Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская

Основная и средняя школа чем отличается

Милетская школа философии

Милет был крупным городом-государством, расположенным в Малой Азии. Житель Милета по имени Фалес многими источниками признается как основатель первой в мире философской школы. Ее обычно называют милетской или ионийской.

Фалес заложил начало натурфилософии. Он выявил главные вопросы, которые лежат в основе этой науки: что было первой стихией, из которой возник мир? И каковы законы Всеобщего (Космоса)? О первоначале мира у философов милетской школы не существовало единого мнения. Фалес полагал, что началу мира положила вода. Другой ученый муж, Гераклит, считал, что в основе мира – огонь, все сущее рождается из него и спустя время в нем же и погибает. С ними не был согласен Анаксимен, которой назвал воздух первым элементом Космоса. По его мнению, разрежаясь или сгущаясь, воздух превращался в другие стихии такие, как огонь, земля или вода.

Последователи ионийской школы не только ввели такое понятие, как Космос, который они называли «Всеобщее». С их трудами еще связывают зарождение таких наук как математика, астрономия, физика, биология и география.

Скептицизм

Главные представителиСократ, Пиррон, Монтень, Дэвид Юм

Основные работы«Опыты», Монтень, 1580

Основной вопросПолезен ли скептицизм?

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — говорил Сократ, основоположник скептицизма, учения, отвергающего всякое знание. Скептики времен классической эры считали знание недостижимым. Это оказалось несколько тупиковым тезисом, поэтому развитие философии скептицизма произошло лишь в XVI веке после публикации работы Мишеля де Монтеня.

В отличие от Сократа, отрицающего все, что кто-либо когда-либо сказал, Монтень обрел репутацию скептика за его стремление отринуть любую эмоциональную составляющую из спора, чтобы выявить четкие подтвержденные факты.

Современные школы философии

Аналитическая философия

Аналитическая философия является одним из ведущих философских направлений в настоящее время. Она сосредоточена на анализе языка и логической структуры философских проблем. Аналитическая философия активно развивается в области философии языка, философии ума и философии науки.

Постструктурализм

Постструктурализм является философским направлением, которое выросло из структурализма и утверждает, что язык и символы формируют наше понимание мира. Постструктурализм исследует вопросы власти, пола, идентичности и деконструкции.

Феминистская философия

Феминистская философия занимается вопросами гендерного равенства, дискриминации и социальной справедливости. Она исследует роль гендера в философии и обществе и стремится изменить стереотипы и неравенство.

Милетская школа

Милетская школа (по названию города Милет). Считается первой философской школой Древней Греции, а ее основатель (Фалес, ок. 625-547 гг. до н. э.) — основоположником всей античной философии. Основой единства мира считали некое вещественное начало, субстрат. Фалес полагал, что это «вода», его ученики Анаксимандр и Анаксимен соответственно «апейрон» (некий гипотетический всеобщий материал) или «воздух».

При всей наивности таких построений очевидно важное достижение — вместо традиционного объяснения событий деяниями богов и героев, следует выявлять естественную, природную их основу. Субстратный подход развивался на всем протяжении истории философии и науки, стимулировал возникновение атомизма, формулировку общего понятия материи, а в науке — изучение химического состава вещества

В обыденном сознании субстратное объяснение, как наиболее простое, воспроизводится и по сей день.

Остается, однако, неясным, как из единого субстрата возникают разные по своим свойствам предметы.

Эмпиризм

Главные представителиАристотель, Джон Локк, Дэвид Юм, Джон Стюарт Милль

Основные работы«Опыт о человеческом разумении», Локк, 1689; «Трактат о человеческой природе», Юм, 1740

Основной вопросМожем ли мы доверять нашим чувствам?

Будучи противоположной рационализму (см. ниже), эта школа мысли утверждает, что любое знание может быть получено только через чувства. Все домыслы разума могут открыть для нас правду, лишь если они будут подтверждены доказательством из внешнего мира. разум без возможности чувствовать окружающий мир, по мнению эмпирика, не знает ничего и не имеет никаких мыслей. Любая идея в нашем сознании может быть правдива, лишь если она подтверждена доказательством или проверена опытом.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Экзистенциализм

Главные представителиСёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Жан Поль Сартр, Симона де Бовуар

Основные работыСтрах и трепет», Кьеркегор, 1843; «Так говорил Заратустра», Ницше, 1885; «Тошнота», Сартр, 1938

Основной вопросКто принимает решение?

Будучи не самой веселой философией, экзистенциализм является учением о том, как мы рождаемся, живем и умираем в одиночестве. Для экзистенциалиста все начинается с человека. Его существование предшествует любым мыслям, чувствам или этике.

