Основные методологические подходы
В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:
- Системный подход. Он опирается на принцип системности и реализуется при рассмотрении каждого изучаемого объекта, независимо от его структуры в качестве системы, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и обуславливают развитие друг друга. Педагогическая система представляет собой единство целей и задач, форм, методов и средств, применяемых в учебно-воспитательном процессе. При этом, каждый исследуемый объект или процесс является специфическим, наделенным индивидуальными чертами и показателями развития.
- Концептуальный подход. Исследование начинается с разработки его концепции. Она включает в себя порядок его прохождения, ключевые аспекты его ориентации, преемственности и функциональных особенностей.
- Аспектный подход. Он базируется на изучении только одного параметра, качества, направления, проблемы, являющейся наиболее значимой или ресурсо-осуществимой.
- Эмпирический подход. Эмпирическое исследование опирается на имеющийся опыт, ранее реализованной деятельности, опыт исследователя в научной практике или реальной жизнедеятельности.
- Прагматический подход. Он основывается на учете тех целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе прохождения исследования.
- Научный подход. Он основывается на научных учениях и концепциях, применяет научный категориальный аппарат и характеризуется научной целенаправленностью.
- Деятельностный подход. Базируется на рассмотрении деятельностной стороны, исследуемого объекта или процесса. Деятельность выступает необходимым условием развития и реализации объекта во всех направлениях и областях.
Что такое методологическая база в курсовой работе
Методологическая база исследования – это один из элементов введения; набор определенных методов, т. е. приемов и способов научного исследования.Они могут быть как теоретическими, так и практическими.
Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Она помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.
Виды методологических основ
Методы делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методы подходят для всех областей науки. Их могут применять студенты как технических факультетов, так и гуманитарных, естественных.К таким методам относят:
- Анализ – это разбор научной проблемы на составляющие части для подробного изучения.
- Синтез – это составление системы из разных элементов для масштабного изучения процессов.
- Обобщение – это выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов.
- Индукция – это теоретическое изучение или рассуждение от частных вещей к общим выводам.
- Дедукция – это теоретическое изучение или рассуждение от общего тезиса к частным выводам.
Такие методы используются практически в каждой работе. Однако помимо них применяются и специальные методы, которые также необходимо перечислить в методологии.
В специальную группу методологии входят:
- Гипотетический метод – это установление какого-либо предположения для дальнейшего практического изучения и его подтверждения.
- Исторический метод – изучение реальных фактов истории для определения и воспроизведения линейного развития исторического процесса.
- Логический метод – изучение фактов действительности и реалий для подведения логического умозаключения.
Существует также третий уровень методологии. Он называется эмпирический. Данный уровень предполагает получение информации не с помощью собственных интеллектуальных усилий, а с помощью действий.
В эмпирическую базу входят такие методы, как:
- Наблюдение – это изучение объекта исследования в естественных условиях посредством органов чувств исследователя, т. е. обонятельной, слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной систем.
- Эксперимент – это изучение объекта исследования путем помещения его в определенные условия и наблюдения за поведением объекта.
- Опрос – это сбор данных путем получения ответов людей или подопытных на определенные вопросы.
Классификация методологий
Как упоминалось выше, необходимо определить цели и задачи. Зная их, студенту легко будет изложить общий план действий, а также порядок, в котором его следует выполнять
При выборе метода исследования важно понять какими они бывают. Все методы разделены на две группы: общенаучные и специальные
Общенаучные — это методы, которые можно применять абсолютно во всех научных областях. Например: анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и прочие.
Специальные или узкоспециальные применяются только в определенной научной сфере.
Рассмотрим вышеуказанные методы подробнее:
- анализ — разбор научной проблемы на составные части для тщательного изучения;
- синтез — это создание системы из различных элементов для изучения процессов в масштабе;
- обобщение — суммирование различных признаков и характеристик объекта.
- индукция — теоретическое исследование или рассуждение от конкретных вещей к общим выводам.
- дедукция — теоретическое исследование или рассуждение от общих тезисов к конкретным выводам.
Данные приемы используются почти во всех исследовательских проектах. Однако в дополнение к общепринятым методикам следует указать специальные методики. Они относятся к конкретной науке или дисциплине. Например, приведем несколько методик для экономистов:
- Калькуляция — это вычисление данных для уточнения взаимосвязей между явлениями экономического характера.
- Экономический анализ — это разложение экономических факторов на части с целью детального изучения их влияния на распределение финансовых ресурсов.
- Статистический метод – изучение статистических данных.
Приведем пример методологической базы юриста:
- Сравнительный метод — определение общего и различного в природе гражданско-правовых институтов разных стран.
- Исторический метод — изучение законов в странах в разное время.
- Метод социологии права — рассмотрение правовой ситуации, оценка юридических фактов с помощью опросов и интервью с местным населением.
Методологическая база психолога включает следующие подходы:
- Интервью — это сбор информации посредством диалога на определенную тему.
- Психологический эксперимент — это сбор информации путем наблюдения за участниками, которых без предупреждения вводят в определенное состояние, наблюдение.
- Тестирование — это сбор информации, получение ответов, когда испытуемые выбирают определенный вариант.
Существует множество специальных методик
Поэтому важно знать, какие именно подойдут для вашей научной деятельности
Вы можете обратиться за помощью к своему руководителю или самостоятельно изучить методологию. Существует также родственная классификация методологических рамок, которая разделяет общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментальные.
К общенаучным относятся теоретические методы. Пример: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Все они предназначены для теоретического изучения предмета, то есть не имеют практического применения.
Гипотетическая методология — выдвижение произвольных предположений для глубокого практического исследования и подтверждение.
Историческая методология — изучение реального исторического факта с целью установления и реконструкции линейного развития исторического процесса. Логический метод — изучение факта реальности и действительности с целью получения логических выводов.
Экспериментально-теоретический уровень методологии включает две обязательные части:
- Субъективное умозаключение, и второе — это практическое доказательство.
- Существует третий уровень методологии, его называют — эмпирическим. Он позволяет получить информацию не через собственные интеллектуальные усилия, а через людей.
Эмпирическая база включает такие методы, как:
- Наблюдение — изучение объекта с помощью естественных органов чувств.
- Опрос — это сбор данных путем привлечения людей или опытных людей к ответу на конкретный вопрос.
Понятие методологической базы исследований
Методическая база – это список всех научных методов, которые используют для проведения исследования. Оно может быть, как теоретическое, так и практическое.
Теоретическая и методологическая база – это те методы, которые являются основой теории, а также описывают методику, которую применяют для практического получения результатов.
Исследовательские работы требуют описания всей деятельности, которая была проведена для изучения поставленной задачи. Нельзя писать кратко: мы провели исследование, у нас есть результаты. Необходимо описать, что было сделано шаг за шагом в практическом аспекте: например, анализ объекта или сравнение различных компонентов.
Прежде всего, необходимо определить цели, задачи, составить план. В нем будет изложен общий порядок действий, которому стоит следовать. Поэтому методология исследования помогает не только в изучении научных проблем, но и в достижении целей, которые были поставлены во введении работы.
Понятие методологии
Определение 1
Методология — это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.
Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.
Определение 2
Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.
Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.
Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.
Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.
Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.
Основными свойствами методов являются:
- Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
- Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
- Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
- Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
- Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
- Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.
Замечание 1
Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.