Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ.
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Давайте разберемся с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.
Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.
Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.
Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.
А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.
Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь.
Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.
Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
- Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
- 1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
- 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
- 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
- Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
- Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос.
Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия.
То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ��
Музыкальный онлайн колледж
- Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
- Что это такое и вообще для чего это нужно?
- Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.
Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.
Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.
Именно тональная система строится на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.
Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.
- Теперь проделайте следующий опыт.
- Сыграйте гамму до мажор.
- Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
- Количество вариантов здесь небольшое.
- Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II, IV, VI,VII ступени.
- Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
- Каждая ступень, не входящая в аккорд, стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.
Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними. Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.
Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.
Существуют и другие системы организации звуков, в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы. Но основа для изучения звуковых системы это тональность, так как она проста и понятна.
- Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
- Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные (7 ступень).
- Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
- В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
- Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
- Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
- Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
- Но о них мы сегодня не будем говорить.
- Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:
Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.
В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:
Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.
Давайте подведем итог:
Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
- Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
- Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
- Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.
- Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, который даст вам все необходимые навыки.
Развитие слуха — Ладовый слух
руб.2,800.00 – руб.13,500.00
Устойчивые/неустойчивые, главные ступени лада. Разница, что такое, с чем едят!
Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.
УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ
Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).
Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:
ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ И ПОБОЧНЫЕ СТУПЕНИ
Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???»
Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:
Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).
Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.
Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).
Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).
Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе. (картинка 4)
Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо).
В статье использованы материалы с портала music-education.ru
Работа над гаммой Соль мажор :
Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор
Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью
Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио
Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь.
Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок.
Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.
Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними
После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой
Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы
Работа над ступенями гаммы Соль мажор
Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:
- Пение гаммы ступенями.
- Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
- Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
- Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
- Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
- Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
- Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.
Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио
Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре»
Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.
Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.
Результат работы над новой гаммой
Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:
- строение мажорной гаммы;
- знаки альтерации;
- устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
- разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
- транспонирование.
Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.
Основные лады. Их структура.
А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них.
Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна чтобы замкнуть октаву первой ступенью.
Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.
Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.
Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.
Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)
Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.
Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой.
У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.
У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.
Гармонический минор | — VII ступень повышается на полтона |
Мелодический минор | — VI и VII ступени повышаются на полтона |
Гармонический мажор | — VI ступень понижается на полтона |
Мелодический мажор | — VI и VII ступени понижаются на полтона |
А просто мажор или просто минор называются натуральными.
На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.
Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.
Главные трезвучия лада — построение
В мажорных тональностях
ИНТЕРЕСНО: Построить трезвучие очень просто
Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках. Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками. В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени
В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
В минорных тональностях
ИНТЕРЕСНО: Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I. В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.
В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.ВАЖНО: D53 на V ступени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень. Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D. Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D
Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать на этой странице.
Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?
Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.
Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.
Устойчивые и неустойчивые ступени
Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).
Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:
Главные ступени и побочные ступени
Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???».
Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:
Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).
Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.
Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).
Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).
Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.
Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.
Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!
Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!
Главные трезвучия лада — основные аккорды в сольфеджио
Любой любитель музицировать рано или поздно задается вопросом – а как подобрать аккорды песен на фортепиано. Отвечаю – для этого надо овладеть знаниями и навыками в теории музыки и сольфеджио. И первое, что вам предстоит понять – что такое главные трезвучия лада. На самом деле, огромное количество песен строится на 3-4 аккордах, и надо понять структуру и правила гармонизации (то есть правила подбора аккордов к произведению). Тогда вы сможете подыграть себе сопровождение на пианино к любой композиции.
Сразу говорю, что подобрать аккомпанемент на пианино — не так просто, это потребует определенных знаний и навыков. Но ведь нужно с чего-то начинать. Вот и начнем со знакомства с трезвучиями главных ступеней.
Главные ступени лада – основа музыкального сопровождения
Как вы помните с одного из прошлых уроков о тональностях, ступеней в музыке всего семь, и именно на их основе строятся различные аккорды. Три из них называются устойчивыми, а четыре – неустойчивыми. Есть еще понятие – главные ступени. Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V. И названия у них тоже есть:
- I – тоника,
- IV – субдоминанта,
- V – доминанта.
Как вы видите, главные ступени в до мажоре – ДО, ФА и СОЛЬ. В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени до мажора:
Главные ступени в до мажоре
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие.
Для примера рассмотрим Ре мажор, это будут уже другие ноты:
Главные ступени в ре мажоре