Цели, задачи, источники информационного обеспечения государственного управления
Говоря о цели информационного обеспечения государственного управления, в качестве таковой следует понимать получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.
Данная цель в государственном управлении достигается посредством последовательного решения ряда задач:
- сбор первичной информации и ее аккумулирование;
- распределение полученной информации внутри системы государственного управления – структурными подразделениями государственных органов и их должностными лицами;
- подготовка к переработке и последующая переработка информации;
- предоставление органу государственного управления информации в переработанном, пригодном для использования виде и ее последующий анализ;
- обеспечение прямых и обратных связей ее перемещения;
- и т.д.
Все это невозможно эффективно делать без средств вычислительной техники и новых информационных технологий. В свою очередь, эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки.
Поскольку государственное управление представляет собой сложную неоднородную систему социального регулирования, неоднородны и источники информационного обеспечения соответствующей деятельности. Так, могут быть выделены следующие источники информационного обеспечения государственного управления:
- Источники правового регулирования, нормы которых наделяют органы государственной власти и их должностных лиц правом принятия конкретных управленческих решений или совершения действий, в порядке и на условиях определенных соответствующими нормативно-правовыми актами;
- Поступающие в органы государственной власти обращения граждан, направленные на реализацию своих законных интересов и субъективных прав;
- Направляемые в условиях субординации, обязательные для исполнения указания вышестоящих государственных органов, направленные на повышения качества и эффективности деятельности государственных органов;
- Выявляемые в рамках контрольных мероприятий факты и явления, имеющие место в деятельности органов государственной власти, анализ которых позволяет с одной стороны, сделать вывод о состоянии управляемых объектов, а с другой – уровень эффективности деятельности субъектов управления;
- Информация о кризисных явлениях, то есть проблемных, конфликтных и экстремальны ситуациях природного и антропогенного характера, требующих оперативного вмешательства государственных органов и конкретных должностных лиц.
Кроме того, существующая внутри вышеназванных источников информация также может быть проклассифицирована:
- По источнику возникновения: официальную и неофициальную;
- По временной характеристике: информация о прошлом, текущем, о будущем состоянии управляемого объекта;
- По широте распространения: общегосударственную, региональную, местную, локальную;
- По расположению в структуре государственного аппарата: горизонтальную и вертикальную.
Понятие информационного обеспечения
Развитие рыночных отношений вызывает необходимость повышения уровня управления экономикой. Процесс управления представляет собой сбор, обработку и передачу информации для вынесения управляющих решений.
Существует разделение экономической информации по функциональному ее назначению, в рамках которого выделяют такие структурные единицы:
- Реквизит (при машинной обработке «поле», «элемент», «атрибут») – отдельное свойство объекта (сочетание цифр или букв), которое имеет смысловое содержание и не поддается дальнейшему делению. Реквизиты делятся на реквизиты-признаки (качественная сторона объекта) и реквизиты-основания (количественная сторона). Например, реквизит-признак – наименование подразделения и его код, реквизит-основание – количество сотрудников.
- Показатель – логическое высказывание, которое содержит качественную и количественную характеристику представляемого явления. При создании базы данных из показателей в качестве единиц информации формируется ее содержание. Примером экономического показателя является план поставок меди для поставщика ООО «Крокус», который в 2015 году равен 500 тонн.
- Из совокупности показателей в документе образуется информационное сообщение.
- Информационный массив – набор однородных документов, которые объединены по определенному признаку.
- Информационный поток – объединение массивов, которые используются при решении управленческих задач, по различным признакам.
- Информационная система (ИС) – структурная единица высшего уровня, которая содержит всю информацию рассматриваемого объекта.
Создание ИС и информационных технологий (ИТ) нуждается в специальной организации информации и выделении специальной подсистемы – информационного обеспечения.
Определение 1
Информационное обеспечение (ИО) является важнейшим элементом ИС и ИТ, который отражает информацию, характеризующую состояние управляемого объекта и является базой для принятия решений управления.
ИО составляют:
- показатели,
- справочные данные,
- классификация и кодирование информации,
- унифицированная система документации,
- информационные массивы (файлы) и т.д.
При разработке ИО информационной системы определяют состав показателей, которые необходимы для решения задач различных управленческих функций, их характеристики (объем, время) и информационные связи. Составляют разные классификаторы и коды, определяют наполнение входных и выходных документов для каждой задачи, проводят организацию информационного фонда, определяют состав базы данных.
ИО разрабатывается для повышения качества управления организацией через повышение достоверности и своевременности данных, которые необходимы для принятия решений управления.
Определение 2
Основным назначением ИО является обеспечение такой организации и представления информации, которые будут отвечать любым требованиям пользователей и условиям автоматизированных технологий.
Чтобы создать ИО необходимо:
- ясно понимать цели, задачи, функции всей системы управления организацией;
- выявить движение информации от момента ее создания до использования на разных уровнях управления, которая представляется для анализа в виде схем информационных потоков;
- совершенствовать системы документооборота;
- использовать систему классификации и кодирования;
- владеть методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, которые отражают взаимосвязь информации;
- создавать массивы информации на машинных носителях при использовании современного технического обеспечения.
В составе информационного обеспечения выделяют внемашинное и внутримашинное ИО.
Общая характеристика информационного обеспечения государственного управления
Активное развитие глобализационных процессов и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия, привели к абсолютному признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне.
Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственно-властного управления.
Определение 1
Информационное обеспечение следует понимать как совокупность источников содержащих информацию, а также необходимых инструментов (средств, методов и технологий) для работы с информацией, направленных на ее получение, обработку, накопление и выдачу.
Определение 2
В наиболее общем виде информацию можно определить как систему сведений о существующих в мире предметах, явлениях, отношениях складывающихся между людьми и т.д., собранных, проанализированных и выраженных вовне в виде доступном для восприятия.
В свою очередь управленческая информация, являясь частью социальной информации в целом, обособляется по критериям направленности на обслуживание государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.
Замечание 1
Таким образом, информация составляет основу государственного управления. В связи с чем, существо государственного управления может быть выражено как непрерывный процесс поиска, фиксации, анализа и распространения общественно-полезной информации, связанной с деятельностью людей.
Внемашинное ИО
Замечание 1
Внемашинное ИО воспринимается человеком без помощи технических средств.
К внемашинному ИО относятся:
- необходимые показатели для решения задач управления, их характеристики (объем, время) и информационные связи;
- классификаторы и коды;
- унифицированная система документации;
- форма выведения результатов обработки.
Экономические показатели содержатся в управленческих документах.
Бумажный документ представляет собой информацию на естественном языке, которое фиксируется ручным или печатным способом на бланке.
Для возможности обработки информации из документов с помощью компьютера ее нужно предварительно закодировать и классифицировать.
Сущность информационного обеспечения
Предназначением информационного обеспечения является оптимальный по скорости поиск актуальных и проверенных данных, предназначенных для помощи в формировании решений по управлению различными организациями. Информационное обеспечение считается базовым компонентом при комплексной реализации систем информационных технологий, которые определяют организационные вопросы, а также аппаратный и программный комплексы.
Под информационным обеспечением понимается набор правил и методических указаний, которые служат для предоставления пользователям необходимых данных. Информационное обеспечение, как правило, имеет в своём составе следующие компоненты:
- Набор справочников, информационной классификации, то есть это обеспечение справочными и нормативными материалами.
- Универсальных документационных системных структур.
- Массивов информационных данных, имеющих специализированную структуру.
Возможные положительные результаты от совершенствования информационного обеспечения управления предприятием
В первую очередь, это экономия издержек, благодаря снижению:
- расходов на оплату коммунальных услуг
- фонда заработной платы
- почтовых расходов
- расходов на перераспределение сырья
- расходов на обеспечение документооборота (бумага, краска для принтеров, канцтовары, персонал и т. д.)
Экономия возможных расходов в будущих периодах:
- избежание роста численности персонала
- снижение стоимости обслуживания документооборота
- снижение уровня требований к обработке данных
Возможные нематериальные выгоды:
- повышение производительности труда
- улучшение качества информации
- ускорение и улучшение обслуживания
- более уверенные решения
- новые производственные мощности
- улучшение контроля и качества менеджмента в целом
- более полное использование информационно-технических средств
- снижение числа просроченных платежей и т. д.
Компоненты информационного обеспечения
Справочное информационное обеспечение включает в свой состав федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочное информационное обеспечение имеет в своём составе законодательные акты и разную другую документацию, такую как ГОСТы и другую документацию федерального уровня. Ведомственные массивы включают данные и регулирующие нормативы в области, для которой разработана данная информационная технология. Локальные массивы данных предназначены для разрешения прикладных проблем, локального характера.
Система классификаторов предназначается для решения следующих проблем:
- Обеспечить однозначное и точное представление данных при заполнении разнообразной исходной документации.
- Сделать адекватным отображение данных в разных системах обработки данных.
- Обеспечить обменные операции в сфере информационного обеспечения.
Федеральные классификаторы включают в свой состав:
- Общероссийская классификация административного и территориального подразделения (ОКАТО).
- Общероссийская классификация информации о гражданах.
- Общегосударственная классификация продукции (ОКП).
- Общегосударственная классификация производственных специальностей, инженерных должностей и тарификации разрядов (ОКПДТР).
- Ведомственная классификация, включающая идентификационные номера налогоплательщиков.
Информационные массивы содержат данные по отдельным сферам, которые сформированы специально в формате базы данных. В сфере информационных технологий данными является информация, которая представлена в формате, подходящем для её трансляции и анализа при помощи автоматических или автоматизированных систем. Под базами данных понимается организованная специальным образом структура данных в форме таблицы, где столбцы были полями, а в строки писались данные базы.
Формирование базы данных при её практической реализации состоит из следующих этапов:
-
Выполнение обследования каждого функционального подразделения организации, целью которого является:
- Выяснить специфические особенности и принцип её работы.
- Выяснить построение структурной организации потоков информации.
- Выполнить анализ работы имеющейся системы оборота документов.
- Осуществить определение информационных объектов и соответствующих параметров и характеристик, которые описывают их свойства и предназначение.
-
Формирование концепции информационного и логического моделирования данных для выбранной для обследования на первом этапе области работы. В такой модели необходимо установить и оптимизировать все взаимосвязи среди объектов и их реквизитов. Информационная и логическая модель должна служить основанием, на котором будет сформирована база данных.
Иногда в составе информационного обеспечения можно выделить ещё один компонент, а именно схемы информационных потоков. Эти схемы отображают направления перемещения информационных данных и их размеры, точки появления исходной информации и применения результирующих данных. Выполнение анализа потоков информации должно выполняться для повышения их организационного уровня, скорости трансляции и переработки информации, которая поступает от источников к потребителям.
Формирование структурных схем потоков информации даёт возможность:
- Исключить дубляж и присутствие информации, которая не будет использоваться.
- Классифицировать и представить информацию в рациональном формате.
Необходимо детально рассматривать взаимосвязь перемещения информационных данных по управленческим уровням. Каждый исполнитель должен получать лишь необходимую ему информацию. То есть, для формирования информационного обеспечения нужно выполнить следующие действия:
- Сформулировать в ясной и чёткой форме цели, задачи, функции общей управляющей системы.
- Представить перемещение информационных данных от точки их появления и до момента их применения в форме схем потоков информации.
- Применить системы кодирования и классификации.
- Усовершенствовать систему оборота документов.
- Составить концептуальные информационные и логические модели, которые отражают взаимные информационные связи.
- Организовать информационные массивы на различных информационных носителях, что предполагает присутствие новейшего технического оборудования.
Каждый компонент управляющей системы должен быть обеспечен всей требуемой информацией для осуществления своих функций в рамках имеющихся полномочий. Информационную систему нельзя строить на принципах информационного монополизма или жёстких ограничений в информационном обеспечении.