Агностицизм, скептицизм, оптимизм

Проблема познания в философии

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнила: Горбунова Елена Гр.1132 ГМУ

  • Слайд 2

    Цель работы – рассмотрение проблемы познаваемости мира и агностицизма как одного из направлений гносеологии.

  • Слайд 3

    Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

  • Слайд 4

    Теория познания (или гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

  • Слайд 5

    Истина — соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности.

  • Слайд 6

    Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии.

  • Слайд 7

    Решение этой проблемы порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.

  • Слайд 8

    Гносеологический оптимизм
    Сенсуализм
    Рационализм
    Скептицизм
    Интуитивизм

  • Слайд 9

    Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
    Термин был введён Томасом Генри Гексли в 1869 году.

  • Слайд 10

    Агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано.

  • Слайд 11

    Сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.
    Пиррон
    Протагор

  • Слайд 12

    В Новое время, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма:
    юмизм
    кантианство
    конвенциализм

  • Слайд 13

    Дэвид Юм, 1711 – 1776
    “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств”.

  • Слайд 14

    «О том, каковы вещи могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства”.

  • Слайд 15

    Анри Пуанкаре (1854 – 1912)
    Наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.

  • Слайд 16

    Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем.
    Он не отвергает возможности познания мира, но и не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).

Посмотреть все слайды

Виды агностицизма

Теоретические основы агностицизма были разработаны английским философом XVIII века Д. Юмом. Он рассуждал так: все, что я получаю от окружающего мира, — это ощущения и чувственные восприятия, и откуда они берутся, я не знаю и не могу знать. За ними могут быть вещи, как утверждают материалисты, а могут и не быть. Чтобы проверить, существует ли что-то за пределами наших чувств, мы должны обратиться к опыту. Однако в этом случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую проблему, необходимо сравнить наши восприятия, мысли с объектом, но мы не можем этого сделать, потому что объекты никогда не даются нам сами по себе – они могут быть представлены только в виде наших собственных ощущений. Поэтому человек в своей деятельности может руководствоваться только верой и привычками, а не знаниями.
Другой вид агностицизма представлен в учении И. Канта. Он считал, что существуют объективно вещи, имеющие собственную сущность («вещь-в-себе»). Однако их истинная природа принципиально недоступна нашему знанию. Мы не знаем абсолютно, что есть вещи сами по себе, но мы знаем только их феномены («вещи-для-нас»), то есть идеи, которые они производят, воздействуя на наши чувства, время, которые считаются априорными (доопытными) формами человеческого созерцания.

В философии ХХ века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (когнитивные) корни агностицизма заключаются в том, что его представители абсолютизируют ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания, возникающие в процессе познания. Для агностиков процесс познания – это движение только относительных истин, в котором нет места абсолютной истине.

Проблема познаваемости мира

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. При этом процесс познания секретов бытия – неотъемлемая часть жизни человечества, его великая гордость и, часто, его великая печаль. О том, что такое знание, человек начал задумываться еще в древности. Со временем осознанная постановка данной проблемы нашла свое воплощение в философии. Со временем теория познания, или эпистемология, оформилась как один из фундаментальных разделов философского знания.

Главный вопрос философии можно рассматривать с двух сторон:

  • Его первая (онтологическая) сторона – что считается первичным, а что вторичным – материя или сознание?
  • Вторая (эпистемологическая) сторона – является ли содержание нашего сознания истинным отражением реальности или существует такое содержание, которое не может определяться внешним миром, иными словами, познаваем ли мир, и если да, то насколько и как?

Многочисленные философские системы по-своему решают проблему познаваемости мира. Объективный идеализм (Гегель, Платон и др.) положительно решает данную проблему. Это следует из его основной философской посылки: изначальная идентичность, составляющая основу мира, есть идентичность мысли и бытия. При этом мысль рассматривается не только как субъективная деятельность человека, но и как фундаментальный объективный принцип всего мира, независимый от человека. Мир в своей основе рационален и развивается по законам, заложенным в сознании. Понятно, что разум может познать его суть.

Материализм, начиная с Демокрита, также признавал, что фундаментальное познание мира отстаивает главный принцип гносеологического оптимизма: мир всегда был, есть и будет большим количеством неизвестных явлений, но ни одно из них не может быть признано принципиально непознаваемым.
Современный материализм положительно решает вопрос познаваемости мира. Согласно этой концепции, материальный мир существует независимо от сознания, при этом, этот мир отражается нами в процессе познания. В то же время неполные и неточные знания становятся более полными и точными. Нет явной разницы между явлением и кантовской «вещью-в-себе». Разница только между тем, что известно, и тем, что еще не известно, и она постоянно уменьшается, хотя никогда не может полностью исчезнуть из-за бесконечности мира и бесконечности процесса его познания. В основе этого бесконечного процесса лежит взаимодействие между субъектом и объектом познания.

Развитие представлений о познании в истории философской мысли

Познание представляет собой одну из потребностей человеческого организма, без познания само выживание человека невозможно, однако элементарные формы познания ограничены кругом практико-ориентированных вопросов и возможностями наглядно-образного мышления. Они направлены на решение насущных проблем человеческого выживания и позволяют накапливать информацию о сущности и способах взаимодействия с различными объектами (как разжечь огонь, вырастить зерно, ухаживать за животными, обрабатывать шкуры и т.д.), обеспечивая при этом не редко высокий уровень мастерства и технологичности (создание календаря, пороха, шелка и т.д. произошло в донаучной форме знания), однако не позволяя создать целостную систему знаний о мире и его объектах, т.е. науку.

Формирование такой формы организации процесса познания как наука, требовало оторваться от решения практических проблем, подняться на уровень обобщающего теоретического осмысления, что было возможно лишь на основании абстрактно-логического мышления и форм его осуществления, таких как философия.

Именно в рамках философии процесс познания начинает рассматриваться не как приложение к решению практических задач, но как самоценность, самостоятельная деятельность, имеющая собственные, отличные от практики цели, методы, устремления и результаты, собственную особенную ценность знания о мире как такового.

Становление онтологической проблематики в древнегреческой философии, вполне естественно порождало вопрос о познании. Рассуждая о природе и свойствах бытия философы не могли обойти стороной проблему того, каким именно способом были получены эти представления. Именно в античной философии складываются основные гносеологические позиции и теории – сенсуализм, рационализм, скептицизм. Особенностью античных представлений о познании было также глубокая связь между самим познанием и этическими качествами человека. Данная связь была обозначена Сократом и продолжила свое развитие в трудах его учеников и последователей. Именно познание окружающего мира, природы, самого себя лежит в основе достижения Блага, совершенствования человеческого духа, установления гармонических взаимоотношений между людьми.

В период средневековья проблема познания поменяла свою направленность, но не утратила актуальность. Сменился объект познания – вместо природы и человека им стал бог, как всеобъемлющее начало, сменился подход – вместо рационального изучения высшим способом познания признали интуитивное откровение, а также и результат – не реальные знания, но вера и приобщение к объекту, однако само стремление выйти за границы актуального знания осталось неизменным. По мере развития средневековой философии проблемы познания стали получать все большее признание, так научное изучение мира было признано как альтернатива интуитивному постижению бога.

Расцвет гносеологической проблематики пришелся на Новое время, когда проблема познания стала центральной проблемой всей философии. В тоже время науки выделились в качестве самостоятельных форм человеческой культуры. Накопленные знания получили свое прикладное применение, что повлекло изменение устоявшихся форм как производительной деятельности, так и социальных отношений. Однако гносеологический оптимизм, выражавшийся в представлении о возможности науки разрешить все проблемы человечества, породил и закономерный скепсис, как в способностях науки познать мир, так и ее благом воздействии на общество.

Проблема познаваемости мира

Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:

  • познавательный оптимизм,
  • познавательный пессимизм,
  • скептицизм.

Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.

Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.

Позиция скептицизма не отрицает возможности познания мира, однако ставит под сомнение истинность тех знаний, а также методов, которые существуют для этого. Крайним выражением скептицизма является релятивизм, предполагающий полную относительность всех знаний, убеждений, законов и т.д. Скептики упирают на субъективный характер познания, и стремление человеческого мышления упорядочивать представления о мире, приводить их в систему, которое может основываться не на реальном существовании системности, но быть свойством самой мозговой деятельности, в то время как реальный мир может не соответствовать нашим представлениям о нем. Наиболее ярко позицию скептиков сформулировал Протагор в своих выск5азываниях – «человек есть мера всех вещей», «о всякой вещи можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых будет одинаково истинным».

Специфика агностицизма

Существовали ранее и продолжают существовать противоположные философские доктрины, которые считают объективное познание мира абсолютно невозможным. Для них характерен гносеологический пессимизм или агностицизм (греч. «А» — отрицание, «гнозис» — знание). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV-III вв. до н.э.).

Замечание 1

Агностицизм на основании этимологии данного термина, долгое время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Известные последователи агностицизма:

  • И. Мюллер,
  • И. Кант,
  • А. Пуанкаре,
  • Г. Гельмгольц,
  • Т. Гекели,
  • Р.А. Вильсон,
  • Б. Рассел,
  • С. Вайнберг и др.

Они, несмотря на то, что были агностиками, личными усилиями добились больших успехов во многих областях научных исследований и внесли значительный вклад в развитие проблем научно-теоретического познания.

В чем суть агностицизма, в чем его определяющая характеристика? Этот термин был введен английским зоологом и соратником Чарльза Дарвина, профессором Т.Г. Гекели, в 1869 году. По определению, агностик – это человек, который отказался от веры в богов и убежден, что изначальное начало вещей неизвестно и не может быть известным. Он считал, что агностицизм помогает ограничить притязания на знание со стороны тех, кто хочет знать о мире больше, опираясь не только на свидетельства опыта и эмпирические знания. Современная философская литература определяет агностицизм как философскую концепцию, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и, в целом, о высших и абсолютных основаниях реальности, поскольку это непознаваемое, знание о котором, в принципе, не может быть убедительно подтверждено данными экспериментальной науки.

Подходы к процессу познания

Большинство философов разделяют парадигму гностического позитивизма. Однако их представления о путях и источниках познания весьма разняться. Можно выделить ряд основных подходов:

  • рационализм,
  • сенсуализм,
  • эмпиризм,
  • интуитивизм.

Наиболее «очевидным» подходом является сенсуализм, т.е. чувственных подход опирающийся на данные органов чувств и восприятия реальности. В своей чистой форме сенсуализм предполагает, что мир таков, каким его видит человек, что неизбежно ведет к субъективизму и релятивизму.

Рационализм противостоит сенсуализму. Указывая на противоречивость и поверхностность чувственного познания, он отрицает его ценность, полагая, что истинные знания о мире могут быть получены только с помощью разума, рациональных размышлений, основанных на логике. Однако в данном аспекте кроется и слабость рационализма. Он либо вынужден признать, что разум опирается на чувственную информацию в своих размышлениях, либо начинает обосновывать свои выводы и умозаключения с помощью неких идеальных источников знания, которые уже заложены в человеческий разум неким идеальным образом (например, богом).

Эмпиризм рассматривает в качестве источника знания опыт. Эмпиризм признает и чувственное и рациональное познание, одновременно указывая на недостаточность каждого из них. Чувственное познание фрагментарно и субъективно, рациональное слишком абстрактно и оторвано от реальности. Только с опорой на опыт, факты, которые воспринимаются с помощью чувственного познания и затем обрабатываются рациональным, возможно действенное познание мира. В рамках эмпиризма было сформулировано понятие эксперимента, как способа перепроверки и подтверждения полученных знаний, а также снятия проблемы субъективизма.

Интуитивизм представляет собой ненаучный, чувственно-мистический способ познания мира. Интуитивизм предполагает, что мир иррационален, он не вполне такой, каким он кажется, а потому истинное познание возможно лишь в форме прозрения, откровения, инсайда – религиозного, мистического, духовного или какого-либо еще.

Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм означает недоступность познанию. Учение в философии, согласно которому мир познать невозможно. Д. Юм в 18 веке сказал: «мир есть мои ощущения, истинность мира познать невозможно, ибо истинность это лишь то, что люди договорятся считать истинным». Мир непознаваем, ибо мы можем узнать о вещи только то, что сами сможем воспринять нашим опытом.

Причины агностицизма кроются в следующем:

·         Разрыв опыта и теории

·         Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину.

·         Разочарование в научном познании.

Агностицизм отрицает познаваемость мира, абсолютную истину, закономерности развития действительности, ограничивает роль науки.

Скептицизм – философское учение, согласно которому вопрос познания мира подвергается сомнению. Возможно люди и могут узнать что-то о мире, но насколько эти сведения достоверные – узнать невозможно.

Обоснование скептицизма находится в следующей плоскости: основа познания мира – это опыт. Наш собственный опыт, а не чей-то внешний. Это только наши ощущения. Истина всегда относительна.

Основные представители Пиррон (3 век до нашей эры) и Секст Эмпирик (2 век до нашей эры). Основная цель скептицизма – достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик должен воздерживаться от суждений и следовать законам государства. Такое отношение к миру можно выразить в 3-х вопросах и ответах:

1.       Какова природа вещей? – непознаваемы.

2.       Как мы должны к ним относиться? — воздерживаться.

3.       Какую мы получаем выгоду от такого отношения? – невозмутимость.

Главные идеи скептицизма:

·         Мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется

·         В действительности ничего не существует

·         Наши ощущения недостоверны

·         Нельзя ничего утверждать

·         Отрицание познаваемости мира

·         Самое достойное состояние – невозмутимость духа.

Счастье – это отсутствие эмоций, невозмутимость духа, безразличие ко всему происходящему.

Гносеологический оптимизм – философское учение, согласно которому мир познаваем. Возможность познания мира ограничены только временем.

Представители: Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс.

Основа познавательного оптимизма:

1.       Главный критерий истины – практика. Именно опыт подтверждает истинность явлений и суждений.

2.       Теории, которые развиваются независимо друг от друга, все равно рано или поздно найдут связь или родство друг с другом.

3.       Если бы реальность противостояла разуму, то все вокруг выглядело бы нелепо.

4.       Если утверждать, что в мире все относительно, то и это утверждение будет относительным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: