Биоэтика: что это за наука, что изучает, кому нужна

Биоэтика и репродуктивные технологии

Биоэтические проблемы

Биоэтика обращает внимание общества на то, в современном мире и в условиях развивающейся медицины человеческая жизнь, её начало и конец теряют статус естественности, становясь событиями, которые зависят от чьего-то решения: врача, пациента, семьи, исследователя. Биоэтика обсуждает ряд проблем, которые условно можно разбить на 4 раздела:

Биоэтика обсуждает ряд проблем, которые условно можно разбить на 4 раздела:

      • Обсуждение вопроса о статусе эмбриона
      • Оправдание практики абортов
      • Обоснование использования новых репродуктивных технологий:
        • Искусственное оплодотворение
        • Суррогатное материнство
        • Экстракорпоральное оплодотворение
      • Проблемы умирания и смерти
      • Критерии смерти
      • Легализация и оправданность эвтаназии
      • Трансплантации
      • Эксперименты
      • Оказание психиатрической помощи
  1. Биоэтические проблемы личностно-общественного характера:

      • Принудительная вакцинация
      • Ограничение человека на перемещение (если индивид, к примеру, оказался на территории с объявленным карантином)

Теоретические концепции биоэтики

Наи­боль­шую по­пу­ляр­ность (и наи­бо­лее ост­рую кри­ти­ку) по­лу­чи­ла схе­ма, пред­ло­жен­ная амер. фи­ло­со­фом Т. Би­чам­пом (р. 1939) и тео­ло­гом Дж. Чил­д­рессом (р. 1940). Она вклю­ча­ет че­ты­ре прин­ци­па и ряд пра­вил, обос­но­вы­вае­мых с по­мо­щью этих прин­ци­пов. Пра­ви­ла, в свою оче­редь, слу­жат для мо­раль­но­го обос­но­ва­ния ре­ше­ний и дей­ст­вий в кон­крет­ных си­туа­ци­ях. В чис­ло прин­ци­пов вхо­дят: прин­цип ува­же­ния ав­то­но­мии па­ци­ен­та, ко­то­рым обос­но­вы­ва­ет­ся, в ча­ст­но­сти, кон­цеп­ция ин­фор­ми­ро­ван­но­го со­гла­сия; вос­хо­дя­щий к Гип­по­кра­ту прин­цип «не на­вре­ди», ко­то­рый тре­бу­ет ми­ни­ми­за­ции ущер­ба, на­но­си­мо­го па­ци­ен­ту при мед. вме­ша­тель­ст­ве; прин­цип «де­лай бла­го» (beneficence), под­чёр­ки­ваю­щий обя­зан­ность вра­ча пред­при­ни­мать по­зи­тив­ные ша­ги для улуч­ше­ния со­стоя­ния па­ци­ен­та; прин­цип спра­вед­ли­во­сти, ука­зы­ваю­щий на не­об­хо­ди­мость как спра­вед­ли­во­го и рав­но­го от­но­ше­ния к па­ци­ен­там, так и спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов (ко­то­рые все­гда ог­ра­ни­че­ны) в сис­те­ме здра­во­охра­не­ния.

Фильмы, где законы биоэтики не работают

Художники, сценаристы и режиссеры не раз задавались вопросами о том, как бы выглядел мир, если бы науку не сдерживали этические вопросы. Кто-то видит в этом утопические нотки, но большинство рисуют мир в мрачных тонах, потому что в погоне за совершенством и властью над природой часто может теряться человечность.

«Люси»

2014 Люк Бессон

Люси невольно становится жертвой эксперимента и контрабандисткой — ее вынуждают провезти внутри себя несколько упаковок сильного нейролептика, который заставляет мозг работать на максимальных мощностях. Все меняется, когда препарат попадает в кровь, и Люси стремительно меняется, как и мир вокруг нее.