В результате экзистенциалист отделяет себя от остальной вселенной, что приводит к депрессивному, абсурдному и порой отчаянному взгляду на жизнь.

Школа неоэволюционизма

Представителями данной школы являются Парсонс и Шилз, которые в своих теориях пытаются совместить идеи системности развития общества с идеями развития общества путем прогресса. Согласно их идеям общество это непрерывно развивающаяся система, в которой постоянно обновляются все входящие в нее общественные институты, адаптирующиеся к внешней среде и обеспечивающие тем самым выживаемость общества. Согласно идеям школы неоэволюционизма все социальные явления, происходящие в обществе, должны рассматриваться через призму их последствий.

Современные общества, делают вывод сторонники неоэволюционизма, достигли не только высокой степени экономической, но и культурной продуктивности, то есть стали способными осуществлять высокоэффективный контроль над собой и над окружением. Таким образом, содержание общественного развития по пути социальной эволюции, социального прогресса сводимо к усложнению системы и к росту ее адаптивных способностей.

Древний Китай

Первые упоминания о древнекитайских школах относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, хотя история Древнего Китая насчитывает 5 тысяч лет. Изначально обучение детей носило исключительно семейный характер. Искусство написания иероглифов и древние знания передавались по наследству в знатных семьях.

Лишь в I веке китайская школа получила развитие, благодаря Конфуцию, который разработал системный подход к обучению и единую систему письма и иерархию, в которой роль каждого участника учебного процесса была строго регламентирована. Конфуций считал этические нормы главным элементом процветания государства.

В основу его школьных правил легли принципы взаимопонимания между учителем и учеником, а также развитие самостоятельного мышления. Во времена Конфуция его учение было объявлено официальной идеологией, а развитие школ стало государственной политикой.

В этот же период сложилась система экзаменации, а обучение было бюрократизировано. До начала ХХ века в Китае сосуществовали частная и государственная система обучения. Впервые были введены письменные экзамены, успешная сдача которых открывала доступ к обучению детям всех социальных слоев.

Конфуцием были разработаны и формы написания экзаменационных работ и сочинений. Начальное обучение в Китае длилось 7-8 лет. Вторая ступень – среднее образование – продолжалось еще 5-6 лет. Промежуточные этапы «среднего» обучения сопровождались итоговыми экзаменами, а в 18-19 лет ученики сдавали государственные экзамены.

Правда, китайская государственная школа ограничивалась узкими религиозными рамками, и, кроме арифметики, другие «светские» науки в содержание школьного образования не входили. Поэтому детей из богатых семей предпочитали отдавать в частные школы.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

В начале IV в. до н.э.  некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Неоплатонизм

Главные представителиПлотин, Гипатия, Прокл Диадох, Авиценна

Основные работыШесть эннеад», Плотин, 270

Эта школа философии — переработка философии Платона, возникшая в поздней римской империи. В то время греческая философия в ее начальном виде смешалась с мистицизмом, пришедшим со Среднего востока, и привела к появлению философии, объединяющей монотеизм (веру, что есть лишь один Бог) и монизм (веру, что все объекты в итоге сводятся к единому началу).

Как и иудеи, неоплатоники не признавали зла — лишь отсутствие добра. Их иерархия вселенной несколько схожа с идеями о Святой Троице, однако знакомое сегодня нам христианское кредо появилось позже.

Ваджраяна

Тибето-монгольский буддизм

 —Ньингма-па

  —Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)

  —Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона

Шесть материнских монастырей   —Дорчжэ Драг   —Миндролинг  —Палри  —Катхог   —Пельюль  —Дзогчен  —Шечен

Известные циклы тэрма   —Лонгчхэнь Ньингтхиг   —Чоклинг Терсар  —Намчхой   —Дуджом Терсар  —Джангтер (нем.)  —Кхордонг Тер

Сарма-па 

 —Сакья-па

 —Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)

 —Кагью(д)-па

«Четыре великих колонны» (Ka-chen bzhi): линия Ог Чойкьи-Дорже (rNgog Chos-kyi-rdo-rJe)линия Цура (’Tshur dBang-gi-rdo-rje)линия изложения согласно системе Мэцонпы (Mes-tshon-po dPyal-se-tsa)линии учеников Миларепы 

 —Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)

 —Бон

 —Рипа     Аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма.

 —Джонанг-па    Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью Сакья.

 —Дугэл Шиджед и Чод    Не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школах 

Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней

Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях

Первой в Тибете появилась традиция Ньингма, что означает «древняя», или «Старая». Она стала результатом работы Гуру Падмасамбхавы, принесшего буддизм в Тибет, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты.

Остальные школы принадлежат периоду «нового перевода», который начался в 10 в, когда Ринчен Зангпо (958-1051) и другие ученые сформлировали новые каноны техник перевода с упором на этимологическую точность, нежели на свободу стиля, характерную для «старых переводов». Традиции Сакья и Кагью основаны на новых циклах тантр, появившихся в это время.

Традицию Гелуг основал ученый Цонгкапа Лобзанг Драгпа. Это самая молодая из главных четырех школ тибетского буддизма. Главную роль здесь играет соблюдение монашеских правил Винайи и «постепенный путь» к Просветлению, унаследованный от Атиши. Эту линию сейчас возглавляет Далай-лама, сознательно перерождающийся лама. 

Аристотелизм

Главные представителиАристотель, Авиценна, Аверроэс

Основные работы«Органон», Аристотель, 350 до н. э.

Основной вопросЕсть ли предназначение у Вселенной?

Пожалуй, самая влиятельная философия на протяжении всех Средних веков, покрывающая огромный список научных направлений, от логики до биологии, от физики до метафизики. Приверженец Аристотеля верит, что у природы есть некая цель и что она направляется к своему концу. Люди могут узнать правду о мире, совместив свой личный опыт и правильное использование разума.

В наши дни идеи аристотелизма вплетены в дискуссии об этике добродетели, в которой хорошая жизнь — та, которая проживается для максимизации добродетели, а не для того, чтобы реагировать на некий долг или социальные правила и контракты, как это принято в других областях этики.

Эпикурейство

Главные представителиЭпикур, Лукреций, Джереми Бентам, Томас Джефферсон

Основные работыО жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», Диоген Лаэртский, 250 до н. э.

Основной вопросВозможна ли жизнь без боли?

Эта философия, названная в честь Эпикура, считает смыслом существования поиск удовольствия здесь и сейчас. Это противопоставляется религиозным учениям, назидающим, что удовольствия должны прийти позже (обычно после смерти) и что для их получения необходимо сначала преодолеть боль и страдания.

При этом настоящие эпикурейцы не просто ищут как можно больше секса, еды и веселья. Удовольствие также достигается получением знаний, дружбой и благодетельной жизнью — то есть помощью в нахождении удовольствия для других. Это отделяет эпикуреизм от гедонизма, в котором именно физическое удовольствие является финальной целью.

Объективизм

Главные представителиАйн Рэнд

Основные работыИсточник», Рэнд, 1943; «Атлант расправил плечи», Рэнд, 1957

Основной вопросЯвляется ли эгоизм более моральным поведением, чем бескорыстность?

Эта достаточно молодая школа философии была создана Айн рэнд в 1960-х годах. Согласно рэнд, реальность является полностью объективной и независимой от нашего разума. Разум соединен с реальностью через наши чувства, а вся наша рациональность вытекает из множества ситуаций, в которых человек делает выбор.

Следовательно, рациональность является личной и индивидуальной, и, соответственно, социальные системы могут работать лишь тогда, когда они позволяют членам общества вести себя как индивидуумы, заботящиеся о своих собственных интересах

Гимнасий

Определение 1

Гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции.

По свидетельству Павсания, в первоначальном виде гимнасий являлся простой квадратной площадкой для физических упражнений, обсаженной двумя рядами тополей. В более позднем гимнасии обширная площадка для физических упражнений – палестра, была передней частью. Затем строился комплекс специальных помещений для занятий. Со временем изменялись функции гимнасия. Все больше добавлялось элементов школьного обучения. Изменялась и сама организация территории заведения, где вместо деревьев стали строить портики и обстраивать их различными помещениями. Среди них своими размерами выделялась экседра, где воспитанники обучались чтению и письму. По-прежнему обязательными были физические упражнения на открытом воздухе в обнаженном виде, что служило воспитанию в молодежи «греческого духа», который одной из ценностей общества провозглашал необходимость эмоционально-физического общения между мужчинами.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
  2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Стоицизм

Главные представителиЗенон Китийский, Сенека Младший, Эпиктет

Основные работы«Размышления», Марк Аврелий, 180

Основной вопросЧто важнее, качество жизни или ее количество?

Мы до сих пор используем слово «стоический» в нашей речи, имея в виду кого-то, кто преодолевает страдания без жалоб. Школа философии стоицизма достигла пика своего развития в течение двух веков до и после жизни Иисуса. Стоики стремились контролировать свои эмоции и желания, чтобы посвятить себя разуму — лучшей части человечества.

Стоику Сенеке Младшему принадлежит очень хорошая фраза: «Добродетель есть не что иное, как правильный разум». во многом стоиков можно противопоставить эпикуреистам, но и те, и другие верили, что правда о мире была чем-то, что люди имели возможность раскрыть.

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Отличия основной и средней школы

Возраст учеников: Основная школа предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, а средняя школа — для подростков от 11 до 16 лет.

Программа обучения: В основной школе уделяется большое внимание развитию базовых знаний и навыков, таких как грамотность, математика, чтение и письмо. В средней школе программа становится более широкой и охватывает не только общие предметы, но и углубленное изучение конкретных дисциплин

Количество уроков: В основной школе ученики часто имеют небольшое количество уроков, например, 4-5 уроков в день. В средней школе количество уроков увеличивается до 7-8 уроков в день.

Нагрузка на учеников: В основной школе ученики имеют более легкую нагрузку, в то время как в средней школе она заметно увеличивается. Ученики часто получают дополнительные задания, домашнее задание и участвуют в дополнительных активностях.

Уровень подготовки учителей: В средней школе учитель должен иметь более высокий уровень подготовки, особенно в тех предметах, которые он преподает. Учитель должен уметь увлечь и заинтересовать учеников и, соответственно, преподавать более сложный материал.

Система оценки: В основной школе оценки зачастую бывают более мягкими, учитываются общие успехи ученика. В средней школе система оценок более жесткая: учитываются каждые дополнительные задания, более внимательно следят за учеником.

Дополнительные возможности: В средней школе у учеников есть больше дополнительных возможностей для развития, таких как кружки и секции, дополнительные занятия по предметам. В основной школе дополнительные возможности зачастую ограничены.

Таким образом, основная и средняя школы имеют отличия друг от друга в возрасте учеников, программе обучения, количестве уроков и нагрузке на учеников, уровне подготовки учителей, системе оценки и дополнительных возможностях для развития.

Позитивизм

Главные представителиАльфред Джулс Айер, Рудольф Карнап

Основные работыЯзык, истина и логика», Айер, 1936; «Философия и логический синтаксис», Карнап, 1935

Основной вопросВозможно ли несомненно подтвердить правду через свой опыт, или наш опыт лишь делает правду более вероятной?

Эта школа признает лишь то знание, что верно по определению, либо было безусловно доказано научным исследованием — то есть, то знание, что возникает из позитивного подтверждения какой-либо теории. Позитивизм очень тесно связан с эмпиризмом. Правда по определению открывает для нас лишь тривиальные, малозначительные факты.

Нетривиальное же знание будет основано на нашем чувственном опыте, а не только на наших размышлениях. Логические позитивисты работают над правильным словесным выражением знания, для того, чтобы не было никакой возможности его неправильного восприятия.

Аристотель

Аристотель — 384 – 322 г. до н.э.

Аристотель в рамках своей философии тоже создал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства.

Изложение своих мыслей Платон вел преимущественно в жанрах письма, диалога и диалогических сочинений. Всего его сочинений включает 34 диалога. Самые известные из них: «Государство» (или «Софист»), «Парменид» (или «Теэтет»), «Теэтет» (или «Государство»).

Идея Платона оказала огромное влияние на последующую философию Античности, а также на мыслителей Средних веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и прожил в его Академии около двадцати лет. После смерти Платона он восемь лет был воспитателем Александра Македонского и в 335-334 гг., после основания в Афинах собственного учебного заведения — Ликей, где преподавал вместе с последователями. Он создал собственную философию, которая базируется на логике и метафизике.

Аристотель развил основные положения философии Платонова, но при этом подверг критике некоторые ее аспекты. А может быть ему казалось, будто бы к высшей истине ведет не только восприятие и исследование реальности, но и наблюдение и исследование реального мира.

Основные идеи

Основные положения философской мысли Аристотеля:

  • В основе любой вещи лежат: материя и ее форма (материальная сущность и идея)
  • Философия – это универсальная наука о бытии, она дает объяснение всем наукам.
  • Основной принцип, на котором базируется наука, – это чувственное восприятие (мнение), но истинное знание можно получить лишь с помощью разума.
  • Здесь первостепенное значение имеет поиск первой или конечной причины.
  • Основная причина жизни — это душа — сущность бытия любой вещи. Есть низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель жизни.

Философские знания всех предыдущих античных мыслители были переосмыслены и обобщены Аристотелем. Он впервые систематизировал имеющиеся науки в трех группах: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных является политика) и поэтические, регулирующих производство различных предметов. А еще он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основные структуры философского знания. Аристотель является автором геоцентрической модели в космологии, которая существовала вплоть по гелиоцентрической системе Коперника.

Аристотель является самым выдающимся достижением античной философии и завершил ее классический этап.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: