Научный аппарат курсовой работы

Методологическая база исследования: что это + пример

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Презентация на тему: » Методологический аппарат исследования Основные понятия.» — Транскрипт:

1

Методологический аппарат исследования Основные понятия

2

Введение в тему В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.

3

Введение в тему Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста работы.

4

Введение в тему Над перечисленными элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя. Рассмотрим каждый из элементов методологии исследования.

5

Проблема исследования В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в исследуемой области и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей. Т.е. исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

6

Тема исследования Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Точно сформулировать тему исследования достаточно трудно. Размышляя над темой, автор отвечает на вопрос: как назвать работу, чтобы в формулировке темы отражалась проблема исследования?

7

Объект исследования С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет. Под объектом подразумеваются реальные процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, нужно ответить на вопрос: что исследуется?

8

Предмет исследования Под предметом подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, отражающие его целостные свойства, т.е. изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот.

9

Предмет исследования Размышляя над предметом исследования, необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.

10

Цель исследования Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закономерность, концепция, классификация, модель, описание, система, средство, теория, условие и пр.

11

Задачи исследования Из цели исследования вытекают и его задачи. Автор должен ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи могут описываться терминами: анализ, выявление, изучение, проверка, конкретизация, обобщение, описание, определение, разработка и др.

12

Гипотеза исследования Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза. Слово «гипотеза» (от греч. hipothesis – основание, предположение) в общем плане обозначает некое предположение, требующее проверки. В гипотезе формируется новое решение проблемы.

13

Гипотеза исследования В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Чтобы сформулировать гипотезу автор размышляет над вопросом: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

14

Актуальность исследования Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, обосновать актуальность и необходимость исследования выбранной темы. Размышления должны быть направлены на решение вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

15

Актуальность исследования Чтобы доказать актуальность исследования, нужно прежде всего знать современное состояние проблемы в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в новом или дополнительном исследовании.

16

Методологический аппарат исследования ПРОТИВОРЕЧИЕ => ПРОБЛЕМА => ТЕМА => ОБЪЕКТ => ПРЕДМЕТ => ЦЕЛЬ => ЗАДАЧИ => ГИПОТЕЗА

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример №1: методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
  • провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
  • предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.

Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример №2: методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
  • анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
  • проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример №3: методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  • раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
  • описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
  • провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
  • сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
  • определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.

Проблема

Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы

Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.

Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.

Слайд 11 Задачи исследования Задача – звено, шаг, этап

в процессе достижения цели В.И. Загвязинский:

три группы задач1. Историко-диагностическая — связана с изучением

истории и современного состояния проблемы, определение и уточнение понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследований;2. Теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;3. Практически-преобразовательная – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Слайд 15 Структура психолого-педагогической гипотезыможет быть трехсоставной, включающей в себя

а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный

процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому

что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых… во-вторых… в-третьих… может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых… во-вторых… в-третьих… Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины…

Методологическая база исследования: что это такое

Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.

Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.

Зачем нужна методологическая база работы

Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным

Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам

Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Место методологической базы в проекте

Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.

Верно определить цель и задачи исследования — 50% успеха

Слайд 24 Защищаемые положенияНа защиту, как правило, выносятся те положения,

на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну

исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для диссертационной работы их может быть не более 3–5, а для курсовой и дипломной работы не более 2–3.

Принципы научного исследования

Общенаучными принципами исследования являются:

  • системный подход;
  • комплексность;
  • историзм;
  • функциональность;
  • когнитивность;
  • терминологичость;
  • модельность.

У системного подхода отсутствует фиксированная предметная область. Он является общей методологией исследования объектов в качестве сложных систем и формирует характер, направление и стиль научного мышления в процессе исследования какого-либо процесса. Основой системного подхода выступает диалектический метод, который предполагает анализ объективного мира в качестве целого объекта, в котором все взаимосвязано и пребывает в постоянном закономерном движении и изменении в связи с неизбежными внутренними противоречиями.

Комплексный подход предполагает исследование рассматриваемого явления с разных сторон. Данный принцип предполагает строгий учет взаимодействия огромного числа различных, порой противоречивых факторов, которые влияют на рассматриваемое явление или процесс. Исследованием разных сторон предопределяется использование методов и достижений разных смежных научных областей, занимающихся объективным исследований явления с разных сторон. Комплексный подход помогает выявлять противоречия в процессе функционирования и развития рассматриваемого исследовательского объекта, а также определяет пути их преодоления.

Историзм – это принцип познания вещей и явлений в их развитии, становлении и формировании из-за условий, которые их определяют. Упрощенное понимание данного принципа подразумевает, что нет смысла открывать заново то, что уже давно было открыто. Этот путь исследования – самый непродуктивный.

