Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Презентация на тему: » Методологический аппарат исследования Основные понятия.» — Транскрипт:
1
Методологический аппарат исследования Основные понятия
2
Введение в тему В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.
3
Введение в тему Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста работы.
4
Введение в тему Над перечисленными элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя. Рассмотрим каждый из элементов методологии исследования.
5
Проблема исследования В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в исследуемой области и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей. Т.е. исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
6
Тема исследования Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Точно сформулировать тему исследования достаточно трудно. Размышляя над темой, автор отвечает на вопрос: как назвать работу, чтобы в формулировке темы отражалась проблема исследования?
7
Объект исследования С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет. Под объектом подразумеваются реальные процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, нужно ответить на вопрос: что исследуется?
8
Предмет исследования Под предметом подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, отражающие его целостные свойства, т.е. изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот.
9
Предмет исследования Размышляя над предметом исследования, необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.
10
Цель исследования Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закономерность, концепция, классификация, модель, описание, система, средство, теория, условие и пр.
11
Задачи исследования Из цели исследования вытекают и его задачи. Автор должен ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи могут описываться терминами: анализ, выявление, изучение, проверка, конкретизация, обобщение, описание, определение, разработка и др.
12
Гипотеза исследования Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза. Слово «гипотеза» (от греч. hipothesis – основание, предположение) в общем плане обозначает некое предположение, требующее проверки. В гипотезе формируется новое решение проблемы.
13
Гипотеза исследования В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Чтобы сформулировать гипотезу автор размышляет над вопросом: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?
14
Актуальность исследования Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, обосновать актуальность и необходимость исследования выбранной темы. Размышления должны быть направлены на решение вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
15
Актуальность исследования Чтобы доказать актуальность исследования, нужно прежде всего знать современное состояние проблемы в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в новом или дополнительном исследовании.
16
Методологический аппарат исследования ПРОТИВОРЕЧИЕ => ПРОБЛЕМА => ТЕМА => ОБЪЕКТ => ПРЕДМЕТ => ЦЕЛЬ => ЗАДАЧИ => ГИПОТЕЗА
Методологическая база исследования: примеры
Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.
Пример №1: методологическая база курсовой работы
Научная дисциплина: маркетинг
Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров
Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
- провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
- предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.
Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.
Пример №2: методологическая база дипломной работы
Научная дисциплина: экономика
Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».
Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
- анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
- проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.
Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.
Пример №3: методологическая база магистерской работы
Научная дисциплина: политология
Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.
Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
- описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
- провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
- сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
- определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.
Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.
Проблема
Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы
Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.
Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.
Слайд 11 Задачи исследования Задача – звено, шаг, этап
в процессе достижения цели В.И. Загвязинский:
три группы задач1. Историко-диагностическая — связана с изучением
истории и современного состояния проблемы, определение и уточнение понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследований;2. Теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;3. Практически-преобразовательная – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Слайд 15 Структура психолого-педагогической гипотезыможет быть трехсоставной, включающей в себя
а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный
процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому
что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых… во-вторых… в-третьих… может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых… во-вторых… в-третьих… Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины…
Методологическая база исследования: что это такое
Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.
А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.
Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.
Зачем нужна методологическая база работы
Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным
Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам
Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Место методологической базы в проекте
Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.
С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.
Верно определить цель и задачи исследования — 50% успеха
Слайд 24 Защищаемые положенияНа защиту, как правило, выносятся те положения,
на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну
исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для диссертационной работы их может быть не более 3–5, а для курсовой и дипломной работы не более 2–3.
Принципы научного исследования
Общенаучными принципами исследования являются:
- системный подход;
- комплексность;
- историзм;
- функциональность;
- когнитивность;
- терминологичость;
- модельность.
У системного подхода отсутствует фиксированная предметная область. Он является общей методологией исследования объектов в качестве сложных систем и формирует характер, направление и стиль научного мышления в процессе исследования какого-либо процесса. Основой системного подхода выступает диалектический метод, который предполагает анализ объективного мира в качестве целого объекта, в котором все взаимосвязано и пребывает в постоянном закономерном движении и изменении в связи с неизбежными внутренними противоречиями.
Комплексный подход предполагает исследование рассматриваемого явления с разных сторон. Данный принцип предполагает строгий учет взаимодействия огромного числа различных, порой противоречивых факторов, которые влияют на рассматриваемое явление или процесс. Исследованием разных сторон предопределяется использование методов и достижений разных смежных научных областей, занимающихся объективным исследований явления с разных сторон. Комплексный подход помогает выявлять противоречия в процессе функционирования и развития рассматриваемого исследовательского объекта, а также определяет пути их преодоления.
Историзм – это принцип познания вещей и явлений в их развитии, становлении и формировании из-за условий, которые их определяют. Упрощенное понимание данного принципа подразумевает, что нет смысла открывать заново то, что уже давно было открыто. Этот путь исследования – самый непродуктивный.
Функциональность – это процесс установления устойчивой взаимосвязи и взаимозависимости явлений или величин, при которых изменения одних величин влекут за собой изменения других. Каждый из элементов системы выполняет ряд функций, работающих на развитие общесистемных функций. Если структурой характеризуется система в статике, то функциональность – в динамике.
Когнитивность – это принципиальная возможность научного познания предметов, процессов и явлений окружающего мира. Данный принцип связывают с общефилософской теорией познания и представляет собой методологическую основу для массы других наук.
Терминологичность – это фиксация результатов познавательной деятельности, с использованием понятий, которые были приняты в рассматриваемой отрасли науки и отражены соответствующими понятиями. Данным принципом создается сама возможность общения.
Модельность – это способность научных теорий отображать посредством различных форм воспроизведение тех или иных объективных явлений и процессов в реальной действительности в качестве реальных, то есть материальных или абстрактных, то есть идеальных, гипотез, теорий и моделей. При этом гипотезы, теории и модель в качестве некоторой промежуточной вспомогательной системы должна иметь ряд обязательных свойств:
- пребывать в объективном соответствии рассматриваемому объекту познания;
- замещать рассматриваемый объект или систему в определенном отношении;
- предоставлять информацию о рассматриваемом объекте, которая получена на основании исследования данной модели и строгого соответствия правил перехода между моделью и объектом.
Методологические основы научных отраслей отличаются, в первую очередь, методами исследования. Причем разработаны методы общие для разного спектра наук, а также существует ряд специфических, применимых только в данной науке. Поиск методологических основ конкретной науки требует от исследователя следующих действий:
- изучить научные труды ведущих ученых, которые занимались разработкой частной научной методологии в рассматриваемой отрасли науки;
- критически проанализировать работы ученых, ведущих научный поиск в рамках интересующей их проблеме или занимающихся данной отраслью опосредованно;
- обобщить идеи ученых, непосредственно занимающихся изучением данной проблематики;
- провести исследования специфических подходов к решению серии конкретных проблем специалистов-практиков;
- проанализировать концепции данной научной отрасли с точки зрения теории, а также практической направленности.
Замечание 2
Каждая отрасль науки имеет свой комплекс общих и специальных исследовательских методов.
Понятие методологии науки и научного исследования
Определение 1
Методология науки – это концептуальное изложение целей, содержание и совокупность приемов, которые применяются в одной из наук, чтобы получить объективную, точную и систематизированную информацию, касающуюся явлений и процессов, а также закономерностей взаимосвязей между ними.
Замечание 1
Иными словами, методология науки – это определенный алгоритм по достижению модели знания в качестве теоретической цели и формирование программы приемов и способов исследования в качестве практической цели.
Иногда методология научного исследования трактуется исключительно в качестве учения о методах исследования, рассматривающего совокупность таких методов:
- метод наблюдения, сбора и обработки научных фактов;
- постановка и формулирование научной проблемы и генерация научных идей;
- выдвижение и доказательство рабочих гипотез;
- выведение законов и закономерностей, построение концепций и теорий;
- классификация систем и другие способы исследования.
Все это говорит о том, что предмет методологии науки многозадачен, но четкого его определения нет.
Методология научных исследований – это учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы, а также о научном мышлении в процессе добычи нового научного знания.
Обычно рассматривают три уровня методологии науки:
- фундаментальный,
- общенаучный,
- технический.
Фундаментальный уровень методологии – это теоретическое обоснование методов научного познания, которые получили максимальное развитие в новой философии, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта. На этом уровне научное познание рассматривается в качестве элемента внешней системы – познавательной деятельности человека относительно объективного мира.
Диалектикой не подменяются конкретные научные методы, в них реализуется принцип преемственности и непротиворечивости методологии.
В рамках рассматриваемого уровня решающее значение отведено таким диалектическим принципам, которые раскрывают сущностное устройство объективной реальности, то есть детерминизма в качестве объективной причинной обусловленности всех явлений и изоморфизма, как типа отношений сравниваемых объектов, имеющих одинаковую тождественную структуру.
Материалистическая философия отличается от гегелевской концепции тем, что ее основой являются объективные законы природы и общества, связь теории и практики. Иными словами, материализмом утверждена принципиальная познаваемость природы.
Общенаучный уровень методологии соответствует методологическим основам, которые используются без исключения во всех науках, так как любое открытие имеет помимо предметного содержания еще и общеметодологическое, вынуждая критически пересмотреть понятийный аппарат, причины, условия и подходы к известным ранее истинам. На этом уровне идет разработка условий и критериев научности, языка науки, общих методов исследования. Объект исследования рассматривается в качестве набора элементов, более удобных в познании. Элементы объекта исследования выступают в качестве предмета, то есть части объекта.