Специальные педагогические способности

Способности и мастерство педагога

Педагогическое мастерство и его составные компоненты

Замечание 1

Педагогическое мастерство – это вершина профессиональной деятельности педагога, к достижению которой он стремится в течение всего своего профессионального пути. Оно отражает уровень его профессионализма, творческого подхода к реализации образовательной деятельности.

Каждый педагог стремится стать мастером своего дела. По сути, это означает качественную работу, достижение целей и задач образования.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что педагогическое мастерство, а точнее его видение, имеет различия для каждого конкретного педагога, а также на каждой конкретной ступени его профессионального пути.

Начиная свою деятельность, педагог владеет определенным уровнем теоретических знаний и незначительными практическими навыками. Он видит свое мастерство в обширных объемах знаний и умении их применять в реальной педагогической практике.

Постепенно, педагог получает опыт практической педагогической деятельности и стремится к его расширению, освоению чего-то нового. Тогда мастерство педагога приобретает новый характер – ориентация на творческое применение своих знаний, их углубление.

Некоторые педагоги сопоставляют мастерство с теми личностными и профессиональными качествами, которых педагогу не хватает т.е. по своему собственному видению идеальной личности профессионала. При этом, педагогическое мастерство остается той вершиной, к которой стремится педагог на любом уровне образования, на любом этапе своего профессионального пути.

Составными компонентами педагогического мастерства являются:

  1. Свойства личности педагога. К ним относится тактичность, порядочность, ответственность, честность, справедливость, терпимость. Иными словами, владение педагогом моральными принципами поведения и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Профессионализм. Он отражает владение теорией педагогической деятельности, ее конкретной области, методических основ воспитательной и образовательной работы, возрастной психологии, организаторские способности и навыки решения разнообразных педагогических задач.
  3. Гуманистическая направленность личности педагога. Сюда входят его интересы, ценностные ориентиры, идеалы, воззрения и убеждения. Педагогу необходимо признавать ценность каждой личности и ее значимость в образовательном процессе, права и свободы, проявлять уважительное отношение к каждому воспитаннику, учащемуся.
  4. Технологическая эффективность деятельности. Она отражает навыки педагога в части управления, координации образовательного и воспитательного процесса. Посредством этого качества, педагог способен овладеть и найти практическое применение разнообразным педагогическим технологиям, способами построения диалогового взаимодействия с учащимися, дифференциации и интеграции образовательной деятельности, а не простыми методами передачи научной информации. Технологическая эффективность работы педагога отражает и его умения самоконтроля, координации своих действий, контроля своего поведения – управление эмоциями, чувствами, состоянием, настроением при взаимодействии с учащимися, воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом.
  5. Социально-перцептивные навыки. Они отражают умение понимать субъекта педагогического воздействия, посредством чувственного восприятия т.е. отражают владение навыками наблюдательности, внимательности, отзывчивости, воображения.
  6. Психологическая готовность. Она отражает уверенность выполнения своей профессиональной деятельности и желание достижения качественных результатов ее реализации. Иными словами, педагог готов бороться с трудностями, искать пути их разрешения, решать различные педагогические задачи для достижения целей и задач образования.
  7. Профессиональное самосовершенствование педагога. Оно отражает развитие личности учителя, его профессиональных навыков, самообучение и самовоспитание, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль своей профессиональной деятельности.

Мастерство педагога тесно связано сего способностями. От того, насколько они развиты, во многом, зависит успех достижения педагогом своих профессиональных вершин.

Условием успешной профессиональной деятельности педагога являются его педагогические способности и навыки владения педагогической техникой.

Рисунок 2. Профессиональные способночсти учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важные качества

Ведущими свойствами личности педагога должна быть любовь к детям, наблюдательность, тактичность, желание делиться знаниями. Воспитатель, учитель, преподаватель — все они выполняют одну общую цель: воспитание и обучение людей

Это важное и ответственное дело, поэтому личность педагога должна отвечать ряду требований.

Учителю важно состояться как взрослому человеку — это выражается в социальной зрелости, гражданской ответственности, самокритичности. Еще одно важное условие развития педагога — стремление учиться и развиваться как профессионал

Это вечный процесс, который длится всю жизнь.

Некоторые психологи полагают, что учитель нуждается в наставничестве. Опыт старших коллег может помочь ему выйти из сложных ситуаций, избежать неприятностей и проблем. В таком случае человек должен уметь обращаться за помощью и не быть излишне восприимчивым к критике.

Особенности понятия

В отечественной психологии Теплов Б. М. первым дал определение термину педагогические способности. Под ним он понимал совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя. Они должны отвечать требованиям профессиональной деятельности и они определяют успешность человека.

