Мысли о Боге и материальном мире
Декарт много рассуждал о существовании Бога и о природе материального мира. Убеждение в существовании материального мира основано на человеческом чувственном восприятии, но нельзя установить доподлинно, не обманывает ли людей их восприятие. Декарт искал гарантию достоверности чувственного восприятия. Подобной гарантией выступает только тот факт, что существо, сотворившее человека с его чувствами и ощущениями, является совершенным и отрицающим идею обмана.
Человек признает себя несовершенным лишь по сравнению со всесовершенным существом – Богом. Мысль о таком существе могла быть только вложена в умы людей самим Богом. Это означает, что идея о Боге как о совершенном существе уже является доказательством его бытия. Другим доказательством является то, что наше собственное бытие возможно объяснить, лишь признав существование Бога. Ведь если бы человек не был создан Богом, а происходил сам от себя, он вложил бы в себя все совершенные качества. Происхождение же человека от предков показывает, что есть первопричина – Бог.
Рассуждения ученого строились так: Бог – совершенное существо, и в числе его совершенств есть и абсолютная правдивость. Это означает, что человеческие чувственные познания – истинны. Ведь Бог не мог обмануть людей, так как обман противоречит мысли о нем, как о совершенном существе.
Влияние на различные науки
Декарт внес неоспоримый вклад в физиологическую и психологическую антропологию. Не все его взгляды впоследствии оказались верными, но, некоторые идеи были чрезвычайно важны. Фундаментальным открытием в области психологии была его мысль о рефлексах и рефлекторной деятельности. Также, он изучал природу аффектов – телесных состояний, выступающих регуляторами психики. Термин «аффекты» используется и в современном мире в качестве определенных эмоциональных состояний.
Декарт совершил ряд важных открытий в математике. Он стал основоположником аналитической геометрии, создал метод неопределенных коэффициентов, работал над пониманием значения отрицательных корней уравнений. Одной из наиболее значимых его заслуг – это его способ показать природу и свойства любой кривой, используя уравнения между парой переменных координат. Работы Декарта открыли ученым новые возможности в геометрии. На базе, заложенной мыслителем, были построены блестящие и чрезвычайно важные открытия. Изданные им сочинения «Геометрия» и «Диоптрика» раскрывали темы преломления световых лучей. В дальнейшем, это послужило фундаментом для великих открытий Ньютона и Лейбница.
Взгляды на этику и мораль
Этические взгляды ученого основывались на «естественном свете» разума. Рассуждения об этике Декарт выразил в письмах, сочинениях и в работе «Рассуждение о методе». В отношении мыслителя заметно влияние стоицизма. В основе идей стоицизма лежали мужество и твердость, проявляющиеся в жизненных испытаниях. Стоики уравнивали людей перед мировым законом. Нравственные поступки они рассматривали, как акт самосохранения и общее благо, а безнравственные – как саморазрушение.
Затем, в письмах к принцессе Елизавете, Декарт описывал собственные идеи этики. Он рассуждал о том, что дух и материя противоположны, и человеку необходимо удаляться от телесных аспектов. Мыслитель описывал идею «бесконечности вселенной», заключавшейся в возвышении над материальным, земным, и в смирении перед мудростью Бога.
Ученый полагал, что высшая форма интеллектуальной любви (в противовес страстной) заключается в любви к Богу, как к тому бесконечному целому, частью которого мы являемся. Любовь, даже беспорядочная, выше ненависти. Философ считал ненависть показателем слабости человека. Суть морали же он видел в умении любить то, что достойно любви. Это доставляет человеку истинную радость. Декарт осуждал людей, заглушавших свою совесть при помощи табака и алкоголя.
Метод радикального сомнения
Замечание 2
Исходная точка рассуждения Декарта представляет собой поиск несомненных оснований различного знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон переняли из скептицизма греческой школы Пиррона в произведения французской литературы.
Скептицизм и поиск идеальных математических точностей — это два различных отражения одной и той же черты человеческого ума. Отражение состоит в том, что напряжённость в стремлениях достигать абсолютной и достоверной, непоколебимой и логической истины. Противоположными являются: одна сторона — это эмпиризм, который довольствуется относительной и приблизительной истиной, другая — это мистицизм, который находит особое упоение в сверхчувственных, надрациональных знаниях.
Двойственность материального и идеального
Декарт много работал над основным вопросом философии, и в своих суждениях демонстрировал дуализм – то есть, принятие сразу двух начал, материального и идеального. Но несмотря на это, ученый был материалистом в вопросах, касающихся объяснений природы. Вселенная устроена из материи и движения, в ней нет божественной силы. Так же он рассуждал и о животных, называя их сложными машинами.
Но, что касается человека, то здесь речь идет о нематериальной душе и участии Бога. В этой концепции и заключалось дуалистическое отношение ученого. Декарт полагал, что деятельность души человека невозможно объяснить, исходя из механических принципов. Мышление не отождествимо с телесными органами, оно представляет собой чистый дух. Пластичность и способность адаптации души доказывает ее божественное происхождение. Основным отличием человеческого мышления является универсальность, способность служить при различных обстоятельствах.
Не менее важным отличием человека от машины (в том числе, и от животных), Декарт считал наличие осмысленной речи. Он рассуждал, что даже слабоумные люди могут пользоваться осмысленной речью. Глухонемые изобретают осмысленный язык жестов. Животные же, даже если они здоровы и выращены в идеальных условиях, неспособны на подобное. У животных есть органы для произнесения слов, но нет мышления, как у людей.
Сомнение как рационалистический метод
Философия Рене Декарта является одной из основ европейского рационализма. Она строится на поиске неопровержимых оснований любого знания. Мыслитель стремился достичь абсолютной истины, достоверной и логически непоколебимой. Противоположными подходами были:
- эмпиризм, опирающийся на чувственный опыт и довольствующийся относительной истиной;
- мистицизм, опирающийся на сверхчувственное, мистическое знание.
Декарт, в поиске истины, не опирался на чувственный опыт, считая его надежность сомнительной. Доказательства ненадежности эмпирического опыта – в многочисленных обманах чувств. Также Декарт не полагался на мистическое знание. Согласно философу, в поисках абсолютной истины, все можно подвергнуть сомнению. Единственным неопровержимым фактом является наше мышление. Факт мышления убеждает в нашем существовании. Это убеждение Декарт выразил в знаменитом афоризме «Я мыслю, следовательно, существую». Данная истина неопровержима, а потому, является первым пунктом, на котором строилось миросозерцание Декарта. По его мнению, у человечества нет никакого другого критерия ясности. Поэтому все философские положения должны строиться именно на нем.
Философия
Философия Декарта носит в себе дуалистический характер. Дуализм души и тела представляет собой некую двойственность идеального и материального, которое признаёт и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём в дальнейшем писал Иммануил Кант. Он признаёт наличие в мире двух видов сущностей: протяжённой и мыслящей. Проблема их действия друг на друга разрешается внедрением общего источника (Бога), который выступает создателем, формируя обе субстанции по одному и тому же закону. В данном случае Бог является неким таким, который сотворил материю вместе с покоем и движением и он же все данные субстанции сохраняет.
Краткая биография
Рене Декарт родился 31 марта 1596 года во Франции, в провинции Турень. Он происходил из дворянского рода, старинного, но обедневшего. Он был болезненным ребенком. Уже в раннем возрасте он проявлял большой интерес к науке и отличался любознательностью.
В 1606 году отец отправил Декарта в иезуитскую коллегию Ла Флеш. Там он изучал математику и другие науки. Там же он сформировал отрицательное мнение о схоластической философии, и сохранил это отношение на всю жизнь. Окончив учебу в коллегии, Декарт продолжил образование в университете Пуатье. В 1616 году он стал бакалавром по правовой специальности.
На следующий год Декарт поступил на военную службу с целью узнать свет. Этот год стал для него решающим в научных вопросах и взглядах. Он много путешествовал по Европе, участвовал в битвах. Несмотря на нехватку времени, он не оставлял свои занятия философией и наукой. В 1619 году, находясь в зимнем лагере рядом с Нейбургом, Декарт решил подвергнуть анализу существующую философию и построить ее заново.
Это решение послужило причиной выхода Декарта в отставку. Он провел несколько лет в путешествиях по Германии, Италии, Парижу. В 1628 году философ переехал в Голландию и провел там 20 лет. Это время, он посвятил написанию наиболее значимых работ – «Мир», «Рассуждения о методе…», «Первоначало философии». Декарт долгое время отказывался от публикации своих работ, чтобы избежать столкновения с духовенством. Идеи философа подвергались обвинениям в вольнодумстве, но были и сторонники его учения, в их числе – шведская королева Кристина. В 1649 году она пригласила его в Швецию, обучать ее философии. Вскоре после переезда в Стокгольм, Декарт заболел пневмонией. Слабый здоровьем и непривычный к суровому климату, он умер 11 февраля 1650 года.
Главный вклад в философию
Замечание 1
Главным и основным вкладом Рене Декарта в научную философию является классические построения философии рационализма как универсального метода познания. Конечная цель определяется господством человека над силами природы. Разум, по Декарту, с критической точки зрения оценивается как опытные данные и извлекает из них скрытые в природе истинные законы, которые можно сформулировать на математическом языке. Могущество разума ограничивается только несовершенствами человека в сравнении с Богом, который наделён всеми совершенными характеристиками. Учения Декарта о познании является первым кирпичиком в фундаменте науки рационализм.
Вклад в философию
Декарт мужественно подошел к вопросам философии, настаивая на новом отношении к истинам, на которые опирается наука. Он требовал отказаться от доверия чувственному познанию (эмпиризму), чтобы построить новый мир философии. Основы науки должны выдерживать испытание радикальным сомнением. Он демонстрировал ясность и простоту мышления, опираясь на факт человеческого самосознания, как на абсолютную истину. Мыслитель признавал метафизику, но, анализируя природу, склонялся к механицизму. Поэтому, в дальнейшем, на него ссылались материалисты, взгляды которых он не разделял.
Учение и взгляды Декарта породили множество споров среди представителей философии и теологии. Противниками его учения были Гоббс, иезуит Валуа, Гассенди. Они вменяли ему скептицизм и атеизм, травили его. Но у мыслителя были и приверженцы его теорий в Голландии и Франции.
Механицизм Рене Декарта
Другая важнейшая черта подхода Декарта является механицизм. Материя, также и тонкая материя имеет своё состояние из элементарных частиц. Данные элементарные частицы взаимодействуют локально и механически, их взаимодействие производится через все природные явления. Философскому мировоззрению Декарта свойственен также скептицизм, который представляет собой критику предшествующей схоластической философской традиции.
Достоверность познания в составе сознания, которое выражается в его изречении «мыслю, следовательно, существую». Данный аспект и теория врождённой идеи являются исходной точкой картезианской гносеологии. Картезианская физика, в отличии от ньютоновской, находит во всём протяжённом телесное, отрицает пустое пространство, и описывает движение с помощью понятия «вихрь». Физика картезианства в дальнейшем своём развитии находит своё выражение в теории близко действенной науки.
В рассмотрении картезианства обозначаются две несхожие тенденции, которые противоположны в своих мнениях:
- материалистический монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
- идеалистический окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
- Мировоззрение и мировосприятие Рене Декарта знаменует начало так называемого течения картезианство, которое изучалось в данных школах:
- голландская (Барух де Спиноза),
- немецкая (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
- французская (Николь Мальбранш).