Тренинговая группа и психолог-тренер
История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.
Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. яндекс. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.
Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило, длится не более 60 минут.
Тренинговые группы бывают:
- закрытыми, с постоянным составом участников,
- открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.
Продуктивнее работают закрытые группы.
Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой», к ним относятся:
- лидерство,
- руководство,
- деловые отношения,
- межличностные отношения,
- конфликты,
- групповое принятие решений и другие.
Принципы организации тренинговых групп:
- Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
- Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
- Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
- Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.
Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.
Работа психолога-тренера заключается в:
- организации,
- методическом обеспечении,
- проведении тренинга.
Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:
- разминка,
- мини-лекция,
- сбор мнений,
- мозговой штурм,
- упражнение, кейс,
- групповая дискуссия,
- ролевая игра,
- деловая игра, метафорическая деловая игра,
- видеоанализ и другие.
Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.
Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.
О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:
- Герман Марасанов «Социально-психологический тренинг»
- Николай Цзен, Юрий Пахомов «Психотренинг. Игры и упражнения»
- Александр Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе»
- Елена Дагаева «5 тренинговых программ»под ключ». Практическое руководство»>
- Татьяна Эксакусто «Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития»
- Михаил Кипнис «Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга»
Ждем Вашей оценки