Функциональность – это процесс установления устойчивой взаимосвязи и взаимозависимости явлений или величин, при которых изменения одних величин влекут за собой изменения других. Каждый из элементов системы выполняет ряд функций, работающих на развитие общесистемных функций. Если структурой характеризуется система в статике, то функциональность – в динамике.

Когнитивность – это принципиальная возможность научного познания предметов, процессов и явлений окружающего мира. Данный принцип связывают с общефилософской теорией познания и представляет собой методологическую основу для массы других наук.

Терминологичность – это фиксация результатов познавательной деятельности, с использованием понятий, которые были приняты в рассматриваемой отрасли науки и отражены соответствующими понятиями. Данным принципом создается сама возможность общения.

Модельность – это способность научных теорий отображать посредством различных форм воспроизведение тех или иных объективных явлений и процессов в реальной действительности в качестве реальных, то есть материальных или абстрактных, то есть идеальных, гипотез, теорий и моделей. При этом гипотезы, теории и модель в качестве некоторой промежуточной вспомогательной системы должна иметь ряд обязательных свойств:

  • пребывать в объективном соответствии рассматриваемому объекту познания;
  • замещать рассматриваемый объект или систему в определенном отношении;
  • предоставлять информацию о рассматриваемом объекте, которая получена на основании исследования данной модели и строгого соответствия правил перехода между моделью и объектом.

Методологические основы научных отраслей отличаются, в первую очередь, методами исследования. Причем разработаны методы общие для разного спектра наук, а также существует ряд специфических, применимых только в данной науке. Поиск методологических основ конкретной науки требует от исследователя следующих действий:

  • изучить научные труды ведущих ученых, которые занимались разработкой частной научной методологии в рассматриваемой отрасли науки;
  • критически проанализировать работы ученых, ведущих научный поиск в рамках интересующей их проблеме или занимающихся данной отраслью опосредованно;
  • обобщить идеи ученых, непосредственно занимающихся изучением данной проблематики;
  • провести исследования специфических подходов к решению серии конкретных проблем специалистов-практиков;
  • проанализировать концепции данной научной отрасли с точки зрения теории, а также практической направленности.

Замечание 2

Каждая отрасль науки имеет свой комплекс общих и специальных исследовательских методов.

Понятие методологии науки и научного исследования

Определение 1

Методология науки – это концептуальное изложение целей, содержание и совокупность приемов, которые применяются в одной из наук, чтобы получить объективную, точную и систематизированную информацию, касающуюся явлений и процессов, а также закономерностей взаимосвязей между ними.

Замечание 1

Иными словами, методология науки – это определенный алгоритм по достижению модели знания в качестве теоретической цели и формирование программы приемов и способов исследования в качестве практической цели.

Иногда методология научного исследования трактуется исключительно в качестве учения о методах исследования, рассматривающего совокупность таких методов:

  • метод наблюдения, сбора и обработки научных фактов;
  • постановка и формулирование научной проблемы и генерация научных идей;
  • выдвижение и доказательство рабочих гипотез;
  • выведение законов и закономерностей, построение концепций и теорий;
  • классификация систем и другие способы исследования.

Все это говорит о том, что предмет методологии науки многозадачен, но четкого его определения нет.

Методология научных исследований – это учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы, а также о научном мышлении в процессе добычи нового научного знания.

Обычно рассматривают три уровня методологии науки:

  1. фундаментальный,
  2. общенаучный,
  3. технический.

Фундаментальный уровень методологии – это теоретическое обоснование методов научного познания, которые получили максимальное развитие в новой философии, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта. На этом уровне научное познание рассматривается в качестве элемента внешней системы – познавательной деятельности человека относительно объективного мира.

Диалектикой не подменяются конкретные научные методы, в них реализуется принцип преемственности и непротиворечивости методологии.

В рамках рассматриваемого уровня решающее значение отведено таким диалектическим принципам, которые раскрывают сущностное устройство объективной реальности, то есть детерминизма в качестве объективной причинной обусловленности всех явлений и изоморфизма, как типа отношений сравниваемых объектов, имеющих одинаковую тождественную структуру.

Материалистическая философия отличается от гегелевской концепции тем, что ее основой являются объективные законы природы и общества, связь теории и практики. Иными словами, материализмом утверждена принципиальная познаваемость природы.

Общенаучный уровень методологии соответствует методологическим основам, которые используются без исключения во всех науках, так как любое открытие имеет помимо предметного содержания еще и общеметодологическое, вынуждая критически пересмотреть понятийный аппарат, причины, условия и подходы к известным ранее истинам. На этом уровне идет разработка условий и критериев научности, языка науки, общих методов исследования. Объект исследования рассматривается в качестве набора элементов, более удобных в познании. Элементы объекта исследования выступают в качестве предмета, то есть части объекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: