Коррупция. характеристика понятия

Понятие и признаки коррупции; ответственность за коррупционные правонарушения и преступления

Индекс коррупции 2020-2021 гг.

Ежегодно международной межправительственной организацией Transparency International на основе 28 индикаторов рассчитывается индекс коррупции, а точнее — индекс восприятия коррупции населением. В исследовании участвуют 180 стран, шкала оценки от 0 до 100, при этом, чем выше этот показатель, тем ниже уровень коррупции и соответственно эффективнее политика противодействия данному явлению.

В 2021 году индекс восприятия коррупции (рассчитывается по итогам 2020 года), как и в предшествующие годы, показал, что 2/3 стран набрали менее 50 баллов, среднее значение — 43 балла.

Верхние строки рейтинга традиционно занимают Скандинавские страны: на 1 месте — Дания (88 баллов), на 3 месте — Швеция и Финляндия (по 85 баллов), Норвегия — 7 место (84). В число стран, достаточно успешно борющихся с коррупцией, входят — Германия (9 место, 80 баллов), Канада (11 место, 77 баллов), Япония (19 место, 74 балла).

Россия в 2021 году, улучшив свой рейтинг на пару позиций по сравнению с прошлым годом, располагается на 129 месте (30 баллов), наряду с такими странами, как Лаос и Малави. Отметим, что наши бывшие союзники из стран СНГ имеют более высокий рейтинг, например, Украина занимает 117 место, Казахстан – 94, Армения – 60, а некоторые страны Прибалтики и вовсе находятся в верхних строках — Эстония — 17 место, Латвия — 42 место.

Рейтинг стран по уровню восприятии коррупции 2020-2021 гг.

В целом, эти данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинству стран по-прежнему не удается эффективно бороться с коррупцией.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

  • Парки как социальные институты досуга доклад

      

  • Доклад генерального прокурора 2017

      

  • Благовещенский монастырь нижний новгород доклад

      

  • Дэвид юм и его философия доклад

      

  • Мексика после второй мировой войны доклад

2.1 Правонарушения, создающие условия для коррупции

· в ме шател ь ст в о г о с у да р ственного до л жностно г о лица с исполь з ованием своих с л у жеб н ых полномочий в деят е льно с ть других гос у д а рст в енных ор га нов и иных ор г анизаций, если это не входит в к р у г его полномочий и н е основа н о н а закон о дат е льном а к т е;

· оказание гос у дарст в ен н ым дол ж н остным лицом при подготовке и принят и и реш е ний не п равомерного п редпочте н ия интересам фи з ических или юриди ч еских лиц либо п р едо с т авлен и е им необ о сно в а нных льгот и привил е гий или о к азан и е с о дейст в ия в их пре д оста в л ении;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом служ е бного п ол о жения при р е шении вопросов, з атрагивающих е го личн ы е, гр у пповые и иные внеслужебные инте р е с ы, если это не с в язано со сл у ж ебной (тр у довой) д ея т е л ьно с ть ю ;

· у час т и е г осударст в енн о го д о л ж н о стного лица в кач е с тв е пр е дставителя третьих лиц в д е лах г о с у дарствен н ого о р гана, иной ор г а н изац и и, сл у ж ащим (р а бот н иком) кот о рого (кото р ой) он я в ляется, либо подчиненного ( п одч и не н ной) и ( или) по д контро л ь ного ( по д контро л ьной) ему (ей) гос у да р ст в енного органа, иной о рга н изации;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом во в н есл у жеб н ых инте р есах и нформац и и, р асп р остранение и ( и ли) пр е д о ста в ление которой о г ра н ичено, пол уч енной при исполнении им сл у ж е б ны х ( т р у довых) о бя з ан н остей;

· отказ г осуда р ст в енного дол ж н остного и ли прира в ненного к н ему лица в предоставлении информации физиче с ким или ю ридическим лицам, пр е доста вл ен и е которой этим лицам пре д у смотрено а к т ами законода т ельств а , у мы ш ленное н е свое в ремен н о е ее п р едос т авление или предос т авлен и е н еп о лной либо н е достов е рной и н формаци и ;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или прирав н енным к нему лицом от физи ч ес к их или ю ри д иче с ких лиц информации, в т ом числ е д о к у ме н то в , пред о ста в ление которой не пр е д у смо т р е но ак т ами законода т ельств а ;

· нар у ш е ние государст в енным до л жностным л и цом в личных, гр у пповых и иных вне с лу жебных инт е рес а х у ст а но в ленного з а ко н одатель н ыми а кта м и п ор я дка ра с смотрения о бр а щ е н и й г р а ждан, в том числ е индивид у альных п редпринимат е лей, юр и д и ческих лиц и п р инятия решений по вопросам, входящим в е го к ом п е тен ц ию;

· с оздание г о с у дарст в е н ным должностным или прирав н енным к нему лицом препятст в ий физическим или юриди ч еским лицам в р е ализации их прав и з акон н ых интер е сов;

· де легиро в ание г о с у дар с тв енным дол ж н остным л ицом полно м очий на государст в енное регулирование предпр и ниматель с кой д е ятельности ли б о на конт р оль за ней лиц у , ос у ще с т в ляющему так у ю деятельн о сть, е сли это н е пред у смотрено з а конода т ельны м и а кта м и ;

· нар у ш е ние г о с у дарств е н н ым до л жност н ым или приравненным к нему лицом устано в ленного а кт ам и з а коно д ат е л ь с т в а порядка про в еде ни я конк у рсов, а у кци о но в , процед у р зак у пок;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или п риравненным к нему лицом предоставления без в озме з дной (спонсор с кой) помощи, а равно нар у шение гос у да р ст в енным до л ж ност н ым или прирав н енным к нему лицом п оряд к а ее пр е доста в л ения, пол уч ения и испо л ьзо в ания, у становленного ак т а ми з аконо д ател ь ст в а. За соверш е ние по д обных действий д е йств у ющим законода т ель с т в ом Респ у блики Б е л ар у сь пред у смотрена у голов н ая, адм и нистрат и вная и дисциплинарная от в етст в енность.

Виды коррупционной деятельности

Коррупция, в зависимости от статусного положения государственных служащих, подразделяется на верхушечную и низовую. Верхушечная коррупция охватывает высших и средних чиновников, политиков, сопряжена с принятием решений, обладающих высокой ценой (государственные заказы, формулы законов, изменение форм собственности и др.). Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях, связанная с рутинным, постоянным взаимодействием граждан и чиновников (регистрации, штрафы и т.д.).

Обе заинтересованные в сделке стороны принадлежат одной государственной организации (определенный мост между верхушечной и низовой коррупцией). В таком случае коррупция переходит из этапа разрозненных актов в этап укореняющихся организованных форм. Варианты разных комбинаций на уровне субъект-объектного проявления коррупционной деятельности многочисленны и многообразны. Часто тяжело выработать универсальное определение коррупции, классифицировать ее проявление в общественной практике, обозначить критерии данной классификации.

Виды коррупции в зависимости от сферы деятельности:

  • парламентская коррупция;
  • коррупция в сфере государственного управления;
  • коррупция на предприятиях.

Коррупционная деятельность в сфере государственного управления существует потому, что есть возможность чиновника, государственного служащего распоряжаться государственными ресурсами, принимать решения, противоречащие интересам общества и государства, исключительно из личных корыстных побуждений.

Отдельные исследователи к коррупционной деятельности относят покупку голосов избирателей во время выборов.

Коррупцию иногда классифицируют, выделяя уголовную (чаще всего экономического характера) и политическую, включающую преступное и отклоняющееся поведение.

Типы коррупционной деятельности:

  • взятки чиновников в области торговли (завышение качества товаров, продажа нелегальной продукции и т.д.);
  • кумовство;
  • отношения в патронажных системах, включая покровительство вышестоящих лиц на основе родственных, земляческих, партийных принципов;
  • кризисная коррупция (предприниматели вынуждены работать в условиях сильного риска, когда решения властных органов могут привести к значительным изменениям для бизнеса, то есть такие решения выступают предметом торговли).

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

КоАП РФ не содержит отдельной главы, посвященной правонарушениям коррупционной направленности. 

Вместе с тем, исходя из того, что для квалификации правонарушения как коррупционного необходимо наличие материальной заинтересованности, использование должностных полномочий в своих интересах и в результате нарушение нормальной управленческой деятельности, можно отнести к коррупционным следующие составы: 

  • ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ); 
  • нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35 КоАП РФ); 
  • нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ); 
  • неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ); 
  • незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ); 
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ); 
  • подкуп избирателей участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ); 
  • незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18 КоАП РФ); 
  • использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.19 КоАП РФ); 
  • незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20 КоАП РФ); 
  • использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45 КоАП РФ). 

Таким образом, формально вышеуказанные составы распределены законодателем по разным главам КоАП РФ. Однако все они так или иначе посягают на сложившийся порядок управления в той или иной сфере и их субъектами являются (наряду с физическими) должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями. 

Вместе с тем данный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем могут быть выявлены признаки коррупционного правонарушения и в иных составах. 

За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, административного штрафа, дисквалификации должностных лиц. В качестве дополнительной меры может быть применена конфискация денег, ценных бумаг, иного имущества, стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Размер штрафа зависит от тяжести совершенного правонарушения. 

Сущность понятия «коррупция»

Определение 1

Коррупция — это негативное социально-правовое явление, наблюдающееся в публичном аппарате управления, которое выражается в моральном разложении представителей власти, умышленном использовании муниципальными и государственными служащими, другими лицами, выполняющими государственные функции, своего служебного статуса, положения, авторитета для личного (или группового) обогащения либо в иных корыстных интересах.

Под коррупцией понимается продажность должностных лиц, государственных чиновников, политических и общественных деятелей, злоупотребление властными полномочиями для получения материальных выгод в личных целях.

Широко истолковано понятие коррупции в Кодексе поведения должностных лиц (Ассамблея ООН, 1979 год). Понятие коррупции должно определяться соответственно с национальным правом. Оно подразумевает совершение (не совершение) определенного действия в процессе исполнения своих обязанностей вследствие принятых или требуемых подарков, стимулов или обещаний, их незаконное получение. Акт коррупции включает попытку коррумпирования.

Замечание 1

Коррупция — это злоупотребление служебным положением для достижения групповой или личной выгоды, незаконное получение выгоды государственным служащим в связи с занимаемым служебным положением и должностью.

Формы проявления коррупции:

  • взяточничество;
  • непотизм (кумовство);
  • фаворитизм;
  • лоббизм;
  • протекционизм;
  • незаконная приватизация;
  • незаконное распределение и перераспределение общественных фондов и ресурсов;
  • незаконное финансирование и поддержка политических структур;
  • предоставление льготных кредитов;
  • вымогательство;
  • использование разного рода контактов для получения доступа к определенным ресурсам — услугам, товарам, привилегиям, источникам дохода, оказание услуг друзьям, родственникам и др.

Замечание 2

Некоторые исследователи выделяют политическую коррупцию и коммерческое взяточничество.

В РФ более детальное определение коррупции впервые появилось в 2008 году в ФЗ № 273 «О противодействии коррупции». Коррупция — это дача (получение) взятки, злоупотребление служебным положением, служебными полномочиями, коммерческий подкуп, незаконное использование лицом должностного положения вопреки интересам государства и общества для получения выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, услуг имущественного характера и имущества и т.д.

Причины коррупции

Выделяют несколько основных групп причин коррупции, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы. Коррупцию вызывают экономические, социально-культурные и институциональные факторы. К экономическим причинам коррупции относятся: низкая заработная плата чиновников и государственных служащих, высокие полномочия госслужащих влиять на деятельность отдельных граждан, фирм и организаций.

Социально-культурные причины коррупции: недостаточная организованность и информированность граждан, деморализация общества, общественная пассивность в отношении деятельности органов власти.

Институциональные причины коррупционной деятельности: значительный уровень закрытости в работе государственных ведомств, отсутствие прозрачности в законотворчестве, громоздкая система отчетности; слабая кадровая политика, допускающая возможность продвижения по служебной лестнице вне зависимости от результатов работы служащих.

Замечание 3

Большинство исследователей считает, что главной причиной высокой коррупции выступает несовершенство политических институтов, обеспечивающих внешние и внутренние механизмы сдерживания.

2.2 Сист е ма гос у дарс тв енных органов и о р ган и заций, коор д и нирующих и осуществляю щ их борьбу с коррупцией

Все г о с у дарства м и р а , ос у ществляющие борьбу с корр у пцией, с о здают с п ециализиро в ан н ые антик о рр у п ц ионные стр у кт у ры. Мо ж н о в ыделить два основн ы х подхода в ре ш ении д а н н ого в опроса: соз д ание одного, нового, спе ц иализиро в анного анти к о р р у пционного ор г а на, на д еление с о ответст в у ющими полномо ч иями нескольких у же с ущ е ств у ющих п р авоохра н ительных органов. В Р е сп у блике Б елар ус ь реализован второй п о дх о д. След у ет различать гос у д а рст в ен н ы е и н е гос у дарс т в енные стр20+ у кт ур ы, осуществля ю щие б о рьбу с к орр у пцией и участв у ющ и е в ней. П ервые н а де л ены о со б ы м и полномо ч и я ми для вы я в л е ния, пресе ч ен и я и пред у преждения к орр у пционных проявлени й . Вторые выполня ю т в спомогате л ьн у ю роль в борьбе с к орр у пцией л иб о реализ у ют о т дельн ы е нап р авления этой работы.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования. Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников. Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений. Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня. Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников. Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве — все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

1. Б е рестень, В . И. Корр у пция и е е о бщ е ствен н ая о пасность : у чеб.-метод . пос о бие / В. И. Берестень. – Мин с к : РИ В Ш , 200 5. – 8 с.

2. Коррупционн а я прест у п ность: крими н ол о ги ч е с к а я харак т ерис т ика и н а у ч . — п р ак т . к о мм е нт. к з ак о н ода т е ль с т в у о б о рь б е с к о рр у п ц ие й / В . В . Асано в а ; под ре д . В . М . Х ом и ч а . – М инск : Тесей, 2008. – 5 0 4 с.

3. О бо р ьбе с к о р р у п ц ией : Закон Респ. Б елар у сь от 15 июл я 2015 г . № 305 — З / / Нац. реестр правовых а к тов Респ. Б елар у сь. – 201 5 . – № 29. – С . 127–156.

4. О выпл а т е во з наг р а ж д е н и я и других выплат ф и з и ч ескому лиц у , способств у ющему выя в лению к орр у пции : п ос т ановление Со в е т а Министров Респ. Белар у сь от 5 ф евр. 2016 г. № 101 / / Н ац. ре е стр право в ых ак т ов Респ. Б е л ар у сь. – 2016. – № 8. – С . 39.

Понятие, сущность и признаки коррупции

Коррупция в настоящее время является серьезнейшей глобальной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения государства.

По мнению ученых, элементы психологии коррупционера присущи почти каждому взрослому человеку, вследствие чего это социально-негативное явление является хронической и неизлечимой болезнью любого общества, за исключением, самых примитивных. Коррупция процветает там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Следует отметить, что коррупция, будучи сложным явлением, может рассматриваться с самых различных позиций. Поэтому коррупцию изучают криминологи, социологи, политологи, юристы, психологи и т.д. Например, в социальном аспекте коррупция рассматривается как негативное явление, одна из форм элитных девиаций, в юридическом аспекте — как различные виды правонарушений коррупционного характера.

Коррупция многолика. Именно поэтому крайне затруднительно дать ее точное определение. Особенно это касается выработки общепринятого в международном масштабе определения данного понятия. Во многом это обусловлено тем, что если в одних государствах небольшой подарок чиновнику может поощряться как дань сложившейся деловой традиции, то в других — за это можно получить серьезный тюремный срок.

Несмотря на то, что в целом данное определение правильно отражает содержание данного негативного явления, однако, необходимо признать, что данная дефиниция не является определением коррупции как явления, а содержит простой перечень коррупционных правонарушений, т.е. дает узкое определение понятия коррупции с юридической точки зрения.

Данные признаки позволяют отличить коррупцию от других видов девиаций и правонарушений, например, от дискриминации или плохого управления. Это определение также помогает отграничить коррупцию от конфликта интересов. При коррупции он всегда присутствует, т.е. происходит выбор лица между государственными (общественными) интересами и частными интересами, но при коррупционном нарушении лицо всегда предпочитает руководствоваться личными интересами.

Таким образом, по сути, коррупция — это использование своего должностного статуса или положения для получения личной выгоды в ущерб государственным и общественным интересам.

Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения

Наибольшую опасность для общества представляют коррупционные преступления, за которые установлена уголовная ответственность. 

Необходимо отметить, что взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. 

Составы коррупционных правоотношений, за которые предусматривается уголовная ответственность: 

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ); 
  • дачу взятки (ст. 291 УК РФ); 
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); 
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). 

За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы зависят от тяжести совершенного деяния. 

К иным коррупционным преступлениям: 

  • мошенничество (ст. 159 УК РФ); 
  • присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); 
  • оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ); 
  • подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ); 
  • коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); 
  • посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ); 
  • мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ); 
  • служебный подлог (ст. 292 УК РФ); 
  • провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ). 

За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы также зависят от тяжести совершенного деяния. 

Уровни коррупции

Учитывая, что понятие коррупции охватывает широкий круг самых разнообразных проявлений, она может существовать на различных уровнях и в любых проявлениях.

Выделяются следующие уровни коррупции:

  • 1 уровень – это коррупция на нижнем, так называемом, бытовом уровне (в западных источниках ее часто именуют «уличной» коррупцией). Такие коррупционные явления встречаются в повседневной жизни обычных граждан при взаимодействии с различными официальными лицами. «Благодарность» главному врачу за проведение плановой операции «без очереди», директору частной школы – за зачисление ребенка «без конкурса», тренеру – за включение родственника в команду для участия в межрайонных соревнованиях и т.д. – все это проявления бытовой коррупции, суть которых одна – лица, наделенные даже незначительными властными полномочиями, «помогают» решать проблемы за определенное вознаграждение. На нижнем уровне инициативной стороной выступает, как правило, «дающая» сторона, желающая получить неправомерное преимущество. Во много такая ситуация связана с менталитетом граждан. Так, в Скандинавских странах практически удалось побороть коррупцию именно благодаря особому менталитету северных народов, для которых чужды любые проявления коррупционности. В России ситуация абсолютно противоположная, у нас считается, что любая бытовая проблема, связанная с официальными органами, не может быть разрешена без мзды чиновнику, о чем красноречиво свидетельствует русская поговорка: «Не подмажешь – не поедешь».
  • 2 уровень – коррупция на среднем уровне. На данном уровне осуществляются коррупционные связи между средним и крупным бизнесом с участием должностных лиц различных отраслей государственного управления. Бизнес платит за различные виды преференций – предоставление государственных контрактов, выделение грантов, льготную аренду и продажу земельных участков, офисных и производственных помещений, освобождение от проведения плановых проверок и т.д.
  • 3 уровень – коррупция на высоком уровне, связана с огромными суммами денег в высших эшелонах власти в области финансов, государственной службы и управления. В данном случае речь идет, как правило, о системной коррупции, основная опасность которой состоит в том, что она предполагает формирование преступных сообществ, состоящих из должностных лиц, которые превращают получение незаконного дохода от исполнения ими должностных обязанностей в промысел, то есть в постоянный доход. Этим наносится большой вред государству, поскольку блокируется законная деятельность по реализации его отдельных функций.

В отличие от бытовой преступности, при системном характере коррупции у людей может не быть иного выбора, кроме как дать взятку, чтобы получить доступ к государственным услугам, которые они по праву могут получить, особенно, если речь идет о таких х сферах как здравоохранение или образование.  Иногда и сами государственные должностные лица могут быть принуждены к получению взяток своим начальством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: