Социальная ситуация развития младших школьников
Младший школьный возраст — это период в психологии развития, хронологические границы которого определяются от 6-7 лет до 9-10 лет
Данный период является очень насыщенным с точки зрения психического развития ребенка: расширяются возможности познавательных способностей ребенка (восприятие, мышление, память, внимание), усложняется речевое развитие (появляется объяснительная и контекстная речь), эмоциональная сфера становится более дифференцированной и поддающейся регуляции, потребностно-мотивационная сфера становится более иерархической и разветвленной, развивается волевая сфера (повышается самосознание, осознанный контроль действий, самодисциплина)
Такие серьезные изменения формируются в результате появления новой социальной ситуации развития ребенка.
Замечание 1
Социальная ситуация развития — это те специфические условия среды, в которых формируются наиболее значимые психические изменения.
Социальная ситуация развития младшего школьника расширяется: помимо института семьи появляется социальный институт образования. С новой силой вступает процесс вторичной социализации: ребенок осваивает новые формы поведения и взаимоотношений (отношения внутри коллектива-класса). Большое значение для ребенка приобретает фигура учителя как значимого взрослого. Благодаря взаимоотношениям с учителем у ребенка начинает формироваться самооценка, Я-концепция, появляется групповой статус: через оценивание способностей учеников учитель таким образом формирует вокруг них некий социальный статус («самый умный», «отстающий», «бунтарь» и т.д.).
Таким образом, младший школьный возраст — это начальный этап формирования индивидуального стиля социализации. Будет даже вернее сказать, что выработки индивидуального стиля здесь еще нет. Скорее период с 1 по 3 класс ориентированы на психологическую адаптацию к новым условиям. Сложность процесса индивидуализации объясняется следующими факторами:
Во-первых, так происходит в силу того, что значимой фигурой для ребенка является взрослый: как родитель, так и учитель. Фигура взрослого является очень сильной и устойчивой при трансляции значимых ценностей и эталонов. И ребенок скорее ориентирован на целостное усвоение этих ценностей, поскольку взрослый является для него значимым лицом.
Во-вторых, коллективная форма взаимодействия тоже влияет на индивидуализацию ребенка
Для школьника 1-2 класса чрезвычайно важно уважение и соблюдение групповых норм и правил. Такая характеристика коллективных отношений данного возраста обусловлена интеллектуальной особенностью, которая называется нравственный реализм: она отражает восприятие норм и правил как неких абсолютов, нарушение которых влечет за собой наказание
Дети оценивают поступки других детей именно по последствиям нарушения введенных правил: если кто-то нарушил правило, и его наказали — значит это плохо и так делать нельзя.
В-третьих, у младших школьников еще не сформирована целостная концепция самого себя. В-основном, она представляет собой интериоризированные оценки взрослых и учителя. Ребенок еще не в состоянии осознать себя целостно в прошлом, настоящем и будущем. А соответственно, еще не в состоянии сформировать личностное отношение к усвояемым норам и правилам.
Замечание 2
Таким образом, в контексте младшего школьного возраста уместно говорить не об индивидуальных способах социализации, а скорее об индивидуальных способах адаптации.
Начало учебы в школе и перемены в отношениях с окружающими
С началом учебы в школе у ребенка происходят перемены в отношениях с окружающими его индивидами. Несмотря на то, что он по-прежнему проживает в том же доме, перемещается по одним и тем же улицам, его жизнь значительно меняется. Свобода дошкольного периода сменяется отношениями зависимости, а также подчинения конкретным правилам. Родители начинают осуществлять контроль над ним: проявляют интерес к отметкам, высказывают собственное мнение касательно них, занимаются проверкой домашнего задания, определяют режим дня. Школьнику начинает казаться, что родители начали любить его в меньшей мере, так как теперь их больше всего волнуют именно отметки. Это приводит к новой для него ответственности – ему необходимо осуществлять контроль над собственными ситуативными импульсами, заниматься организацией собственной жизни. В итоге ребенок начинает испытывать чувство одиночества, а также отчуждение от близких людей.
Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое
мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года
обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих
классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все
меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные
различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков»
или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи
в словесном плане, «практиков», которым нужна опора
на наглядность и практические действия, и «художников»
с ярким образным мышлением
У большинства детей наблюдается относительное
равновесие между разными видами мышления.
Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование
научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи,
ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на
внутренние, существенные свойства и отношения
Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка,
т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В.
Давыдовым; , Л.В. Занкова).
В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ
— недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает
похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b).
Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются,
так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся
в стаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина.
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель
должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие,
то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении,
появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект
создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Стадии:
2-5 лет — стадия перечисления предметов на картине;
6-9 лет — описание картины;
после 9 лет — интерпретация (логическое объяснение).ПАМЯТЬ развивается
в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно
запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный
в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но,
в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно
запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей
мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической
памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной
школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным
трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше
по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте
даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов,
т.е
рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление
плана, приемы рационального заучивания и др.).
В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения
невозможен
На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному
материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено
заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Особенности личности младшего школьника
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА,
как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй,
главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки
для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости.
А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными
или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление
получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного
приобретения знаний;
2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими
на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются
социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения):
стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление
получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление
овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения
успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный
результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать
«двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая
отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят
гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное
вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.
САМОСОЗНАНИЕ.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в
отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.
Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.
Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников
отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими
и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих
качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу,
является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная
самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические
неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности,
которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.
Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней
ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности
необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся
не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить
отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную
работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают
всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения
— чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.
Группы риска в младшем школьном возрасте
1
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность,
суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается
чаще, чем у девочек
Гиперактивность — целый комплекс нарушений. Необходимо
формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить
по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания
на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных
координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк,
не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск
и перестановка букв при письме. Ошибки при определении «право»
и «лево». Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная
неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность.
Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради,
не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева
за партой.
3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально
расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.
Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения
учителя.