Введение
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.
Мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Она является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и, вследствие этого, представляет исключительный интерес для педагога.
Для каждого преподавателя важно, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится встречаться с несформированностью у учащихся потребности в знаниях, с отрицательным отношением к учебной деятельности
В этой ситуации процесс учения нельзя назвать успешным.
В современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а дети, зачастую, не желают учиться, не заинтересованы в этом. Достижения школьников зависят не только от их умственных способностей, но и от вида мотивации в учёбе. Во время огромного выбора источников информации, становится очень сложно мотивировать школьника к обучению, систематической работе, к поиску новых знаний. Но за объективно одинаковыми действиями школьников могут скрываться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными. Поэтому перед преподавателями стоят задачи по ее изучению, формированию и развитию у учащихся.
Цель данной работы заключается в изучении путей формирования учебной мотивации.
Задачи:
- выявить сущность «учебной мотивации»;
- рассмотреть классификацию мотивов учения;
- изучить особенности формирования учебной мотивации.
Список используемых источников
Научная и учебная литература:
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006
Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22 - Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005
- Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.: Питер, 2001
- Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000
Интернет-ресурсы:
- Статья. Мотивация учебной деятельности — https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения 28.03.2020)
- Статья. Мотивация учебной деятельности в школе — https://psy.wikireading.ru/64986 (дата обращения 28.03.2020)
- Статья. Учебная мотивация — https://5psy.ru/obrazovanie/uchebnaya-motivatsiya.html (дата обращения 28.03.2020)
- Статья. Отсутствие учебной мотивации у обучающихся и пути ее формирования — https://znanio.ru/media/statya_otsutstvie_uchebnoj_motivatsii_u_obuchayuschihsya_i_puti_ee_formirovaniya-208116 (дата обращения 28.03.2020)
- Стили педагогического общения (Понятие педагогического общения и его структура)
- Характеристика основных фондов предприятия (Понятие основных фондов. Сущность и состав основных фондов)
- Характеристика основных фондов предприятия (ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ)
- Функции финансов предприятий
- Функции финансов предприятий (Экономика и финансы организации)
- Феномен присутствия в виртуальной реальности
- Технология Workflow (УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ WORKFLOW)
- China
- Массовая культура и шоу-бизнес
- Стратегии формирования новых знаний
- Основные теории научения (Основные моменты теории научения)
- Воспитание ребенка в семье (Педагогика)
Сущность учебной мотивации
Определение 1
Учебная мотивация – это разновидность мотивации, отражающей стремление учащихся к познанию окружающей действительности, получению разнообразных знаний и навыков деятельности, участию в учебной деятельности.
Основным компонентом учебной мотивации, как и любой другой, является мотив.
Определение 2
Мотив – это побудитель к достижению конкретной цели.
В учебной деятельности имеется определенное целевое назначение. Цели обучения отличаются на его разных стадиях. На каждом учебном занятии присутствует своя мини-цель, которая является составным компонентом общей образовательной цели, для достижения которой и организуется вся образовательная деятельности, проходятся все стадии обучения, выполняются различные направления учебной деятельности.
Чтобы цель обучения была достигнута, необходим мотив, который будет направлять деятельность учащихся, стимулировать их познавательную активность, развивать их потребность в достижении цели обучения.
Рисунок 1. Учебная мотивация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мотивы, входящие в состав учебной мотивации, бывают двух видов:
- Понимаемый мотив – понимание необходимости учиться, без совершения каких-либо действий, направленных на это. Учащийся знает, что учиться необходимо, даже понимает значимость обучения, имеет представления о его пользе и эффекте, но, при этом, у него отсутствует побуждение к учебной деятельности.
- Реально действующий мотив – реальный побудитель к учебной деятельности, т.е. то, что заставляет учащегося принимать участие в учебном процессе. Учащийся может учиться не потому, что хочет получить знания об окружающем мире, всесторонне развиться, а потому, что понимает, что без учебной деятельности невозможно закончить школу, перейти на следующий этап жизнедеятельности, заслужить повалу, получить какие-то награды и т.д.
Замечание 1
Учебная мотивация может быть, как положительной, так и отрицательной.
Положительная мотивация может быть связана с итогами учебной деятельности, т.е. с тем, что учащийся желает получить по завершению учебной деятельности, или с ее целевым назначением, т.е. с тем, что учащийся стремится к развитию и познанию окружающего мира. Формирование мотивации, связанной с целевым назначением обучения, основывается на его организации: применение творческого подхода, инновационных методов обучения, исследовательской и проектной работы.
Рисунок 2. Мотивация к учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эмоциональный компонент мотивации к учебной деятельности
Эмоциональное содержание любого вида деятельности является приоритетным побудителем к ней.
Эмоциональный компонент мотивации к учебной деятельности отражает переживания учащихся, возникающие по поводу итогов учебной деятельности, чувственное восприятие учебного процесса, отношение к разным аспектам обучения и направлениям учебной деятельности.
Чтобы эмоциональный компонент учебной мотивации приносил должный эффект т.е. служил побудителем к учению, эмоции, испытываемые в учебном процессе должны носить положительный характер. Положительные эмоции в учебном процессе могут быть вызваны следующими направлениями деятельности:
- Интерес к нахождению в школе. Учащимся нравится посещать школу, общаться с товарищами.
- Учебные достижения. Достижение успехов в учебном процессе приносит положительные эмоции учащимся и заставляет их почувствовать свою силу и значимость.
- Изучение чего-то нового. Новая учебная дисциплина или тема учебного занятия, особенно, если она преподнесена в интересной форме, вызывает эмоциональный всплеск у учащихся, активизирует их любопытство и стремление его удовлетворить.
- Освоение способов самостоятельного учения. Если учащиеся постигают способы получения новой информации, новые методы практической деятельности, это вызывает положительные эмоции от учебного процесса.
- Стиль преподавания педагога. Учащиеся чувствуют себя комфортно, если педагог открыт для общения, использует творческий подход к делу, дает учащимся максимум самостоятельности в учебном процессе, позволяет почувствовать себя исследователями.
Все эти положительные эмоции являются мотивами к учебной деятельности за счет того, что они создают комфортную учебную среду для учащегося.
Важно, исключить или минимизировать возникновение стрессовых ситуаций. От них учащийся будет испытывать отрицательные эмоции и стремиться их не допускать, а соответственно не посещать учебное заведение, не преодолевать трудности, не решать сложные учебные задачи
Стимулирующая роль всех мотивов обучения
Для того, чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется целый арсенал способов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические способы, репродуктивные и поисковые способы, а также способы самостоятельной учебной работы.
Любой из способов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого способа обучения. Наукой накоплен большой багаж способов, которые специально ориентированы на создание позитивных мотивов учения, инициируют познавательную активность, одновременно помогая обогащению подростков учебной информацией. Функция стимулирования в данном случае как бы выходит на первый план, помогая осуществлению образовательной функции всех других способов.
Согласно последними данным повсеместно проводимых психологических исследований, главной движущей силой становления ребенка, позволяющей максимально полно использовать его возможности, считается мотивация. Лишь мощный мотив способен помочь ребенку во время выполнения учебных заданий полностью отвлекаться от посторонних мыслей и полностью сконцентрироваться на исполняемой им труде. Поэтому от преподавателя потребуется практическое умение акцентировать на труде интерес всякого воспитанника из доверенной ему учебной группы. Также ему нужно эффективно доводить собственный план до учеников, чтобы они имели возможность проникнуться возможностями исполнения устанавливаемой перед ними задачи и приложить для ее решения все собственные умения. А для того, чтобы грамотно определить учебную задачу, одного только умения довести до сознания подростка ее значение и заинтриговать в достижении итога мало. Нужно представлять себе совместный масштаб образовательного курса, чтобы в конечном итоге получить необходимый итог и наладить контакт с учениками.
Виды мотивов к обучению
Существует несколько подходов, по которым классифицируют все мотивы образовательной деятельности у школьников. Их авторами являются Л. Божович, В, Хеннинг и др. Например, классификация Божович предполагает, что существует всего две больших группы мотивов: те, что порождаются непосредственно самим учебным процессом, т.е. зависят от содержания и действия учения, выбранных методов преподавания, и те, которые располагаются за пределами учебного процесса и связаны только с его результатом. Примерами второй категории мотивов могут быть: желание иметь высокий заработок в будущем, хорошо закончить школу, поступить в престижный университет, просто получить отличную оценку, заработать похвалу педагога, выделиться среди одноклассников, изменить свое положение в коллективе.
Одним из основных критериев, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, является высокая развитость познавательной стороны учебного процесса. В основе познавательной работы должен лежать когнитивный энтузиазм, обеспечивающий положительное отношение учеников к своей деятельности. Если обратиться к содержательной стороне энтузиазма, то, согласно Г. Щукиной, можно выделить следующие его значения:
- конкретный энтузиазм к интересным процессам и явлениям, любопытным фактам, упомянутым в учебном материале (так называемый элементарный уровень энтузиазма);
- энтузиазм к изучению существенных черт явлений или предметов, которые составляют саму их суть;
- энтузиазм к построению и изучению причинно-следственных взаимосвязей, поиску закономерностей и единых источников явлений при разных условиях их существования.
Иначе говоря, мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений.
Если же говорить о мотивации действием, то в ней также выделяют три отдельных уровня:
- творческий (например, самостоятельное создание заданий и упражнений);
- поисковый;
- исполнительский.
Важно отметить, что познавательные мотивы учения, выражающиеся повышенным интересом к содержанию учебного материала, методикам преподавания, самому образовательному процессу, формируются в ходе самой учебной деятельности при условии ее активного протекания, а не предшествуют ей. Наиболее сильно эффективность проявляется тогда, если у личности сформированы глубокие и сильные мотивы учиться, действовать активно, преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на пути, работать с полной отдачей, двигаясь к намеченной цели
Все это в равной мере относится и к процессу обучения, успешность которого тем выше, чем более позитивное отношение к учителю существует у учеников, чем выше уровень их познавательного энтузиазма. Обучение требует наличия у обучающихся чувства ответственности и долга.
Классификация мотивов учения
Любая деятельность человека является мотивированной, т. е. любую деятельность направляют какие-либо мотивы, у любой деятельности есть мотивация. Мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, школьному предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса. Мотивы учения — главные движущие силы дидактического процесса.
Существуют разные подходы к классификации мотивов учебной деятельности школьников. Согласно классификации Божович Л.И., все мотивы могут быть разделены на две большие группы:
мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью:
- мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
- мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
Мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения:
- широкие социальные мотивы:
- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
- мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
- узко личные мотивы:
- стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);
- желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
- отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Следующей рассмотрим классификация мотивов по Т.А. Ильиной:
Мотивы, непосредственно побуждающие:
зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов;
опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей;
мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями;
опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Мотивы интеллектуального побуждения:
- интерес к процессу умственной деятельности;
- стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
- пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются. Кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста. Так, в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.
Собственно, учебную мотивацию достаточно чаще подразделяют на внутреннюю (познавательную) и внешнюю (социальную, мотивацию достижения в учебной деятельности).
Внутренняя учебная мотивация связана с интересом непосредственно к учебной деятельности, ее содержанию и процессу. В этом плане во внутренней мотивации выделяют содержательную и процессуальную мотивацию.
В свою очередь, в рамках «содержательной» мотивации выделяют такие ее формы, как любопытство, любознательность, а также собственно познавательный интерес, для которого характерны глубина, дифференцированность, устойчивость и неизменно положительные эмоции в процессе его удовлетворения.
Основой внутренних мотивов является познавательная потребность.
Внешняя учебная мотивация связана с ориентацией на достижения, социальное признание и т.п. – через учебную деятельность. В этом случае интерес к учебной деятельности несколько утилитарен. Среди внешних учебных мотивов выделяются мотивы долга, ответственности, патриотизма, мотивы вознаграждения, соревновательные мотивы и т.д.
В основе внешних, социальных мотивов учебной деятельности – социогенные потребности.