Основы педагогического мастерства

Стадии формирования педагогического мастерства

Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.

Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.

Мастерство педагога формируется в несколько стадий:

Стадия просвещения. На этой стадии происходит профессиональная ориентация учащихся старших классов, техникумов, училищ

Им рассказывается о профессии педагога, ее особенностях, ее значимости и важной функциональной роли. Целью этого этапа является выработка положительного отношения к данной профессии, развитие к ней интереса и мотивации к обучению в педагогических вузах.
Стадия профессионального отбора и профессиональной подготовки

Учащиеся проходят обучения в вузах или в средних профессиональных училищах для получения специальности педагог. Происходит формирование теоретических знаний и практических навыков педагогической деятельности.
Стадия профессиональной адаптации. В ходе обучения, студенты проходят практику в учебных заведениях разного типа и уровня, чтобы получить реальные представления и практические навыки будущей деятельности. Студенты учатся использовать свои теоретические знания в практических педагогических ситуациях, осознают реальность выбранной профессии, приспосабливаются к будущей работе и приходят к пониманию того, хотят они заниматься, выбранной деятельностью или нет.
Стадия профессионального роста. Она связана с деятельностью педагога по избранному направлению работы. Педагоги реализуют обучение и воспитание учащихся в конкретном учебном учреждении. Здесь происходит реализация своего мастерства, его развитие и совершенствование. Педагог самообучается, развивает свои навыки, углубляет познания в области педагоги, учится применять методы и средства в образовательной деятельности, совершенствует свои навыки.

Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства

Определение 2

Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.

Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.

Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.

К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:

  1. Педагогическая техника складывается, исходя из особенностей психического, физического, интеллектуального развития педагога, его личностных свойств;
  2. Индивидуальная техника преподавания каждого педагога определяется его полом, возрастом, уровнем интеллектуального развития, характером, темпераментом, состоянием здоровья, взглядами, мировоззрением;
  3. В ходе овладения педагогической техникой происходит раскрытие нравственных ориентиров деятельности педагога, культурных основ его деятельности, эстетических позиций. Все это отражает уровень профессионализма педагога, его профессиональную культуру и потенциал личности;
  4. Владение педагогической техникой связано с наличием навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения. педагог должен уметь управлять своей мимикой, жестами, реакциями, эмоциями, владеть техникой речи, управлять дыханием, быть внимательным и наблюдательным.

Понятие профессионализма педагога

Педагогическая деятельность обладает специфическими особенностями: в качестве объекта труда педагога выступает психика других людей, которые являются активными соучастниками педагогического процесса. Труд педагога позволяет решать разнообразные цели и задачи. Главный результат педагогической деятельности определяется качественными изменениями, происходящими в умственной и личностной сфере учащихся; педагогом обеспечивается формирование знаний, умений и навыков, которые соответствуют образовательному стандарту, а также формирование личностных качеств, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности в условиях современного общества.

Профессиональная педагогическая деятельность обладает полифункциональностью, содержит множество видов и направлений деятельности:

  • обучающую,
  • развивающую,
  • воспитательную,
  • диагностическую,
  • коррекционную,
  • консультационную,
  • управленческую,
  • организационную,
  • рефлексивную,
  • самообразовательную.

Реализация представленных выше видов и направлений педагогической деятельности выдвигает в качестве важных проблему постоянного совершенствования педагога как профессионала, как личности, определения путей достижения профессионализма, в результате чего достигается профессиональное мастерство, высокий уровень профессионализма.

Определение 1

Под педагогическим профессионализмом понимают интегральную личностную характеристику педагога, включающую освоение различных видов профессиональной деятельности и сочетание профессионально важных качеств, способствующих эффективному решению профессиональных педагогических задач обучения и воспитания людей на разных возрастных этапах.

Основой, определяющей профессионализм и профессиональную компетентность педагога, является педагогическая умелость, характеризующаяся владением педагогическими умениями и навыками, направленными на обеспечение грамотной и педагогически целесообразной организацией педагогического процесса.

Определение 2

Высшей ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое определяется личностными качествами педагога, его профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Из данного определения могут быть выделены структурные компоненты педагогического мастерства: комплекс личностных качеств, профессиональных знаний, педагогических умений и технологий.

В качестве ведущего компонента, определяющего педагогическое мастерство педагога, может быть назван личностный компонент, представляющий профессионально-педагогическую направленность и индивидуально-психологические особенности.

Замечание 1

В литературе представлен комплекс личностных качеств, которые должны присутствовать у педагога-мастера. Таковыми являются: наличие педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, интуиции, наблюдательности, оптимизма, находчивости, импровизации, предвидения, рефлексии.

Педагогическое мастерство и его значение

Замечание 1

Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.

По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.

Определение 1

Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.

По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения

Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство

Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.

Сущность педагогического мастерства заключается в том, что это постоянно совершенствуемая степень овладения различными видами педагогической деятельности и ее последующая трансформация в мастерство. Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.

Для педагогического мастерства характерна высокая пластичность, то есть оно может «переходить» или «переключаться» из одних условий в другие, приспосабливаться к новым требованиям, перестраивая характер педагогической деятельности под меняющиеся условия.

Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.

Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.

Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.

В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:

  • психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
  • комплекс профессиональных способностей;
  • педагогическая техника;
  • ряд специфических качеств личности, присущих педагогическим работникам и необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.

Творчество и мастерство педагога

Педагогическое мастерство педагога невозможно отделить от творчества:

  • выдвижения новых идей,
  • принятия нестандартных решений,
  • использования оригинальных методов и технологий,
  • конструирования образовательно-воспитательного процесса,
  • воплощения замыслов в реальность.

Творчество педагогов отчётливо проявляется в организации образовательно-воспитательного процесса – используемых педагогических техниках и технологиях. На современном этапе развития образования в качестве инновационных используется целый ряд технологий: организация бинарных уроков, внедрение модульного обучения, личностно-ориентированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, проектного обучения и др.

Педагогическое мастерство и его составные компоненты

Замечание 1

Педагогическое мастерство – это вершина профессиональной деятельности педагога, к достижению которой он стремится в течение всего своего профессионального пути. Оно отражает уровень его профессионализма, творческого подхода к реализации образовательной деятельности.

Каждый педагог стремится стать мастером своего дела. По сути, это означает качественную работу, достижение целей и задач образования.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что педагогическое мастерство, а точнее его видение, имеет различия для каждого конкретного педагога, а также на каждой конкретной ступени его профессионального пути.

Начиная свою деятельность, педагог владеет определенным уровнем теоретических знаний и незначительными практическими навыками. Он видит свое мастерство в обширных объемах знаний и умении их применять в реальной педагогической практике.

Постепенно, педагог получает опыт практической педагогической деятельности и стремится к его расширению, освоению чего-то нового. Тогда мастерство педагога приобретает новый характер – ориентация на творческое применение своих знаний, их углубление.

Некоторые педагоги сопоставляют мастерство с теми личностными и профессиональными качествами, которых педагогу не хватает т.е. по своему собственному видению идеальной личности профессионала. При этом, педагогическое мастерство остается той вершиной, к которой стремится педагог на любом уровне образования, на любом этапе своего профессионального пути.

Составными компонентами педагогического мастерства являются:

  1. Свойства личности педагога. К ним относится тактичность, порядочность, ответственность, честность, справедливость, терпимость. Иными словами, владение педагогом моральными принципами поведения и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Профессионализм. Он отражает владение теорией педагогической деятельности, ее конкретной области, методических основ воспитательной и образовательной работы, возрастной психологии, организаторские способности и навыки решения разнообразных педагогических задач.
  3. Гуманистическая направленность личности педагога. Сюда входят его интересы, ценностные ориентиры, идеалы, воззрения и убеждения. Педагогу необходимо признавать ценность каждой личности и ее значимость в образовательном процессе, права и свободы, проявлять уважительное отношение к каждому воспитаннику, учащемуся.
  4. Технологическая эффективность деятельности. Она отражает навыки педагога в части управления, координации образовательного и воспитательного процесса. Посредством этого качества, педагог способен овладеть и найти практическое применение разнообразным педагогическим технологиям, способами построения диалогового взаимодействия с учащимися, дифференциации и интеграции образовательной деятельности, а не простыми методами передачи научной информации. Технологическая эффективность работы педагога отражает и его умения самоконтроля, координации своих действий, контроля своего поведения – управление эмоциями, чувствами, состоянием, настроением при взаимодействии с учащимися, воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом.
  5. Социально-перцептивные навыки. Они отражают умение понимать субъекта педагогического воздействия, посредством чувственного восприятия т.е. отражают владение навыками наблюдательности, внимательности, отзывчивости, воображения.
  6. Психологическая готовность. Она отражает уверенность выполнения своей профессиональной деятельности и желание достижения качественных результатов ее реализации. Иными словами, педагог готов бороться с трудностями, искать пути их разрешения, решать различные педагогические задачи для достижения целей и задач образования.
  7. Профессиональное самосовершенствование педагога. Оно отражает развитие личности учителя, его профессиональных навыков, самообучение и самовоспитание, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль своей профессиональной деятельности.

Мастерство педагога тесно связано сего способностями. От того, насколько они развиты, во многом, зависит успех достижения педагогом своих профессиональных вершин.

Условием успешной профессиональной деятельности педагога являются его педагогические способности и навыки владения педагогической техникой.

Рисунок 2. Профессиональные способночсти учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Понятие педагогического творчества

Определение 2

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.

Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей. То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред. Тем самым, каждый педагог, подходя к организации педагогического процесса, использует свои творческие способности и умения, делая обучение оригинальным и эффективным именно для той группы детей, с которой работает педагог в данный момент.

Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога. Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения. Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.

В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.

Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:

  1. Анализ сложившейся ситуации
  2. Осмысление возможных путей ее разрешения
  3. Проектированного разработанного решения и его соответствие исходным данным
  4. Анализ имеющихся средств для решения проблемы
  5. Проверка предположения и внедрение решения в разрешение проблемы
  6. Оценка полученного результата и его соответствие с ожидаемым результатом

Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.

Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.

Замечание 2

Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Сущность и значение педагогического мастерства

Определение 1

Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.

Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:

Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве

Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.

Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: