Формирование схемы при наступлении исключительных условий
Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?
В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:
- Используется старая (прошлогодняя) схема.
- ЦИК формирует и утверждает новую.
О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.
Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.
Способы улучшения территориальной избирательной системы
Территориальная избирательная система, доминирующая во все мире, не является идеальной системой. Избиратель, приходящий на участок, чаще всего не имеет никакого представления о лицах, которые значатся в бюллетене. Возникает естественное желание ни за кого не голосовать. Это способствует тому, что в обществе растут депрессия и аполитизм, которые могут приобрести действительно огромные размеры.
- обеспечить избирателям возможность голосовать как за кандидатов по своему избирательному округу, так и за кандидатов других избирательных округов;
- сформировать единый список кандидатов по стране, по которому любой избиратель, сможет проголосовать независимо от места проживания;
- для того, чтобы кандидат попал в список, используется система сбора подписей, определяется пороговый уровень голосов, при которых кандидат может попасть в заявленный список;
- кандидаты из общего списка, которые соответствуют количественным критериям по результатам выборов (занявшие несколько первых строк, набравшие больше определенного порога голосов), становятся избранными депутатами в парламент (Государственную Думу);
- на избирательных участках избиратель должен иметь возможность получить талон открепления.
Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на территории избирательного округа образуются избирательные участки. При образовании избирательных участков также учитываются границы административного деления, кроме того, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Для избирательных участков федеральным законом установлена предельно допустимая норма численности избирателей — не более 3000 избирателей на каждом участке.
Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права. Избирательные участки могут также образовываться: в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях; в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах; для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.
Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой администрации муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
показать содержание
Дополнительные условия формирования округов
Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.
Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.
Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.
Образование избирательных округов
Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избирается депутат (или депутаты), выборное должностное лицо. Избирательный округ как бы объединяет граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и другие параметры утверждает по представлению избирательной комиссии соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в котором должны быть назначены выборы.
Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся — президентские, парламентские или муниципальные. Избирательный округ может быть единым (федеральным, региональным, городским и др.), включающим в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.
Избирательные округа по выборам законодательных (представительных) органов бывают одномандатные и многомандатные. Одномандатным является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на единственный депутатский мандат. В настоящее время на выборах в законодательные органы субъектов РФ образуются, как правило, одномандатные избирательные округа. При этом не менее 50 % членов законодательного органа избирается по единому региональному округу по спискам политических партий — избирательных объединений.
В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально. В многомандатных избирательных округах по российскому законодательству число мандатов, подлежащих распределению в округе, как правило, не должно превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также образованном в границах избирательного участка.
Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.
Избирательный округ должен составлять единую территорию (избирательный округ не может состоять из не граничащих между собой территорий, равно как не может быть округов, охватывающих соседние районы двух областей). Учитывая различную компактность проживания населения в густо- и слабонаселенных местностях законодатель установил допустимые пределы отклонения в размерах избирательных округов от средней нормы представительства избирателей — не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 % (при проведении выборов по одномандатным округам — не более чем на 30 %). При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может быть увеличено до 40 %. При проведении федеральных выборов в некоторых субъектах федерации число избирателей меньше установленной нормы представительства от избирательного округа. Для обеспечения равенства прав субъектов Российской Федерации на участие в формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется требование равенства избирательных округов — независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.
Правила образования избирательных округов в РФ
Одномандатные и (или) многомандатные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
в) округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Метод формирования округов
Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.
Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.
Почему так? Рассмотрим пример:
Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.
Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.
Одномандатный округ – определение термина
Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.
Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:
- многопартийной;
- мажоритарной;
- системой прямого делегирования;
- пропорциональной.
Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).
Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.
Джерримендеринг как территориальная избирательная система
Замечание 1
Джерримендеринг – произвольное разделение избирательных округов для искусственного изменения соотношения в них различных политических сил и, следовательно, в целом на территории, где проводится избирательная компания.
Иногда джерримендеринг используется для нивелирования неравенства при административном делении территории страны. В результате джерримендеринга нарушается равенство избирательных прав населения, принцип равного представительства, при котором представлено равное количество депутатов от равного количества избирателей.
Джерримендеринг широко используется в странах, в которых выборы в парламент проводятся по мажоритарной системе и присутствует сильная партийная система. Чтобы в парламент попало как можно больше «своих» депутатов, избирателей о оппозиционной партии «собирают» всего в нескольких избирательных округах, а в остальных округах делают пусть и незначительный, но уверенный перевес собственной политической партии. Этого добиваются путем создания округов с неравным числом избирателей, а также избирательных округов, имеющих нехарактерную территориальную форму.
К примеру, В Соединенных Штатах изменение границ избирательных округов широко применялось для снижения роли избирателей негроидной расы. Округа создавались таким образом, чтобы в избиратели попало как можно больше представителей афроамериканцев (разделение проходило под эгидой «позитивной дискриминации», меры по предоставлению преимущественных привилегий или прав для отдельных групп населения, которые используются для статического равновесия в различных вопросах).
Таким образом отдельные округа в Луизиане и Флориде получили абсолютно парадоксальную конфигурацию (например, в виде змеи на несколько десятком километров и шириной в улицу). Это позволило провести в органы власти большее число представителей национальных меньшинств, которые официально считались «недопредставленными» и угнетенными в органах власти.
Территориальная избирательная система США (Федеративная демократия) характеризуется тем, что в избирательной компании голосуют скорее отдельные регионы, а не конкретный избиратель. Побеждает тот кандидат, за которого проголосовало большинство штатов – субъектов американской федерации. В зависимости от численности населения каждый штат имеет определенное количество выборщиков. Так, несмотря на то, что южные и центральные штаты Америки густонаселены и по количеству избирателей превышают так называемые «средние и бедные» регионы, последние одерживают победу именно по количеству штатов, а не населению.