Гончаров В.И. «Менеджмент
предприятия»: Часть 2.: «Издательство МИУ» Минск 2005. – 624 с.

5. Ефимова О.А. Финансовый
анализ — М. Финансы 2000. – 69 с.

6. Павлова Л.Н. Финансовый
менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия — М. ЮНИТИ 1995. – 178 с.

7. Стоянова Е.А. Финансовый
менеджмент в условиях инфляции — М. Перспектива 1994. – 279 с.

8. Теория и практика
антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И — М. ЮНИТИ 1996. –
84 с.

9. Финансы в управлении
предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. — М. Финансы и статистика 1995. – 259 с.

10. Основы менеджмента: Учебное
пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2000. – 84 с.

11. Круглов М.И. Стратегическое
управление компанией. Учебник для ВУЗов. –М.: Русская деловая литература, 2000.
– 321 с.

12. Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоура Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. –М.: Дело, 2000. – 122 с.

13. Кабушкин Н.И., Основы
менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. – 243c.

14.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М.: Фирма Гардика, 2002.
– 44 с.

15. Рифард Л.Дафт, Менеджмент,
Питер 2004 . – 23 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: