Основное положение гносеологии канта

Основное положение гносеологии канта

Что такое антиномии?

Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.

  1. Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
  2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
  3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
  4. Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.

Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет  абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете

Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно  разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог,  то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал  приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

Биография Иммануила Канта

Иммануил Кант – это основоположник немецкий философской классики. В его деятельности можно выделить два абсолютно разных периода. В ранний, так называемый «докритический» период, Кант рассматривал натурфилософскую проблематику, в частности, сформулировал гипотезу о возникновении Солнечной системы через сгущение космической пыли.

С 1781 года Кантом был опубликован ряд работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», в заглавиях которых был один общий термин «критика», означающий исследование границ и возможностей разума в главных сферах духовной жизни, то есть в познании, нравственности и эстетической оценке. Такого рода исследование вызвало отношение к «критике» как к материалам, развенчивающим претензии предшествующей философии на достижение истины через метафизические рассуждения о мире в целом, а также Боге и душе как особой субстанции. Поэтому основным периодом деятельности Канта считают «критический», а его философскую концепцию в целом – критической философией.

Кант совершил переворот в философии, который частично можно сравнить с коперниковским переворотом в астрономии. Вместо привычной тому обществу онтологической проблематики на первый план вышла гносеология. Перед тем, как начать рассуждения о мире, необходимо исследовать структуру и механизм познания, установить, что именно делает научное знание достоверным и всеобщим, ибо в конечном счете это определяет границы познавательных возможностей. При этом сама гносеология приобретает ряд основных положений.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Деятельность Канта

Замечание 1

Иммануил Кант – это основатель немецкой классической философии. Теоретическая деятельности Канта подразделяется на два периода: докритический и критический.

В докритическом периоде Кант преимущественно исследовал вопросы космологической проблематики, то есть происхождение и развитие Вселенной. Кант обосновывал идею о самообразовании Вселенной. Кант давал обоснование возникновения Солнечной системы, базируясь на законах Ньютона. В соответствии со взглядами Канта, Космос не неизменен и внеисторичен, а пребывает в непрерывном движении и развитии. Позже космологические взгляды Канта были развиты Лапласом и в истории известны как теории Канта-Лапласа.

Второй, очень важный период деятельности Канта, — это переход от онтологической и космологической проблематики к вопросу гносеологического и этического порядка. Данный период носит название критического, так как именно в это время вышли в свет две важные работы Канта: «Критика чистого разума», где он критиковал познавательные способности людей, а также «Критика практического разума», где он подробно рассматривал природу человеческой нравственности.

В «Критике чистого разума» Кант давал классификацию самого знания в качестве результата познавательной деятельности, выделив три понятия, которые полостью характеризуют знание:

  • апостериорное знание;
  • априорное знание;
  • вещь в себе.

Определение 1

Апостериорное знание – это такое знание, которое человек получает в результате опыта.

Данный тип знания может быть только предположительным, но не достоверным, так как любое утверждение, взятой из данного типа знания, должно быть проверено на практике, и не всегда оно будет истинным. Например, человек из опыта может знать, что все металлы плавятся, но теоретически он может встретить металлы, не подверженные плавлению

Априорное знание – это знание доопытное, то есть существующее в разуме изначально и не требующее какого-то опытного доказательства. Например, человеческая жизнь протекает во времени или все тела имеют массу. Каждое из этих утверждений очевидно и совершенно достоверно и с опытной проверкой, и без нее. Например, нельзя встретить какое-то тело, не имеющее массы или определенных размеров, или жизнь человека, которая не протекала бы во времени. Только априорное знание является абсолютно достоверным и надежным, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Определение 2

Вещь в себе – одно из центральных философских понятий во взглядах Канта. Она представляет собой внутреннюю сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом.

Канта выделил схему познавательного процесса, в соответствии с которой:

  • изначально внешним миром осуществляется воздействие, то есть аффицирование на органы чувств человека;
  • органы чувств людей принимают аффицированный образы внешнего мира в виде ощущений;
  • сознание людей приводит разрозненные образы, полученные от органов чувств, в единую систему, в результате чего в разуме человека формируется целостная картина окружающего мира;
  • целостная картина окружающей действительности, возникающая в разуме на базе ощущений, представляет лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, у которого нет ничего общего с реальным миром;
  • реальный мир, образы которого воспринимаются разумом и чувствами, является вещью в себе – то есть субстанцией, абсолютно не понятой разумом;
  • разум человека может только познать образы огромного количества предметов и явлений окружающей действительности – вещей в себе, но не их внутренней сущности.

Иными словами, в процессе познания, разум сталкивается с двумя непроницаемыми границами:

собственными границами, то есть внутренними для разума, за которыми встают неразрешимые противоречия – антиномии;
внешние границы – внутренняя сущность вещей в себе.

Само сознание людей, то есть чистый разум, который принимает сигналы – образы от непознаваемых вещей в себе – окружающего мира, также, в соответствии со взглядами Канта, имеет свою структуру, состоящую из:

  • форм чувственности;
  • форм рассудка;
  • форм разума.

Чувственность – первая ступень сознания. Формы чувственности – пространство и время. Чувственность сознания изначально призвана систематизировать ощущения, размещая из в пространстве и времени.

Рассудок – второй уровень сознания. Формы рассудка представлены категориями – предельно общим понятием, посредством которого происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений.

Разум – высшая ступень сознания. Формы разума – окончательные высшие идеи, например, идея Бога или души.

Основные положения гносеологии Канта

Гносеология Канта имеет ряд специфических положений:

  1. Активность субъекта – это основополагающий принцип гносеологии Канта. Субъект не просто отражает свойства объекта, он конструирует в сознании его мысленный образ.
  2. Чувственность, разум и рассудок – это три взаимосвязанные познавательные способности, которыми выполняются разные функции. Чувственность находится в непосредственном контакте с объектом. Рассудок придает смысл восприятиям, формирует суждения и понятие, то есть является основой мышления. Разум – это способность к умозаключениям, он ставит вопросы и ищет на них ответы.
  3. Явление и «вещь в себе» — термины Канта, обозначающие характеристики объекта. Явление – это та сторона объекта, которая проявляется в опыте. «Вещь в себе» — это сторона, принципиально находящаяся за границами опыта. То есть, это синоним абсолютной активности, ее невозможно познать, так как эмпирическое и теоретическое знание существует только в рамках общества. Иными словами, формируется некий гносеологический барьер, которым ограничиваются возможности познания.
  4. Априоризм – наиболее значимая для самого Канта характеристика познания. Она предполагает существование в сознании субъекта некоторых доопытных форм, которые не зависят ни от какого эмпирического материала.

На уровне чувственности априорными считают время и пространство, в качестве всеобщих форм созерцания (речь идет об определенных способах упорядочивания ощущений, а не о временных характеристиках объектов). Благодаря зрению можно получить образ целостного предмета, а не разрозненные цветовые пятна, так как их пространственно-временная организация обеспечена некоторой способностью, изначально характерной для сознания.

Для рассудка априорными считают категории, то есть формы, внутри которых протекает мышление. Кантом было выделено 12 категорий, которыми обеспечиваются различные аспекты мышления, сгруппированных в группы по три. В результате получилось 4 блока, посредством которых зафиксирована качественная и количественная определенность предметов, характер взаимоотношений между ними и «модальность», то есть степень случайного и необходимого в предмете.

Такой структурой обеспечивается объединение чувственного образа с формированием понятий и осмысленных суждений, что придает мышлению определенный и всеобщий характер.

Такая же структура является основой принципов науки, например, естествознания. То есть, причинность нельзя считать результатом привычки и веры, она является фундаментальным принципом естествознания, закрепленного в структуре мышления.

Познание – это совокупность чувственного и логического. Средствами этого являются априорные формы рассудка и созерцания. Они трансцендентальны относительно опыта – существуют за его пределами, но при этом организуют и оформляют любой опыт. Разум, в качестве высшей ступени мышления, с одной стороны, ограничивается априорными познавательными способностями, а с другой – внешней границей опыта.

Определение 1

Антиномии – это противоречия, в которые впадает разум, стремясь рассуждать о себе и о свойствах вещей.

Кантом было выделено четыре антиномии, затрагивающие наиболее фундаментальные проблемы устройства мира и человека:

  • конечность или бесконечность мира;
  • делимость до бесконечности или предел делимости;
  • детерминизм или свобода воли;
  • наличие или отсутствие Бога.

Прежняя метафизика стремилась дать ответ на обозначенные выше вопросы. Этим она допускала большую ошибку: предполагаемый ответ заранее был вложен в ход рассуждения. На самом же деле разум мог обосновывать обе противоположные позиции, затрагивающие каждый из четырех вопросов.

Кант считал ошибкой, само стремление разума к переходу границы гносеологического барьера. Появление противоречий, если не возникло никаких элементарных логических ошибок, свидетельствует о несуверенности разума, его неспособности познавать сущность мира за границей опыта.

Наиболее значительный резонанс был у четвертой антиномии, затрагивающей возможность доказать бытие Бога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: