Свойства восприятия
Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:
- Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
- Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
- Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
- Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
- Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
- Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому
Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину
Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству
Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу
При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Свойства восприятия
Восприятие характеризуется своими свойствами, и специалисты выделяют семь свойств:
Избирательность – выбрав предмет, человек сосредотачивает на нем свое внимание, например, книга в книжном магазине, все остальные предметы, отодвигаются, как бы, на второй план, уходят в фон;
Предметность – это отнесение предмета к определенной категории, например, круглое, сладкое, зеленое, длинное, рычит и др
Данный процесс может произойти не сразу, поэтому человек должен потратить какое-то время, чтобы определить род объекта
Предметность оказывает влияние на поведение человека – знакомая всем яичница не вызывает сомнения и осторожности, а в отношении незнакомого продукта человек проявит осторожность;
Апперцепция – формирование образа предмета зависит от психического опыта и личностных особенностей человека, т.е. один и тот же предмет воспринимается разными людьми по-разному в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;
Целостность – данное свойство говорит о том, что на основе совокупности полученных ощущений, образ всегда воспринимается целым
Один цвет или звук не могут его создать. Важным фактором является движение, например, муха для лягушки, не будет восприниматься мухой, если она будет неподвижной, поэтому и охотиться на неё не будет;
Структурность – это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных ощущений, образ будет рожден при их взаимодействии. Человек, слушающий музыку, не воспринимает отдельно каждую ноту, он слышит всю мелодию в целом;
Константность – это свойство восприятия говорит об относительном постоянстве окружающих предметов, например, дом, в котором живет человек, состоит из красного кирпича и это в дневное время хорошо видно. С наступлением ночи цвет кирпича меняется, но человек точно знает, что это его дом и значения факту изменения зрительного восприятия не придается;
Осмысленность говорит об осознанности предметов и явлений окружающего мира – при виде ложки, люди понимают для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденным свойством, а приобретается в течение жизни человека.
Константность восприятия
Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.
Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.
Ключевые понятия
Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.
Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.
В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).
Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:
- Глазами — осмотр предмета.
- Руками — ощупывание объекта.
- Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.
Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.
Предметность восприятия
Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.
В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:
— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,
— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,
— повороты головы (например на источник звука),
— иные движения.
Уровни и виды восприятия
Определение 1
Восприятие – это процесс, посредством которого происходит формирование образов окружающего мира, отражение реальности в психике.
Синонимом слова восприятие является слово перцепция, что в переводе с латинского языка означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Есть и другие равнозначные по смыслу слова – это приятие, созерцание, оценка и др.
Человек в процессе своей жизни познает окружающий его мир постоянно, взяв ту или иную вещь в руки, он может определить её цвет, плотность, вес, запах и др. Все эти характеристики вызывают разные ощущения, в совокупности рождающие образ предмета. Этот процесс познания и будет восприятием, на основе которого формируется субъективный образ предмета.
Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В психологии восприятие – не только сумма ощущений, а ещё и индивидуальные знания человека, его представления о мире.
Замечание 1
Феномен восприятия имеет тесную связь с памятью, мышлением, вниманием, мотивационной сферой, речью. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном
Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном.
Каждый предмет или явление огромного и разнообразного мира воспринимается посредством разных анализаторов, но, среди них всегда есть один ведущий.
Восприятие классифицируется на несколько видов: —
-
По модальности выделяют восприятие:
- зрительное,
- слуховое,
- осязательное,
- обонятельное,
- вкусовое.
-
По ведущему анализатору выделяют следующие простые типы восприятия:
- кинестетический вид – ощущения, движение, с помощью которых человек считывает информацию.
- аудиальный вид, в котором восприятие происходит на слух,
- визуальный вид, в котором ведущим приемником будут глаза.
Если прислушаться, как говорит человек, то можно определить его индивидуальный тип простого восприятия
Каждый человек по-разному видит мир, исходя из своих способностей, а это важно для понимания друг друга
Сложный вид восприятия сочетает два или несколько видов восприятия в разной комбинации – это может быть зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой и др.
Специальный вид восприятия является специфическим восприятием, зависящим от воспринимаемого объекта.
По способу актуализации восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Если произвольное восприятие имеет свою цель, то непроизвольное вызвано не целью, а средой, например, невропатолог стучит молоточком по ноге, чтобы проверить физиологическую реакцию.
