Суть морали и этики
Мораль представляет собой специфическое явление общественной жизни, которое становится предметом изучения этики. Этика исследует сущность, природу, структуру, закономерности возникновения морали. Этика также теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Среди отечественных публикаций в современном периоде преобладает определение этики как науки о закономерностях развития и функций морали, ценностях общественной жизни. Этика не просто изучает и обобщает, а также систематизирует нормы и принципы морали, которые действуют в обществе. Этика способствует выработке моральных представлений, которые отвечают историческим потребностях, способствуя совершенствованию общества.
Этика как наука служит социальному и экономическому общественному прогрессу, она пропагандирует справедливость и гуманизм. Этика является комплексной отраслью знания, она дает возможность изучить внутренний мир личности и систему общественных взаимодействий.
Этика как наука о морали содержит колоссальные сведения об основных категориях, которые отражают существенные элементы морали. Категории этики являются не просто теоретическими конструкциями. Этические категории стихийно формируются внутри общественного сознания.
Например, Аристотель истолковал категорию справедливости, указав при этом, что она существует в сознании каждого конкретного человека, а также представителей социальных групп, всего общества в целом.
Этические категории, в том числе и мораль определяются с точки зрения разнообразных позиций. Этика, как наука о морали конкретизирует содержание этого феномена и дает возможность определить ее содержание в научно – прикладном аспекте для определения профессиональных этических норм.
Термин этика употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, профессиональной и общественной группы. По факту этика дает ответ на вопрос о том, как правильно необходимо жить.
Мораль является специфическим способом духовно – практического освоения мира, который предполагает выражение к нему ценностно – императивного отношения. Сущность морали при этом состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей, упорядочивая их взаимоотношения.
Немецкий философ Гегель придерживался мнения о том, что необходимо дифференцировать сущность терминов «моральность» и «нравственность». Ключевым в содержании морали он видел умысел, благо, совесть, добро, вину. Содержание нравственности он отражал в нескольких компонентах: государство, общество, семья.
Категории, изучаемые этикой
Этика как наука изучает такие категории как:
- нравственность;
- добро и зло.
Нравственность – это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего.
Добро – это ценные поступки нравственной направленности, которые связаны с действиями человека по отношению к другим людям или иным существам.
Зло – это наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.
Нравственность представляет собой внутренние духовные качества, которыми человек руководствуется при выборе образцов поведения. Иногда мораль сводится к конкретным духовным качествам человека, определенным внутренним нормам и поведенческим принципам.
Такое определение не охватывает всю сущность морали. В целом мораль ориентирована на внешний оценивающий субъект. Нравственность ориентируется на внутренний мир человека, комплекс его собственных убеждений.
Нравственность есть ценностный объект в сознании, а также способ регуляции действий человека внутри всех сфер жизнедеятельности: труда, быта, отношения к окружающей среде.
Термины «этика», «нравственность», «мораль» возникли внутри разнообразных языков в различные периоды времени. Они означали единое понятие «обычай», «нрав».
Мораль в свою очередь определяют как одну из форм общественного сознания и способ духовного существования личности, рычаг развития социума. Мораль не просто регулирует жизнедеятельность, но и позволяет каждому человеку найти собственный уникальный путь.
Положения морали становятся видом разумных рассуждений, которые могут превратиться в спектр внутренних чувств, которые мотивируют поведение личности. Для того, чтобы эти виды постулатов приобрели статус нормативных, в этике были сформированы такие направления, как: утилитаризм, деонтология и пр.
При определении соотношения содержания понятий «нравственность» и «мораль» существует две основных точки зрения:
- первая из них считает, что содержание данных слов тождественно;
- вторая говорит, что их содержание кардинально отличается.
Мораль, нравственность, этика
В ходе расширенного употребления данных слов, мораль и нравственность стали употребляться в качестве синонимов.
Этика также описывает базовые нравственные принципы, которыми руководствуются люди и через которые они закрепляют нравственный опыт, собственные моральные обязанности. Нравственные принципы называют добродетелями. Они формируются в процессе воспитания и становятся основой для развития личности и ее позитивных качеств, а именно человечности, справедливости, бескорыстия.
Человечность – это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Способы реализации моральных принципов весьма разнообразны, они зависят от индивидуально – личностных особенностей человека, моральных традиций и складываются внутри общества в контексте исторической ситуации.