Классификация физических упражнений

Реферат на тему: физиологическая классификация физических упражнений

Физиологическая классификация упражнений

Влияние физических упражнений на состояние функций организма определяется множеством причин, которые условно можно объединить в группы педагогических, психологических, биохимических и физиологических факторов. Особую роль в классификации физических упражнений играют физиологические паттерны движений. Физиологической основой классификации физических упражнений может служить режим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной активности (физических качеств), относительная сила работы и другие приметы.  

Одним из возможных признаков, которые могут быть положены в основу физиологической классификации, является способ выполнения физических упражнений — стандартные или нестандартные (вариативные). Так, для циклических упражнений характерны стандартные (постоянные, неизменные) приемы выполнения. Бегун, пловец, велосипедист выполняют относительно небольшую группу упражнений, в которой определенные физиологические параметры движения строго чередуются. Нестандартные упражнения характеризуются постоянным изменением условий спортивной деятельности, а вместе с тем изменением формы движений и их физиологических характеристик (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры).    

Физические упражнения можно разделить по следующим критериям: по биомеханической структуре движений — на циклические (гребля, бег, плавание и др.) И ациклические (бокс, борьба, гимнастика и др.); по проявлению физических качеств — для упражнений, требующих преимущественного развития скорости — скоростные (бег на короткие дистанции), взрывной силы — скоростно-силовые (прыжки в длину и высоту, метание), на выносливость (беговые лыжи, бег на длинные дистанции), силовые (тяжелая атлетика), координация — сложные технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание); по характеристикам передвижения — для упражнений, выполняемых преимущественно ногами (бег, конькобежный спорт и велоспорт), руками (плавание, гимнастика), руками и ногами (катание на лыжах); по мощности выполняемой работы — для упражнений максимальной, субмаксимальной, большой, средней и переменной мощности; по преобладающему источнику энергии — для упражнений, выполняемых в зоне аноэробно-алактатного, аноэробно-лактатного, смешанного анаэробно-аэробного и аэробного энергообеспечения; по уровню энергопотребления — для упражнений, выполняемых с большим расходом энергии, с потреблением кислорода 4-6 л / мин (бег, лыжи, плавание), средним — 2-4 л / мин (спортивные игры) и низким — менее 2 л / мин (фигурное катание, бокс, борьба); по характеру регулирования нагрузки — для упражнений заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т. д.) и упражнений за заданное время работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т. д.); по объему активной мышечной массы — местные, при которых в работу задействовано до одной трети мышечной массы, региональные — до двух третей мышечной массы и глобальные — более двух третей мышечной массы; а по характеру (типу) мышечной работы — на статическую и динамическую.              

В настоящее время общепринятая классификация предложена В.С. Фарфелем, который разделил все виды спортивных упражнений на позы и движения. Движения делятся на два класса — стандартные (стереотипные) и нестандартные (ситуативные). Первые формируются по стереотипному принципу, выполняются в всегда известных условиях, в определенной последовательности. Вторые, хотя и содержат ряд усвоенных, стереотипных элементов, выполняются в нестандартных условиях, противоречивых ситуациях, с большими вариациями, что характерно для боевых искусств и спортивных игр, а также для кроссов.     

Первую подгруппу можно разделить на циклические (с повторяющимися циклами движений) и ациклические движения.

Циклические движения, в свою очередь, делятся на зоны относительной мощности (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная). Также их можно разделить по типам передвижения (осуществляются руками или ногами), которые можно разделить на естественные, выполняемые на суше и в водной среде, со скольжением (катание на коньках). ). 

Ациклические движения делятся на:

  1. скоростно-силовые (прыжки, метание);
  2. правильная мощность (поднятие штанги);
  3. прицеливание (стрельба, бросок, подача мяча и т. д.).

Качественно оцененные движения можно разделить на:

  1. по спорту (художественная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и батут);
  2. по характеристикам движений (сила, скорость, координация, ориентация в пространстве и времени, равновесие, гибкость, отсутствие опоры, выразительность).

Место и роль классификации физических упражнений в истории физического воспитания

Классификация физических упражнений — это их разделение на группы (классы) по определенному критерию классификации. С помощью классификации учитель, педагог, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их учебно-воспитательный потенциал, а значит, более целенаправленно и эффективно отбирать те упражнения, которые в большей степени соответствуют решению конкретных педагогических задач, индивидуальные и возрастные особенности. занимающихся, характер физической культуры и условия проведения занятий. 

В настоящее время известно более 300 классификаций упражнений. В связи с тем, что теория и практика физического воспитания постоянно пополняется новыми данными, классификации не остаются неизменными. Задача совершенствования классификации состоит в систематизации всего многообразия существующих физических упражнений, исходя из представленных ими объективных возможностей для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений Кручевича.    

В истории физического воспитания существует множество различных классификаций упражнений. Часто классификации строились на чисто формальной основе (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов — из немецкого поворота 18 века и гимнастика Сокол 19 века) или частных, незначительных признаков, определяемых узким постановка задач по физическому воспитанию (например, по анатомическому признаку шведской гимнастики XIX века с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или на чисто утилитарной основе, как классификация Эберта во Франции).       

Полностью разработанной общей классификации физических упражнений пока не создано. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, которые они предоставляют для выполнения задач комплексного физического воспитания, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения с максимальной эффективностью. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления новых форм упражнений.  

При общем обзоре совокупности физических упражнений в специальной литературе часто прибегают к их группировке по принадлежности к исторически сложившимся видам гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри тех же групп вводится более дробное деление (например, гимнастика подразделяется на основную, или общеподготовительную, спортивную, вспомогательную спортивную, производственную). Однако такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает в необходимой степени все более глубокого взаимопроникновения и изменений ранее установленных средств и методов физического воспитания и имеет другие недостатки. Матвеев.   

При этом следует учитывать, что каждое физическое упражнение имеет не одну, а несколько характерных черт. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. 

В связи с этим невозможно создать единую классификацию упражнений, подходящую для каждого случая. Существование ряда классификаций, основанных на различных характеристиках, не лишено смысла, если характеристики, хотя бы в некоторой степени, имеют научные дополнения. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: