Особенности развития. как связаны мышление, речь и деятельность человека?

Взаимосвязь понятий

Психология мышления и речи рассматривает эти понятия в комплексе. Именно благодаря им человек отличается от животных. Животные мыслят просто, элементарно. Они не отвлекаются от процесса размышления опосредованным сознанием

Из-за этого они обращают внимание только на видимые объекты

Человек с помощью речи называет предмет специальным словом. Словесная оболочка позволяет сделать мысль материальной, чтобы продолжить ее изучение без видимых объектов.

Мышление без знания речи невозможно. При этом чем глубже продумывать мысль, тем больше слов понадобится для ее устного или письменного описания.

Классификация

Виды речи:

  1. Монологическая, диалогическая. Монологическая считается более сложной, поскольку человек что-то рассказывает другим, при этом ему никто не помогает, не подсказывает. Диалогическая — общение между разными людьми. Считается более простой.
  2. Описательная — самый сложный вид речи, который связан с представлением, описанием.
  3. Внутренняя, внешняя. Внутренняя речь не может существовать без внешней. Ее главные функции — регулирование, планирование. Внешняя — устная, громкая.
  4. Письменная, устная. Письменная считается более поздней, сложной. Ей можно научиться только у других людей. Устная — более простая. Ей люди обучаются самостоятельно.

Виды мышления:

  1. Наглядно-образное. Применяются для решения умственных задач с помощью наглядных образов, ситуаций из личного опыта.
  2. Наглядно-действенное. С его помощью индивид решает умственные задачи, взаимодействуя с конкретным предметом.
  3. Словесно-логические. Умственные задачи решаются с использованием суждений, понятий, умозаключений.

По характеру решаемых задач, мышление делится на две группы:

  1. Практическое — с его помощью человек намечает цель, составляет план, который предназначен для решения практической задачи.
  2. Теоретическое — с его помощью люди решают познавательные задачи.

Нарушения

Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:

  1. Эфферентная моторная. Пациент утрачивает возможность объединить звуки между собой, из-за чего продолжает произносить отдельные простые слога.
  2. Оптико-монистическая. Люди, страдающие от этой формы заболевания не могут описывать действия, изображения, предметы.
  3. Семантическая. Пациент не может выстраивать логические связи между отдельными словами в предложениях.
  4. Динамическая. Люди с таким заболеванием перестают говорить фразы, заменяют их простыми фразами.
  5. Сенсорная. Пациент слышит других людей, но не понимает, о чем они говорят.
  6. Афферентная моторная. Индивид путает отдельные звуки в процессе высказывания.
  7. Акустико-монистическая. Происходят затруднения написания слов, предложений под диктовку.

Нарушения мыслительных процессов:

  • разорванность, бессвязность;
  • замедленное или ускоренное формирование мыслей;
  • появление навязчивых мыслей;
  • бредовое состояние;
  • переоценка реальных фактов;
  • бесплодные мысли, рассуждения.

Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Допонятийное мышление
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.

Подробнее

01 янв. 2006 г.
Мышление
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

Подробнее

01 окт. 2022 г.
Мысль
Мысль — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в сознании) в процессе мышления. Мысль (смысл?) — интересная, имеющая значение связь понятий, связь образа цели и элементов ситуации. «Я понял, как это связано!» «Я понял, что можно сделать!»

Подробнее

01 окт. 2022 г.
Понятийное мышление
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе).

Подробнее

01 окт. 2022 г.
Женское мышление происходит в процессе говорения
Для большинства женщин мышление как самостоятельная внутренняя деятельность не свойственна. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить. Женское мышление без речи невозможно, точнее — в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Мужской способ мышления: сначала сформулировал свою мысль внутри себя, потом сказал — для женщин возможен, но затруднителен.

Подробнее

Взаимосвязь мышления и речи

Мышление по своей природе является процессом чувственного восприятия мира, которое невозможно без использования речи (слова, языка).

Речь в более обширном понимании представляет собой процесс общения (взаимодействия) между людьми, который опосредован языком. То есть, речь выступает в качестве психологического процесса, направленного на формулирование и передачу мыслей посредством языка.

В настоящее время, современная психология занимается изучением внутренней речи, которая по своей структуре аналогична и внешней развернутой речи. Кроме того, она выполняет те же самые функции.

Определение 3

Внутренняя речь – это своеобразный переходный этап между конкретным замыслом и развернутой внешней речью.

То есть, внутренняя речь является механизмом, позволяющим осуществить своеобразную перекодировку мысли в речевое высказывание.

Однако, необходимо отметить, что несмотря на тесную взаимосвязь речи и мышления, недопустимо говорить о том, что мышление может быть сведено к речи. Это доказывается тем, что одна и та же мысль может быть выражена посредством разных слов и словосочетаний. Кроме того, не всегда человек имеет возможность подобрать правильно и точно слова, чтобы выразить свои мысли.

Замечание 3

Таким образом, объективной материальной формой мышления является речь. Это обусловлено тем, что мысль становится мыслью только после того как приобретает словесное очертание

При этом не важно, с помощью какой речи она выражена (устной или письменной). Речь способствует не только выражению мысли, но и ее сохранении, передачи из поколения в поколение

Составляющие речевого мышления

По Выготскому, центральным звеном в цепи развития мышления и речи является отношение мысли к слову. Это полностью логично, т.к. слово является условной единицей речи, а мысль – условной единицей мыслительного процесса.

Самоочевидно, что слово не тождественно мысли, потому что взрослый человек в силу разных социальных ограничений не может озвучивать все, что ему приходит в голову. Однако такая тождественность является обязательным этапом развития детей, когда они как бы разговаривают сами с собой, выдавая пришедшие им в голову мысли доступным им языком.

В то же самое время, даже у взрослого человека мысль не равна значению «речь минус звук». Что, в таком случае, должно быть единицей речевого мышления? Лев Выготский предлагает рассматривать в качестве единицы речевого мышления значение слова, и в этом тоже есть смысл.

Каждое слово следует рассматривать как некое обобщение чего-либо, потому что любое слово относится к группе явлений и предметов, а не к чему-то одному отдельно взятому. Даже если мы употребляем какое-либо слово применительно к конкретному существу или явлению (кот, собака, ураган, дождь), мы понимаем, что этим словом можно назвать любого кота, собаку, любой ураган или дождь.

Таким образом, значение слова является единицей не только речевого мышления, но и единицей мышления, как такового, и единицей коммуникативной функции речи, потому что коммуникация и есть попытка донести свои мысли до других, используя слова с определенным, релевантным нашим мыслям, значением .

Говоря о мышлении, нельзя обойти стороной такое понятие как «интеллект человека». В этом смысле отношение мышления и речи к остальным сторонам развития сознания – это вопрос о взаимосвязи интеллекта и аффекта, т.е. волевой составляющей человеческой психики.

Система смыслов, выраженная в словах, представляет собой единство интеллектуальных и волевых процессов, и в любой идее заложено аффективное отношение человека к действительности. Благодаря такому единству мы можем наблюдать движение от потребности человека к определенному направлению его мысли и обратное движение от мысли к поведению и конкретной деятельности. Итак, как же происходит развитие речевого мышления?

В чем состоит проявление деятельности

Для человека свойственно осуществление преобразовательной деятельности. При этом человек ведёт себя, приспосабливаясь. В частности, в начале своего развития людям было свойственно приспосабливаться к географическим и климатическим условиям. Ведь при изменении русла реки и затоплении полей в результате происходили значимые перемены в жизни проживающего поблизости народа. В первую очередь это затрагивало хозяйственную деятельность.

Постепенно человеком были сооружены дамбы, каналы, ирригационные системы. Человек подчинил себе природную стихию. То есть людьми осуществляется преобразование природы, а не только приспособление к ней. В этом состоит существенное отличие человека от представителей животного мира.

О логических операциях подробнее

В том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, помогает разобраться каждая из названных выше логических операций. В частности, анализ проводится с целью глубже понять что-либо. Он состоит в разложении предмета на составляющие части. Благодаря анализу получается разобраться в строении рассматриваемого предмета. При этом его свойства представляются более конкретизированными, а познание становится доступным для человека и полностью реальным.

Но одного разложения предмета на составляющие просто недостаточно для понимания его сущности. Поэтому следующий этап состоит в установлении связи между обнаруженными частями. Этим занимается синтез. То есть после того, как объекты были обособлены посредством анализа, они соединяются.

Сравнение представляет собой выявление общих характеристик и знаков отличия. Таким образом, человеку на протяжении долгих лет удавалось открывать новые законы. То есть происходило выявление устойчивых связей между предметами и событиями. Благодаря установленным законам человек смог оказывать воздействие на общественную жизнь и природу.

Основные формы мышления также представлены суждениями и умозаключениями. Суждение состоит в согласии или отрицании какого-либо явления. На основании суждений появляются умозаключения. Они представляют собой мыслительный процесс, направленный на то, чтобы вывести новое суждение из имеющихся.

Функции и свойства

Современные психологи выделяют две функции речи:

  • как один из инструментов мышления;
  • как средство общения.

Первая функция делится на две подгруппы:

  • обобщение — отдельные слова связаны между собой по смыслу;
  • сигнализация — словами индивид обозначает какое-либо событие или явление.

Вторая функция делится на 7 подгрупп:

  1. Экспрессивная речь. С ее помощью человек передает эмоции относительно слов другого человека, собственных убеждений.
  2. Коммуникативная — с ее помощью люди обмениваются информацией.
  3. Познавательная — она связана с изучением предметов.
  4. Выразительная — выражение лица, мимика.
  5. Первичные функции воздействия.
  6. Сигнификативная — индивид рассматривает объект и обозначает его свойства словами.
  7. Сигнальная — специальная функция для понимания.

Природа возникновения речи

Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.

Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.

В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.

Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:

  • Теория научения;
  • Теория специфических задатков Хомского;
  • Когнитивная теория Пиаже;
  • Психолингвистическая теория развития речи.

Теория научения

Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.

Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.

Теория специфических задатков Хомского

Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.

Когнитивная теория Пиаже

Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.

Психолингвистическая теория развития речи

Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.

Исторический очерк

Исследователи, занимающиеся изучением, развитием психологической науки, не отрицают прямых связей между речью, мышлением, но их мнение по поводу их генетического происхождения различаются.

Первым ученым, который внес большой вклад в изучение взаимосвязи между этими двумя понятиями, был Л.С Выготский. Он доказал, что речь, мышление должны изучаться с позиции разных корней.

Одновременно с этим ему противоречили лингвисты. Они утверждали, что нельзя связывать человеческое поведение с его речью.

Другая теория, доказывающая взаимосвязь между мышлением, речью — учение Сепира-Уорфа. С помощью этой концепции исследователи доказали, что благодаря структуре языка формируется мышление, различные способы познания реальности.

Значение речи в мыслительных процессах

Особое значение в мыслительных процессах имеет речь, а именно взаимосвязь речи и мышления. Это обусловлено тем, что речь позволяет отделить характерные особенности исследуемого предмета, зафиксировать и закрепить свое представление о нем специальным словом.

Любая мысль человека приобретает материальную оболочку при помощи слова. В свою очередь, чем основательнее и глубже человек продумывает свою мысль, тем полнее и четче он выражает ее словесно. Аналогично и в случае, если индивид более точно выражает свои мысли при помощи слова, тем они понятнее для окружающих. Именно поэтому речь и мышление находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Кроме того, значимость речи в мыслительных процессах обусловлена еще и тем, что чем точнее индивид формулирует свою мысль для других, тем она понятнее становится и для них, и для него

То есть, мысль, высказанная словами, позволяет сфокусировать на ней внимание, выделить составные части, осознать ее и сопоставить с окружающей действительностью

Таким образом, речь содержит в себе основные предпосылки, позволяющие рассудительно и логично излагать мысли, формулировать и закреплять их в словах. Мысль, высказанная словом, уже не исчезнет и не угаснет, она будет не только «жить», но и при необходимости развиваться.

Замечание 1

Речь позволяет не только закрепить мысль, но и вернуться к ней в случае необходимости. Формулирование мыслительных процессов является одним из этапов мышления.

В настоящее время взаимосвязь речи и мышления является одним из наиболее актуальных вопросов в области психологии. Исследования, проводимые в данном направлении, позволили выяснить, что речь и мышление являются крайне важными категориями для психологии в целом.

До недавнего времени существовали несколько теорий, которые разделяли речь и мышление, считая, что они не зависят друг от друга. Однако позже было доказано, что данные явления хоть и весьма различны по своей природе, но они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Замечание 2

Особый вклад в определение соотношения речи и мышления внес Л.С. Выготский, который доказал, что слова имеют прямое отношение к речи точно так же, как и к мышлению. По его мнению, слово представляет собой отдельную клетку, которая является составляющим элементом речи и мышления.

Таким образом, речь состоит из слов, сущность которых заключается в их единстве, называемом речевым мышлением.

Характеристики

Мыслительные процессы:

  • протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
  • связаны с деятельностью индивида;
  • отражают взаимосвязь в словесной форме;
  • исходят из живого созерцания.

Характеристики мышления:

  • продуктивность;
  • скорость, темп;
  • целенаправленность;
  • стройность, которая может быть логической, грамматической.

Характеристики речи:

Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса

Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим

Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.

Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.

Речевое мышление: что это такое?

В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) . Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.

Схема речевого мышления (по Выготскому):

  • Мотив или внутреннее возникновение мысли.
  • Мнение или попытка опосредовать мысль во внутреннем слове.
  • Внутренняя речь или попытка опосредовать мысль внешними словами с учетом их значения.
  • Переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису.
  • Собственно речь или озвучивание оформленной мысли.

Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?

Особенности мышления взрослых людей

Взрослые люди мыслят несколько иначе

Хотя вопрос относительно того, как связаны речь, и мышление, и деятельность у взрослых, имеет немаловажное значение. У них по-разному соотносятся взаимодополняющие формы, а также виды умственной деятельности

Речь идёт о наглядно-действенном, наглядно-образном и отвлечённом мышлении. Индивидуальные особенности характеризуются также самостоятельностью в решении задач, гибкостью ума, а также скорости. Более подробно эти характеристики выглядят таким образом:

  1. Самостоятельность состоит в способности видения и постановки нового вопроса. После этого требуется с ним справиться без посторонней помощи. Именно в такой самостоятельности выражен творческий характер мышления.
  2. Гибкость состоит в способности мышления изменять план, намеченный вначале. Любая предложенная заранее система должна быть подвержена изменениям, если она не соответствует новым условиям. Во время развития ситуации проявляются такие моменты, которые не были известны и учтены при составлении плана.
  3. А вот быстро мыслить нужно, если происходит экстренная ситуация. Это требуется при военных действиях, авариях.

Все эти действия становятся возможны, так как связаны речь, и мышление, и деятельность.

У людей мышление играет немаловажную роль. Благодаря умственным способностям становится возможным принимать правильные решения, верно оценивать возникающие ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: