Введение
Системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена с общепедагогической точки зрения предстает как длительный процесс прикладно-профильной подготовки и воспитания. Это означает, что при этом, если этот процесс разворачивается в условиях педагогической регламентации со стороны специалиста (наставника, тренера), наставник систематически передает и усваивает определенные спортивные знания, необходимые спортсмену, обеспечивает формирование и совершенствование навыки и умения, необходимые в области спорта. наряду с воспитанием физических, волевых, моральных и других качеств личности, необходимых для прогресса в спорте. В связи с этим подготовку спортсмена целесообразно охарактеризовать как педагогически направленный процесс, подчиненный общедидактическим и образовательным законам. В то же время это процесс самоподготовки и самообразования спортсмена, и тем более, чем богаче и совершеннее его собственный спортивно-подготовительный и соревновательный опыт, его знания, умения и способности, позволяющие ему самостоятельно реализовывать цели спортивной деятельности.
Сложная система подготовки спортсмена имеет своеобразные подсистемы, которые соотносятся с различными сферами использования разнородных (не только педагогических, но и других) средств, методов и условий достижения спортивных результатов. В этом аспекте различают систему тренировок, систему подготовительных соревнований и системное использование комплекса различных дополнительных факторов спортивной подготовки. Последние дополняют тренировки и соревнования за счет сопутствующих влияний и помогают оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом (что достигается путем оптимизации общего режима его жизни с учетом требований спортивной деятельности, специализированного питания и многих других средств. не ограничиваясь тренировками и соревнованиями). Первостепенная роль в тренировке спортсмена принадлежит, конечно же, спортивной тренировке как основной части и основной форме его тренировки. Формирование, развитие и сохранение спортивной формы, важнейшей составляющей спортивной подготовки, в решающей степени зависит от тренировок.
Стандарты подготовки спортсменов
Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.
Спортивная деятельность — это воспитание духа и характера, которое должно быть правильно организованным и проконтролированным.
Целью спортивной подготовки является достижение максимального возможного для данного индивидуума уровня технико — тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основные задачи , решаемые в процессе подготовки, следующие:
-освоение техники и тактики избранного вида спорта;
-обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
-воспитание должных моральных и волевых качеств;
-обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
-приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимого для успешной соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.
Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую , тактическую, физическую, психологическую и интегральную.
В области технического совершенствования такими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладения необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники и т.д.
Тактическое совершенство предполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящие соревнования.
В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности, развивать двигательные качества.
В процессе психической подготовки воспитывается и совершенствуется морально — волевые качества и специфические функции спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.
-
20 лет независимости казахстана мероприятия в школе
-
Основные труды конфуция кратко
-
Понятие финансов организации их значение и сущность кратко
-
Используя карту на с 81 расскажите о социально экономическом развитии англии в 16 веке кратко
- Журнал контроля за проведением текущей уборки и дезинфекции помещений в доу
Методы спортивной подготовки
Также спортивная подготовка — это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:
- Получение знаний.
- Выработка двигательных умений и навыков.
- Развитие общих двигательных способностей.
К первой группе относятся:
- Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
- С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
- С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).
Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.
В третью группу входят:
- метод повторов;
- метод интервалов;
- метод круговых повторений;
- игра;
- метод переменостей;
- метод равномерности;
- метод соревнований.
Виды подготовки спортсменов
Определение 1
Подготовка спортсмена – это совершенствование физических навыков, освоение новых видов физической нагрузки для того, чтобы демонстрировать лучшие результаты и одерживать победы на соревнованиях.
Совершенствование физических качеств спортсмена – это процесс очень трудоемкий и поэтапный. Ввиду того, что подготовка бывает разных видов, она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Благодаря этому спортсмен может отреагировать на любые условия и спортивные ситуации, в которых он оказывается не на тренировке, а уже на настоящих соревнованиях. В спортивной практике принято выделять следующие виды подготовки спортсменов:
- физическая;
- техническая;
- тактическая;
- психологическая.
Каждый из этих видов также подразделяется на общую и специальную подготовку. Общая подготовка предполагает, что человек тренируется в соответствии с общими требованиями, а также выполняет упражнения, которые могут быть свойственны одновременно нескольким спортивным направлениям. Что касается специальной подготовки, то это комплекс занятий и упражнений, которые присущи отдельному спортивному направлению. На сегодняшний день существует несколько комплексов общей подготовки и огромное множество направлений специальной подготовки. Все они могут состоять из схожих упражнений, однако эти упражнения могут выполняться с использованием специальных снарядов или в определенных условиях (в зале, на стадион, на лыжной трассе, в бассейне).
Основной спортивной подготовкой является физическая подготовка. Это целенаправленный процесс формирования физических качеств человека, профессионального или начинающего спортсмена, который имеет множество целей. К физическим качествам спортсмена относят выносливость, силу, гибкость, скоростные способности и ловкость. Физическая подготовка – это практически всегда большие нагрузки, которые влияют на морфофункциональные свойства организма человека, постепенно меняя их.
Техническая подготовка спортсмена обычно направлена на формирование двигательных навыков, которые являются основополагающими в избранных видах спорта. Когда спортсмен многократно повторяет одни и те же упражнения, то он доходит до автоматизма, а также у его организма формируются достаточно устойчивые двигательные стереотипы. В дальнейшем спортсмен не будет раздумывать над тем, как он выполняет эти упражнения, так как они будут выполняться инстинктивно и даже интуитивно. Но большую роль играет именно длительность подготовок и готовность спортсмена осваивать различные виды упражнений для доведения их до автоматизма.
Спортивная тактика – это не просто подготовка, это искусство ведения спортивной борьбы. Выделяют индивидуальную и командную виды тактики. Основой тактического мастерства становятся тактические умения и знания, навыки. Тактика – это больше не про физическую активность, а скорее уже про интеллектуальный уровень спортсмена. Существует мнение о том, что многие спортсмены не образованы, у них слишком низкий уровень интеллекта, что в корне неверно. Каждый спортсмен проходит специальную теоретическую подготовку, спортсмены также обучаются, их учат мыслить, выстраивать тактики и очень быстро реагировать на любые события, которые происходят именно во время игры. Совершенствование тактического мастерства, во многом обусловлено технической подготовленностью спортсмена. Как бы четко ни разрабатывал спортсмен тактический план действий, он не будет реализован без владения соответствующими техническими навыками. Поэтому если тренер видит, что спортсмен не до конца готов выйти в игру, он может растеряться, то скорее всего это спортсмен будет заменен на тактически более сильного и подготовленного игрока, даже несмотря на то, что физическая подготовка может быть на высоте.
Психологическая подготовка – это подготовка, цель которой состоит в том, чтобы сформировать личностные психологические качества спортсмена. Спорт является сложной сферой, выдерживают давление не все. Поэтому со спортсменами практически всегда работают психологи, которые прорабатывают целеустремленность и поддерживают мотивацию.
Списко литературы
- Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новиков. — М.: Физическая культура и спорт, 1992.
- Теория физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Г.Д. Харабуги. — М.: Физическая культура и спорт, 1996.
- Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1996.
- Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В. Н. Платонов. — Киев: Школа Вища, 1996.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2005.
- Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов нац. культура / Под общ. изд. Л. Матвеева и А. Новикова. — 2-е изд. и добавить. изд. в 2-х томах. — М.: Физическая культура и спорт, 1995.
- Желязков Ц. Теория и методика спортивной тренировки. София: Медицина и физическое воспитание, 1994.
- Реферат на тему: Разновидности современного танца
- Реферат на тему: Работа с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма
- Реферат на тему: Влияние физической культуры на массовый спорт
- Реферат на тему: Иппотерапия – помощь при реабилитации детей с особенностями развития
- Реферат на тему: Физическая культура в быту и в системе научной организации труда
- Реферат на тему: Влияние лечебной физкультуры на организм
- Реферат на тему: Процесс организации здорового образа жизни
- Реферат на тему: Использование физических упражнений при заболевании аквагенная крапивница
- Реферат на тему: Физическая культура в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата
- Реферат на тему: Социальная значимость физического воспитания молодежи
- Реферат на тему: Утомление и восстановление при физической и умственной работе
- Реферат на тему: Физическая культура как часть общей культуры человека
Цель, задачи, характеристики спортивной тренировки
Спортивные тренировки — неотъемлемая часть тренировок спортсмена. Это педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, умений и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в выбранном виде спортивной деятельности.
Улучшение спорта в процессе обучения предполагает использование целого комплекса учебных и нетренировочные факторов, которые позволяют целенаправленное влияние на развитие спортсмена, и в конечном счете к повышению уровня его производительности (фитнес), т.е. адаптивности его тело для конкретной работы.
Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного уровня подготовленности спортсмена за счет специфики соревновательной деятельности и обеспечение демонстрации запланированных спортивных результатов на важных соревнованиях.
Для достижения этой цели в тренировочном процессе решаются следующие основные задачи:
- Освоение техники и тактики выбранной спортивной дисциплины.
- Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение запланированных результатов.
- Улучшение психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.
- Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально построить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное сотрудничество спортсмена, тренера, ученого и врача.
- Комплексное повышение способности реализовать достигнутый уровень подготовленности на важных стартах и соревнованиях сезона.
Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной подготовки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки — техническими, тактическими, физическими, психологическими, теоретическими (интеллектуальными) и интегральными. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в выбранном виде спорта.
Состояние высшей подготовленности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или длительного тренировочного цикла) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует для себя максимальный спортивный результат.
Детализируются основные задачи спортивной подготовки в зависимости от: индивидуальных особенностей спортсменов (пол, возраст, состояние здоровья, квалификация и др.); особенности вида спорта и индивидуальной спортивной дисциплины; период, этап обучения и ряд других факторов.
В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной подготовки для отдельного тренировочного занятия, тренировочного дня и более крупных фрагментов тренировочного процесса (месяц, год, несколько лет и т. д.).
Спортивные тренировки характеризуются некоторыми отличительными чертами, которые можно определить следующим образом:
- нацеленность на достижение индивидуально возможного наивысшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;
- ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена по выбранному виду спорта или его конкретной дисциплине;
- тщательный отбор спортсменов для систематических занятий по конкретному виду спорта;
- большая продолжительность занятий, необходимая для достижения максимальных спортивных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации;
- исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющий повышенные требования к здоровью спортсменов, их психофизическим возможностям;
- высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;
- необходимость систематического и всестороннего контроля за состоянием спортсмена в процессе тренировок и соревнований;
- ведущая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;
- широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов тренировки, позволяющих более полно раскрыть функциональные резервы организма спортсмена.
Связь различных видов подготовки
Поскольку все виды подготовки тесно связаны друг с другом, то следует сделать акцент на том, что развитие одних качеств может в значительной степени повлиять на развитие иных качеств. Например, физические упражнения влияют на общее состояние человека, на уровень его стрессоустойчивости. Это значит, что человек, который уверен в своих физических силах, будет испытывать наименьший стресс и боязнь того, что он может проиграть на соревнованиях или показать неудовлетворительные результаты.
Также физическая подготовка влияет на интеллект. Например, в процессе физической активности очень многие спортсмены должны осваивать тактику, знакомиться с теоретическими основами выполнения определенных упражнений. Игры в футбол, волейбол, баскетбол также связаны с тактикой, которая должна вырабатываться в процессе подготовки. Но случаются неожиданные ситуации, в которых человек имеет очень мало времени для принятия решения прямо в процессе игры. И в таком случае интеллектуальная, умственная подготовка также имеет очень большое значение. В связи с этим различные виды подготовки должны осуществляться параллельно, чтобы в дальнейшем человек имел возможность полностью проявить себя, у него не было права на ошибку.
Физический вид подготовки также связан с техническим видом. Физические упражнения строятся на технике, которую следует соблюдать для качественного и «чистого» выполнения упражнений, а также для того, чтобы при выполнении упражнений спортсмен не травмировался и не нарушил правила от незнания. Техника представляется тренером, который может показывать фото- и видеоматериалы, а также может демонстрировать некоторые технические особенности выполнения на себе или спортсмене. Также тренер является тем транслятором подготовки, так как он подбирает упражнения и программы, которые будут полностью соответствовать текущему уровню подготовки спортсмена.
Заключение
В формировании современных научных и прикладных представлений о спортивной тренировке следующие тенденции имеют и продолжают иметь прогрессивное значение.
Во-первых, переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к комплексному рассмотрению ее как целостного процесса, определенные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Если раньше в различных руководствах и исследовательских публикациях по спортивной тренировке явно доминировало некое расчлененное описание ее элементов (отдельные тренировочные упражнения и способы их выполнения, отдельные параметры регулирования нагрузки и т. д.), То в последние десятилетия все больше внимания уделяется. Определяется общий порядок развертывания тренировочного процесса на всех его этапах, периодах, циклах.
Во-вторых, углубляется рассмотрение связи круглогодичной и многолетней спортивной подготовки с другими сферами жизни спортсмена. В этом аспекте спортивная подготовка выступает как одна из составных частей, точнее, подсистема более широкой системы, которая, помимо тренировок, органично включает в себя систему спортивных соревнований, а также сочетание внетренировочных мероприятий. внесоревновательные факторы в подготовке спортсмена (специализированный общий образ жизни, дополнительные факторы для оптимизации спортивных результатов и т. д. — все это вкратце можно назвать экзофакторами подготовки спортсмена).
Обе эти тенденции хорошо вписываются в мейнстрим системного подхода, который, как известно, получил всеобщее признание как интегративный метод современного научного познания. Он, конечно, не исключает аналитико-выборочных подходов, но выдвигает на первый план отношение не к элементарному (элементарному), а к целостному восприятию рассматриваемых объектов в их реальной неделимости с особым вниманием к упорядочивание, систематизирующие принципы. Естественно, этот подход должен стать ведущим в обобщающей теории спорта. Среди ее проблем одно из центральных мест занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. В виде циклов различной продолжительности процесс спортивной тренировки разворачивается как в больших, так и в относительно малых временных масштабах. Соответственно, помимо макроциклов, он различает средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают месячными или почти месячными) и малые циклы (микроциклы недельной или немного другой продолжительности). Не вдаваясь в подробное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, определяющих эти циклы (об этом мы поговорим еще впереди), в фундаментальном аспекте важно отметить естественный характер цикличности процесса спортивной тренировки и необходимость целенаправленной его оптимизации по мере развертывания присущих ему микро-, мезо- и макроциклов в единстве с системой спортивных соревнований. На это ориентирован принцип цикличности построения спортивной тренировки. В сжатом виде его основные положения обязывают: при построении спортивной тренировки исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и при этом последовательно изменять их, как того требуют законы циклической трансформации тренировки