Уровни восприятия
Выделяют четыре уровня перцепции:
- Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
- Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
- Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
- Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.
Принципы организации восприятия
Процесс восприятия реализуется по определенным законам, которые в психологии устанавливаются в виде принципов организации восприятия. К ним относятся:
- принцип близости. Основан на совместном восприятии объектов, расположенных близко в пространстве и в рядом стоящих временных промежутках;
- принцип непрерывности. Он основан на восприятии элементов, за которыми мы наблюдаем в конкретно установленной последовательности и направлении действия;
- принцип сходства. Основан на коллективном восприятии объектов, путем установления схожих черт между ними;
- принцип замыкания. Он предполагает воспринимать объектов, путем их завершения, в случае, если они являются незаконченными или имеют какие-то пробелы, недочеты;
- принцип простоты. Все, что мы воспринимаем, независимо от сложности объекта и его структурного строения, проходит разделение на простые составные элементы т.е. мы не воспринимаем сложный объект целиком, а рассматриваем его, как совокупность простых его компонентов, каждый из которых играет значимую роль для его цельного восприятия.
Основные свойства
Предметность
Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.
Целостность
Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.
Структурность
Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.
Постоянство
Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия
Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля
Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:
- По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
- По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).
Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.
Активность
Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия.
Осмысленность
Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:
- Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
- Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
- Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
- Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.
Виды восприятия
В зависимости от анализаторов
От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:
- Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
- Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.
Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:
- Зрительный.
- Слуховой.
- Осязательный.
- Кинестетический.
- Обонятельный.
- Вкусовой.
Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.
По форме материи
Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:
- Восприятие времени.
Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
- Восприятие пространства.
Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.
- Восприятие движения.
Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.
По видам деятельности
По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:
- Самопроизвольное (непреднамеренное)
Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.
- Преднамеренное
Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.
Сознательное, подсознательное
Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.
Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.
Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:
- Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
- Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
- Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
- Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.
Нарушения восприятия
Следует отметить, что познание единого объекта или его частей зависит как от индивидуальных особенностей восприятия конкретного человека, так и от других факторов, таких как прошлый опыт, негативные установки, воспитание и пр.
В психологии существует так называемые ошибки восприятия — это искажение реальности. Среди ошибок выделяют иллюзии и галлюцинации.
Иллюзии — это когда мы видим реальный предмет в искаженном виде. Могут возникать из-за физических, физиологических, психологических факторов. Например, из-за хронического недосыпа, стресса или проблем с психикой. Иллюзии бывают слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.
Галлюцинации — тяжелая форма ошибок познания, вызванная чрезмерным употреблением спиртных напитков, наркотиками, психостимулирующими веществами и некоторыми медикаментами. Бывают также при тяжелых поражениях головного мозга, катаракте, психических заболеваниях. При галлюцинации человек видит предмет, которого в реальности нет.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы когда-либо сталкивались с ошибками восприятия, имеете свойство приписывать вещам несуществующие достоинства и недостатки. Наши психологи расскажут вам, почему так происходит, от каких факторов зависит познание, и как научится им управлять. Специалисты на связи с вами круглосуточно.
Восприятие человека человеком
Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.
Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А
А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости
В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.
Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой
Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь
Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.
Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.
Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.
Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.
Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.
Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.
Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.
Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:
- эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
- аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
- перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
- социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.
Общее понятие восприятия
Определение 1
Восприятие – это целостное отражение различных предметов, ситуаций, явлений, которое возникает в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувств.
В качестве главной отличительной особенности восприятия от ощущения выступает предметность осознания тех факторов, которые воздействуют на человека, то есть целостное отображение предмета.
При этом основой восприятия выступают ощущения. Каждый перцептивный образ основан на взаимодействии комплекса ощущений. Это связано с тем, что любой предмет или явление характеризуются несколькими различными свойствами. При этом каждое из этих свойств может вызвать то или иное ощущение. Несмотря на то, что восприятие базируется на ощущениях, они не являются единственными составляющими структуры восприятия. В эту структуру также входит опыт, полученный ранее, а также процессы осмысления того, что воспринимается.
Иначе говоря, процесс восприятия включает помимо всего прочего психические процессы высокого уровня, к которым можно отнести память и мышление. Именно поэтому восприятие рассматривают как перцептивную систему человека.