Процесс обучения

Процесс обучения

Развивающая функция обучения

Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция. Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося

Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося.

Развитие осуществляется во всех направлениях — речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.

Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося.

Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения.

Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся.

Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.

Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.

Замечание 1

Необходимо отметить, что помимо рассмотренных образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах и на всех этапах обучения.

Воспитательная функция

Определение 3

Воспитательная функция процесса обучения – это функция, заключающаяся в формировании у учащихся научного мировоззрения, мышления, нравственных и эстетических представлений, понимания законов природы, способности следовать общепризнанным нормам поведения в социуме, соблюдать принятые в нем законы.

Воспитательная функция процесса обучения логично вытекает из его природы, как социального процесса, направленного на удовлетворении потребности личности в формировании социального поведения и ценностных ориентаций.

В рамках образовательного процесса воспитательными возможностями в первую очередь располагает содержание учебного материала, так как все учебные дисциплины в определённой степени имеют тот или иной воспитательный материал, например, социально-экономические и гуманитарные учебные дисциплины располагают обширными возможностями в формировании личностных качеств.

Естественнонаучные дисциплины имеют потенциал в области формирования у учащихся целостной картины миры, мировоззрения, основных взглядов на жизнь.

Помимо учебного материала, воспитательное воздействие на учащихся также оказывает и характер общения между педагогом и учащимися, учащимися между собой, психологический микроклимат в ученическом коллективе. Выделяют следующие типы обучения между субъектами воспитательно-образовательного процесса: демократический, либеральный и авторитарный. Современная педагогика считает, что наиболее оптимальным, для оказания эффективного воспитательного воздействия на учащихся, является демократический стиль. Демократический стиль общения соединяет в себе гуманные и уважительные взаимоотношения между учащимися и педагогом.

Процесс обучения всегда имеет воспитательное воздействие. Однако оно не всегда осуществляется автоматически и в том направлении, в котором это необходимо. Именно поэтому реализация воспитательной функции процесса обучения требует от педагога тщательной организации учебного процесса, подбора соответствующих методов, средств и форм обучения, а также адекватного наполнения (содержания) образовательного процесса.

Связь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

Обозначенные функции обучения находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности: одна предшествует другой, представляя ее причину, а другая представляет следствие и условие активизации первопричины.

Функции обучения на практике реализуют:

  • во-первых, через комплекс задач урока, которые включают в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся;
  • во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учеников, которое способно обеспечить реализацию всех трех типов задач, учитывая то, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в определенной степени;
  • в-третьих, единство этих функций осуществляется через сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения;
  • в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения, анализируя его результаты, одновременно оценивают ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.

Чтобы понять роль обучения в качестве средства образования, воспитания и развития человека, наибольшее значение имеет то, что это процесс не сводится только к овладению учениками знаниями и выработке у них практических навыков и умений.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения реализуются в единстве, что дает возможность говорить о них как о принципах педагогической деятельности, требующих специальных усилий педагогов для его обеспечения. В таком случае обучающая деятельность педагога должна проектироваться и осуществляться так, что ее содержательная и процессуальная стороны, которые реализуются в преподавании и учении, выполняли функции, которые определены потребностями личности, государства и общества.

В состав содержания образования, помимо традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включают также ряд элементов, отражающих опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к общественным ценностям. Все эти элементы передаются ученикам именно при осуществлении процесса обучения. При передаче опыта эмоционально-ценностного отношения, педагогом реализуется воспитывающая функция обучения. Именно в процессе обучения могут целенаправленно формироваться определенные качества детской личности.

Понятие процесса обучения, его цели и функции

В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:

  1. Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
  2. Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.

Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.

Замечание 1

Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.

Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.

Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:

  • целенаправленный
  • целостный
  • двусторонний
  • подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
  • обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
  • имеющий организацию и управление данным процессом.

Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения.

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:

1) образовательная;

2) развивающая;

3) воспитывающая.

Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том, чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.

Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.

В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.

Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.

Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю. Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я очень-очень хочу учиться»); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»); высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»); осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).

Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

Воспитательная функция

Воспитывающий характер обучения отчетливо проявляется закономерностью, действующей в любых эпохах и условиях. Воспитательная функция вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с этим она осуществляется и через специальную организацию общения учителя с учениками. Объективно обучение не может не воспитывать определенной структуры взглядов, убеждений, отношений и личностных качеств. Формирование личности вообще не представляется возможным без усвоения системы нравственных, этических и других понятий, требований и норм.

Обучение всегда воспитывает, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. В связи с этим реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета и отборе содержания основываться на правильно понятых задачах воспитания в зависимости от этапа общественного развития.

Развивающая функция

Как и воспитывающая функция, развивающая функция обучения объективно следует из самой природы этого социального процесса. Правильно выстроенное обучение всегда развивает, но развивающую функцию осуществляют более эффективно, если имеет место социальная направленность взаимодействия учителей с учениками на всестороннее развитие личности. Такая направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в понятии развивающего обучения.

В рамках традиционных подходов к обучению, осуществление развивающей функции сводят к развитию речи и мышления, так как именно развитие вербальных процессов наиболее наглядно выражает общее развитие учащегося. Однако истинный развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности в качестве целостной психической системы.

Задачи и функции процесса обучения

Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:

  1. Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
  2. Формирование у учащихся познавательных потребностей.
  3. Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
  4. Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
  5. Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.

Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:

  1. Воспитательная функция:

    • усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
    • обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
    • формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
    • расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
  2. Развивающая функция:

    развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
    развитие воображения;
    развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
    умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
    развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
    развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
    развитие сенсорной и двигательной сфер.

  3. Воспитывающая функция:

    • осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
    • формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
    • воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
    • формирование положительной мотивации на обучение;
    • формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
    • оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.

Замечание 2

Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: