Система социальной защиты

Система социальной защиты населения: принципы, функции

Особенности социальной защиты населения России

В пореформенной России социальная защита в большей степени развивалась стихийно. Не было должного представления о задачах и путях их решения, об её организационной и административной структуре, правовых нормах.

Несмотря на то, что система социальной защиты в России имеет фактическое существование и бурное развитие, но, тем не менее, общественным сознанием она ещё не принята как самостоятельный социальный институт.

Это приводит к сужению сферы её деятельности. Например, в 1997 г. Правительство РФ приняло Программу социальных реформ на период с 1997 по 2000 гг.

В этой Программе понятие «социальная защита» сводилось только к таким вопросам:

  • социальное обслуживание населения страны;
  • социальная защита инвалидов;
  • социальные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • стипендии;
  • социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы в запас.

Нет четкого и правильного представления о том, каков должен быть характер института социальной защиты, его содержание. Отсутствие правильных представлений ведет к произвольному толкованию терминов и понятий, разнообразных категорий, раскрывающих смысл и значение подобного института.

В СССР для определения совокупности социальных, экономических и других отношений в широком смысле использовался термин «социальное обеспечение», определявший весь институт социальной защиты под названием «право социального обеспечения».

В узком смысле одновременно этот термин использовался для определения системы отношений в области социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Социальное обеспечение в системе планового ведения хозяйства отражало специфику организации социальной защиты страны.

В период рыночных отношений этот термин нельзя уже использовать для определения совокупности социально-экономических отношений и для административных структур с новыми функциями. В результате термин был вытеснен из практической сферы и заменен новым « социальная защита».

Новый термин в большей степени соответствует сущности социального института. Элементы социальной защиты одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

В российской науке и практике появились такие понятия как «социальная помощь» и «социальная поддержка».

Определение 1

Социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые складываются между гражданами со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума с одной стороны и государственными органами с другой стороны. Поводом этих отношений является предоставление семьям денежных выплат, натуральной помощи сверх их заработка, пенсий, пособий и др.

Обеспечить прожиточный минимум населения страны – цель социальной помощи.

Отличительная особенность социальной поддержки заключается в том, что она включает меры семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, если даже их доход не ниже прожиточного уровня. Социальная поддержка является прерогативой местного самоуправления.

Характеристики системы социальной защиты

Социальная защита населения любого государства выступает в качестве одного из приоритетных и активно развивающихся направлений социальной политики. Ее суть заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем эффективно поддерживать стабильное положение населения, сохранять гарантии неприкосновенности прав и свобод человека. Поддержание такого стабильного положения также должно учитывать потребности и интересы индивида, адекватно отвечать его социальным возможностям. При этом стоит отметить, что определение «социальная защита» относится к более обширным, охватывающим целый комплекс элементов и факторов явлениям, из которых складываются стабильные взаимодействия в отношении защиты определенных категорий населения и всего населения в целом.

Замечание 1

В более узком смысле под социальной защитой населения принято понимать обеспечение и гарантию стабильного, фиксированного уровня доходов определенной части населения, которая в силу определенных причин не может самостоятельно обеспечивать собственное полноценное существование.

В таких обстоятельствах государство и определенные уполномоченные органы берут на себя ответственность за то, чтобы так или иначе обеспечить население, создать благоприятные условия для его развития и последующей жизни, с учетом удовлетворения потребностей и интересов.

К отдельным категориям граждан, которые в особой степени нуждаются в социальной защите и поддержке со стороны населения, относятся такие, как:

  1. Лица с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Безработные (временно или постоянно);
  3. Лица без определенного места жительства;
  4. Люди, которые страдают от определенных физических или психических отклонений, поэтому не могут вести полноценную социальную и экономическую деятельность;
  5. Матери-одиночки и отцы-одиночки, оставшиеся без поддержки;
  6. Многодетные семьи, в которых недостаточно имеющихся средств для воспитания детей и удовлетворения их первичных потребностей (питание, образование);
  7. Сироты и пенсионеры, которые нуждаются в патронаже, поскольку в силу возраста не могут принимать самостоятельные решения и обеспечивать свои потребности.

Система социальной защиты выстраивается на ряде принципов, которые крайне важно выполнять, чтобы сохранять стабильность системы и ее основные цели. Во-первых, это принцип гуманности и толерантности, который предполагает учет и обеспечение прав и свобод человека, даже если он отличается от остальных людей по каким-либо признакам

Второй принцип – адресность социальной защиты. Прежде, чем оказать человеку помощь, необходимо объективно оценить уровень его доходов и возможностей обеспечить себя. Как правило, если этих средств ему действительно не хватает на удовлетворение собственных нужд, то в дальнейшем он имеет право обратиться за помощью к различным учреждениям и органам, которые предоставят разную форму помощи: выплаты, льготы, субсидии, материальная помощь, юридическая консультация.

Также, стоит выделить еще один принцип – это комплексный характер социальной защиты. Комплексность касается не только экономического положения индивида, но также и его социальной защиты, уровня личностной культуры. Немалую роль играет уровень образования, последующее трудоустройство и в целом возможности реализовать себя как специалиста, как личность, постоянно развиваться в различных отраслях и направлениях.

Кто может претендовать на социальную защиту

Согласно законодательству Российской Федерации, объектами соцзащиты выступают:

  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • сироты, не достигшие совершеннолетия;
  • члены многодетных семей;
  • матери-одиночки;
  • малообеспеченные граждане;
  • безработные;
  • больные ВИЧ;
  • инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий;
  • семьи военных, погибших в ходе боевых действий;
  • граждане без конкретного места жительства.

Основным субъектом является государство. Второстепенными — официальные общественные организации, которые могут быть ассоциациями, профессиональными объединениями, союзами отдельных предпринимателей. В сравнении с государственными, общественные организации имеют меньший охват, более узкую специализацию.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Формы социальной защиты

Поддержка государства может осуществляться в денежной или неденежной формах:

  • денежная представляет собой своевременную выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.;
  • неденежная оказывается наиболее беспомощным группам населения в форме социального обслуживания, психологической помощи, посещения на дому и пр.

В свою очередь, под социальным обслуживанием в современной научной литературе понимается практическая деятельность различных социальных служб, направленная на оказание психолого-педагогических, социально-бытовых, социально-правовых, социально медицинских услуг, а также услуг оказания материальной помощи.

Таким образом, на современном этапе развития системы социальной защиты используется вариативный комплекс форм, видов и методов оказания социальной поддержки населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Виды социальной защиты

На современном этапе развития социальной защиты выделяют государственные и негосударственные формы поддержки населения.

К государственным относятся следующие:

  • льготы;
  • доступное здравоохранение;
  • образование;
  • пенсионное обеспечение;
  • меры социальной поддержки;
  • социальное обслуживание, социальные услуги.

Основными негосударственными формами социальной защиты выступают следующие:

  • благотворительность;
  • добровольное соц. страхование;
  • частные системы здравоохранения.

Кроме того, можно выделить следующие виды социальной защиты:

  • непосредственная, прямая защита – например, фиксация гарантированной минимальной оплаты труда;
  • поддерживающая защита – например, пенсионное обеспечение;
  • самозащита – например, на современном этапе государство предоставляет возможности трудоустройства в нескольких организациях без ограничения размеров доходов. Таким образом, в данном случае речь идет о самозащите, разрешенной законодательством;
  • профилактическая защита – например, обеспечение благоприятных условий для эффективной реализации производственных процессов, имплементация комплекса мероприятий, направленных на профилактику профзаболеваний);
  • компенсационная защита — например, обеспечение пособиями по безработице, инвалидности и пр.

Замечание 1

Социальная поддержка может также осуществляться в виде социальной помощи, социального страхования. Реализация данной формы поддержки осуществляется посредством государственных и негосударственных органов.

Под социальным страхованием понимается специфическая организационно-правовая форма соц. обеспечения.

Принципы социальной защиты населения

В качестве основных принципов социальной защиты следует назвать следующие:

  • Принцип общественной целесообразности, который заключается в строгом ограничении реализации государственной поддержки категориями населения, которые действительно нуждаются в помощи, гражданам, частично или полностью лишенным способностей к самообеспечению, реализации трудовой деятельности. Несоблюдение указанного принципа приводит к снижению трудовой мотивации, росту численности иждивенцев;
  • Принцип экономической эффективности, который находит свою репрезентацию в оптимизации соотношения объемов социальных расходов и объемов отчислений. В государстве не должна создаваться ситуация, когда получение пособия выглядит предпочтительней получения должной оплаты труда;
  • Принцип экономической справедливости, который находит свое отражение в реализации поддержки, защиты как активных участников производственно – экономических процессов, так и тех категорий граждан, которые находятся за пределами производственной деятельности;
  • Принцип адресности, который проявляется в предоставлении помощи конкретным лицам. Определение, выявление лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и защите, осуществляется муниципальными органами соц. защиты;
  • Принцип приоритета государственных начал, который находит свою репрезентацию в понимании того, что государство выступает главным гарантом финансово-экономического обеспечения приемлемого уровня жизни населения.

Таким образом, реализация социальной защиты требует учета ряда актуальных принципов, позволяющих повысить эффективность защиты населения, обеспечить ее адресность и целесообразность.

Система социальной защиты населения, структурные особенности

Система, выстроенная государством для защиты конституционных прав человека, закреплена законодательством. Ее составными частями являются:

  • Федеральная служба соцзащиты населения;
  • центральный Департамент и входящие в его состав структурные подразделения администрации;
  • Минздравсоцразвития России;
  • территориальные органы соцзащиты субъектов РФ;
  • организации, работающие в сфере общественных услуг и находящиеся в подчинении у муниципалитетов;
  • Финансово-экономический департамент администрации органов исполнительной власти.

Конечным потребителем услуг является население — те его категории, которые обладают признаками и характеристиками объектов социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии выражаются в предоставлении некоторых социальных выплат и услуг для той категории граждан, которые, не имея трудового вклада и без необходимости проверки нуждаемости, получают социальные гарантии на основе принципа о распределении имеющихся общественных ресурсов по потребностям.

В нашей стране примерами таких социальных гарантий могут быть:

  • Гарантированное медицинское обслуживание на бесплатной основе;
  • Общедоступное и бесплатное образование;
  • Обеспечение минимальным размером пенсии, стипендии;
  • Предоставление пособия по рождению ребёнка;
  • Предоставление ритуальных пособий;
  • Обеспечение минимального размера оплаты труда;
  • Выплата социальных пенсий некоторым особым группам таким как инвалиды с детства, дети-инвалиды, инвалиды, которые не имеют трудового стажа и другие.

Замечание 2

Необходимо отметить, что социальные льготы являются некоторые разновидностью социальных гарантий.

Под льготами понимают определенную систему общественных гарантий, которые предоставляются конкретным группам населения таким как участники войны, ветераны труда и так далее.

Подходы к пониманию социальной защиты

В широком смысле под социальной защитой понимается государственная деятельность по практическому воплощению в жизнь наиболее актуальных задач и целей социальной политики, реализации совокупности закрепленных, зафиксированных на законодательном уровне социальных и пр. гарантий.

Социальная защита населения при реализации узкого подхода к дефиниции и выявлению сущности, понимается как комплекс конкретных мероприятий организационного, правового, экономического и пр. характера, направленный на оказание поддержки наиболее уязвимым слоям населения, конкретным социальным группам.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

К основным видам относятся:

  1. Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
  2. Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
  3. Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.

В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:

  1. Поддерживать стабильность общественной ситуации.
  2. Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
  3. Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
  4. Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.

Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Социальная государственная поддержка

Здесь необходимо понимать о помощи, которая предоставляется социально уязвимым группам населения. Такие группы зачастую не способны в силу объективных обстоятельств обеспечить самостоятельно себе доход. В такой ситуации, помощь осуществляется через денежные и натуральные выплаты такие как бесплатные обеды или одежда.

Финансирование социальной поддержки происходит через налоговые поступления.

Предоставление социальной помощи происходит тем группам населения, у которых доходы оставляют ниже минимальных стандартов. В этом заключается один из самых важных элементов политики и социальной поддержки — это борьба с бедностью.

Социальную поддержку также следует понимать, как меры, которые заключаются в содействии и предоставлении услуг, оказываемых конкретным лицам или группам людей социальными службами, с целью преодоления каких-либо жизненных сложностей, а также поддержка социального статуса и помощь в адаптации в обществе. Таким образом социальная поддержка не ограничивается только лишь материальной помощью.

Социальная служба по социальной поддержке ведёт деятельность по оказанию социально-бытовых, правовых, педагогических и медицинских услуг, а также материальной помощи, проведения реабилитации и социальной адаптации граждан, которые находятся в сложных жизненных ситуациях с целью сформировать отдельную отрасль под названием социальное обслуживание.

Социальной работой называют деятельность, направленную на оказание поддержки, помощи и защиты людей, прежде всего социально слабых, таких как пенсионеры и инвалиды, тяжело больные дети, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, в том числе наркоманы, безработные, подростки, которые попали в дурную компанию, осужденные и беженцы, неполные семьи и так далее.

Все эти группы людей являются объектом социальной работы.

Замечание 3

Под субъектами социальной работы принято понимать организации и людей, которые проводят данную работу. В основном это государство в целом, которое осуществляет социальную политику через свои государственные органы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение включает в себя создание такой государственной системы, которая призвана формировать материальное обеспечение и обслуживание пожилых и нетрудоспособных слоев населения, а также многодетных семей с детьми.

Материальное обеспечение производится за счёт общественных фондов потребления.

Социальное обеспечение включает в себя не только пенсии по старости и инвалидности, но и пособия по временной нетрудоспособности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

К социальному обеспечению также относятся помощь специальным организациям на содержание нетрудоспособных, которые в этих организациях содержатся, это могут быть дома престарелых, дома-интернаты и так далее.

Помощь семьям, которые содержат и воспитывают нескольких детей и в целом семейные пособия, а также протезная помощь на льготных условиях либо совершенно бесплатное и предоставление инвалидам бесплатных средств передвижения, дополнительно профессиональное обучение инвалидов, а также льготы семьям инвалидов, относятся к социальному обеспечению государства.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: