Виды мышления
В
зависимости от того, какое место в
мыслительном процессе занимают слово,
образ и действие, как они соотносятся
между собой,
выделяют три вида мышления:
конкретно-действенное, или практическое,
конкретно-образное и абстрактное. Эти
виды мышления выделяются ещё и на
основании особенностей задач —практических
и теоретических.
Конкретно-действенное
мышление
Наглядно-действенное
— вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов.
Конкретно-действенное,
или предметно-действенное, мышление
направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной, конструктивной,
организаторской и иной практической
деятельности людей. Практическое
мышление это, прежде всего техническое,
конструктивное мышление. Оно состоит
в понимании техники и в умении человека
самостоятельно решать технические
задачи
Процесс технической деятельности
есть процесс взаимодействий умственных
и практических компонентов работы.
Сложные операции абстрактного мышления
переплетаются с практическими действиями
человека, неразрывно связаны с ними.
Характерными
особенностями
конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная
наблюдательность, внимание к деталям,
частностям и умение использовать их в
конкретной ситуации, оперирование
пространственными образами и схемами,
умение быстро переходить от размышления
к действию и обратно. Именно в этом виде
мышления в наибольшей мере проявляется
единство мысли и воли. Конкретно-образное
мышление
Конкретно-образное
мышление
Наглядно-образное
— вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы.
Конкретно-образное
(наглядно-образное), или художественное,
мышление характеризуется тем, что
отвлечённые мысли, обобщения человек
воплощает в конкретные образы.
Абстрактное
мышление
Словесно-логическое
— вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями.
Абстрактное,
или словесно-логическое, мышление
направлено в основном на нахождение
общих закономерностей в природе и
человеческом обществе. Абстрактное,
теоретическое мышление отражает общие
связи и отношения. Оно оперирует главным
образом понятиями, широкими категориями,
а образы, представления в нём играют
вспомогательную роль.
Все
три вида мышления тесно связаны друг с
другом. У многих людей в одинаковой мере
развиты конкретно-действенное,
конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера
задач, которые человек решает, на первый
план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления.
Классификация мышления
- Виды мышления
- Логическое мышление
- Панорамное мышление
- Комбинаторное мышление
- Нестандартное мышление
- Латеральное мышление
- Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
- Дивергентное мышление
- Практическое мышление
- Oбходное мышление
- Саногенное мышление
- Патогенное мышление
- Стратегическое мышление
- Музыкальное мышление
- Классификация по психическим процессам
- Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
- Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 – до 7 лет)
- Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
- Классификация по результатам мышления
- творческое;
- репродуктивное.
- Классификация по уровню психических процессов
- аналитическое;
- интуитивное.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это один из видов творческого мышления, который может быть полезен в различных жизненных ситуациях. Оно помогает структурировать информацию, составлять идеальные планы и маршруты поездок, а также решать проблемы. Кроме того, визуальное мышление может быть полезно при организации проектов и событий, а также для образного объяснения новых идей.
Главной особенностью визуального мышления является его воздействие на наглядное и образное восприятие, а не на словесно-абстрактное. Известной формой визуального мышления являются интеллект-карты или ментальные карты, разработанные британским психологом Тони Бьюзеном.
Использование ментальных карт позволяет успешно запоминать большое количество информации, генерировать различные варианты решения проблем и видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного. Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, основанным на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы.
Интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации. Чтобы более глубоко понять, как применять ментальные карты, можно ознакомиться со статьей «Как можно использовать ментальные карты» и прочитать книгу «Карты памяти» самого Тони Бьюзена, создателя этих карт
Пример ментальной карты
Что такое психические процессы и какими они бывают
Определение 1
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.
Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.
Выделяют три основные группы психических процессов:
познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)
Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.
Понятие и сущность мышления
Определение 1
Мышление – это интеллектуальная фаза, в которой мозгом осуществляется обработка информации с целью формирования последующего суждения о предмете, явлении или ситуации.
В психологии мышление рассматривается как последовательная цепочка элементов по обработке человеком определенной информации.
Одной из основных особенностей мышления является его опосредованный характер и обобщающая сущность.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что индивид не способен мыслить вне понятий и образов. Предмет или явление познается как бы косвенно, через те свойства, которые известны и понятны. Осмысление неизвестного осуществляется через известное.
Мышление опирается на имеющийся у индивида чувственный опыт, который заключается в ощущениях, восприятии и представлении. Кроме того, в мышление используются имеющиеся у человека теоретические знания.
Замечание 1
Таким образом, косвенное познание предмета или явления, и есть опосредованное познание. Соответственно мышление не несет в себе приобретение новых знаний, оно заключается в обработке и переработке уже имеющихся.
Обобщающая сущность мышления выходит из первого свойства и заключается в постижении через взаимосвязь с известным.
Обобщение как познание существенного и общего в объектах окружающей действительность является возможным в связи с тем, что свойства практически всех объектов находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, общее имеется в конкретном и отдельном, а проявляется в частном.
Обобщения, которые индивид получает посредством мышления, он выражает речью (языком, словом). Словесное выражение осмысленного, имеет отношение не только к определенному предмету, но и к группе предметов. Кроме того, обобщению могут быть подвергнуты образы, представления и восприятия. Единственным ограничением, которое может препятствовать мысленному обобщению, является отсутствие наглядности. В тоже время словесное обобщение безгранично.
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение
Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое
Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.
Виды мышления
Вернемся в рамки психологии и обратимся к классификациям видов мышления. Наиболее популярна классификация мышления по форме, или как еще ее называют, по генезису. Дело в том, что эти формы мышления формируются последовательно одна за другой в процессе развития ребенка.Итак, по форме различают мышление:
- Наглядно-действенное. Этот вид мышления формируется первым в процессе взросления и опирается непосредственно на восприятие. Задача решается путем пробы преобразования ситуации и наблюдения за результатом. К примеру, мы берем головоломку, крутим ее в руках, пробуем менять положение деталей, смотрим, стало ли так лучше и т.д.
- Наглядно-образное. Постепенно развивается память и воображение, становится возможным представление образа объекта без непосредственного наблюдения. Ребенок понимает, что будет, если он произведет действие над объектом, может прогнозировать результат и как бы решать задачу “в голове”. Если раньше, чтобы пройти лабиринт, нужно было вести карандашом линию, теперь можно проследить путь глазами, представить его и найти выход.
- Словесно-логическое. Еще может называть абстрактным мышлением. На этом уровне понятия настолько сложны, что могут не иметь визуального образа. Мышление отделяется от непосредственного восприятия и переходит на уровень чистых логических операций. Этот вид мышления характерен в большей степени для взрослого человека.
Рис. 5. Операция процесса мышленияДругая классификация разделяет типы мышления по его характеру:
- Теоретическое мышление характерно для научной деятельности, хотя и не ограничивается этой сферой. Оно позволяет мысленно, не касаясь объекта напрямую, вскрыть его существенные свойства и отношения между этими свойствами.
- Эмпирическое (практическое) мышление связано с деятельностью. По сути, это мысленное решение конкретной практической задачи. Составление плана эксперимента для проверки гипотезы может являться примером практического мышления. Здесь также имеется взаимосвязь с понятием “интеллект”, которое включает, помимо способности мыслить в принципе, умение принимать решения и действовать в соответствии с ситуацией.
По степени новизны выделяют:
- Репродуктивное мышление, то есть, воспроизведение уже готового способа действия в условиях данной ситуации.
- Продуктивное (творческое) мышление, предполагающее изобретение субъектом нового (для него самого) способа решения задачи.
Мышление — специфический познавательный процесс, основанный на обобщении воспринятой информации и создании системы понятий, суждений и умозаключений. Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. В процессе развития у человека формируются последовательно все более сложные формы мышления, начиная от наглядно-действенного и заканчивая словесно-логическим. Благодаря мышлению мы имеем способность решать творческие задачи и действовать в изменяющихся условиях внешней среды.
Что читать и смотреть по теме
Книги про критическое мышление:
«Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. Научно-популярная книга единственного психолога, который получил Нобелевскую премию по экономике. Внутри — подробное объяснение, почему люди часто принимают иррациональные решения, в том числе когда речь идет о деньгах.
«Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию» Никиты Непряхина. Основатель образовательного проекта «Школа критического мышления» разбирает самые распространенные в маркетинге и пропаганде приемы манипуляции.
«Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» Никиты Непряхина и Тараса Пащенко. Путеводитель по практическому применению логики, у которого два автора: бизнес-тренер и преподаватель логики из НИУ ВШЭ. Книга прежде всего предназначена подросткам и молодым людям, но может быть интересна и остальным.
«Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского. Фанфик по книгам Джоан Роулинг, написанный специалистом по искусственному интеллекту. В нем Гарри Поттер — вундеркинд вроде Шелдона Купера, который приходит в крайне нелогичный магический мир и пытается сделать магию хотя бы чуточку более рациональной
Чуть ли не на каждой странице герой рассказывает о важных научных открытиях, обращает внимание на когнитивные искажения и применяет научный подход. В итоге фанфик может заменить учебник по критическому мышлению
«Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Тома Чатфилда. Независимый ученый, специалист в области философии технологий объясняет правила формальной логики и теории аргументации — простым языком, подробно и с примерами, которые помогают применить знания в жизни.
Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking Нила Брауна. В 2021 году эта книга в списке литературы, которую чаще всего рекомендуют своим студентам преподаватели бизнес-школ Лиги Плюща. Профессора объясняют свою любовь тем, что Браун не фокусируется на абстрактных задачах, а учит задавать правильные вопросы в самых разных ситуациях.
Видео про критическое мышление:
- Animations: Critical Thinking. Мультфильм из шести серий, каждая всего по 2—2,5 минуты. Несмотря на это, в видео рассказано все самое главное, что нужно знать о логических ошибках и аргументации в спорах.
- 5 приемов, улучшающих критическое мышление. Еще один короткий мультик, на этот раз от проекта TED. Его создатели обещают за четыре минуты научить зрителя эффективно решать проблемы с помощью пятиступенчатого плана.
- Психология мышления. Самое долгое видео в нашем списке: длится целый час. Но потратить время стоит, потому что о критическом мышлении рассказывает специалист — ученый, заведующий Лабораторией когнитивных исследований Факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов.
Курсы о критическом мышлении:
- Системное и критическое мышление в бизнесе. Бесплатный курс на русском языке от НИЯУ МИФИ. Авторы обещают научить видеть неочевидное, находить связи и логику среди элементов разных систем, быть гибким и применять критическое мышление не от случая к случаю, а на постоянной основе.
- Introduction to Logic and Critical Thinking. Бесплатный курс на английском языке от Университета Дьюка. Фокус — на правильной аргументации: как применять дедукцию и индукцию для оценки чужой аргументации и как конструировать собственные аргументы, чтобы они были безупречно логичными.