Связь литературоведения и искусствознания
Литературоведение тесно связано с другими гуманитарными науками. Ряд гуманитарных наук, например, эстетика, философия, являются методологической базой для литературоведения. Другие близки к литературоведению своим предметом исследования и задачами, например, общее искусствознание и фольклористика. Ряд гуманитарных наук близки к литературоведению общей гуманитарной направленностью социология, история, психология.
Определение 2
Искусствознание – это научное изучение искусства в целом и отдельных его видов. Художественная словесность является предметом изучения литературоведения и одним из видов искусства.
Произведения художественного творчества – это произведения, которые создаются по закону соответствия содержания и формы, и относятся к области духовной культуры общества – это произведения скульптуры, живописи, музыки, литературы и т.д. Такие произведения удовлетворяют не материальные потребности людей, а их духовные интересы, запросы и стремления, в своих образах выражают эмоциональную оценку и осмысление явлений жизни.
Произведения художественного творчества являются одним из видов общественного сознания. Искусство имеет несколько определений. Искусством часто называют только его пространственные виды – архитектуру, скульптуру, живопись. Именно науку об этих видах искусства называют искусствознанием. Таким образом, предметом литературоведения является только словесность, относящаяся к сфере искусства, художественного творчества.
Литературоведение, изучая художественную словесность, становится в ряд искусствоведческих наук – музыковедения, искусствоведения, театроведения и других. Литературоведение способно развиваться и вне связи с другими науками об искусстве, без учета их обобщений о художественном творчестве и без учета их наблюдений. Отсюда следует, что принципы и задачи исследования художественной словесности у лингвистики и литературоведения различны. Так, лингвистика занимается изучением произведений художественной словесности в единстве содержания и формы, а не только со стороны языка. Для лингвистики язык произведений – художественная речь – является лишь одной из сторон художественной формы, которая существует в теснейшей связи с другими сторонами, такими как композиция произведения, подбор деталей при изображении явлений жизни. в литературоведении рассматриваются все особенности произведения. В частности, рассматриваются особенности речи и с точки зрения идейной содержательности и с точки зрения эстетики, которые не интересуют лингвистику.
История развития литературоведения
По своей сути, литературоведение представляет собой разновидность литературного творчества. Область научного познания и ее предмет генетически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Длительное время они отожествлялись. Само литературоведение расценивалось как один из видов художественного творчества. Считалось, что только писатель, способный создать художественное произведение, способен оценить результаты художественного труда другого.
Зарождение литературоведения относится к античности, когда вырабатывались первые каноны художественных произведений. Начало разделению теоретической и практической поэтики было положено Аристотелем, его трудами «Риторика» и «Поэтика». В дальнейшем эти ветви поэтики развивались параллельно, продолжая и органично дополняя друг друга. Аристотель таким образом стал основоположником европейской теории литературы. Он разработал основы учений о литературных произведениях и литературном творчестве как таковом, одним из первых выделил проблемы соотношения различных видов искусства, родового и жанрово-видового деления литературы, специфики поэзии, функций трагедии и пр. Дальнейшее развитие европейского литературоведения основывалось на концептуальных основах учения Аристотеля.
В эпоху Средневековья развитие литературоведение несколько замедлилось. Литературоведы-теоретики уступили место писателям-практикам, которые создавали свои произведения, не рефлексируя о канонах искусства, других теоретических проблемах.
Качественные изменения в литературоведении произошли в эпоху Возрождения. В это время появляются выдающиеся шедевры мировой литературы. Но писатели уже не только создают произведения, но и предпринимают попытки оценивания творчества своих современников
Наибольшее внимание уделяется статусу литературного языка, национальным народным языкам, которые пришли на смену латыни
Эпоха классицизма отличается динамическим равновесием между теоретическим и практическим литературоведением. Рационализм, присущий научному и художественному мышлению эпохи, обусловил пафос произведений и поэтических манифестов.
Под влиянием просветительских идей предпринимаются попытки кардинального решения проблем специфики художественной литературы, ее соотношения с другими видами искусства. Появляются первые опыты критического обзора, анализа современного литературного процесса, построения курсов национальных литератур.
Важное место и истории развития литературоведения как области научного познания занимает немецкая эстетика начала XIX ст. В это время интерес к вопросам художественной литературы, литературного процесса стали проявлять философы
Концептуальные литературоведческие проблемы поднимали в своих работах И. Кант, Г. В. Ф. Гегель.
По мнению Канта, искусство представляет собой «игру познавательных способностей», в результате реализации которой осуществляется познание. Сам творец получает наслаждение на основании безграничной свободы воображения.
В понимании Гегеля в основе искусства – соотношение идеи и формы. Именно соотношение указанных концептов обусловливает смену эпох литературного творчества:
- Символическая эпоха: идея и форма абстрактны, не выражены, не соответствуют друг другу;
- Классическая: форма и содержание совпадают, идея находит свое адекватное воплощение в формах искусства;
- Романтическая: идея выходит далеко за пределы формы, абсолютный дух, идея освобождается от чувственной формы, само искусство приобретает духовный характер.
Романтизм принес с собой расширение культурного кругозора, переосмысление художественного опыта всех предыдущих эпох, обращение к национальным истокам, фольклору, местному колориту, отражающему дух народа, особенности его ментальности. На данном этапе в произведениях чувствуется активное присутствие автора, отмечается преобладание лирики над эпосом, лиризация драмы. Сами произведения отражают нацеленность на активизацию зрительского и читательского восприятия.
↑яНБПЕЛЕММНЕ КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЕ
яНБПЕЛЕММНЕ КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЕ ЮЙРХБМН БГЮХЛНДЕИЯРБСЕР ЯН ЯЛЕФМШЛХ НАКЮЯРЪЛХ ЦСЛЮМХРЮПМНЦН ГМЮМХЪ, ОШРЮЪЯЭ МЮИРХ СМХБЕПЯЮКЭМШИ ЛЕРНД Б НАКЮЯРХ ЦСЛЮМХРЮПМШУ МЮСЙ. й НДМНЛС ХГ РЮЙХУ ЛЕРНДНБ РПЮДХЖХНММН НРМНЯЪР ЦЕПЛЕМЕБРХЙС. «цЕПЛЕМЕБРХВЕЯЙНЕ “ОНМХЛЮМХЕ” МЮОПЮБКЕМН МЮ ПЕЙНМЯРПСХПНБЮМХЕ ЯЛШЯКЮ, ПЮЯЬХТПНБЙС ХЯРНПХВЕЯЙНЦН РЕЙЯРЮ Я ЖЕКЭЧ НЯНГМЮМХЪ МЕОПЕПШБМНЯРХ ДСУНБМНЦН Х ЙСКЭРСПМНЦН НОШРЮ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ, МЮ ОПХНАЫЕМХЕ МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ Х МНБНИ ЩОНУХ Й ОПНЬКНЛС, Й РПЮДХЖХХ». цЕПЛЕМЕБРХЙЮ, ЙЮЙ Х ЩЙГХЯРЕМЖХЮКХЯРЯЙЮЪ, ТЕМНЛЕМНКНЦХВЕЯЙЮЪ, ЛХТНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙПХРХЙЮ Х ПЕЖЕОРХБМЮЪ ЩЯРЕРХЙЮ Х МЕЙНРНПШЕ ДПСЦХЕ РЕВЕМХЪ Х ЬЙНКШ ГЮПСАЕФМНЦН КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЪ, НЯМНБШБЮЕРЯЪ МЮ ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙНЛ РХОЕ ОНЯРПНЕМХЪ РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ЙНМЖЕОЖХИ. б РН ФЕ БПЕЛЪ ЯНБПЕЛЕММНЕ КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЕ ЮЙРХБМН ХЯОНКЭГСЕР ОНМЪРХИМШИ ЮООЮПЮР ПЮГКХВМШУ ЮЙЮДЕЛХВЕЯЙХУ ЬЙНК КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЪ, МН Я МНБШУ ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙХУ ОНГХЖХИ. б ЙЮВЕЯРБЕ ОПХЛЕПЮ ЛНФМН ОПХБЕЯРХ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ РЕПЛХМНБ «ЮПУЕРХО» Х «ЮПУЕРХОХВЕЯЙХИ НАПЮГ».
нРЕВЕЯРБЕММНЕ КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЕ, НЯБНАНФДЕММНЕ Я ЙНМЖЮ 1980-У ЦЦ. НР ХДЕНКНЦХВЕЯЙХУ ДНЦЛ, ЮЙРХБМН НЯБЮХБЮЕР АНКЭЬНИ ОКЮЯР «БНГБПЮЫЕММШУ ХЛЕМ» Х КХРЕПЮРСПМШУ ОПНХГБЕДЕМХИ РЮЙ МЮГШБЮЕЛНЦН пСЯЯЙНЦН гЮПСАЕФЭЪ, ОШРЮЪЯЭ БНЯЯНГДЮРЭ КХРЕПЮРСПМШИ ОПНЖЕЯЯ БН БЯЕИ ЕЦН ОНКМНРЕ Х ЯКНФМНЯРХ. б ЯБЪГХ Я ЩРХЛ ЮЙРСЮКЭМНИ ГЮДЮВЕИ ЯРЮКН ЯНГДЮМХЕ МНБШУ БСГНБЯЙХУ ЙСПЯНБ ХЯРНПХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ, ОПЕФДЕ БЯЕЦН уу Б. сФЕ НОХЯЮММШЕ КХРЕПЮРСПМШЕ ЪБКЕМХЪ ОЕПЕНЯЛШЯКХБЮЧРЯЪ Я МНБШУ ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙХУ ОНГХЖХИ. яНБПЕЛЕММНЕ НРЕВЕЯРБЕММНЕ КХРЕПЮРСПНБЕДЕМХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМН ПЪДНЛ МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХУ СВПЕФДЕМХИ, Б РНЛ ВХЯКЕ хМЯРХРСРНЛ ЛХПНБНИ КХРЕПЮРСПШ ХЛЕМХ л.цНПЭЙНЦН (хлкх) Х хМЯРХРСРНЛ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ (оСЬЙХМЯЙХИ ДНЛ).
Специфика литературоведения
Литературоведение одновременно является и наукой о языке, так как язык – главный материал и инструмент литературного творчества. Но литературоведа интересует не номинативное значение слова, а слово, как образ явления и предмета, слово, как метафора мира деяний и чувств литературного героя. Поэтому языковедческий и литературоведческий аспекты неразрывно связаны и взаимозависимы.
Аналитизм является основным оружием литературоведа. Он пытается докопаться до ядра авторского замысла, выяснить его содержание, художественную философию, найти ему место в концепции эстетического осмысления мира и художественного познания. И этот процесс может длиться долго, даже в течение жизни нескольких поколений, так как в художественном произведении всегда есть тайна, которая фактически может быть нераскрытой.
Цели и задачи литературоведения
Несмотря на различия в терминологии, цели и задачи науки о литературе являются одинаковыми. Наиболее значимая цель литературоведения состоит в том, чтобы выработать механизмы правильного понимания текста. Задача литературоведа в данном случае состоит в том, чтобы наладить связь с литературным произведением и сделать эту связь понятной и интересной для читателя. Иными словами, задача специалиста заключается в том, то бы обнаружить в тексте произведения то, что не профессионал не сможет увидеть, некое необычное, спрятанное внутри текста явление.
Литературоведение по своей сути не является схоластической дисциплиной. Она не дает только набор данных относительно литературы и не предлагает лишь стандарты анализа литературного произведения. Одной из главных задач литературоведения является помощь читающему человеку наилучшим образом понять и прочувствовать глубинный смысл и эстетику художественного текста.
Замечание 2
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что еще одной целью литературоведения является воспитание квалифицированного читателя, способного адекватно интерпретировать художественный текст.
Разделы литературоведения, связанные с интерпретацией текста, являются основными литературоведческими дисциплинами, к ним относятся:
- история литературы
- теория литературы
- литературная критика
Основные методы литературоведения
Основные задачи литературоведения выполняются благодаря следующим методам:
- описательный метод (описание с учетом структуры и функций объекта)
- биографический метод (устанавливается связь между биографией писателя и написанием произведения)
- сравнительно-исторический методы (сравнивание литератур нескольких наций за определённый промежуток времени)
- мифологический/мифо-поэтический метод (основан на том, что в каждом произведении заложен миф)
- социологический метод/социологизм (выявляет социальные аспекты, повлиявшие на творчество писателя)
- психологический метод (вычленение явлений, которые соотносятся с психическими процессами у автора и читателя).
↑кХРЕПЮРСПНБЕДВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ РЕЙЯРЮ
кХРЕПЮРСПНБЕДВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ РЕЙЯРЮ ОПЕДОНКЮЦЮЕР ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНЕ ОПНВРЕМХЕ РЕЙЯРЮ КХРЕПЮРСПМНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ, Б ОПНРХБНОНКНФМНЯРЭ ХМРЕПОПЕРЮЖХХ, Я ЕЕ ЛНЛЕМРЮЛХ ЯСАЗЕЙРХБМНИ НЖЕМЙХ. мЮСВМНЕ ПЮЯЯЛНРПЕМХЕ УСДНФЕЯРБЕММНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ – ЩРН, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, ЮМЮКХГ ЕЦН ЯРПСЙРСПШ: ЯНДЕПФЮМХЪ Х ТНПЛШ, РЕЛЮРХЙХ ОПНХГБЕДЕМХЪ, ОПНАКЕЛЮРХЙХ, ХДЕИМНЦН ЛХПЮ, ХГНАПЮФЕММНЦН ЛХПЮ, ЙНЛОНГХЖХХ, Ю РЮЙФЕ УСДНФЕЯРБЕММНИ ПЕВХ. рЮЙ, ЮМЮКХГ ЙНЛОНГХЖХХ КХРЕПЮРСПМНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ ОНДПЮГСЛЕБЮЕР ЮМЮКХГ ЙНЛОНГХЖХХ НАПЮГМНИ ЯХЯРЕЛШ, ЯЧФЕРЮ Х ЙНМТКХЙРЮ, БШВКЕМЕМХЕ ЯЧФЕРМШУ Х БМЕЯЧФЕРМШУ ЩКЕЛЕМРНБ КХРЕПЮРСПМНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ. йЮПРХМЮ ХГНАПЮФЕММНЦН ЛХПЮ ЯНЯРНХР ХГ НРДЕКЭМШУ УСДНФЕЯРБЕММШУ ДЕРЮКЕИ: НЯНАЕММНЯРЕИ ОНПРПЕРЮ, ОЕИГЮФЮ, ОПЕДЛЕРМН-АШРНБШУ ДЕРЮКЕИ.
й БХДЮЛ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМНЦН ЮМЮКХГЮ НРМНЯХРЯЪ, МЮОПХЛЕП, ЮМЮКХГ ОПНХГБЕДЕМХЪ Б ЮЯОЕЙРЕ ПНДЮ Х ФЮМПЮ. мЮОПХЛЕП, ДКЪ ЮМЮКХГЮ ТНПЛШ КХПХВЕЯЙНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ МЕНАУНДХЛН НРБЕРХРЭ МЮ ЯКЕДСЧЫХЕ БНОПНЯШ:
- й ЙЮЙНИ ФЮМПНБНИ ПЮГМНБХДМНЯРХ НРМНЯХРЯЪ КХПХВЕЯЙНЕ ОПНХГБЕДЕМХЕ (ЩКЕЦХЪ, ОНЯКЮМХЕ, ЯРЮМЯШ, ЯНМЕР, ЛЮДПХЦЮК Х Р.О.)?
- йЮЙНБШ НЯНАЕММНЯРХ ЙНЛОНГХЖХНММНИ ЯРПСЙРСПШ ОПНХГБЕДЕМХЪ (ЪБКЪЕРЯЪ КХ НМН ЖЕКЭМШЛ ХКХ ЯНЯРНХР ХГ МЕЯЙНКЭЙХУ ВЮЯРЕИ)?
- йЮЙНБШ НЯНАЕММНЯРХ ЯРПНТХЙХ КХПХВЕЯЙНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ?
- йЮЙ ПЮГБХБЮЕРЯЪ КХПХВЕЯЙНЕ МЮЯРПНЕМХЕ Б ЯРХУНРБНПЕМХХ?
- йЮЙ ЛНФМН НУЮПЮЙРЕПХГНБЮРЭ КХПХВЕЯЙНЦН ЦЕПНЪ ЯРХУНРБНПЕМХЪ?
- йЮЙНБШ НЯНАЕММНЯРХ КЕЙЯХЙХ ЯРХУНРБНПЕМХЪ?
- йЮЙНБШ НЯНАЕММНЯРХ ОНЩРХВЕЯЙНЦН ЯХМРЮЙЯХЯЮ?
- йЮЙНБШ НЯНАЕММНЯРХ ПХРЛХЙХ ЯРХУНРБНПЕМХЪ?
оПХ ЮМЮКХГЕ ТНПЛШ КХПХВЕЯЙНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ ЯКЕДСЕР СВЕЯРЭ РЮЙФЕ, ЕЯКХ ЩРН БНГЛНФМН, ЯННРМЕЯЕМХЕ АШРНБШУ Х БМЕАШРНБШУ ОНМЪРХИ Б ЯРХУНРБНПЕМХХ.
хГСВЕМХЕ НРДЕКЭМШУ ЩКЕЛЕМРНБ Х ЮЯОЕЙРНБ КХРЕПЮРСПМНЦН ОПНХГБЕДЕМХЪ ЪБКЪЕРЯЪ ТСМДЮЛЕМРНЛ ЕЦН ЖЕКНЯРМНЦН ПЮЯЯЛНРПЕМХЪ.
Поэтика как часть литературоведения
Важнейшей частью литературоведения является поэтика — наука о структуре произведений и их комплексов, творчества писателей в целом, литературных направлений, а также художественных эпох. Поэтика соотносится с основными отраслями литературоведения: в плоскости теории литературы она дает общую поэтику, т.е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов); применение принципов поэтики в литературной критике проявляется в анализе конкретного произведения, в выявлении особенностей его построения. Во многом сходное положение занимает в литературоведении стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (как исследование стилистического и речевого уровня структуры), в историю литературы (язык и стиль данного направления), а также в литературную критику (стилистические разборы современных произведений). Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех ее отраслей (так, литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория литературной критики, ее история, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики. Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой; так, литературная критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др.
Отрасли литературоведения
Основными отраслями литературоведения являются:
- теория литературы
- история литературы
- литературная критика
Теория литературы – это отрасль литературоведения, которая изучает социальную составляющую, особенности и закономерности развития, общественную роль художественной литературы. Коме того, эта отрасль литературоведения определяет принципы, по которым рассматривается и оценивается литературный текст. Теория литературы так же изучает художественную литературу в ее историческом развитии.
Теория литературы так же содержит в себе несколько направлений:
Поэтика занимается изучением структуры и композиции литературного произведения, поэтической формы, техники поэтического искусства.
Такая отрасль как эстетика изучает общие вопросы художественной литературы, связанные с искусством. В эстетики большое место отводится философскому изучению вопроса.
Под методологией в литературоведении понимается изучение принципов, способов, методики литературного анализа произведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Вторая отрасль литературоведения – история литературы исследует процесс развития художественной литературы через призму истории, какие исторические события оказали влияние на художественную литературу того или иного периода, каким образом исторические события находят отражения в литературе, и наоборот, как литература может влиять на ход истории. Данная отрасль имеет так же несколько направлений:
- автороведение
- история национальных литератур
- история региональных литератур
- история всемирной литературы
Автороведение предполагает изучение текста произведений писателя, определенные черты, которые являются характерными именно для этого автора. Автороведение выявляет сведения об авторе, а также условия создания произведения.
История национальных литератур предполагает изучение литературных произведений в рамках одной нации.
История региональных литератур предполагает изучение литературных произведений по признаку общности языка, территории, социальной принадлежности.
История всемирной литературы изучает, каким образом все литературы мира разных исторических периодов связаны.
Третья главная составляющая литературоведения — это литературная критика. Основная задача этого направления заключается во всестороннем анализе различных явлений литературоведения, оценивание идейно-художественной значимости литературных произведений для современного общества по актуальным критериям.
Литературная критика часто носит публицистический характер, часто соприкасается с журналистикой, а также с историей, политологией, социологией. Основными жанрами литературной критики являются:
- рецензия
- критическая статья
- проблемная статья
- критическая монография
Литературная критика как наука делится на два направления:
- теория критики — это отрасль, которая определяет критерии оценивания художественных произведений.
- история критики – это отрасль, которая изучает историю развития литературной критики как дисциплины.
Помимо основных отраслей литературоведения, существую так же и второстепенные средства, к ним относятся:
- историография
- текстология
- библиография
- источниковедение
- биографистика
- хронология
- палеография
- литературное архивоведение
- литературное музееведение
- литературное библиотековедение
- литературное краеведение
Системный метод литературоведения
Спорным методом литературоведческих исследований является системный. В основании применения системного метода в других областях научного знания, его целесообразность обосновывается тем, что выявление системы, ее структурных компонентов и функций позволяет понять особенности функционирования этой целостности.
Теоретики литературоведения системный метод подвергают критике по причине того, что литературу невозможно рассматривать как систему, соответственно, его применение в практике литературоведческих исследований трудноосуществимо.
Другие ученые, напротив, подчеркивают необходимость применения системного метода для установления особенностей взаимодействия между отдельными художественными произведениями, литературными эпохами, творчеством отдельных писателей.
Обоснование системного подхода в философии восходит к философии и эстетике Гегеля. Философ полагал, что искусство распадается на отдельные произведения, каждое из которых может считаться культурным событием, что позволяет выявлять взаимоотношения, взаимодействия между отдельными культурными событиями.
В XIX в. принцип системности насквозь пронизывал учение о художественных произведениях А. Потебни.
В основании применения данного подхода в литературоведении – понимание того, что литература представляет собой систему. Как и любая иная система, литература характеризуется следующими признаками:
- целостностью, которая обозначает, что свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов, свойства системы и количественно, и качественно больше суммы свойств компонентов. Применительно к литературе указанная характеристика обозначает, что литература как целостность представляет собой не просто совокупность художественных произведений, их сумму, но нечто большее, область духовной жизни, культуры, которая создается индивидуальными авторами;
- структурностью – свойства системы могут быть описаны в терминах описания ее компонентов, взаимосвязей между ними. Применительно к литературе указанное качество обозначает, что описание литературы в целом может осуществляться на основании описания отдельных художественных произведений, анализа и описания особенностей индивидуально-авторского стиля отдельных писателей, особенностей литературных эпох и т. д.;
- взаимозависимостью – свойство, которое обозначает зависимость одних компонентов от других. Любое художественное произведение в той или иной степени связано с художественными произведениями, созданными раннее, зависимо от них;
- иерархичностью – в составе каждого компонента системы можно выстроить иерархию компонентов. Например, в творчестве отдельного писателя можно выделить отдельные художественные произведения, которые будут выступать компонентами данной системы;
- множественностью – сложность любой системы требует применения различных методов для ее описания.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день литературоведение представляет область научного познания, в составе которой можно выделить ряд основных и вспомогательных дисциплин. Вариативность, изменчивость объекта исследования — литературы, а также множественность дисциплин, входящих в нее, вызывают существенные затруднения с выработкой методологического инструментария для проведения литературоведческих исследований.
Комплексный метод литературоведения
На протяжении длительного времени в литературоведческих исследованиях успешно применялся комплексный метод.
Определение 2
Под указанным методом в научной литературе понимается метод исследования литературных событий с применением помимо литературоведческих методов, методов других наук, прежде всего, лингвистики, семиотики.
В отдельных случаях комплексное исследование литературных процессов предполагало привлечение методов естественных наук.
Особую популярность метод приобрел в 60-80-ых гг. прошлого столетия. Начало комплексных исследований было положено Всесоюзным симпозиумом в Ленинграде в 1963 году.
В 80-х годах эта научная школа постепенно угасла.
Определение понятий «литературоведение» и «литература»
Определение 1
Литературоведение – это одна из основных частей филологии, науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Второй составной частью филологии является лингвистика.
Под литературоведением понимается набор дисциплин, которые связаны с изучением литературы. Литературовед — это ученый, занимающийся вопросами в области литературы, который имеет определенные литературоведческие знания и навыки.
Понятие «литературоведение» впервые появилось в Германии в середине XIX века, однако в России это понятие было введено намного позже, примерно в 20-х годах XX века. В англоязычных странах этот термин и вовсе отсутствует, там он заменен на термин «литературная критика».
В свою очередь достаточно сложно определить границы понятия «литература», они всегда будут условны. Обыватель под понятием литература понимает, например, оды М. Ю. Лермонтова, романы Л. Н. Толстого, поэмы А.С. Пушкина. В разные исторические эпохи и в разных странах понятие «литература» интерпретировалось по-разному. Учитывая все эти особенности, философ Цветан Тодоров пришел к выводу, что понятие литература является ни чем иным, как устойчивым мифом, который не имеет реальных оснований. С подобным мнением многие ученые отчасти соглашаются. Действительно определить границы понятия «литература» не так просто. Следует начать с того, что в переводе с латинского языка «литература» переводится как «буквеность», то есть под литературой можно понимать не просто художественный текст, а именно написанный текст. Таким образом можно сделать вывод, что литературоведение должно заниматься изучением текста, который адресован именно читателю, а не слушателю.
Замечание 1
Однако не следует сводить на нет роль неписьменных форм словесного искусства. В последнее время интерес к этим формам неуклонно возрастает.