«Остров»

2005 Майкл Бэй

Земля 2019 года, Линкольн живет в комплексе вместе с сотнями других выживших после техногенной катастрофы. Земля и вода заражены, но есть чудесный Остров, на который можно отправиться, выиграв в лотерею. Линкольн каждый раз ждет своего звездного часа, когда его объявят победителем, но неожиданно выигрывает так нравящаяся ему девушка Джордан. Случайно Линкольн узнает, что победителей не отправляют ни в какой райский уголок, а просто вырезают им органы и умерщвляют. Тогда вместе с Джордан они покидают комплекс и узнают, что вся история об Острове — спектакль, а сами они — лишь клоны, выведенные для пересадки органов богачам.

Проблема вмешательства в репродуктивную систему человека

Медицинский работник, который оказывает специфическую помощь женщинам, каждый раз сталкивается с вопросом об этической стороне искусственного вмешательства в репродуктивную систему человека.

Одной из ключевых проблем, которые возникли в результате развития биотехнологий, является искусственное оплодотворение, которое дает возможность решения такой важной проблемы, как бесплодие. Применение данной технологии затрагивает человеческие ценности, такие как брак, отношения супругов друг к другу, судьба будущего ребенка

Если рассматривать ситуацию с точки зрения морали, то необходимо различать грань, когда вмешательство в репродуктивную систему человека носит характер необходимой помощи, и когда оно становится экспериментом. Искусственное оплодотворение имеет разрешение на уровне законодательства, и морального осуждения в обществе не вызывает, так как каждая женщина имеет право быть матерью, и долгом медицины является оказание ей в этом необходимой помощи.

Однако метод суррогатного материнства является спорным с точки зрения биоэтики. В этом случае происходит манипулирование физической природой ребенка, который получает генетическое наследие от двух лиц, а питание и внутриматочное обеспечение – от третьего лица, суррогатной матери. Это приводит к злоупотреблениям в отношении брака и ребенка, которого лишают права знать своих родителей.

Проблема клонирования человека также вызывает споры. С одной точки зрения, клонирование не нарушает норм морали и этики, а появление генетических копий не является опасным ни для самого человека, ни для общества. Эта технология позволяет найти способ избавления от болезней и может стать ключом к бессмертию.

С другой точки зрения, клонирование является аморальным и опасным ввиду невозможности определения последствий, которые могут возникнуть. Экспериментальных доказательств того, что клонированный эмбрион будет развиваться без патологий и у ребенка не возникнут уродства или задержки в умственном развитии.

Сценарии страдания пациента

Если рассматривать медицину с биоэтической точки зрения, то возможно выделить два различных сценария страданий пациента:

  1. Объективный сценарий – это такой сценарий, который показывает, что происходит с человеческим телом при болезни. В рамках этого сценария болезнь искажает психические и соматические реакции в человеческой жизни.
  2. Биографический сценарий – это такой сценарий страдания, в рамках которого исключительно сам пациент может спрогнозировать текущую ситуацию болезни. Только сам человек может для себя решить, как он хочет, чтобы к нему относились, как сам он относится к себе, к своей жизни, в чём заключаются смыслы его жизни, являются ли эти смыслы религиозными или светскими, каковы социальные и экономические составляющие его жизни.

В рамках биоэтических сценариев располагается пространство диалога, в котором позиции пациента и врача-профессионала стремятся быть равными. В таком диалоге возникает уникальная личностная позиция относительно будущих биоэтических ситуаций.

Проблема трансплантологии

Такая область медицины, как трансплантология, тоже вызвала много этических и правовых проблем. Безусловно, трансплантология – это важнейшее достижение науки. На сегодняшний день существует технология пересадки практически всех жизненно важных органов: сердца, печени, почек, поджелудочной железы. Однако проблема трансплантологии, связанная с определением прав и обязанностей донора, их родственников, медицинских работников вызывает много споров с точки зрения этики. Помимо этого, получение информированного согласия является сложнейшей проблемой. Сложными проблемами являются и констатация смерти мозга, проблема распределения донорских органов, а также проблема соблюдения социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности.

Замечание 1

В законе РФ «О трансплантации органов и тканей человека» отражены важнейшие принципы трансплантации человеческих органов. Однако этот закон не является полностью совершенным, и не содержит ответа на этические вопросы.

Ключевые вопросы биоэтики и законы науки

Сейчас основными являются следующие проблемы биоэтики в медицине:

  • эвтаназия (насколько она допустима, кто имеет на неё право);
  • аборты (имеет ли женщина право прерывать беременность);
  • суррогатное материнство (можно ли считать эту практику торговлей людьми);
  • пересадка органов (в каких случаях трансплантация допустима, как определить очередность пациентов);
  • клонирование (как относиться к клонам, какие права они будут иметь);
  • проведение клинических испытаний на животных (вивисекция) и людях (без информированного согласия).

Законы биоэтики

Чтобы решить перечисленные вопросы биоэтики, специалисты этой сферы рекомендуют руководствоваться следующими морально-этическими законами:

  1. Закон благоговения перед жизнью.
  2. Закон разумного и нравственного обоснования.
  3. Закон оснований морального выбора.

Проблема эвтаназии

Еще одной проблемой биоэтики является проблема эвтаназии. Эвтаназия – это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. То есть, говоря другими словами, эвтаназия – это преднамеренное убийство человека по его просьбе. Существует две формы эвтаназии. Активная – применение медицинскими работниками средств для прерывания жизни пациента. А этому виду эвтаназии относится и самоубийство при помощи врача, предоставляющего больному средства для прерывания жизни.

Замечание 2

Пассивная эвтаназия – отказ от поддерживающего лечения.

Существует статья, запрещающая осуществление медицинским персоналом эвтаназии любыми способами, включая прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.

Ни одна религиозная конфессия не одобряет эвтаназию, она противоречит религиозным принципам и принципам традиционной медицинской этики. Однако окончательно решенным этот вопрос не может считаться.

В современных условиях проблемы биоэтики стоят особенно остро. Не существует единого взгляда на вышеперечисленные проблемы. Каждая проблема биоэтики может рассматриваться с разных точек зрения, и каждая имеет свои аргументы. Развитие медицинских и биотехнологий с одной стороны позволило человечеству решить многие проблемы, касающиеся здоровья, сохранения жизни и даже зарождения жизни. Но с другой стороны на первый план выходят морально-этические качества медицинских работников, исследователей, ученых.

Сопереживание и милосердие является важным качествами медицинского работника. Этические убеждения должны присутствовать в повседневной работе, во взаимодействиях с пациентами, их родственниками, с коллегами.

Что такое биоэтика?

Необходимость в такой защите людей от достижений науки мир ощутил в полной мере в середине и второй половине прошлого века. Тогда были совершены открытия, создавшие облик современной медицины: был расшифрован геном, изучена жизнь клеток и механизмы их образования, разрабатывались первые лекарства для лечения сложных болезней, ранее считавшихся смертельными. В то же время на примере военных преступлений в Третьем Рейхе человечество увидело, как эти достижения могут использоваться во вред людям: массовые эвтаназии, медицинские стерилизации, испытания препаратов на людях. Наука дала людям возможность решать, кто может жить, кто имеет право иметь детей и так далее. В краткосрочном периоде эта демонстрация научной мощи выглядела как исполнение высших целей, но в долгосрочном периоде это нарушение законов природы грозило разрушительными последствиями.

Но биоэтика касается не только людей. Также эта область знания занимается защитой животных, в частности, их использованием для клинических испытаний препаратов, для экспериментов и трансплантаций.

История развития биоэтики

Когда возникла биоэтика? Это новая наука, которая появилась в 20-ом веке. Первым этот термин употребил немецкий пастор Фриц Яр в своей статье «Био-этика: об этике отношений человека к животным и растениям». Он же сформулировал «биоэтический императив», согласно которому человек должен этично относиться к любому живому созданию.

Интересу к проблемам биоэтики способствовали эксперименты нацистов, которые были осуждены в ходе Нюрнбергского процесса. Медики Третьего рейха ставили жестокие опыты на заключённых концлагерей, чтобы исследовать влияние разных факторов на человеческий организм. Их преступления стали основой для формулирования первого биоэтического документа — Нюрнбергского кодекса. В нём было прописано, что проведение медицинских экспериментов возможно только по добровольному согласию испытуемых.

Разработчиком современной концепции биоэтики считается американский учёный и врач Ван Ренселлер Поттер. Он полагал, что эта биоэтика как наука должна объединить медицинские факты и общечеловеческие ценности и убрать разрыв между научно-техническим прогрессом и медленным моральным развитием общества.

Биологическая этика — сложный предмет, который объединяет биомедицинские знания и общефилософские принципы 

Исторические модели биоэтики

Принято выделять следующие модели биоэтики:

  1. Модель Гиппократа. Эта система построена по принципу «Не навреди» и базируется на заботе и поддержке, которые врач должен проявлять к пациенту.
  2. Модель Парацельса. Эта методика базируется на принципе «Делай добро» и подразумевает, что врач должен заботиться не только о здоровье, но и эмоциональном состоянии пациента.
  3. Деонтологическая модель. В основе этой этической теории в биоэтике лежит принцип «Соблюдай долг». Деятельность и поведение врача строго регламентированы, а нарушение рекомендаций может привести к увольнению.

Современная биоэтика в России базируется на комплексном подходе и обычно воплощает все перечисленные технологии что обеспечивает взаимосвязь правил биоэтики и защиту пациента.

Наука выживальщика, или Как перестать ходить на хукапы и полюбить самоизоляцию

Каково место биоэтики во всех этих процессах? В 1970 году американский врач-онколог Ван Ренсселер Поттер опубликовал статью «Биоэтика — наука выживания». В ней был представлен очерк новой науки, которая должна была дополнить угасающий в человеческом виде инстинкт выживания новым практическим знанием, которое было бы сопряжено с новейшими открытиями в области биомедицины и экологии. В концепции Поттера человек — это кибернетическая система, адаптирующаяся к среде, с которой она находится в отношениях обратной связи. Данная система обрабатывает информацию, получаемую извне, и принимает решения, основанные на унаследованной системе ценностей. Причем человек здесь совсем не уникален, это не венец творения. Такая модель является общей как для индивида, так и для социальных групп, а также для любых форм жизни на планете Земля. Значит, единая системная организация присуща любой земной форме жизни, а потому биоэтика — это этика (самой) жизни. Это этика коллективной ответственности всех живых организмов нашей планеты за ее будущее. Может быть, в каком-то смысле это «этика выживальщика», но не в смысле эсхатологического невроза ожидания конца света, а в смысле рационального планирования общего будущего и планетарной биосоциальной инженерии.

Современники встретили идеи Поттера без особого энтузиазма. Его экологически ангажированная неантропоцентрическая философия не была совместима с прагматистскими и утилитаристскими позициями американского медицинского сообщества. Спустя несколько десятилетий мало-помалу термин «биоэтика» стал обозначать ветвь англоязычной моральной философии, изучающей вопросы взаимодействия врача и пациента, проблемы информированного согласия и врачебной тайны. Всё это было довольно далеко от «еретической» науки выживания, которую Поттер предлагал вплести в сеть наук о жизни эпохи предапокалипсиса. Интересно, что, к примеру, пресловутые «цели устойчивого развития» ООН во многом воспроизводят эту программу, но уже не так явно ориентируясь на кибернетику, ядерную угрозу и общность человеческих и нечеловеческих существ.

А что происходит с биоэтикой сегодня? В последние десятилетия область биоэтической экспертизы вышла за пределы лабораторных тестирований новых препаратов и анализа взаимодействия врача и пациента, распространившись на повседневную жизнь человека в целом. Исследователи, начиная с философа Мишеля Фуко, называют этот процесс медикализацией, где каждое направление человеческой деятельности оказывается предметом биомедицинской оценки, а население рассматривается как популяция пациентов.

Значение современной биоэтики

Биоэтика имеет тесную взаимосвязь со многими науками. Она применяется в исследовательской деятельности фармацевтики, ветеринарии, в сельском хозяйстве, кроме того, биоэтика связана с педагогической деятельностью и журналистикой. Биоэтика является комплиментарной по отношению к юридическим наукам, в частности, медицинскому праву.

Исследования в сфере биоэтики имеют большое значение, результаты таких исследований должны стать достоянием всех общественных слоев.

Современная биоэтика призвана защитить права человека. современные технологии имеют огромное значение для общества, новейшие медицинские аппараты и препараты, технологии и методы дают возможно избавиться от многих трудноизлечимых болезней, появился способ решения проблемы бесплодия т.д. Однако, современное общественно сильно подвержено влиянию материальных ценностей, в связи с этим соблюдение принципов биоэтики во многом зависит от моральных ценностей человека.

На протяжении последних 20 лет биоэтика во многих странах является обязательным предметом при подготовке врачей, биологов, социологов. В России биоэтика включена в программу медицинского образования в 2000 году.

Замечание 3

Таким образом, современная биоэтика – это дисциплина об уважении к жизни.

Принципы и идеи современной биоэтики

Существует несколько основных принципов, признанных в современной биоэтике.

Одним из таких принципов является принцип единства этики и жизни. Он подчеркивает их глубокую взаимосвязанность и взаимообусловленность.

Еще одним важным принципом современной биоэтики является принцип благоговения перед жизнью. Жизнь определяется как высшая категория среди этических ценностей.

Принцип гармонизации отношений человека с биосферой также является одним из ключевых принципов современной биоэтики.

Кроме этих принципов, особенно широкое развитие которые получили в рамках современной биоэтики, существует еще ряд универсальных этических принципов, которые являются фундаментальными понятиями биомедицинской этики. На базе этих принципов выстраиваются моральные нормы поведения медицинского работника.

Работа в этом направлении ведется постоянно. Признаются такие принципы биоэтики, как уважение автономии личности, стремление к обеспечению блага пациента, принцип справедливости, непричинение вреда. Эти классические принципы биоэтики получили название «джорджтануские мантры».

Основополагающими принципами современной биоэтики являются человеческое достоинство, его целостность и уязвимость.

Следует отметить еще один важный принцип современной биоэтики – конфиденциальность

В век информации данный принцип имеет крайне важное значение. Принцип конфиденциальности заключается в том, что каждая личность имеет право решать кому и в какой степени он может передать информацию о себе

Этот принцип также предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, анонимность исследований, хранение конфиденциальной информации и ограничение доступа к ней даже после смерти пациента.

Отдельно следует отметить такую категорию современной биоэтики, как достоинство. В биомедицине этот принцип охватывает более широкий круг ситуаций, чем принцип автономности. Уважение достоинства человека должно проявляться во всех ситуациях без исключения, в том числе и тогда, когда человек не может выразить свою волю в силу физического или психического расстройства, а также в случаях, когда человек является не способным к совершению автономных действий — в случаях вегетативного состояния, тяжелых формах гериатрического состояния и т.д. Эксперименты с эмбрионом человека также предполагают уважение к человеческому достоинству.

Современная биоэтика характеризуется соединением в единое целое различных моделей биоэтики.

Что такое биоэтика, что она изучает и зачем нужна

Начнём знакомство с наукой с определения термина и предмета изучения биоэтики.

Понятие биоэтики и её типы

Принято выделять несколько видов биоэтики в зависимости от области её применения:

  • биоэтика в медицине;
  • биоэтика в экологии;
  • биоэтика в философии.

Что изучает биоэтика

Предмет изучения биоэтики — это социальные и профессиональные этические проблемы, которые возникают с развитием медицины, биологии и химии.

Эта тема стала волновать специалистов и просто обычных людей в связи с прогрессом: стали появляться новые способы улучшения продолжительности и качества жизни, средства для борьбы с заболеваниями, которые раньше считались смертельными и т. п.

Задачи биоэтики

Ключевая цель биоэтики — найти компромисс между сохранением здоровья человека и возможным медицинским вмешательством.

Биоэтика меняет статус пациента: он уже больше не является просто объектом медицинских манипуляций, а выступает в качестве полноправного субъект.а, который сам принимает решения о своём здоровье.

Для реализации функций биоэтики используют набор определённых философских принципов:

  • уважение свободы личности пациента;
  • непричинение вреда;
  • милосердие;
  • справедливость.

Эти методы биоэтики используют, чтобы обеспечить нормативно-нравственные рамки при взаимодействии медицинских работников и пациентов.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Международные организации и правовое регулирование биоэтических проблем

В ЮНЕСКО дей­ст­ву­ют два ко­ми­те­та по био­эти­ке – ме­ж­ду­на­род­ный и меж­пра­ви­тель­ст­вен­ный. В Со­ве­те Ев­ро­пы этой те­ма­ти­кой за­ни­ма­ет­ся Ру­ко­во­дя­щий к-т по био­эти­ке. Ра­бо­чая груп­па по био­эти­ке су­ще­ст­ву­ет и в рам­ках Все­мир­ной орг-ции здра­во­охра­не­ния.

Эти­че­ское и пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в об­лас­ти Б. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве ме­ж­ду­нар. нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов. Важ­ней­шие из них: Все­об­щая дек­ла­ра­ция о ге­но­ме че­ло­ве­ка и пра­вах че­ло­ве­ка (ЮНЕСКО, 1997); Все­об­щая дек­ла­ра­ция о био­эти­ке и пра­вах че­ло­ве­ка (ЮНЕСКО, 2005); Дек­ла­ра­ция о кло­ни­ро­ва­нии че­ло­ве­ка (ООН, 2005); юри­ди­че­ски обя­зы­ваю­щая Кон­вен­ция о за­щи­те прав и дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­ка в свя­зи с при­ме­не­ни­ем дос­ти­же­ний био­ло­гии и ме­ди­ци­ны: Кон­вен­ция о пра­вах че­ло­ве­ка и био­ме­ди­ци­не (Со­вет Ев­ро­пы, 1997) и до­пол­ни­тель­ные про­то­ко­лы к ней, ка­саю­щие­ся за­пре­та кло­ни­рова­ния че­ло­ве­ка, транс­план­то­ло­гии, био­ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний. Вы­со­ким ме­ж­ду­нар. ав­то­ри­те­том поль­зу­ет­ся Хель­синк­ская дек­ла­ра­ция Все­мир­ной мед. ас­со­циа­ции (1964, в ре­дак­ции 2000) «Эти­че­ские прин­ци­пы про­ве­де­ния ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний с уча­сти­ем лю­дей в ка­че­ст­ве субъ­ек­тов ис­сле­до­ва­ния».

Во мн. стра­нах ми­ра при ор­га­нах за­ко­но­да­тель­ной ли­бо ис­пол­ни­тель­ной вла­сти дей­ст­ву­ют дос­та­точ­но влия­тель­ные нац. эти­че­ские ко­ми­те­ты или ко­мис­сии. Они го­то­вят по­ли­тич. ре­ше­ния по наи­бо­лее ост­рым и ак­ту­аль­ным про­бле­мам Б., по по­во­ду ко­то­рых стал­ки­ва­ют­ся ин­те­ре­сы раз­ных со­ци­аль­ных, ре­ли­ги­оз­ных, эт­ни­че­ских, по­ло­воз­ра­ст­ных и пр. групп на­се­ле­ния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: