Восприятие: понятие, виды, свойства

Что такое восприятие и какие свойства оно имеет?

Свойства восприятия

Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:

  • Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
  • Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
  • Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
  • Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
  • Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
  • Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Свойства восприятия

Восприятие характеризуется своими свойствами, и специалисты выделяют семь свойств:

Избирательность – выбрав предмет, человек сосредотачивает на нем свое внимание, например, книга в книжном магазине, все остальные предметы, отодвигаются, как бы, на второй план, уходят в фон;

Предметность – это отнесение предмета к определенной категории, например, круглое, сладкое, зеленое, длинное, рычит и др

Данный процесс может произойти не сразу, поэтому человек должен потратить какое-то время, чтобы определить род объекта
Предметность оказывает влияние на поведение человека – знакомая всем яичница не вызывает сомнения и осторожности, а в отношении незнакомого продукта человек проявит осторожность;

Апперцепция – формирование образа предмета зависит от психического опыта и личностных особенностей человека, т.е. один и тот же предмет воспринимается разными людьми по-разному в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;

Целостность – данное свойство говорит о том, что на основе совокупности полученных ощущений, образ всегда воспринимается целым

Один цвет или звук не могут его создать. Важным фактором является движение, например, муха для лягушки, не будет восприниматься мухой, если она будет неподвижной, поэтому и охотиться на неё не будет;

Структурность – это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных ощущений, образ будет рожден при их взаимодействии. Человек, слушающий музыку, не воспринимает отдельно каждую ноту, он слышит всю мелодию в целом;

Константность – это свойство восприятия говорит об относительном постоянстве окружающих предметов, например, дом, в котором живет человек, состоит из красного кирпича и это в дневное время хорошо видно. С наступлением ночи цвет кирпича меняется, но человек точно знает, что это его дом и значения факту изменения зрительного восприятия не придается;

Осмысленность говорит об осознанности предметов и явлений окружающего мира – при виде ложки, люди понимают для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденным свойством, а приобретается в течение жизни человека.

Константность восприятия

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Ключевые понятия

Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.

Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.

В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).

Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:

  • Глазами — осмотр предмета.
  • Руками — ощупывание объекта.
  • Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.

Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.

Предметность восприятия

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Уровни и виды восприятия

Определение 1

Восприятие – это процесс, посредством которого происходит формирование образов окружающего мира, отражение реальности в психике.

Синонимом слова восприятие является слово перцепция, что в переводе с латинского языка означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Есть и другие равнозначные по смыслу слова – это приятие, созерцание, оценка и др.

Человек в процессе своей жизни познает окружающий его мир постоянно, взяв ту или иную вещь в руки, он может определить её цвет, плотность, вес, запах и др. Все эти характеристики вызывают разные ощущения, в совокупности рождающие образ предмета. Этот процесс познания и будет восприятием, на основе которого формируется субъективный образ предмета.

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В психологии восприятие – не только сумма ощущений, а ещё и индивидуальные знания человека, его представления о мире.

Замечание 1

Феномен восприятия имеет тесную связь с памятью, мышлением, вниманием, мотивационной сферой, речью. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном

Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном.

Каждый предмет или явление огромного и разнообразного мира воспринимается посредством разных анализаторов, но, среди них всегда есть один ведущий.

Восприятие классифицируется на несколько видов: —

  1. По модальности выделяют восприятие:

    • зрительное,
    • слуховое,
    • осязательное,
    • обонятельное,
    • вкусовое.
  2. По ведущему анализатору выделяют следующие простые типы восприятия:

    • кинестетический вид – ощущения, движение, с помощью которых человек считывает информацию.
    • аудиальный вид, в котором восприятие происходит на слух,
    • визуальный вид, в котором ведущим приемником будут глаза.

Если прислушаться, как говорит человек, то можно определить его индивидуальный тип простого восприятия

Каждый человек по-разному видит мир, исходя из своих способностей, а это важно для понимания друг друга

Сложный вид восприятия сочетает два или несколько видов восприятия в разной комбинации – это может быть зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой и др.

Специальный вид восприятия является специфическим восприятием, зависящим от воспринимаемого объекта.

По способу актуализации восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Если произвольное восприятие имеет свою цель, то непроизвольное вызвано не целью, а средой, например, невропатолог стучит молоточком по ноге, чтобы проверить физиологическую реакцию.

Уровни восприятия

Выделяют четыре уровня перцепции:

  1. Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
  2. Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
  3. Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
  4. Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.

Принципы организации восприятия

Процесс восприятия реализуется по определенным законам, которые в психологии устанавливаются в виде принципов организации восприятия. К ним относятся:

  • принцип близости. Основан на совместном восприятии объектов, расположенных близко в пространстве и в рядом стоящих временных промежутках;
  • принцип непрерывности. Он основан на восприятии элементов, за которыми мы наблюдаем в конкретно установленной последовательности и направлении действия;
  • принцип сходства. Основан на коллективном восприятии объектов, путем установления схожих черт между ними;
  • принцип замыкания. Он предполагает воспринимать объектов, путем их завершения, в случае, если они являются незаконченными или имеют какие-то пробелы, недочеты;
  • принцип простоты. Все, что мы воспринимаем, независимо от сложности объекта и его структурного строения, проходит разделение на простые составные элементы т.е. мы не воспринимаем сложный объект целиком, а рассматриваем его, как совокупность простых его компонентов, каждый из которых играет значимую роль для его цельного восприятия.

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Виды восприятия

В зависимости от анализаторов 

От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:

  1. Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
  2. Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.

Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:

  1. Зрительный.
  2. Слуховой.
  3. Осязательный.
  4. Кинестетический.
  5. Обонятельный.
  6. Вкусовой.

Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.

По форме материи 

Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:

  1. Восприятие времени.

Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.

  1. Восприятие пространства.

Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.

  1. Восприятие движения.

Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.

По видам деятельности 

По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:

  1. Самопроизвольное (непреднамеренное)

Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.

  1. Преднамеренное

Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.

Сознательное, подсознательное

Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.

Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.

Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:

  1. Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
  2. Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
  3. Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
  4. Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.

Нарушения восприятия

Следует отметить, что познание единого объекта или его частей зависит как от индивидуальных особенностей восприятия конкретного человека, так и от других факторов, таких как прошлый опыт, негативные установки, воспитание и пр.

В психологии существует так называемые ошибки восприятия — это искажение реальности. Среди ошибок выделяют иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии — это когда мы видим реальный предмет в искаженном виде. Могут возникать из-за физических, физиологических, психологических факторов. Например, из-за хронического недосыпа, стресса или проблем с психикой. Иллюзии бывают слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.

Галлюцинации — тяжелая форма ошибок познания, вызванная чрезмерным употреблением спиртных напитков, наркотиками, психостимулирующими веществами и некоторыми медикаментами. Бывают также при тяжелых поражениях головного мозга, катаракте, психических заболеваниях. При галлюцинации человек видит предмет, которого в реальности нет.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы когда-либо сталкивались с ошибками восприятия, имеете свойство приписывать вещам несуществующие достоинства и недостатки. Наши психологи расскажут вам, почему так происходит, от каких факторов зависит познание, и как научится им управлять. Специалисты на связи с вами круглосуточно.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.

Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А

А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости

В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой

Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь

Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.

Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.

Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.

Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.

Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.

Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.

Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.

Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:

  • эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
  • аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
  • перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
  • социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.

Общее понятие восприятия

Определение 1

Восприятие – это целостное отражение различных предметов, ситуаций, явлений, которое возникает в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувств.

В качестве главной отличительной особенности восприятия от ощущения выступает предметность осознания тех факторов, которые воздействуют на человека, то есть целостное отображение предмета.

При этом основой восприятия выступают ощущения. Каждый перцептивный образ основан на взаимодействии комплекса ощущений. Это связано с тем, что любой предмет или явление характеризуются несколькими различными свойствами. При этом каждое из этих свойств может вызвать то или иное ощущение. Несмотря на то, что восприятие базируется на ощущениях, они не являются единственными составляющими структуры восприятия. В эту структуру также входит опыт, полученный ранее, а также процессы осмысления того, что воспринимается.

Иначе говоря, процесс восприятия включает помимо всего прочего психические процессы высокого уровня, к которым можно отнести память и мышление. Именно поэтому восприятие рассматривают как перцептивную систему человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Виды восприятия

Виды  восприятия: свойства, характеристики, примеры

Апперцепция

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Основные виды восприятия

В настоящее время, восприятие в психологии может быть сгруппировано по нескольким основаниям.

Одним критерием подразделения восприятия на виды стала дифференциация в анализаторах, принимающих активное участие в процессах перцепции.

Классификация базируется на том, какой анализатор выполняет в восприятии ведущую роль и преобладающее функциональное назначение. Простыми словами это подразделение основывается на органах чувств, выполняющих восприятие. В этой связи выделяют такие виды восприятия:

  • Визуальное;
  • Акустическое;
  • Осязательное;
  • Кинестетическое;
  • Обонятельное;
  • Вкусовое.

Еще одним основанием классификации восприятия являются формы бытия материи: пространство, время и движение. Им соответствуют такие разновидности восприятия:

  1. Пространственное восприятие;
  2. Временное восприятие;
  3. Двигательное восприятие.

Временное восприятие является непредвзятой характеристикой реальной продолжительности, темпа, стремительности и поэтапности событий, протекающих в окружающем мире и социуме. Фундаментальным принципом временного восприятия выступает изменение ритмов процессов возбуждения и торможения, протекающих в головном мозге. При этом временное восприятие реализуется с привлечением органов чувств.

Пространственное восприятие протекает за счет задействования органов чувств и наглядного выражения ареальных качеств предметов, их взаимоотношений и динамики развития. Сам процесс пространственного восприятия пространства базируется на общности деятельности чувственных анализаторов: визуального, двигательного, кожного и вестибулярного.

Двигательное восприятие реализуется за счет активизации органов зрения, а именно сетчатки глаза: когда объект начинает движение, то он производит его динамично, изменяя свое местоположения. Оно побуждает постепенную активизацию различных сегментов сетчатки.

Можно выделить и иные разновидности восприятия. К ним относятся:

Восприятие сложно устроенных фонем – это деятельность, связанная с приемом и обработкой органами слуха, в частности, их аналитической частью, звуков, которые обладают достаточно сложным спектральным строением, который подвержен влиянию временного фактора. Сложные звуки характеризуются тем, что они могут изменять свое структурное устройство по определенному алгоритму. Данные звуки отличаются не только сложным спектральным устройством, но и имеют не простой для восприятия и воспроизведения ритм. Источники возникновения этих звуков характеризуются большим разнообразием

Они могут различаться по своему качеству – быть звонкими или глухими, высокими или низкими, резкими или мягкими, выступать в виде одиночных импульсов, которые повторяются через определенные временные интервалы, Чтобы правильно воспринимать подобные звуки, необходимо обратить внимание на частоту их повторений и интервалы, через которые звуки повторяются;
Процесс восприятия вербальной коммуникации – это деятельность слухового аппарата человека, связанная с построением субъективного образа осознанного сообщения, путем активной работы слуховых органов. Такое восприятие работает на уровне сенсорики

В структуре слова происходит выделение сигнальных звуков и осуществляется их распознание. Так происходит осознание смысла, услышанного, будь то отдельное слово, фраза или предложение, а также устное сообщение полностью. В данном восприятии огромное значение играет мыслительный процесс. От того, насколько он развит зависит эффективность восприятия;
Восприятие другого человека – это процесс познания личностью другой личности, реализуемый в процессе построения коммуникативных связей. Процесс восприятия другой личности происходит обязательно в процессе их общения. при этом он проходит в несколько этапов: формирование психического отражения на основе эмоций, чувственных восприятий и ощущений, включение мыслительного процесса, осознанное восприятие другой личности, ее основных качеств и особенностей развития.

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.

Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А

А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости

В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой

Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь

Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.

Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.

Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.

Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.

Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.

Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.

Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.

Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:

  • эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
  • аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
  • перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
  • социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.

Классификация свойств

Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.

К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:

  • Целостность.
  • Осмысленность.
  • Обобщённость.
  • Константность.
  • Предметность.
  • Избирательность.

Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.

Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.

Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.

Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.

Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.

Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:

  • Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
  • Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
  • Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
  • Полнота — уровень соответствия.
  • Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.

По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.

Нарушения восприятия

Следует отметить, что познание единого объекта или его частей зависит как от индивидуальных особенностей восприятия конкретного человека, так и от других факторов, таких как прошлый опыт, негативные установки, воспитание и пр.

В психологии существует так называемые ошибки восприятия — это искажение реальности. Среди ошибок выделяют иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии — это когда мы видим реальный предмет в искаженном виде. Могут возникать из-за физических, физиологических, психологических факторов. Например, из-за хронического недосыпа, стресса или проблем с психикой. Иллюзии бывают слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.

Галлюцинации — тяжелая форма ошибок познания, вызванная чрезмерным употреблением спиртных напитков, наркотиками, психостимулирующими веществами и некоторыми медикаментами. Бывают также при тяжелых поражениях головного мозга, катаракте, психических заболеваниях. При галлюцинации человек видит предмет, которого в реальности нет.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы когда-либо сталкивались с ошибками восприятия, имеете свойство приписывать вещам несуществующие достоинства и недостатки. Наши психологи расскажут вам, почему так происходит, от каких факторов зависит познание, и как научится им управлять. Специалисты на связи с вами круглосуточно.

Ключевые понятия

Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.

Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.

В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).

Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:

  • Глазами — осмотр предмета.
  • Руками — ощупывание объекта.
  • Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.

Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.

Закономерности восприятия

Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:

Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.

Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны.
При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.

Замечание 1

Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.

Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.

Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.
Самым простым способом осмысливания является узнавание. Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом.
Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом

Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик.
В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий

Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.

Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.

Свойства восприятия

Восприятие характеризуется своими свойствами, и специалисты выделяют семь свойств:

Избирательность – выбрав предмет, человек сосредотачивает на нем свое внимание, например, книга в книжном магазине, все остальные предметы, отодвигаются, как бы, на второй план, уходят в фон;

Предметность – это отнесение предмета к определенной категории, например, круглое, сладкое, зеленое, длинное, рычит и др

Данный процесс может произойти не сразу, поэтому человек должен потратить какое-то время, чтобы определить род объекта
Предметность оказывает влияние на поведение человека – знакомая всем яичница не вызывает сомнения и осторожности, а в отношении незнакомого продукта человек проявит осторожность;

Апперцепция – формирование образа предмета зависит от психического опыта и личностных особенностей человека, т.е. один и тот же предмет воспринимается разными людьми по-разному в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;

Целостность – данное свойство говорит о том, что на основе совокупности полученных ощущений, образ всегда воспринимается целым

Один цвет или звук не могут его создать. Важным фактором является движение, например, муха для лягушки, не будет восприниматься мухой, если она будет неподвижной, поэтому и охотиться на неё не будет;

Структурность – это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных ощущений, образ будет рожден при их взаимодействии. Человек, слушающий музыку, не воспринимает отдельно каждую ноту, он слышит всю мелодию в целом;

Константность – это свойство восприятия говорит об относительном постоянстве окружающих предметов, например, дом, в котором живет человек, состоит из красного кирпича и это в дневное время хорошо видно. С наступлением ночи цвет кирпича меняется, но человек точно знает, что это его дом и значения факту изменения зрительного восприятия не придается;

Осмысленность говорит об осознанности предметов и явлений окружающего мира – при виде ложки, люди понимают для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденным свойством, а приобретается в течение жизни человека.

Факторы восприятия

Процесс восприятия подвержен влиянию ряда факторов. Они могут быть, как внешними т.е. объектами или субъектами окружающего мира или социума, которые влияют прямо или косвенно на процесс нашего восприятия, так и внутренними т.е. показателями внутреннего психического устройства личности, ее желаний, стремлений и воззрений, от которых зависит эффективность восприятия и его особенности.

В качестве внешних факторов можно отметить следующие:

  1. Яркость, насыщенность воздействующего объекта и напряженность его воздействия.
  2. Размер и структура объекта.
  3. Противоположность воздействующего объекта.
  4. Мобильность и активность объекта воздействия.
  5. Различимость воздействующего объекта, простота или сложность установления его местоположения, сущности и роли.

Свойства восприятия

Свойствами восприятия являются:

  1. Структурность – эта подгруппа сильно связана с целостностью, ведь форма и цвет в совокупности отображает предмет.
  2. Константность (постоянство) – это неизменность формы и цвета объекта или явления даже при изменённых физических условиях.
  3. Осмысленность (понимание) – это форма человеческого подсознания распределять предметы или явления на присущие им категории. Осмысление включает в себя несколько подвидов:• Селекция – это функция, которая выделяет предмет восприятия из общего потока исходных данных.• Организация – это подгруппа, в которой объект опознаётся за некоторыми комплексами свойств.• Распределение объектов и явлений подсознательно на категории.
  4. Апперцептивное — это функция, которая влияет на процесс восприятия из-за получения предыдущих навыков.
  5. Избирательность – это вид перцепции, которая выделяет некоторых объектов или явлений из-за их преимуществ над другими.
  6. Предметность – личности набирают полный набор ощущений, которые совокупляют их в образы.
  7. Атрибуция – это явление, когда человек приписывает некие нехарактерные особенности себе, или же другому человеку. Определение толкует поведение человека по его намерениям, поступкам, выражениям эмоций, некоторых качествах индивида, которые позже будут приписаны партнёру.

Основные виды восприятий

Так же, как в основе ощущений, в основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

Исходя из того, какой анализатор в восприятии играет преобладающую роль, различают:

  • Зрительные восприятия;
  • Слуховые восприятия;
  • Осязательные восприятия;
  • Кинестезические восприятия;
  • Обонятельные и вкусовые восприятия.

Осуществление процесса восприятия происходит при взаимодействии между собой анализаторов. Во всех видах восприятия участие принимают, в той или иной степени, двигательные ощущения, например, осязательное восприятие – в нем участвуют тактильный и кинестезический анализаторы.

Двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятиях. В чистом виде редко встречаются различные виды восприятия, как правило, они комбинируются и возникают сложные виды восприятий. Например, воспринимая текст на уроке, ученик включает зрительное, слуховое, кинестезическое восприятие.

В основе другого типа классификации восприятий лежат формы существования материи:

  • Пространство;
  • Время;
  • Движение.

Исходя из этого, выделяют:

  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени;
  • Восприятие движения.

Кроме этого, в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют:

  • Восприятие предметов;
  • Восприятие речи или музыки;
  • Восприятие человека человеком.

Данное восприятие носит специальное название «социальная перцепция»

Это важное профессиональное качество представителей социальных процессов – психологов, педагогов, юристов и др. Явление социальной перцепции чрезвычайно сложное и имеет две стороны:

  1. Когнитивная, т.е. познавательная сторона. Способность понять по внешнему проявлению, что собой представляет человек. Проникнуть в глубину его индивидуальности;
  2. Эмоциональная сторона. По внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние человека в данный момент.

Классификация основных видов восприятия показана на схеме.

Свойства образа перцепции

Свойства образа восприятия делятся на две категории:

  1. Внешние:• Указывают на размер.• Усиление (как в эмоциональном плане, так и в физическом).• Контраст (когда идёт противоречие с окружающей средой).• Перемещение.• Периодичность.• Новшество и различимость.
  2. Внутренние:• Регулировка рецепции – это преднамеренность увидеть что-нибудь, что соответствует минувшему опыту. Необходимость и объяснение – это функция, когда личность способна увидеть то, что считает важным или нужным для неё.• Опыт – восприятие факторов, которым человек был научен в прошлом. Я концепция – мир воспринимается только вокруг себя. Особенности личностей – пессимисты видят окружающую среду с негативной точки зрения, а оптимисты, наоборот, — в благоприятном оттенке.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: