Введение
Этика — одна из старейших отраслей философии. Само название этики происходит от греческого «этос», что означает «привычка», «обычай». В настоящее время этика определяется «как одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль… этика выделяется как практическая наука о том, как следует поступать, в отличие от чисто теоретического знания о вещах».
Согласно Платону, философ ревностно занимается тремя вещами: он созерцает и познает бытие, творит благо и теоретизирует о смысле речи. Знание о бытии называется теорией, знание о том, как действовать, — практикой, а знание о смысле речей — диалектикой. Одним из аспектов практической философии является воспитание характера, другим — домоводство, третьим — государство и его блага. Первое называется этикой, второе — экономикой, третье — политикой. Этическая проблематика диалогов Платона восходит к понятию «блага», проявления которого в жизни Платон неустанно ищет и исследует. «Платон, прежде всего и больше всего, — учитель жизни».
Знания древних отличаются своей цельностью, своей нерасчлененностью. И произведения Платона не являются исключением. Невозможно говорить о «чисто» этических произведениях Платона. Мы можем лишь читать в его диалогах этическое содержание, анализировать их.
Объектом данной курсовой работы является этика Платона.
Предметом данной курсовой работы является развитие этического идеализма Платона. Цель данной курсовой работы — исследовать развитие этической проблематики в диалогах Платона.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- Изучить учебную и научную литературу по выбранной теме;
- Провести теоретическое исследование диалогов Платона;
- Описать результаты исследования, сделать необходимые выводы.
Список литературы
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — М., 1986;
- Соколов Е.В. Античность (Платон, Сократ, Аристотель). — Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
- Комментарии к диалогам Платона. (Сборник). — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/;
- Диалоги Платона. — Mode of access: www.psilib.ukr.net;
- Тихонравов Ю.В. Философия. — М., 2000;
- Горгиас (Платон). — Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/;
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, том 2. — www.psylib.ru;
- Лосев А.Ф. Ранние диалоги Платона и произведения платоновской школы. Платон. Диалоги.- М., 1986;
- Основы философии / Под ред. Е.В. Попова. — М., 1997;
- Кузнецов К.А. Платон. — Режим доступа: ihtik.lib.ru;
- беседы с Сократом и Платоном. — Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
- Философия / отв. ред. В.П. Кохановского. — Философия / отв. ред. П.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1998;
- Швец А. Платон об идеальном государстве. — Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
- Поппер К. Очарование Платона. — Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Социальная система и ценностные ориентации личности
- Значения технического прогресса в жизни общества
- Мое здоровье принадлежит только мне
- Место традиций в жизни современного человека
- Основные теории зарождения жизни на земле
- Основные функции социологии, главные сферы её применения
- Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты
- Денежная реформа 1991 г. и ее итоги
- Важнейшие задачи социально-экономической статистики на современном этапе
- Соотношение мифологического, религиозного и философского знания
- Проблема субъекта и объекта в философии
- Развитие диалектики в античной философии
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Идеалистическая философия Платона
Сократ оставил после себя значительное наследие, его идеи были широко восприняты и легли в основу множества самых разных школ античной мысли, однако наиболее известным его учеником является Платон.
Платон создал первую законченную онтологическую концепцию объективного идеализма. Согласно его представлениям существует два мира:
- мир идей,
- мир материй.
Мир идей с позиции Платона является объективной реальностью. Каждая идея – это субстанция, она идеальна, вечна, неуничтожима, и содержит в себе идеальный образ какого-либо предмета или вещи. Мир материй в свою очередь представляет собой грубое отражение совершенного мира идей. Платон сравнивает наше представление вещей, с тенями которые отбрасывают эти предметы в пещере от света факелов. Человеку, с помощью органов чувств не дано постичь сами идеи, все что ему доступно это лишь их грубое воплощение из-за чего идеальные предметы, принимают в материальном мире множество конкретных, отличных друг от друга и несовершенных обличий. Так идеальный конь один единственный, но в материальном мире каждая лошадь отличается от другой.
Поскольку сенсорная чувствительность, направленная на материальный мир, не способна дать человеку объективного знания, Платон утверждает, что его источником может стать только идея, которой является душа человека. Человеческая душа идеальна, однако от шока, связанного с помещением в человеческое тело он забывает все свои знания, и человеку требуется приложить усилия чтобы их вспомнить. Путем размышлений человек способен припомнить те знания, которыми его душа обладала когда-то.
После смерти тела, душа человека высвобождается и возвращается в мир идей, чтобы через некоторое время вновь оказаться в человеческом теле.
Философские воззрения Аристотеля
Платон создал особую школу – Академ, одним из учеников которой был Аристотель. Будучи македонянином по происхождению Аристотель значительную часть своей жизни провел в Афинах, написал там множественные труды и основах собственную философскую школу – Ликей, ученикам которой и оставил свои труда, прежде чем покинуть Афины под давлением антимакедонских политиков.
Аристотель был одним из наиболее выдающихся мыслителей греческого мира. Он оставил после себя обширные труды, посвященные буквально всем областям знания – физики и математики, до истории, психологии и экономики. Аристотелем была разработана классическая логика, которая понималась самим мыслителем, как обязательное преддверие к изучению любой науки, ибо логика учила человека правильно мыслить, излагать и доказывать свои измышления. Аристотелю же принадлежит и классическое определение истины – как соответствия знания объективной реальности.
Особая заслуга Аристотеля заключается в том, что прежде чем начать излагать собственные теории и измышления, он всегда излагал известные ему взгляды и теории по данному вопросу. Благодаря этому современные исследователи получили значительную долю информации о многих философах и ученых греческой античности.
Замечание 1
В отличие от своего учителя – Платона, Аристотель придерживался дуалистических взглядов. Он выделял два равных по своей значимости первоначала – материю и форму.
Первоматерия представляет собой аморфную массу. Она безжизненна и пассивна, однако вечна и неуничтожима. Из материи возникают вещи благодаря формам. Аристотелевские формы подобны идеям у Платона, они определяет не только форму объекта, но задают его свойства, дают ему возможность движения, развития и мышления.
Рассматривая живых существ Аристотель отмечал наличие трех видов души:
- растительной,
- животной,
- разумной.
Растительная душа дает материи свойства роста и питания, животная – движения, а разумная душа, присущая только человеку и богам, способность мыслить. При этом человек обладает всеми тремя душами (растительная в печени, животная в сердце, а разумная в голове), однако только разумная душа как идеальная форма способна пережить гибель человеческого тела.
Философия Сократа
Сократ представляет собой знаковую фигуру в античной философии, о чем достаточно ясно свидетельствует разделение всей греческой философии на досократический и сократический периоды. Деятельность Сократа пришлась на годы популярности софистов – ученых мудрецов, которые преподавали свои знания, и самое главное искусство красноречия за деньги. Среди учеников софистов был и сам Сократ, который уже в зрелые годы приложил множество усилий к борьбе с ними, до такой степени, что само слово софист поменяло свое значение и приобрело презрительный оттенок, обозначая человека способного аргументировать любую позицию за деньги.
Сократ не оставил самостоятельных философских произведений, все его идеи дошли до современности в трудах его ученика Платона, его знаменитых «Диалогах», неизменным героем которых выступает Сократ, а также другие жители Афин, включая софистов, например, знаменитого Протагора. Благодаря «Диалогам» можно выделить две основные особенности философии Сократа – это ее этико-социальную направленность, а также особый стиль ведения диалога и доказательства своих положений – майевтику.
В отличие от других философов Сократ не рассматривает подробно ни онтологические, не гносеологические вопросы, его внимание сосредоточено на самом человеке, на его душе и социальных стремлениях. Как отличить доброе от злого, как понять хорош человек или плох, может ли человек совершенствоваться и изменяться в процессе жизни, как человеку понять самого себя, как установить справедливые законы и правила – таковы главные темы, поднимаемые Сократом
Сократ полагает, что прежде чем начать познавать мир, человек должен познать самого себя, а для этого ему нужно обратиться к природе и размышлениям. Только интеллектуальная деятельность возвышает природу человека и заостряет его разум.
Для опровержения высказываний оппонентов и доказательства собственной точки зрения Сократ использует майевтику.
Определение 2
Майевтика — это диалектический способ ведения беседы, при котором определяемое явление рассматривается с разных, противоречивых, сторон, на которые обращается внимание оппонента, и через которые раскрывается его истинная сущность. Сократовский диалог предполагает использование наводящих вопросов, благодаря которым оппонент сам приходит к нужному выводу, он продолжает активно использоваться до сих пор в различных областях гуманитарной деятельности
Сократовский диалог предполагает использование наводящих вопросов, благодаря которым оппонент сам приходит к нужному выводу, он продолжает активно использоваться до сих пор в различных областях гуманитарной деятельности.
Заключение
Совершение добрых дел, социальная деятельность на основе знаний, считалась Платоном важным занятием для философа. Действительно, история сохранила свидетельства его политической и законотворческой деятельности. Этическое начало в функционировании государства и воспитании человека Платон считал самым важным. По мнению Платона, для достижения целей воспитания и просвещения необходимо было разработать практическую философию, включающую политические, этические и психологические идеи.
Прежде чем Платон разработал свою теорию идей, рецептором которых является материя, в известном современному человеку мире он прошел этапы формирования своих философских взглядов от наивного эвдемонизма как стремления к счастью, блаженству, до убежденности в существовании идеи абсолютной нравственности.
Высшей из идей, по Платону, является идея Блага или Блага. Эта идея является универсальным началом.
Практически все диалоги Платона имеют этическое содержание. В «Протагоре» ставится проблема добродетели в целом. В этом диалоге подробно рассматривается происхождение добродетели в обществе и у отдельных граждан, устанавливается структура добродетели и, наконец, раскрывается полное содержание понятия добродетели. Уже в диалоге «Горгиас» проявляется еще не сформировавшаяся теория идей. В «Горгиасе» поднимается и решается проблема соотношения чувства и понимания справедливости и ее проявления в действиях, в данном случае оратора. «Горгиас» доказывает, что справедливое и добродетельное далеко не всегда приятно, иногда маскируется под зло. В целом можно отметить, что этика Платона развивалась по мере развития его теории идей.