Со временем у разных ученых появились свои представления о том, какие именно качества должны включать в себя пед. способности. Например, Ф. Н. Гоноболин выделял следующие умения:

  • понимание учеников;
  • доступное изложение материала;
  • вызывание интереса у учащихся.

Он также указывал на необходимость наличия чувства такта и организаторских способностей. У Н. Д. Левитова было немного расширенное представление о том, что входит в способности учителя

Например, психолог отмечал важность наблюдательности. Именно она помогает подмечать особенности учеников

Не менее значимо умение делать речь понятной, ясной и убедительной.

Более обобщенную классификацию удалось составить В. А. Крутецкому. Он выделил несколько групп умений:

  • дидактические;
  • академические;
  • перцептивные;
  • речевые;
  • организаторские и другие.

Найдено научных статей по теме — 15

Измерение педагогических способностей

Малышев Константин Борисович

В статье рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить типологию педагогических способностей и создать методику их измерения.

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна

В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и

Педагогические условия адаптации способностей студентов

Гречкина Людмила Юрьевна

В статье обоснована актуальность проблемы развития адаптивных способностей студентов вуза, уточнено понятие «адаптивные способности личности» и сформулированы педагогические условия развития адаптивных способностей студентов вуза.

Теоретическая психология как педагогическая способность

Лобастов Геннадий Васильевич

Проводится анализ логико-методологических форм развития теоретического понятия в психологии и педагогике.

Педагогические способности и их взаимосвязь с деятельностью

Вяткина Лада Брониславовна, Богданов Сергей Анатольевич

В статье дается анализ теоретических основ проблем развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности.

Развитие педагогических способностей будущего учителя физики

Ваганова В. И.

В статье дается анализ педагогических способностей будущего учителя физики, их структура и основные направления их развития на лабораторно-практических занятиях и на педагогической практике.

Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза

Пакулина С. А.

В статье дается краткий обзор подходов к изучению проблемы способностей, в котором показана их взаимосвязь с активностью, отношением, свойствами, деятельностью.

Проблема педагогических способностей в исторической ретроспективе

Жарова Дарья Викторовна, Батыршина Альфия Робертовна

Обращение в прошлое и его объективный анализ дают возможность провести параллели между психолого-педагогическими идеями британских ученых девятнадцатого столетия и современным состоянием психолого-педагогического знания.

Психолого-педагогическая диагностика творческих способностей личности

Селиванова Елена Анатольевна

В статье раскрываются особенности диагностики одаренных детей, рассматриваются условия выявления их педагогом, описываются черты творческой личности, приводится педагогическая диагностика творческих способностей.

Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту

Шрам Виктория Петровна

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту неразрывно связана с процессами обучения и воспитания подрастающего поколения, следовательно, эффективность реализации им профессиональных задач, во многом

Формирование иноязычной речевой способности как педагогическая проблема

Макаренко Николай Сергеевич

Инновационное развитие системы иноязычного образования осуществляется в направлении формирования поликультурной языковой личности будущего специалиста.

Развитие творческих способностей у студентов педагогических направлений

Исаева В.А., Румянцева Н.А., Трутанова А.В.

Развитие творческих способностей у студентов педагогических направлений в системе современного образования является неотъемлемой частью педагогического образования.

Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема

Погорелая Татьяна Сергеевна

В статье раскрывается суть термина «креативность», его основные характеристики, классификации и составляющие, рассматриваемые различными авторами.

Основные уровни

Характеристика базовых педагогических способностей будет неполной без разбора структуры. На первом уровне имеет значение рефлексия и перцептивные особенности человека. Иными словами, то как он воспринимает и ощущает окружающий мир. Например, у педагога должно быть чувство такта — умение выбрать правильную форму общения, соблюдение дистанции между взрослым и ребенком. От развитости этого умения зависит то, насколько хорошо учителя будут воспринимать дети.

Второй уровень — это проективные способности, которые определяют, как именно воздействовать на ученика. Например, учитель показывает, как планировать деятельность или мотивировать детей. В некоторой степени у педагога должно развиться предвидение. Оно помогает ему предугадывать действия школьников и предупреждать развитие негативных ситуаций.

Учитель должен уметь чувствовать ученика, способность его интеллектуальному и эмоциональному совершенствованию, даже если ребенок находится в неблагоприятной среде. Сложнее завоевать авторитет и уважение — этого нельзя достигнуть угрозами и ругательствами. Только правильно выстроенная коммуникация поможет получить уважение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: