Сократ: жизнь, основные философские идеи

Основные положения учения сократа

Учение Сократа о Боге – кратко

Ко времени Сократа философская мысль греков уже разрушила старую веру в человекоподобных олимпийских богов, и Сократ стоит на повороте греческой мысли к единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели). Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством. К изучению природной физики Сократ относился равнодушно, не видя возможности использовать его для нравственной реформы общества; тут влияло, несомненно, частью слабое в ту эпоху развитие техники, частью то, что досократовские философы изучали скорее космос, как целое, чем отдельные циклы закономерностей природы.

Этический рационализм

Постоянная мысль Сократа — о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочество, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, «все так делают» — то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное — всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло — всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.

Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. Тема любви (эроса) и дружбы — наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа (ср. Платон. «Феаг» 128b: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики. А в ней я ужасно силен»); эта тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков — Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика. Кроме очевидно присутствовашей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить», любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, — в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому.

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) совершать те или иные поступки (замечательно, что «демоний» Сократа проявлял свою запретительную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю — соответственно, Сократ не смел ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

Философия Сократа

Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.

Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.

Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.

Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.

Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:

Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).

Жизнь афинского мудреца

Сократ родился около 469 г. до н.э. в Афинах. Его рождение пришлось на «нечистый» день, поэтому он считался «фармаком», т.е. человеком, который в случае общественной беды мог быть принесен в жертву богам. Родителями его были скульптор Софрониск и Фенарета, повивальная бабка. Его учителями были Дамон и Конон, он слушал лекции Анаксагора и Архелая. Несомненно, он был образованным человеком. В начале своей жизни он был известен как неплохой скульптор, однако его склонность к философии и ораторскому искусству победила. Сократ был женат два раза, имел несколько сыновей, младшему из которых на момент смерти Сократа было всего семь лет. Однако Сократ был плохим семьянином и практически не заботился о своей жене и детях.

Сократ участвовал в Пелопонесских войнах как ополченец-гоплит, показал пример личной храбрости. Принимал участие в сражениях при Потидее (430 г), при Делии (424 г), Амфиполе (422 г). Во втором периоде войн Сократ уже не принимал участия. После целого ряда поражений, Афины одержали в 406 г. до н.э. победу при Аргинусских островах, однако из-за плохой погоды не смогли похоронить своих убитых. По возвращению в Афины победивших стратегов придали суду. Сократ выступал как их защитник, однако его не послушались. Сократ также был наставником афинского полководца и политика Алкивиада, и даже спас его жизнь в бою. Сократ выступал против установления в Афинах тирании.

В мирное время практически не покидал Аттику, однако его образ жизни совсем не походил на тот, который вели философы в Греции. Он был ярым спорщиком, ходил в старой одежде и босиком, не брал подарков и платы, прослыл как бессребреник. Он проповедовал свою идеологию на площадях и улицах города, видя свою цель в борьбе с софистами и воспитании молодежи. У него было много учеников, однако за обучение он не брал денег, в противовес софистам.

В 399 году до н.э. Сократу предъявили обвинение в том, что он не чтит богов и развращает юношество. Сократ опроверг обвинение, но судьи признали большинством голосов его виновным и приговорили к смертной казне. В своей последней речи Сократ заявил, что он уже стар и не боится смерти, ибо в Аиде он надеется встретиться с Гомером и другим замечательными людьми.

Незадолго до казни к нему пробрался ученик Критон и сказал, что стража подкуплена и Сократ может сбежать. Но тот отказался на том основании, что надо уважать государственные законы, пусть сейчас он и осужден несправедливо. Свой последний день он провел с учениками и семьей. После того, как ушли родственники, Сократ выпил чашу растительного яда и тихо умер. Со слов Платона, Сократ перед смертью попросил учеников принести в жертву петуха Асклепию. Такую жертву приносили обычно после выздоровления, тем самым Сократ хотел показать, что через смерть тела наступает освобождение души.

Сократ оказал огромное влияние на всю древнегреческую философию. В частности, под его влиянием возникли следующие школы:

  • школа киников;
  • школа киренаиков;
  • мегарская школа.

Мегарская и Элидо-Эретрийская школы

Основатель школы мегариков Евклид был ревностным последователем Сократа. Он полагал, что «бестелесные виды» — т.е. абстрактные понятия, есть единственная и непреложная истина, а значит познание бестелесных видов есть сама добродетель. Признавая превосходство общего знания над конкретным, Евклид также разделял представления Парменида о мире, как единой сущности, не имеющей частей или составляющих.

Представители мегарской школы не выдвинули собственной теории, все своё время они посвятили доказательству и аргументации выбранной позиции, а именно дискредитации чувственного познания. Мегарики вслед за Парменидом утверждали, что чувство времени, движения, смерти и рождения, есть лишь иллюзии порожденные несовершенными чувствами человека. Более того они в конечном итоге пришли к софистскому предположению о том, что общее знание, те самые бестелесные виды никак не соотносятся с конкретными предметами, отображаемыми чувствами.

Наиболее известными парадоксами Мегарской школы стали «Лжец» и «Рогатый». Парадокс лжеца состоит в том, что если какой-либо человек скажет: «Я лгу», то сторонний наблюдатель не сможет оценить истинность данной фразы. Ведь если человек действительно лжец, то фраза будет истинной, если же он нет, то фраза окажется ложной, т.е. чувства не помогут в данном случае установить правду.

Аналогично построен и парадокс «Рогатый». Если спросить у человека потерял ли он рога, то тот ни сможет ответить ни «да», ни «нет», ведь если он скажет «да», то предполагается что рога у него когда-то были, а если скажет «нет», то соврет ведь на самом деле у него нет рогов.

Представители Элидо-Эретрийской школы также не продвинулись в развитии сократического учения, они разделяли взгляды мегариков, и целиком посвятили себя их защите, прославившись как искусные спорщики и мастера ораторского искусства.

Смерть Сократа

О смерти великого философа нам также известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвинили своего соотечественника в непризнании богов и развращении молодежи.

Сократ отказался от защитника заявив, что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Помимо этого, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону имел на это полное право.

Также Сократ запретил своим друзьям вносить за него залог. Он объяснял это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.

Незадолго до смерти друзья предлагали Сократу устроить побег, однако он наотрез от этого отказался. Он говорил, что смерть найдет его везде, поэтому убегать от нее нет смысла.

Ниже вы можете видеть знаменитую картину «Смерть Сократа»:

Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»

Мыслитель предпочел казнь, приняв яд. Сократ умер в 399 г. до н.э. в возрасте примерно 70 лет. Так не стало одного из величайших философов в истории человечества.

Популярные цитаты

Его изречения совмещали в себе необычную простоту и мудрость. Вот лишь несколько афоризмов древнегреческого мыслителя:

  1. Женись. Хорошая жена сможет сделать тебя исключительной личностью, с плохой — сможешь стать мыслителем.
  2. Брак — необходимое зло.
  3. Силой не сохранить дружбу. Друзьями становятся через любовь и добродетель.
  4. Работа без какой-то цели намного лучше бездействия.
  5. Нельзя жить лучше, чем проводить жизнь в стремлении к совершенству.
  6. Ешь, чтоб жить, не живи, чтоб есть.
  7. Есть лишь единственно благо — знание, и лишь единственное зло — невежество.
  8. Богатство и слава не принесут достоинства.
  9. Лучше мужественно погибнуть, чем жить с позором.
  10. Без дружбы общение не имеет ценность.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Суд над Сократом

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.

Философия Сократа: Философия Самопознания

Это утверждение отражает суть сократовской мысли, которая уделяет внимание самопознанию и критическому опросу. Согласно Сократу, мы должны всегда задавать вопросы нашим убеждениям и предположениям, чтобы прийти к более глубокому пониманию себя и мира вокруг нас

Сократовский Метод

Сократовский метод – это метод обучения, который заключается в задании ряда вопросов, чтобы помочь студенту прийти к более глубокому пониманию концепта или идеи. Сократ верил, что этот подход является наилучшим способом содействия обучению, потому что он поощряет критическое мышление и самопознание. Сократовский метод до сих пор используется в классах, как способ стимулирования активного обучения и вовлечения студентов.

Значимость Добродетели

Сократ считал, что добродетель – ключ к хорошей жизни. Он верил, что, живя добродетельной жизнью, мы можем достичь счастья и удовлетворения. По словам Сократа, добродетель нельзя обучать, а приобретается только через самопознание и нравственную рефлексию.

Поиск Знаний

Сократ считал, что поиск знаний – это постоянный процесс. Он верил, что, постоянно опрашивая наши установки и ища новую информацию, мы можем прийти к более глубокому пониманию себя и мира вокруг нас. Сократ считал, что истинное знание не сводится только к запоминанию фактов, но скорее к пониманию основных принципов, управляющих миром.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей

Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого

Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Философия Сократа

Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.

Скульптура Сократа

Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.

Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.

Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.

По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.

Портрет Сократа

Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;
  • поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.

Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».

Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.

Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:

«Человеческая добродетель есть состояние ума».

Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.

Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.

Статуи Сократа и Платона

Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.

Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.

Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.

В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.

Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях.

Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Сократ признан великим философом древнего времени. Он обучал известных мыслителей – Евклида, Алкивиада, Платона. Именно с его учения начинается новая философия античности. Ранее философский взгляд был направлен на природу, космос, мир. Сократ поднял вопросы духовных ценностей, человека и нравственности.

Философ родился в 469 году до нашей эры, прожил семьдесят лет. Его родина – Афины, Древняя Греция. Он известен тем, что стал первооткрывателем классической философии. Основные философские идеи Сократа касались важных вопросов, волновавших народ в то время, – государства, Бога, человека, добра.

Сократ

Фундаментальный принцип Сократа: развитие диалектики

Основным философским принципом Сократа был его диалектический метод. Сократ глубоко изучил темы, связанные с космологией и другими вариантами, которые помогут ему понять вселенную и мир, в котором мы живем.

Тем не менее, его разочарование по поводу научного метода, применяемого в этих естественных науках наряду с большим отвержения релятивистских перспектив, которые софисты учили в то время, заставило его принять решение искать пути достижения универсального определения всех вещей.

Для Сократа основные определения не были относительным вопросом, поэтому он разработал индуктивный метод, с помощью которого можно достичь истинного познания мира и его элементов. По его словам, правда была одинаковой независимо от места или личности.

Таким образом он начинает применять то, что будет называться методом Сократа. Благодаря этому Сократ намеревался вести диалог с друзьями и знакомыми, всегда стремясь достичь универсального определения..

Метод состоял из двух частей: ирония, с помощью которой человек осознает свое невежество; и маевтика, которая состояла из все более конкретных вопросов и ответов до достижения конкретных знаний.

Для Сократа было чрезвычайно важно, чтобы человек осознал свое собственное невежество, так как без этого шага не было бы места для истины.. После того, как человек, с которым он разговаривал, принял свое невежество по теме, Сократ посвятил себя тому, чтобы задавать вопросы, на которые его партнер отвечал сам, каждый раз определяя более основную тему.

После того, как человек, с которым он разговаривал, принял свое невежество по теме, Сократ посвятил себя тому, чтобы задавать вопросы, на которые его партнер отвечал сам, каждый раз определяя более основную тему..

Сократ использовал этот диалектический метод до конца своей жизни. Это очевидно почти во всех книгах Платона, в которых его учитель ведет диалог с разными персонажами на разные темы, которые он пытался определить.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
  • справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Сократ призывал не слишком увлекаться естественными науками, концентрируясь на гуманитарных областях, поскольку именно они помогают нам познавать себя, свою деятельность в целом, а также делают людей действительно благородными. Предмет философии же также направлен на изучение человека, образа его мышления и жизни. Поэтому девизом Сократа стала известная фраза: «Познай самого себя».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: