Русский космизм кратко шпаргалка

Русский космизм от гагарина до гагарина: почему первым был не юрий, а николай

Космос Николая Федорова

Русский космизм — это решительная попытка реформировать космизм греков с тем, чтобы присоединить к четырем стихиям природы недостающую пятую стихию: разумную. Русский космизм уже не устраивает естествознание. Русскому космизму нужна единая наука и управляемый человеком космос.

Вот как об этом говорит сам Федоров:

Слепой «фюзис» нужно сделать зрячим. Сама природа не прозреет. «Природа, — говорит Федоров, — нам не мать, а мачеха». Кто ее сделает управляемой разумом? Человек. Каким образом? Об этом Федоров рассказывает в работе «Конец сиротства: безграничное родство». Земля, говорит родоначальник русского космизма, поглотила много поколений людей. Они никуда не делись, они здесь, на земле. Рядом с нами. Только в «разобранном» виде. Нужно научиться их собирать.

В результате наука, полагал Федоров, научится из праха собирать умерших. Людей воссозданных будет так много, что их придется расселять по всему звездному миру.

Солнечная активность Чижевского

Работа Александра Леонидовича Чижевского дала мощный толчок развитию русского космизма и всей русской философии в целом. В данной работе говорилось о воздействии солнечной активности на историю человечества. Ученый считал, что революционные потрясения имели место во время наибольшей солнечной активности. Такое явление повторяется каждые 11 лет. Одиннадцатилетний цикл включает 4 периода:

  • минимальная возбудимость – 3 года;
  • нарастание возбудимости – 2 года;
  • максимальная возбудимость – 3 года;
  • снижение возбудимости – 3 года.

Теория Чижевского о воздействии солнечных бурь на поведение отдельных людей и социальные явления, на сегодняшний день имеют очень широкое распространение.

Николай Фёдоров: мировая библиотека и победа над смертью

Ещё по этой теме


Наука о смерти

Николай Фёдоров, которому принадлежит учение о «философии общего дела», преподавал историю и географию, работал библиотекарем, «дежурным чиновником при читальном зале Московского Публичного и Румянцевского Музеев». Он вёл аскетичный образ жизни, обильно критиковал в своих сочинениях систему образования, ратовал за распространение информации, а также утвержал, что человечеству необходимо, ни много ни мало, раз и навсегда устранить смерть.

Единая библиотека

Фёдоров осуждал стремление людей к обогащению и единоличному владению знанием, поэтому создал проект библиотечной реформы. Он был уверен, что каждый, вне зависимости от материального положения, должен иметь возможность самообразования. Для этого все богатые люди, имеющие в своем распоряжении личные библиотеки, должны объединить свои картотеки и поместить их в общедоступном месте, чтобы любой желающий мог обращаться к книгам из этого собрания. Он составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея и предложил наладить обмен книг между библиотеками разных стран и городов, включая частные коллекции.

Конечной целью этого должно стать объединение всех библиотек мира в единую сеть.

Воскрешение предков и регуляция природы

Основное зло для человека, по Фёдорову, заключается в смертности. Человек порабощён слепой силой природы, которая неуклонно ведёт его к умиранию. Весь комплекс бед, которые постигают общество, он называл «небратскими отношениями»: войны, борьба за собственность, ссоры и раздоры, и, в конечном счете, смерть. Наша культура мирится со смертью, каждый занят лишь обеспечением наиболее удачного и удобного существования для себя. В этой ситуации высшая цель и моральная обязанность учёного — воспрепятствовать разобщению и гибели. Если точнее, Фёдоров был уверен, что в будущем станет возможно сделать смерть обратимой и воскресить всех умерших людей.

Идеи Фёдорова о будущем утопическом блаженстве всех людей базируются на христианском учении. Хотя, конечно, с точки зрения классического христианства их следовало бы отнести к разряду еретических, ведь проект воскрешения и Царствие Небесное в фёдоровской системе должны стать делом рук человечества. 

«Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть».

Метафизика, по его мысли, должна воплощаться в реальных практических действиях. Путь к воскрешению предков лежит через науку: нужно средствами науки и техники совершать то, что ранее казалось чудесами. Познав связь между атомами и молекулами, возможно будет управлять процессом жизни. В конечном счёте мир должен стать прогнозируемым, понятным, дружественным человеку.

Колонизация космоса

Мёртвых, как известно, всегда больше, чем живых. Поэтому после их воскрешения человечество невероятно увеличится. Понадобится много места — и с этой целью Фёдоров предлагал осваивать космос. То есть расселять «воскрешенных предков» на других планетах, осваивая космическое пространство. Колонизируя Вселенную, человек будет нести свой разум в другие глактики, всё дальше и дальше в глубины космоса.

Философ Алексей Козырев в лекции «Постнауки» рассказывает об общественном идеале и влиянии космизма на космонавтику.

Вселенная

Афанасий Щапов, историк церкви, сетуя на бедность русского языка и рассуждая о том, что ему (языку) не хватает абстрактных понятий, сослался на слово «вселенная». Это слово — калька с древнегреческого «ойкумена». То есть обитаемый мир. Но ни немцам, ни грекам оно не было знакомо. В словаре этих народов Щапов не смог обнаружить ничего похожего на слово «вселенная». Космос у них есть, экология есть, а вселенной нет. Но «космос» — довольно абстрактный термин, а «вселенная» уж слишком антропоморфна. Из этого слова, как ни смотри, торчат «уши» человека, то бишь русского мужика, занятого привычным делом. Каким? Вселением в дом.

Космическая эволюция

Первые представления о Вселенной в традиционных культурах основывались на мнении о том, что космос играет определяющую роль в существовании человека. Миф был первым этапом развития космического мировоззрения и формирования космизма как явления.

Первые теоретические исследования космоса появились у натурфилософов еще в античную эпоху. Тогда же началось развитие отдельных научных областей, таких как космология и космогония.

Вплоть до XVIII века космизм был тесно связан с эзотерикой и оккультизмом, однако наступление эпохи техногенной цивилизации расширило рамки явления.

Точкой отсчета космической эпохи в России принято считать вторую половину XIX века, но ряд важных идей для этого направления впервые высказали Михаил Ломоносов и Александр Радищев еще в XVIII веке. Русский космизм, в отличие от западноевропейского, всегда носил религиозно-мистический оттенок. Будь то научно-фантастические романы писателя Владимира Одоевского, футурологическая философия Николая Федорова или полноценные научные теории ученого-естествоиспытателя Владимира Вернадского — всё было направлено на внутренний биологический прогресс человека в узком контексте особого эсхатологического понимания жизни.

Космизм ловко мимикрировал под христианскую образность: победа Иисуса Христа над смертью, по мнению адептов направления, должна была стать главной целью человечества. Но церковь критиковала данную философию за отождествление Бога и человека, а также за отсутствие грани между живым и мертвым и за веру в то, что душу возможно переселять в атомарные формы. Ученое сообщество тоже не жаловало космистов, уличая их в тесной связи с псевдонаучными течениями и в отсутствии терминологической определенности. В целом всю русскую философию нередко критиковали за несистематичность. Суть отечественной мысли тонкой иронией сквозила в классической литературе конца XVIII — начала XIX века, где преисполненные западной мудрости лирические герои по обыкновению гибли на дуэлях.

«Воскрешение есть замена похоти рождения сознательным воссозданием»

По мысли Федорова, «сыны» и «дочери человеческие», сознавшие метафизическую греховность рождения и долг перед «отцами», сумеют перевести слепые природные силы из темного русла в светлое.

Федоров считает забвение «отцов» величайшим пороком памяти человечества. Его термин «патрофикация» буквально означает «отцетворение». По крупицам, по атомам воссоздавая умерших предков, «сыны» отвоюют их у небытия.

Восставшие из смерти «отцы» затем также будут включаться в дело всеобщего воскрешения. Каждое поколение будет вспоминать и воскрешать предыдущее. И когда будет возвращен к жизни самый первый забытый «отец» — тогда смерть отступит окончательно. Тогда победит жизнь. Мiр претворится в мир.

В этой высшей точке «Философия общего дела» становится космичной в буквальном смысле этого слова. Собранное воедино человечество должно будет отправиться в космическое пространство, потому что бесчисленные поколения «отцов» невозможно разместить в тесных пределах Земли. Задача выхода в космос физический сливается с задачей выхода в космос метафизический: всем мiром в мир.

Через воскрешение всех поколений «отцов» «сознание будет распространяться на все миры Вселенной. Воскрешение есть превращение Вселенной из хаоса, к которому она идет, в космос, т. е. в благолепие нетления и неразрушимости». Тогда человечество само станет Космосом в его единящей полноте. Тогда оно наконец свершится.

Космос Владимира Вернадского

В 1929 году Павел Флоренский писал академику Вернадскому:

Чем же должен быть дух, чтобы вовлекать в свой круговорот вещество? Почему Флоренский пишет о жизни духа геохимику Вернадскому? Потому что Вернадский решил приспособить атомную модель мира к факту жизни, то есть он сделал то, что побоялись сделать Гюйгенс и Ньютон. Что делает русский космизм? Он возвращает жизнь в пустой космос Ньютона. Нужно, писал Вернадский, «приспособить… атомную модель мира к организму, а не к механизму».

Согласно установившейся интеллектуальной традиции, мы мыслим природу как нечто пространственное и материальное, а сознание как нечто нематериальное и непространственное. При этом мы воспринимаем явления сознательной жизни не сами по себе, а как отражение природы, ее законов, то есть вне процедуры отражения сознания нет, оно не существует. Тем самым остается непонятным, что именно, какое свойство делает сознание зеркалом.

Может быть интересно

Мысль, пишет Вернадский, «сама по себе не существует, она создается живой человеческой личностью». Поэтому, полагал он, в сознании есть черты, явлениям природы свойственные. Что это за черты? Об этом Вернадский нам ничего не сказал. Об этом мы можем только догадываться.

Пока наука только научилась делать двухголовых собак, а также пересаживать генно-модифицированное сердце свиньи человеку. Сегодня биоинженеры учатся редактировать геном человека, чтобы получить в будущем человека с заранее заданными свойствами. Но мы сегодня не можем и, я думаю, никогда не сможем создать ситуацию, которая бы детерминировала появление сознания.

Современный космизм

С 1920–1930-х годов в русском космизме параллельно со всеми перечисленными направлениями начал формироваться особый тип мышления, характеризующийся «общепланетарным подходом» и прогнозами в сфере экологии. Его живо восприняли культурные деятели. Писатель Александр Беляев в то время публиковал очерки «Гражданин Эфирного острова» о Циолковском и «Нетленный мир», посвященные опасности необдуманных волюнтаристских вторжений человека в природу. Чижевский выпустил книгу «Эпидемиологические катастрофы и периодическая активность Солнца», в которой подвел итоги исследований связи между возникновением и распространением эпидемий и циклами солнечной активности.

Вторая половина XX века становится периодом еще большего расширения идей русского космизма и их выхода за пределы Советского Союза. Есть предположение, что учение Федорова оказало влияние на труды французского антрополога Тейяра де Шардена, а также легло в основу теорий Джулиана Хаксли, вставшего у истоков философии трансгуманизма. В целом труды идеолога русского космизма приобретают мировую популярность: сборники начинают печатать многие европейские издательства.

Тем временем космос стал новой реальностью: в 1957 году в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, а уже через четыре года состоялся первый полет человека в космос, после которого космические достижения Советского Союза в буквальном смысле стали новой религией

Казалось бы, не этого ли добивались философы-космисты? Но важно понимать, что государственный советский культ космонавтики сильно искажал космическую утопию безграничного свободного передвижения. В идеологизированных ритуалах, парадах и торжествах, культивируемых советской властью, с трудом просматривалась первоначальная мечта о свободном полете, о невесомости, об экстазе, способном преодолеть силу гравитации

Истинный же космизм, невыгодный системе, продолжал жить в советском неофициальном искусстве периода хрущевской оттепели. В это время появилось геометрическое и кинетическое искусство, восходящее к конструктивизму и фигуративным экспериментам первой волны авангарда. Например, участники группы «Движение» (Лев Нуссберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и другие) стремятся связать воедино технику, интерес к космосу и искусство.

Франциско Инфанте-Арана, спираль из серии «Проекты реконструкции звездного неба», 1965–1967 годы. ИсточникВячеслав Колейчук, «Атом» (светокинетическая установка), площадь Академика Курчатова, Москва, 1967 год. ИсточникЛев Нуссберг, план детской кинетической площадки, 1968 год

Один из наиболее известных представителей московского концептуализма Илья Кабаков создал инсталляцию «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». Работа была посвящена не только коллективной мечте о космосе: в задорной и даже несколько наивной форме художник передал всю суть отчаянного эскапизма свободного человека в плену авторитарной системы. Эта мысль стала промежуточным итогом, фиксирующим обратное движение: в начале столетия люди мечтали освободиться от смерти, теперь же смерть не виделась им главным источником ограничений.

Илья Кабаков, инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей квартиры», 1985 год. Источник

Тем временем мечты Федорова о сохранении тел умерших для их последующего воскрешения активно воплощались: к 1970-м годам в ряде стран мира обрела популярность крионика.

Основная идея

Русский космизм впервые обосновал мысль об объединении всех людей, не на политических или идеологических основаниях, а на нравственных и экологических. Иными словами, оформилась наиболее существенная черта этого философского направления – соединение несовместимых ранее проблем, например, установление всеобщего братства, освоение космического пространства и сохранение природы.

Направления русского космизма:

  • естественно-научное, представленное Циолковским, Вернадским, Чижевским;
  • религиозно-философское, основанное Фёдоровым;
  • художественно-поэтическое, представленное в трудах Морозова, Сухово-Кобылина, Брюсова, Одоевского, Тютчева;
  • эзотерическое – выраженное в работах Рериха;
  • ноосферное – прослеживающееся в трудах Шипова, Акимова, Дмитриева.

Когда появился русский космизм и почему?

С чего все начиналось? С того, что наука начала радикально менять жизнь людей. Она и сейчас ее меняет, но сто лет назад этого никто не ожидал.

Нам трудно представить, что творилось в голове у малограмотного мужика из, допустим, дремучей архангельской деревни, да еще и старообрядца, совершенно дикого, когда он попадал в один из столичных городов. Мощнейший культурный шок, потрясение, ужас. Или как реагировал мелкий чиновник, живущий в какой-нибудь патриархальной Костроме, где всюду колокола, посконность и лапти, на известие о первом успешном полете? Тоже шок, тоже потрясение.

Как пишет в своей кандидатской диссертации Екатерина Мельникова, исследователь из Европейского университета в Петербурге, несколько тогдашних издательств, ориентированных на крестьян, только-только выучившихся читать, начали выпускать брошюры о скором конце света, которые с большой охотой раскупались на ярмарках вместе с лубочными картинками и всяким остальным народным творчеством. Крестьяне, наблюдая, как вдоль дорог устанавливают столбы и протягивают провода, по привычке ждали второго пришествия. И в самом деле — чего хорошего ждать от электрического освещения? Только ангелов апокалипсиса.

У беспочвенной либеральной интеллигенции, напротив, ожидания были самые радужные. Каждое новое усовершенствование: телефон, прививки от оспы, наркоз, психоанализ, дирижабли и двигатель внутреннего сгорания — возбуждало аппетит. Если мы можем полететь на дирижабле из одного города в другой, то почему бы нам не перемещаться между планетами? На наших глазах сказка становится былью — вперед, вперед, вперед.

Владимир Вернадский: биосфера Земли

Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета, изучал кристаллографию, был академиком и директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. Его научные интересы, оставаясь обширными, — геология, химия, история — всегда были привязаны к теме Земли как планеты и целостности. 

Биосфера Земли

Термин «биосфера», который использовал Вернадский, был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века. Под биосферой имеется в виду вся поверхность Земли, заселённая живыми организмами, глобальная экологическая система планеты. Эту совокупность организмов Вернадский называл «живым веществом». Кроме него существует и «косное вещество». Его составляют минералы и горные породы. В единую систему два вида материи соединяются благодаря постоянному обмену, «биогенному току атомов». Изучая биосферу, Вернадский пришёл к соображению о том, что осуществляется важный, прежде невиданный процесс.

Происходит переход от биосферы к новому миру, в котором ведущая и преобразующая роль отводится человечеству.

Теория ноосферы

Ноосфера — новый вид планетарной цивилизации, где человек, вооруженный средствами науки, станет новой самостоятельной геологической силой — разумной и творческой. То есть будет способен менять облик планеты, создавая новые «косные тела» и подвергая изменениям живое вещество. Надо сказать, что слово «ноосфера» также принадлежит не самому Вернадскому, а французским учёным — профессору математики Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шардену, биологу, геологу, палеонтологу и религиозному мыслителю. Вернадский же активно разрабатывал эту теорию, дав своё видение новой эпохи Земли. 

В эту эпоху деятельность людей и научная мысль приведут к изменению облика планеты. Ноосфера возникнет после резкого скачка в науке и технике, после заселения человеком всей планеты и развития средств сообщения. Также условиями её формирования станут глобализация, выход человека в космос, развитие образования, прекращение конфликтов и войн, коллективное принятие решений, равенство и победа над нищетой.

Перспективы развития ноосферного общества представлялись Вернадскому радужными.

То, что сейчас называется глобальными проблемами современности, не вызывало у него опасений. Действуя как природная сила, человечество не может совершить ничего, что не было бы частью общей эволюционной программы.

Сегодня многое в теориях космистов выглядит наивным, однако общий настрой поражает оптимизмом и верой в возможности человека. Эти учения были созвучны эпохе прогресса и безграничных надежд. Именно поэтому позже космизм был забыт. Советская имперская культура потребовала другой науки (генетика, например, встретила травлю) и другой философии, поддерживающей интересы власти.

Смерть проделывает дыру в полноте мира, обрекает мир бесконечно рождаться заново

Философский смысл этой интуиции точно раскрывает философ, исследователь русского космизма Федор Гиренок:

Может быть интересно

Фактическая история мира — история несовершенная, бессмысленная, ложная. Она есть не что иное, как «взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли)», «собственное вырождение и умирание (т. е. культура)».

Парадоксальным образом сила, которая не дает истории закончиться, свершиться, стать осмысленной, — это смерть. Она воплощает собой слепое природное начало, жестокое и в корне порочное: всё рожденное уже по факту своего рождения приговорено к уничтожению.

Константин Циолковский: на Марс, на Марс!

В раннем детстве Циолковский частично потерял слух после скарлатины. Из-за этого он плохо успевал в гимназии и со временем был отчислен. Тем не менее, он продолжил образование самостоятельно. Он много читал, интересовался наукой и техникой, изучал физику, химию, астрономию и математику, занимался собственными разработками. Например, построил первый в мире центробежный аппарат (центрифугу), с помощью которого проводил опыты над животными. Первыми подопытными стали таракан и цыплёнок — причём оба выдержали перегрузку и остались живы.

Это может быть интересно


Витгенштейн в школе: может ли гений быть преподавателем

Эксперименты, которые проводил Циолковский, вызывали недоумение и ужас обывателей, а его самого обрекли на славу главного отечественного «сумасшедшего учёного». В городе Боровске (Калужская область) он запускал воздушных змеев собственной конструкции, ездил на коньках с зонтом-парусом и сконструировал оснащённые таким же устройством сани.

«По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Не обходилось и без курьёзов научного свойства — как-то Циолковский отправил в Русское физико-химическое общество свою рукопись, в которой описывал разработанную им кинетическую теорию газов. Вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад! Во многом эта неудача была обусловлена тем, как трудно было обмениваться информацией. Для учёных поиск данных был затруднён бытовыми препятствиями (отсутствие нужных книг, несовершенство почтового сообщения). Учитывая это, можно заново оценить проект Николая Фёдорова по усовершенствованию библиотечного дела.

Пресечение автогонии

К сомнительным идеям Циолковского можно отнести его атомистический панпсихизм. Он полагал, что материя, как и атомы, образующие её, «одухотворены», подвержены психическим законам. Одной из главных причин страдания в мире он считал автогонию — самопроизвольное неконтролируемое зарождение жизни.

«Страдание» и «разумность» для Циолковского существовали объективно, как природное свойство материи.

Именно автогония привела к появлению жизни на Земле. Однако не все существа оказались достаточно совершенны; многие продолжают оставаться на низком уровне, нарушая стройную картину разумного мироздания. Дальнейшее заселение Вселенной должно осуществляться не путем стихийного, слепого самозарождения и неуправляемой эволюции, которая множит страдания, а путем продуманного и целенаправленного расселения лучших, разумных существ.

«Отец русской космонавтики»

Циолковский занимался вопросами воздухоплавания, аэродинамики, авиастроения и строительства ракет для межпланетных путешествий, сделав существенный вклад в теорию реактивного движения и во многом опередив своё время. Он предложил конструкцию поезда на воздушной подушке и выдвинул идею космического лифта, продумал способ дозаправки ракет во время полёта, разработал и сам сконструировал аэродинамическую трубу. В научно-фантастической повести Циолковского «На Луне» даётся описание поверхности спутника Земли, которое впоследствии было подтверждено опытным путём.

Константин Циолковский считал, что люди смогут расселиться по Вселенной, а начальным этапом покорения космоса должно стать конструирование орбитальных станций, пригодных для обитания человека. Всего через три десятка лет после его смерти такая станция действительно вышла на орбиту.

А кто еще был космистом?

Константин Циолковский (1857–1935) — еще один захватывающий герой. Бедный школьный учитель, с женой и детьми, в провинциальной Калуге в свободное от работы время занят тем, что вместе со своим другом, налоговым чиновником, клеит модели дирижаблей, способных покорять дальние планеты. Не странно ли — живя в исконной избе с печным отоплением, иконами в красном углу и керосиновой лампой, рисовать чертежи металлических летательных аппаратов?

Александр Чижевский (1897–1964) — странный, очень странный советский ученый, часто бывавший в гостях у Циолковского в Калуге. Придумывает люстру, ионизирующую воздух — кажется, полезная вещь, и пишет умопомрачительные, на грани безумия, гимны Солнцу, похожие на псалмы последователей какой-то неизвестной вавилонской религии, с жутковатой пелевенщиной на заднем плане. Сочиняет евгенические правила для человечества, чтобы оно поскорее стало лучистым, в смысле — избавилось от обезьяньей наследственности, и превратилось в чистый свет. Есть сведения, что под конец жизни Чижевский откровенно поклонялся Солнцу.

Владимир Вернадский (1863–1945) — невероятный человек из той же эпохи. Придумал ноосферу, известную всем со школьной программы. Откуда она? Зачем? Будучи успешным академическим ученым, на ровном месте приходит к мысли, что человеческий разум — это одна из космических стихий, такая же мощная, как гравитация. И она, конечно, образует свою отдельную сферу. До недавнего времени в Тамбовском университете существовал факультет ноосферной безопасности и права. Люди изучали вопрос вплотную. Теперь вроде факультет закрыли.

«Общее дело» после Федорова

В числе последователей философа было много ученых естественно-научного толка. Один из самых известных — К. Э. Циолковский, «отец русской космонавтики». Интересно, что уже тогда, в первой трети XX века — Федоров умер в 1903 году, — Циолковский отмечал, как плоско понимают космонавтику современники:

Сегодня дело обстоит еще хуже. Мало кто помнит, зачем на самом деле лучшие умы человечества бились над задачей выхода в космос

Почему это вообще было так важно? Из пространства поиска истины и смысла космос сделался просто пространством. Черным вакуумом — безжизненным и бесконечным

Одно слово — space.

Государства «пичкают» этот «спейс» спутниками в безумных гонках вооружений. Коммерсанты придумали «спейс-тревеллинг» и торгуют космосом направо и налево. Общественность же больше волнует, были ли американцы на Луне или какую новую «штуку» запустит в небо Илон Маск. И когда там уже на Марс? Ну, скоро уже?

Скоро, человек, скоро.

Вот вырастешь и сразу полетишь.

Что стало с русским космизмом в XX веке, и почему про него снова вспомнили сейчас?

Весь русский космизм — это небывалый оптимизм относительно будущего, доходивший иногда до крайностей и даже до форменных безобразий, когда реальность и бред смешивались и взбалтывались.

И он исчерпал себя, когда стало ясно, что научный прогресс решает многие проблемы, но не решает все, поскольку и у него есть свои ограничения и свои издержки. Техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды, оружие массового поражения — о таких вещах Федоров не думал. Можно создавать новые модели сверхзвуковых самолетов, но воскрешение умерших, увы, нам неподвластно и вряд ли будет.

Современная публика мало смотрит на звезды, и самый популярный сериал — не об ученых, покоряющих материю, а об игре престолов. И это не потому, что она глупее людей, живших на границе девятнадцатого и двадцатого веков. Просто теперь ни у кого нет никаких иллюзий по поводу того, каким образом возникает научное знание и чего оно может достичь в обозримой перспективе. А там, где иллюзий нет, спрос на фантастические построения космистов равен нулю.

Космизм давно бы исчез, если бы не старания пропагандистов. В нем вдруг увидели ту саму русскую идею — смысл существования нации, стержень и опору, без которой нет жизни русскому человеку. Сейчас это такая альтернативная версия православия, самодержавия, народности.

Впрочем, в этом мире всегда так происходит: идея, преодолевающая границы, как христианство две тысячи лет назад, в котором нет ни эллина, ни иудея, со временем оказывается на страже государственных границ. Та же история и с космизмом: люди мечтали о лучистом человечестве и высадке на альфу Центавра, а получили повестку в военкомат.

UPD: В первый вариант этой статьи вкралась ошибка — текст про философа Николая Федорова был проиллюстрирован фотографией его однофамильца. Редакция приносит свои извинения.

  • Народы нашей страны дружбой сильны смысл пословицы кратко

      

  • Оборона севастополя кратко самое главное

      

  • Где на территории россии на поверхность выходят наиболее молодые горные породы кратко

      

  • Права человека в китае кратко

      

  • Минеральные вяжущие вещества это кратко

Русский космизм в философии

Рассмотреть понятие космизма в русской философии можно на примере теорий двух известных философов и ученых. Циолковский представляет естественнонаучную теорию с добавлением фантастических аспектов. По его мнению:

  • Космос является одухотворенным, живым, единственно цельным;
  • Его населяют живые существа с высоким уровнем развития;
  • Земля прогрессирует за счет человеческого разума, который является главным инструментом в развитии.

В своих учениях Циолковский упоминает такие понятия, как материя и атом, анализирует заселение космических просторов людьми. Ученый разработал множество технических проектов, в том числе теорию ракетных полетов.

Второй известный представитель направления – Вернадский. Он также является приверженцем естественнонаучных взглядов. Масштабный комплекс научных теорий о планете Земля ученый издавал на основании феномена жизни. Он исследует связь Земли и других планет. Основные идеи Вернадского:

Сам Федор Иванович не против, когда его называют крестным отцом русского космизма и в свое время дал несколько интервью, в которых так прямо и заявил: да, это моя идея.

Четыре принципа Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский оказал значительное влияние на космизм в русской философии. Его считают оригинальным мыслителем, писателем-фантастом и провозвестником астронавтики и ракетодинамики. Циолковский считал, что человеческий мир может быть объяснен только с космической позиции. Будущее мира подразумевает освоение людьми космоса. Всю человеческую деятельность необходимо сосредоточить на совершенствовании взаимодействия человека и космоса. Освободить разумные организмы от зависимости в отношении их среды обитания – главная задача эволюции. Циолковский считал, что освоение космоса объединит всех людей на планете в единое государство. Циолковский проповедовал четыре основных принципа:

  • панпсихизм – чувствительность Вселенной;
  • монизм – материя едина и ее свойства одинаковы;
  • бесконечность – космический разум и Вселенная бесконечны;
  • самоорганизация – Вселенная сама выстраивает собственную структуру.

Кто был главным русским космистом?

Николай Федоров Картина: Пастернак, Леонид Осипович Философ Николай Федоров (1829–1903). Находясь под впечатлением от успехов науки, он в какой-то момент прямым текстом заявил: а почему бы нам не воскресить всех наших предков? И в самом деле, друзья, раз уж инженер Попов изобрел при помощи своей головы и логарифмической линейки такое чудо, как радио, не замахнуться ли нам на воскрешение людей?

Тогда казалось, что телеграмма из Сызрани в Рязань и всеобщее воскресение по научному методу — это задачи сопоставимого уровня сложности. Решили первую, решим и вторую. Это сейчас прогресс равняется обновленной версии бесполезного гаджета. Никакого волшебства не осталось и в помине. А во времена космистов оно лилось рекой.

Сам Федоров работал в Москве в Румянцевском музее и был известный аскет и бессребреник. В наше время мы привыкли к тому, что аскеты и бессребреники, особенно если они ходят в церковь, истово презирают науку и, как архикрестьянин Герман Стерлигов, время от времени предлагают россиянам жечь колдунов. Федоров был другим. Наука и философия, говорил он, должны действовать, должны бороться с силами природы, зараженной грехом, до полной и окончательной победы. То есть до всеобщего воскресения, когда технологии смогут вернуть к жизни наших предков вплоть до Адама.

Этот поворот с воскрешением — он очень странный. Историк русской философии профессор Зеньковский так и пишет — Федоров уклонился в магизм и фантастику. Почему его так повело? До того он сочинял нормальные с точки зрения русской философии вещи: про покаяться и простить, например. Видимо, ажиотаж и даже угар от новых возможностей сильно кружил голову и философу тоже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: