Физические основы перкуссии
При постукивании по участку тела возникают колебания подлежащих сред. Часть этих колебаний имеет частоту и амплитуду, достаточные для слухового восприятия звука. Затухание вызванных колебаний характеризуется определенной продолжительностью и равномерностью. Частота колебаний определяет высоту звука; чем больше частота, тем выше звук. Соответственно этому различают высокие и низкие перкуторные звуки. Высота звука прямо пропорциональна плотности подлежащих сред. Так, при Перкуссии участков грудной клетки в месте прилегания малоплотной воздушной легочной ткани образуются низкие звуки, а в области расположения плотной ткани сердца — высокие. Сила, или громкость, звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче перкуторный звук. Амплитуда колебаний тела, с одной стороны, определяется силой перкуторного удара, а с другой стороны, она обратно пропорциональна плотности колеблющегося тела (чем меньше плотность перкутируемых тканей, тем больше амплитуда их колебаний и громче перкуторный звук).
Продолжительность перкуторного звука характеризуется временем угасания колебаний, к-рое находится в прямой зависимости от исходной амплитуды колебаний и в обратной — от плотности колеблющегося тела: чем плотнее тело, тем короче перкуторный звук, чем меньше плотность, тем он более долгий.
Характер перкуторного звука зависит от однородности среды. При Перкуссии однородных по составу тел возникают периодические колебания определенной частоты, к-рые воспринимаются как тон. При П. неоднородной по плотности среды колебания имеют разную частоту, что воспринимается как шум. Из сред организма человека однородным строением обладает лишь воздух, содержащийся в полостях или полых органах тела (желудок или петля кишки, заполненные воздухом или газом, скопление воздуха в плевральной полости). При П. таких органов и полостей возникает гармонический музыкальный звук, в к-ром доминирует основной тон. Этот звук похож на звук при ударе в барабан (греч, tympanon барабан), поэтому его называют тимпанитом или тимпаническим перкуторным звуком. Характерное свойство тимпанического звука — способность менять высоту основного тона с изменением напряжения стенок полости или воздуха в ней. Данное явление наблюдается при спонтанном пневмотораксе: с увеличением давления в плевральной полости (при клапанном пневмотораксе) тимпанит исчезает и перкуторный звук принимает вначале тупотимпанический, а затем нетимпанический характер.
Ткани человеческого тела неоднородны по плотности. Большую плотность имеют кости, мышцы, жидкости в полостях, такие органы, как печень, сердце, селезенка. П. в области расположения этих органов дает тихий, непродолжительный или тупой перкуторный звук. К тканям или органам малой плотности относятся те, к-рые содержат много воздуха: легочная ткань, полые органы, содержащие воздух (желудок, кишечник). П. легких с нормальной воздушностью дает достаточно продолжительный или ясный и громкий перкуторный звук. При уменьшении воздушности легочной ткани (ателектаз, воспалительная инфильтрация) плотность ее повышается и перкуторный звук становится тупым, тихим.
Т. о., при Перкуссии разных участков тела здорового человека можно получить три основных характеристики перкуторного звука: ясный, тупой и тимпанический (табл. 1).
Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА ПО СИЛЕ, ДЛИТЕЛЬНОСТИ И ЧАСТОТЕ
Критерии перкуторного звука |
Характеристика видов перкуторного звука |
||
Ясный легочный |
тупой |
тимпанический |
|
Сила |
Громкий |
Тихий |
Громкий |
Длительность |
Долгий |
Короткий |
Долгий |
Частота |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
Ясный перкуторный звук возникает при П. нормальной легочной ткани. Тупой перкуторный звук (или притупленный) наблюдается при П. областей, под которыми находятся плотные, безвоздушные органы и ткани — сердце, печень, селезенка, массивные группы мышц (на бедре — «бедренная тупость»). Тимпанический звук возникает при П. областей, к которым прилегают воздушные полости. У здорового человека он выявляется над местом прилегания к грудной клетке желудка, наполненного воздухом (так наз. пространство Траубе).
История
Попытки применять Перкуссию возникали еще в глубокой древности. Полагают, что Гиппократ путем простукивания живота определял скопление в нем жидкости или газов. Перкуссия как метод физической диагностики была разработана венским врачом Л. Ауэнбруггером, описавшим ее в 1761 г. Всеобщее распространение метод получил лишь после того, как Ж. Корвизар в 1808 г. перевел труд А. Ауэнбруггера на франц. язык. В 20-е гг. 19 в. были предложены плессиметр и молоточек для перкуссии. Й. Шкода (1831) разработал научные основы Перкуссии, объяснил происхождение и особенности перкуторного звука, исходя из законов акустики и физического состояния перкутируемых тканей. В России Перкуссию стали применять в конце 18 в., а в начале 19 в. внедрению ее в широкую практику способствовали Ф. Уден (1817), П. А. Чаруковский (1825), К. К. Зейдлиц (1836) и особенно Г. И. Сокольский (1835), внесший свой вклад в совершенствование метода, так же как впоследствии В. П. Образцов и Ф. Г. Яновский.
Список литературы
1. Кемеровская
государственная медицинская академия: Исторический очерк 1956-2001/ МЗ РФ;
КГМА; Ред. кол. Евтушенко А.Я. и др. — Кемерово,2001.-120 с.
2. Краткая
Медицинская Энциклопедия. – М.: Издательство «Советская
Энциклопедия», издание второе, 1989,
3. Физиология
человека : Учебник / Под ред, В.М. Смирнова. — М.: Медицина, 2001. — 606с.
4. Сестринское
дело : Учебник для студ. фак. высшего сестринского образования мед. вузов. /
Под ред. А.Ф. Краснова. — М., 2000. Т.1. — 2000. -366 с. Т.2. — 2000. — 504с.
1. #»#_ftnref2″ name=»_ftn2″ title=»»> Физиология человека : Учебник / Под
ред, В.М. Смирнова. — М. : Медицина, 2001. — 606с.
Кемеровская государственная медицинская академия:
Исторический очерк 1956-2001/ МЗ РФ; КГМА; Ред. кол. Евтушенко А.Я. и др. —
Кемерово,2001.-120 с.
Сестринское дело : Учебник для студ. фак. высшего
сестринского образования мед. вузов. / Под ред. А.Ф. Краснова. — М., 2000. Т.1.
— 2000. -366 с. Т.2. — 2000. — 504с.