Этапы становления психологической науки

Этапы становления психологической науки

Период научной революции XVII века и развитие психологии.

Наиболее важным феноменом Нового времени в области религии явилась Реформация, которая привела к появлению протестантизма и, по сути, сокрушила идейное господство католицизма, являющегося надежной опорой феодализма.

Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г. бросил
открытый вызов Церкви, поместив на дверях Виттенбергского собора дощечку с 95 тезисами против индульгенций и за это был отлучен от церкви.

У истоков научной революции и мировоззрения Нового времени стоит Галилео Галилей (1564-1642). Его значение определяется прежде всего тем, что он первым начал реализовывать детерминистический и механико-математический подход в науке Нового времени.

Второй ученый, оказавший мощное воздействие на становление научной мысли Нового времени, — Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он по праву считается родоначальником философии нового времени. Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его «великой матерью всех наук».

Рене Декарт -основатель современной философии и психофизиологии. Он был создателем аналитической геометрии, развил алгебру, занимался психологией и физиологией, выступил, наряду с Бэконом, как родоначальник философии нового времени.

Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души. Страсти подразделяются на 3 группы:

  • Чисто  физиологические — от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).
  • Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом — это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.
  • Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них — щедрость).

Томас Гоббс — основоположник сенсуализма. Гоббс выступал против схоластики, враждебно относился к Аристотелю. Эталоном научной дедуктивной методологии считал учение Евклида.  Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции.

Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает рефлекторный акт не как сенсо-моторный, а как сенсо-сенсорный процесс.

Философско-психологическое учение Бенидикта Спинозы. Одним из первых оппонентов Декарта был голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677).

Человек у Спинозы — один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции — мыслящую и телесную субстанции. Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума

Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.

Психология как наука о сознании

В период средних веков (от 4 до 17 века) психология вновь претерпевает серьезные изменения. Философия, естественные науки отходят на второй план, и сознание людей становится очень религиозным и догматическим: преобладают христианские учения, единобожие. В данный период развивается такое направление как схоластика — рациональное обоснование религиозных догматов.

Приоритет церкви становится непререкаемым, а душа человека трактуется исключительно в рамках религиозных верований. Душа трактуется в рамках теологии как это посредник между материальным миром и Творцом. Она не инструмент отражения окружающего мира, это сугубо духовное явление.

Позднее в 13-15 веке начинается активная борьба с религиозным догматизмом, открывая собой эпоху Возрождения. Для данного периода характерна гуманизация науки и всех отраслей знания: человек возвращается в систему координат. В творчестве развивались идеи о способности человека к саморазвитию, самосовершенствованию (Ф. Петрарка, Д. Алигьери). Художники и скульпторы отражали в своих произведениях реальных людей с их реальными переживаниями и страстями. Повышается интерес к естественному исследованию человека (Л. да Винчи)

К 17 веку в психологии оформляются два основных течения: рационализм и эмпиризм. Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) считали, что в основе бытия лежит разум. Р. Декарт выдвигает идею дуализма, разделяя все бытие на две субстанции: материальные (вещи) и духовные (идеи). Такой дуализм породил в психологии психофизическую проблему: как связаны тело (материальная субстанция) и душа (духовная субстанция). Р. Декарт предложил механистическую (детерминистскую) концепцию для ее объяснения, положив начало таким образом идее центрального рефлекса: тело действует механически, а душа, находящаяся в головном мозгу, управляет им. Таким образом, душа трансформировалась в понятие сознания. Так психология стала развиваться дальше как наука о сознании.

Б. Спиноза предложил не разделять душу и тело, а объяснить духовное начало одним из проявлений материального, таким образом, зародив идею о том, что психическое можно наблюдать так же, как и материальное.

Так стала развиваться эмпирическая психология (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм), в основе которой лежала идея о наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении закономерностей между ними. Дж. Локк вводит понятие двух уровней деятельности сознания: восприятия, мысли и рефлексии (наблюдение и созерцание этих мыслей). Так зародилась идея интроспекции, которая оформляется окончательно как метод изучения сознания в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Это было начало экспериментальной психологии как самостоятельной науки. Сознание расчленили на самостоятельные элементы: ощущения, образы, чувства. а психология понималась как наука об элементах сознания. Однако данная идея не дала результатов и оказалась весьма сомнительной, что повлияло на формирование направления функционализма в психологии.

Ярким представителем функционализма является У. Джеймс, основная идея которого состояла в том, чтобы изучать функции сознания и их роль в адаптации человека к окружающей среде. Он полагал, что психология — это наука о функциях сознания. У. Джеймс также выделил два типа процессов сознания: произвольные и непроизвольные. Данный подход является переходным мостиком к бихевиоральным концепциям.

Этапы становления психологии

В науке условно выделяются четыре основных этапа становления психологической науки:

  • 1 этап (4 век до нашей эры — середина 17 века);
  • 2 этап (середина 17 века — середина 19 века);
  • 3 этап (середина 19 века — середина 20 века);
  • 4 этап (середина 20 века — по настоящее время).

На первой стадии психологическую науку рассматривают в качестве знания о душе, наличием которой пытались объяснить совокупность непонятных явлений в человеческой жизни (сновидения, транс, магию, удачу, смерть и др.).

На данной стадии психологию можно считать донаучной, поскольку у нее не было собственных методов исследования. Тогда она использовала философский метод логических рассуждений. В то время произошло формирование исторически первого предмета психологии. Он представлял собой душу как нечто, что отличало живое от неживого, давало возможность движения, ощущения.

На втором этапе психология развивается как наука о сознании. Это происходит по причине развития естественных наук. Тогда ученые назвали способность думать, ощущать, чувствовать и желать сознанием. Основной метод исследования психических явлений того времени представлен наблюдением человека за самим собой и описанием фактов.

Философская дискуссия перестала являться единственным инструментом познания, так как на нет сходят донаучные представления о душе в качестве нематериальной бестелесной субстанции. Тогда начинают подвергаться исследованию феномены сознания, опыта человека с помощью самонаблюдения.

На третьем этапе психологическая наука начинает исследовать в большей степени поведение. Тогда же возникает много разных направлений, для которых был характерен свой язык и принципы. Первоначально направления не могли взаимодействовать, часто существуя в противопоставлении. Данный этап называют чаще всего периодом открытого кризиса в психологии.

На последнем этапе состояние психологии предстало в стадии открытого кризиса. Он продолжается и сегодня, что характеризует разнообразие и конкуренцию парадигм

Важное психологическое направление, возникшее на этом этапе, представлено гештальтпсихологией. Ее последователи выдвигают концепцию целостности образа, свойства которого невозможно свести к сумме свойств элементов

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Первые представления о психике

Первые представления о психике можно отнести к анимизму. Это было древнейшее знание, в соответствии с которым у всего, что существует в мире, есть душа. Душа понимается в то время как сущность, независимая от тела. Она способна одновременно с этим управлять всеми живыми и неживыми предметами.

Материалистическими философами древности (например, Демокритом, Лукрецием и Эпикуром) душа человека рассматривалась в качестве разновидности материи или телесного образования, которые формируется из шаровидных, мелких и подвижных атомов.

Позже философ-идеалист Платон стал рассматривать душу человека как что-то божественное, что отличается от тела. Душа, до того, как попасть в тело человека, существует отдельно в высшем мире. Там, по мнению философа, она занимается познанием идей, представляющих собой вечные и неизменные сущности.

Платон классифицировал душевные явления на следующие составляющие:

  • Разум,
  • Мужество (в современном понимании – воля),
  • Вожделение (в современном понимании —мотивация).

Великим мыслителем Аристотелем, создавшим трактат «О душе», психологическая наука была выделена в качестве своеобразной области знания. Он впервые выдвигает концепцию неразделимости души и живого тела. Проявление души и психики происходит в соответствующих способностях к деятельности, которая может быть питающей, чувствующей, движущей и разумной.

Философ считал первичной познавательной способностью человека ощущение, которое могло принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения способны оставлять след в качестве представлений в виде образов предметов, которые до этого действовали на органы чувств. Он показал, что данные образы объединяются в 3 направлениях (сходство, смежность, контраст).

Развитие психологических знаний в Средние века.

Мировоззрение средних веков становится теологическим. Его основа — церковная догма. Авторитет Церкви являлся непререкаемым.

Идеалом греческой философии было познание, наука («эпистема»), разум. Библия дает иную трактовку данной проблемы. Науке, знанию она противопоставляет веру, определяя ее как единственную, обладающую познавательной ценностью для верующего человека.

В этих условиях естественно-научное познание приостанавливается. Опытное реальное познание замещается религиозной догматикой.

Философствование «в вере» — наиболее развитое учение в период средневековья, воплотившееся в схоластике. Схоластика зарождается в VIII в. и представляет собой философию, направленную на обоснование догматов богословия.

Наиболее известный схоласт, радикальный представитель реализма — Фома (Томас) Аквинский (1225-1274), учение которого было канонизировано  как  истинно католическая философия (и психология) и получило название «томизм», а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323).

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился

Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм

Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.

Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу

Психология как наука о поведении

В начале 20 века в Америке зародилось течение бихевиоризм, которое своей основной целью считало изучение объективных проявлений человека – его поведения, для чего нужны объективные способы его регистрации фиксации и обработки.

В самом бихевиоризме было несколько течений: классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), в рамках которого поведение понимается как расширение репертуара условных рефлексов; необихевиоризм (Э. Толмен, Б. Скиннер), в рамках которого понятие «поведение» вышло за пределы схемы стимул-реакция и стало определяться некоторыми внутренними параметрами, социальное научение (А. Бандура), в рамках которого поведение трактуется как результат научения.

Необихевиоризм стал переходом к когнитивной психологии (У. Найссер), в рамках которой ведущая роль в формировании поведения отводилась когнитивным параметрам человека (память субъекта, способы обработки информации, усвоения и т.д.).

Поведенческая психология развивалась в том числе и через такое направление как гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин, К. Коффка), в рамках которой поведение человека трактовалось как проявление процессов в целостной системе человека. То есть поведение — это лишь часть того целого, что происходит внутри. В том числе, гештальтисты определили понятие «психического образа», который опроверг бихевиоральную идею о том, что человек развивается путем проб и ошибок. С позиции гештальта, у него есть некий целостный психический образ внутри, сообразно которому реализуются действия и поведение.

Зарождение психологии как науки.

Слово «психология» появилось в 16 веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (учение,
знание). Психология – наука о душе.
Это слово получило всеобщее признание в 18 веке, после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Происхождение слова «психология»

Эрот , сын Афродиты , влюбился в очень красивую молодую женщину Психею . Но Афродита была
недовольна, что ее сын, бог-небожитель , хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных , заставляя Психею пройти через ряд испытаний..

Но любовь Психеи была так сильна , а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса- верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души.

Таку Психея-смертная, обретшая бессмертие ,- стала символом души, ищущей свой идеал.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

Американский психолог Джордж Миллер также занимался исследованием языка, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в зарождении психолингвистики. Помимо этого Миллер изучал способности человеческой памяти, выдвинув теорию, что большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, более подробно об истории развития педагогической психологии вы можете почитать в нашей статье

А если вы желаете разобраться в особенностях своего мышления, научиться решать сложные жизненные задачи без суеты и стресса, улучшить аналитические способности, память и логику, приглашаем на онлайн-программу «Когнитивистика».

В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Кстати:

Сущность психологической науки и ее зарождение

Психологическая наука изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психической деятельности групп людей или отдельного человека. Она способна объединять в себе естественно-научный и гуманитарный подход.

Прикладная психология напрямую связана с психотерапией и психиатрией, которая представляет собой отрасль медицины. Ее назначение состоит в распознавании и лечении психических расстройств. Психотерапия же ведает вопросами лечебного воздействия на психику. Воздействие происходит с помощью психики на организм и способствует избавлению от эмоциональных, личностных, социальных проблем.

Психология является одной из самых древних и интересных наук

Психологическое знание сложное и важное для человека. Категория «психология» впервые стала использоваться в европейских текстах в 16 веке

В переводе с древнегреческого языка психологическая наука означает знание о душе.

Первоначально это знание относилось к науке, занимающейся исследованием душевных и психических явлений, которые относились к сознанию. Они представляют собой явления, которые любой индивид легко может обнаружить у себя в процессе самонаблюдения. Уже в начале прошлого века область исследований психологов стала значительно расширяться и включила в себя человеческую деятельность и неосознаваемые психические процессы.

Современные исследования стали выходить за пределы собственно субъективных психических явлений. Тем не менее, по сформировавшейся традиции до настоящего времени за этой наукой сохранилось прежнее название. Данный факт вступает в определенное противоречие с современным действительным предметом психологической науки.

Этапы становления психологической науки рассматриваются с точки зрения определенного парадокса. Он заключается в том, что психология в качестве науки одновременно и древняя, и молодая. Она обладает тысячелетним прошлым, но вся еще находится в будущем.

Психология как наука о душе

Периодизация развития психологии сформирована относительно взглядов на предмет самой психологии. Так выделяют следующие периоды:

  1. психология как наука о душе (до 17 века): от поздней античности до эпохи Нового времени
  2. психология как наука о сознании (с начала 17 до начала 20 века)
  3. психология как наука о поведении (с начала 20 века до наших дней)

Донаучный период берет свое начало в 7-6 века до н.э. На данном этапе душа понималась как нематериальный двойник тела и трактовалась через концепции мифов и легенд, в рамках религиозных верований, в которых она обладала автономной и побуждающей силой. Именно это свойство легло в основу дальнейших размышлений относительно природы души.

Исследуя вопрос о побуждающей и автономной силе души, первые философы стали размышлять о том, как она приводит в действие индивида, как им руководит. Ответы на этот вопрос представлены в диаде материализма и идеализма.

Сторонники материализма, считали, что душа — это часть материи, соответственно надо найти только ее первооснову. В поисках первоосновы и стали развиваться концепции стихийного материализма. Их создатели: Фалес (основа мироздания-вода, а психика это одно из состояний воды), Анаксимен (первооснова всего мироздания-воздух, душа тоже воздушной природы), Гераклит (основа всего сущего — огонь, душа тоже огонь, особое состояние огня-психея).

Однако позже Анаксимандр стал писать о том, что материальный объект не может быть источником мироздания и соответственно души, а значит природа души физическая (апейрон). Демокрит и Левкипп развили идею атомизма, в рамках которой все окружающее состоит из мелких частиц (атомов), и душа тоже. Гераклит развил эту мысль до того, что определил движущей силой всего — Логос, законам которого все подчиняется и из всего проистекает. Так стала развиваться концепция детерминизма.

Критикой детерминизма стали идеи Сократа и Платона, которые были сторонниками идеализма. По их мнению, детерминизм и всеобщая обусловленность жизни лишают человека свободы воли и выбора, а также принципов нравственного поведения. А душа — это прежде всего источник разума и нравственности, природу которых не объяснить материальными принципами. Аристотель также развивал свои идеи в духе идеализма, однако он сделал акцент на том, что хоть душа и не имеет вещественной природы, но она не может быть и в отрыве от материи (как у Платона), она является функцией живого, позволяющей ему реализовать себя.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: