Мотив: что такое в психологии. система и виды мотивов

Мотив и мотивация с точки зрения психологии. что такое мотив

Функции и виды мотивов человека

Теперь проанализируем подробно имеющиеся виды мотивов:

Внешний мотив. Обуславливается различными факторами внешнего мира или чужим мнением. Например, если кто-то из знакомых купил новую вещь, а вам она тоже понравилась, тогда появляется мотивация приобрести себе такую же.

Внутренний мотив. Возникает внутри человека, например, появляется внутреннее желание отправиться в путешествие или сделать перестановку в доме.

Отрицательный мотив.Служит поводом для того, чтобы уберечь человека от возможной ошибки. Например – если я не сделаю сейчас, то потом уже будет поздно.

Положительный мотив. Строится благодаря положительным примерам и мыслеформам. Примером может служить такая формулировка – если много заниматься, тогда я стану лучшим в своей группе.

Устойчивый мотив. Формируется на основе нужд человека и не нуждается в дополнительном подкреплении со стороны других.

Неустойчивый мотив. Постоянно требует подтверждения своих мыслей со стороны авторитетных людей.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

дидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостазаДругие книги по запросу «Мотив (психология)» >>

Мотивы, намерения, поступки — анализ и оценка

«Мотив — вот ключ ко всем поступкам.» Бернар Вербер.

Мотивы и намерения

Намерения — это определение конечной цели действий, то к чему твои действия должны привести, а мотив — это то, из-за чего ты хочешь достичь этой цели, то что побуждает на поступок и является причиной возникновения намерения.

Дальше всё просто – намерение рождает цепочку действий для его осуществления. Вот эта цепочка действий, их практическая суть, их последовательность уже вполне очевидна и анализ этих действий может полностью или частично открыть намерения.

Мотивы раскрыть гораздо сложнее. Порой вплоть до самой финальной точки, до полной реализации намерений мотив остается скрытым. Бывает так, что даже для того, у кого возникают те или иные намерения, после достижения поставленной цели так и не возникает понимания истинного мотива. Он о нём не знает, не способен понять или не стремится к пониманию.

Чем привычнее действия, которые необходимо осуществить на пути реализации намерения, чем более они повседневные, тем легче человеку осознать истинный мотив, но при этом гораздо меньше вероятность того, что он обратит на них внимание и станет анализировать. Необычные, не стандартные действия, те что мы не совершали до этого никогда или совершали очень редко почти всегда заставляют о них задуматься и этот анализ способен дать понимание мотива поступков

Искренность намерения это не декларативное, но то что и есть на самом деле смыслом истинного мотива для совершения определённых действий.

Таким образом выстраивается определённая последовательность – возникновение мотива, на основе мотива возникает намерения, а намерения рождают ряд практических действий.

Очень часто за намерениями скрываю истинные мотивы. В таких случаях намерения не искрение, придуманы исключительно для сокрытия истинного мотива и придания определенного эмоционального или практического оттенка действиям. Намерения в этом случае служат оправданием или трактовкой поступков. При этом человек, совершающий такие действия вполне осознаёт мотивы своих намерений, а цепочка выстраивается по-другому – сначала осознанный мотив, затем ряд действий, а после или одновременно с действиями заявление о намерениях.

К. Левин утверждал, что намерение основывается на том, чтобы создать действие, вытекающие из непосредственного требования вещей. Применительно к нашей теме это может означать, что человек, следуя выполнению намеренного действия старается превратить его в повседневное, условно-рефлекторное, а такое понимание происходящего подходит исключительно в случае, когда намерения естественные, искренние и мотивы либо не скрываются, либо не осознаны. В случае, когда человек скрывает мотивы своих действий под пеленой вымышленных намерений то такие действия и поступки будут выглядеть не естественно, не типично для этого человека, но для анализа таких действий необходимо хорошо его знать.

Очевидность выгоды не является фактом её получения

Основой для возникновения мотива могут стать эмоции, убеждения, ценности, особенности воспитания, сиюминутная потребность, психологическое состояние и т.д. Практически невозможно учесть все факторы, влияние которых может привести к возникновению определенного мотива у человека в той или иной ситуации и порой то, что кажется нам вполне естественным, не требующим доказательства, на самом деле далеко от истины. Мы воспринимаем происходящее либо субъективно, либо на основе коллективного мнения и редко подвергаем какие-то процессы, происходящие вокруг нас глубокому анализу.

Большое влияние на формирование нашего мнения о человеке или тех поступках, которые он совершает играет наш собственный жизненный опыт и огромное количество стереотипов, навязанных нам из вне. Часто мы ищем мотивы деятельности человека там, где можем увидеть их сами, забывая о том, что мы все разные и причины возникновения мотивов, намерений, а за ними и поступков у нас тоже могут быть разными и крайне редко у нас получается составить для себя объективную оценку действиям малознакомых или вовсе не знакомых людей.

Только анализ практических действий и полученных от них результатов в совокупности даёт нам возможность понять истинные намерения и мотивы, а получив понимание этих процессов, мы приобретаем право на суждение о человеке. Но к сожалению, для такого анализа необходима информация, которой мы редко обладаем в полной мере … а может это и к лучшему.

Дмитрий Молчанов

Характеристики мотива

Анализируя тот или иной мотив, необходимо обратить внимание на его характеристики, которых всего две:

  1. Динамика – определяется энергией мотива:
    1. насколько мотив заряжен и силен? Как сильно вы хотите похудеть? Так, что готовы ездить в спортзал на край города в жару и трескучий мороз ежедневно или ограничитесь одной поездкой в неделю? Вы с удовольствием летите на занятия или буквально тащите себя за шиворот?
    2. насколько мотив устойчив? Есть люди, которые приняли решение вести спортивный образ жизни и следуют ему неотступно.

      Ну а есть те, кто начинает худеть каждый понедельник. Во вторник эта мысль кажется уже не такой привлекательной, ну, а после первой силовой тренировки появляется вера в то, что «я и так ничего. Полюбят и такую/ого».

    Эти характеристики тесно связаны друг с другом: если мотив заряжен слабо, то он будет неустойчивым. И, наоборот.

    Здесь кроется корень проблемы, обозначенной, как «почему я не делаю то, что задумал?» Мотивации не хватает.

    Вы может действительно хотите утереть нос сопернице – потребность остается, но способ, который вы выбрали – похудение через спорт, вам не подходит. Поэтому стоит подыскать другой – более приятный, а, значит, и заряженный.

  2. Что такое мотив, с точки зрения его содержания:

    1. уверенность в его выборе (я очень хочу посещать спортзал);
    2. осознание своей потребности – я отдаю себе отчет в том, что красивая фигура нужна мне, чтобы чувствовать себя на высоте в глазах другой женщины, и только тогда я буду чувствовать свою ценность;
    3. я четко понимаю, что и как конкретно буду делать (распланирую занятия, заведу дневник похудения и питания, буду пить дополнительные средства для снижения веса и витамины и т.д.);
    4. я также понимаю, чего мне это будет стоить – лишняя загруженность, боль и ломота в мышцах, чувство голода, стресс и т.д.

Словарь Ефремовой

  1. м. Побудительная причина, повод к какому-л. действию.
  2. м.
    1. :
      1. Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трех звуков, объединенных одним логическим акцентом (в музыке).
      2. Мелодия, напев.
    2. Простейшая составная часть сюжета.
    3. :
      1. Характерный элемент, постоянно используемый в каком-л. изображении (орнаменте, росписи, вышивке и т.п.).
      2. Кружевной или вышитый узор, нашиваемый на ткань.

Добавитьмотив

Цитаты со словом мотив

  • — Это самая модная песня, — угрюмо отозвался Граммофон. — Страшно популярная! — Популярная? — Ну да. Из тех, слова которых запоминают даже слабоумные, а мотив могут пропеть или просвистеть и те, кому медведь на ухо наступил. Потому-то такие песни и популярны.. Лаймэн Фрэнк Баум, «Лоскутушка из страны Оз»
  • В этом обете выносливости люди считали постыдным, если слабость нервов или недостаток храбрости подводили их. Страдание было для них растворителем, очищением, почти украшением, который переживший его имел полное право носить. Страх, сильнейший мотив для слабого человека, ломался перед нами, когда поднималась любовь к делу — или к личности.. Лоуренс Аравийский, «Семь столпов мудрости»
  • Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.. Артур Шопенгауэр

Синонимы к слову мотив

  • агитация
  • аргумент
  • аргументы
  • вина
  • виновник
  • голос
  • довод
  • лейтмотив
  • мелодия
  • мотивчик
  • напев
  • напевший
  • напетый
  • напеть
  • напой
  • лейтмотив
  • мотивация
  • мотивировать
  • мотивировка

мотивчик

Ударение в слове мотив

Рифма к слову мотив

Больше информации о слове мотив

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1047345
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/мотив
  • https://psychologist.tips/2162-motiv-chto-takoe-v-psihologii-sistema-i-vidy-motivov.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/motiv-chto-ehto-takoe.html
  • https://znachenie-slova.ru/мотив

Что определяет уровень мотивации?

Вне зависимости от стимула, помогающего человеку двигаться вперед, уровень мотивации не является постоянным и неизменным.

Факторы, которые определяют уровни мотивации:

  • значимость достигнутого результата;
  • вера в его достижение;
  • личные прогнозы по поводу осуществления намеченного;
  • собственное понимание и представление успеха.

Индивидуальная мотивация всегда является более сильной, т. к. она направлена на достижения четких целей и получение измеримого результата.

Чудо-техника мотивации

Мотивация в жизни и достижение цели на самом деле очень простое занятие. Ели позитив и достойную мотивацию в деле найти ну никак не получается, то относитесь к себе как пятилетнему ребёнку. Вообще на заметку, это очень правильное взаимодействие с самим собой в затруднительных ситуациях.

Для начала нужно придирчиво попытаться понять, а действительно ли так важно это сделать. И если есть возможность не делать без весомого вреда – лучше не делать вовсе и вправду

Если лазеек нет, то, равно как и ребёнку, себе нужно пообещать вознаграждение.

Я сейчас сделаю этот безсмысленный никому не понятный и не нужный отчёт. Просто потому, что не сделать его нельзя. Но зато потом я свожу себя на массаж к массажисту, к которому давно хотелось, но всё никак. Или другой пример.

Я сейчас отмою кухню от нескольких литров разлитого детьми липкого сока. Ведь, несмотря на то, что я устала и вымоталась за день, не вытереть его нельзя. Иначе липнуть будет уже вся квартира. Но зато потом я обязательно приму ванну с пеной и масочку даже на личико определю. Чтоб уж нега по всем фронтам.

(Visited 2 111 times, 1 visits today)

Энциклопедический словарь

(франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:

  1. простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив «увоза невесты»);
  2. мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»);
  3. повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского);
  4. расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова); в музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.

Что такое мотивация?

Мотивация — это психологический процесс, задающий направление человеческому поведению. Она заставляет действовать, принимать конкретные решения, к чему-то стремиться, дарит человеку ощущение осмысленности, порождает желание взаимодействовать с миром и другими людьми. В случае достаточного уровня заинтересованности, исполнитель может долго работать без усталости и отдыха. Если же мотивации не хватает, то самая простая работа будет утомлять. Чем же это вызвано?

В физиологическом плане мотивация тесно связана с понятием стимула – фактора, который вызывает ответную реакцию. Только, на уровне биологических процессов все понятно и однозначно, а вот психические реакции предугадать намного сложнее. Допустим, раздражитель вызывает одну и ту же реакцию у любого живого существа. Например, удар электрическим током провоцирует непроизвольное сокращение скелетной мускулатуры, что вызывает отдергивание руки, крыла или хвоста.

В случае мотивации все намного сложнее. Один и тот же фактор приводит к разным ответным реакциям. Жесткая критика для кого-то окажется хорошим стимулом, а другого вгонит в глубокую депрессию. Выходит так, что раздражитель один, а ответная реакция диаметрально противоположна. Поэтому, пытаясь объяснить природу мотивации с помощью биохимических реакций, стоит делать поправку на индивидуальность психических процессов. Хотя, сам алгоритм возникновения заинтересованности в чем-либо примерно одинаков. Он состоит из трех составляющих:

  • Потребность – ощущение недостачи в чем-то и желание это восполнить;
  • Цель – четкое понимание, к чему стремиться, чтобы реализовать потребность;
  • Мотив – заинтересованность человека в действиях, приводящих к достижению цели.

Если потребность и цель – понятия достаточно конкретные, то с мотивом все не так однозначно, поскольку, как указывалось ранее, одинаковые стимулы демонстрируют разный эффект. Разберемся в этой теме.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(франц. motif — мелодия, напев) — простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу или статическая, описательная). Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать разными смыслами.

В расширительном смысле мотив — повторяющийся комплекс чувств и идей автора.

Рб: композиция и сюжет

Вид:лейтмотив, мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив обогащения, мотив одиночества, мотив смерти и т.п.

Целое: сюжет

Асс: тема, художественное содержание

* «История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход одних и тех же некогда возникших мотивов из произведения в произведение, из одной национальной литературы в другую» (Г.Н. Поспелов).

«Надо наперед условиться, что разуметь под сюжетом, отличить мотив от сюжета как комплекса мотивов. Под мотивом я разумею формулу, отвечающую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человкеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» (А.Н. Веселовский). *

Мотивация достижения успеха

Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.

Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.

По сути, он становится человеком:

  • Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
  • Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
  • Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
  • Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
  • Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.

В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.

Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.

Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.

Важно то, что эта мотивация не всегда направлена ​​на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты. Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление

А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.

В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.

Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.

  • Ваша мотивация должна быть направлена ​​на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
  • Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика.

Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

Функции, характеристики и виды мотивов

Функции мотивов:

  1. побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния);
  2. стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости);
  3. направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель);
  4. организующая (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности);
  5. смыслообразующая (придает личностный смысл деятельности);
  6. объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источником ее поведения).

Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и содержание. Сила мотива определяется интенсивностью мотиваци-онного побуждения. Устойчивость проявляется в постоянстве интересов, привычек, мотивационных установок. К содержательным характеристикам мотива относятся: направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей — биологических или социальных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).

В психологии выделяют следующие группы мотивов:

  • ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек;
  • мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей, направленность устремлений личности;
  • мотивы выбора средств достижения цели, зависящие от степени подготовленности и успешной реализации поставленной цели в данных условиях;
  • мотивы социального характера, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и другие);
  • мотивы группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе;
  • индивидуально-личностные мотивы, характерные для конкретной личности.

Возможный вариант возникновения мотива В. И. Ковалев представил следующим образом (схема 29). Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.Таким образом, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы, установки, которые будут определять мотивационную сферу личности.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти учёные, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока).

Что такое соподчинение мотивов?

Это ключевое понятие в формировании, развитии личности. Первые признаки соподчинения мотивов возникают в раннем возрасте. Разные стимулирующие факторы утрачивают равноправное значение, образуют систему личностных ценностей, жизненных ориентиров.

Такое построение называют индивидуальной мотивационной схемой. Доминирующие и второстепенные побуждения составляют иерархию, в которой наблюдается различие уровней, силы воздействия.

К числу соподчиненных мотивов подросткового возраста относят:

  • самоутверждение;
  • стремление достичь спортивного успеха;
  • зарождение нравственных качеств;
  • поведенческую оценку.

Для предотвращения этической деформации личности соподчиненные мотивы выстраивают в иерархическую систему воспитательно-образовательными средствами. Самый сложный момент в период психологического становления индивида – выбор между личностными и социальными ценностями.

Соподчинение мотивов формируется в борьбе этих факторов для создания разумного компромисса. Она начинается в дошкольном возрасте. Результатом этого поэтапного процесса считается мотивационная готовность, которая тесно связана с понятиями познавательного интереса и инициативности.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Мотив

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Функции мотивов

Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.

К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:

  • удовлетворение естественных потребностей;
  • достижение поставленных целей;
  • реализацию собственных желаний;
  • следование своим интересам или увлечениям.

Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.

Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.

Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.

Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.

Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.

Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.

Функция Характеристика
Баланс Активируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия.
Потребности Служит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности.
Когнитивная Побуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи.
Поведенческая Диктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий.

Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: