Процесс развития конфликта
Конфликт в своем развитии проходит пять основополагающих последовательных стадий.
Первая из стадий характеризуется возникновением условий, создающих определенные возможности для возникновения в будущем конфликта, а именно:
-
проблем, которые связаны с общением (неудовлетворительное качество обмена информацией, отсутствие взаимопонимания внутри коллектива);
-
проблем, которые связаны с некоторыми особенностями работы организации (авторитарность стиля управления, отсутствие четко сформулированной системы оценки работы сотрудников, стимулирования и вознаграждений);
-
личностных качеств сотрудников (наличие несовместимых систем ценностей, догматизм, неуважение к интересам остальных членов коллектива).
Вторая стадия определяется таким развитием событий, при котором конфликт для его участников становится очевидным. О чем могут свидетельствовать трансформация взаимоотношений между участниками конфликта, появление напряженной обстановки, наличие ощущения психологического дискомфорта.
Третью стадию можно охарактеризовать очевидными намерениями участников конфликта создавшуюся конфликтную ситуацию разрешить. Здесь выделяют несколько основных стратегий разрешения конфликта:
-
конфронтация, при котором одна из сторон хочет удовлетворять свои интересы, не считаясь при этом с тем, каким образом это повлияет на интересы остальных сторон;
-
сотрудничество, в случае которого активно предпринимаются попытки более полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в конфликте;
-
стремление избегать конфликта, при котором конфликт игнорируется, в стороны его существование не желают признавать, пытаются избегать людей, с которыми могут возникнуть разногласия по каким – либо вопросам;
-
приспособленчество, когда одна сторона конфликта выражает стремление поставить интересы другой стороны выше своих собственных;
-
компромисс, в котором каждая из конфликтующих сторон готова своими интересами частично пожертвовать во имя обших.
Четвертая стадия конфликта начинается тогда, когда намерения его участников находят воплощение в конкретных формах поведения. Поведение участников конфликта при этом может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.п.).
Пятую стадию конфликта можно охарактеризовать тем, какие последствия (негативные или позитивные) наступают сразу после разрешения конфликта.
Предмет конфликта
Характер конфликта определяется не только объективными условиями в этой стране, малой или большой группе, но и субъективным восприятием или образом конфликта, который создан у действующих в какой – либо конфликтной ситуации лиц или групп лиц. Данный образ или восприятия не обязательно соответствует истинному положению дел. Например, возник конфликт двух мужчин из-за внимания девушки, которая в этом случае является объектом конфликта, однако предметом конфликта может стать как желание каждого ею обладать, так и нежелание того, чтобы другой ею обладал. То есть в разных случаях объект конфликта может быть один и тот же, но предметы достаточно различаться.
Познание людей не только отражает объективную природу, но и включает в себя в качестве неотъемлемой составной части человеческую природу. Из – за этого отношения между образами, представлениями и реальностью достаточно сложны и не только ей никогда полностью не соответствуют, но и могут весьма серьезно расходиться с ней, что послужит еще одним источником конфликта.
Замечание 2
Следует иметь в виду при этом, что, каковы бы ни были представления и образы, восприятия о конфликтной ситуации, конфликт не начнется до тех пор, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Субъективные и объективные причины конфликта, возникающие на его ближних и дальних подступах, а также состав участников обусловливают и систему возможных вариантов действий, поведения сторон. По причине того, что каждое действие одного из участников конфликта приводит к соответствующему противодействию, они воздействуют друг на друга.
↑ Виды социальных противоречий
Социальное противоречие – это взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Будучи различными по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту. Социальные противоречия возникают вследствие несовпадения интересов и целей различных социальных групп и слоев.
Виды противоречий:
- внутренние противоречия берут своё начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп;
- внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами;
- антагонистические — непримиримо враждебные противоречия — лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив конфликт, но не разрешив его;
- неантагонистические противоречия имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путём взаимных уступок;
- основные противоречия определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами;
- неосновные противоречия сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с дополнительными участниками конфликта;
- объективные противоречия обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины;
- субъективные противоречия обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.
↑ Способы разрешения социальных конфликтов
- компромисс —решение проблемы через взаимные уступки сторон;
- переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
- посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
- арбитраж (от фр. — третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
- применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Возможные пути выхода из конфликтов:
- Реставрация –возвращение общества к доконфликтному состоянию: прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.
- Невмешательство (выжидание) – надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтание на месте. В открытом обществе если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.
- Обновление — активный выход их конфликта путем отбрасывания отказа от старого, развития нового.
Участники внутриличностного конфликта
Отличие внутриличностного конфликта от внешнего в том, что его сторонами являются не отдельные личности, а психологические составляющие внутреннего мира индивидуальности, ее различные структурные элементы (стороны).
Замечание 1
Внутриличностный конфликт может быть явным (например, конфликт двух противоречивых требований) или же скрытым, который выражается в симптомах и нарушениях поведения (например, трудности в общении).
В обоих случаях может развиться так называемый ролевой конфликт, при котором различные социальные роли людей предъявляют к ним противоречивые требования.
Неразрешимый внутриличностный конфликт может вызвать тревогу, препятствовать профессиональному и личностному росту, сделать человека более уязвимым. Профессиональное развитие человека невозможно, если не преодолеть внутренние противоречия. Психологический конфликт можно разрешить с помощью гармонизации интересов сторон посредством самоубеждения, принуждения, самоконтроля и прочих способов самовоспитания.
СТАТУС И РОЛЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.
Участниками конфликтов могут быть как отдельные люди или группы (малые, средние, большие) людей, так и отдельные социальные общности (этнические, национальные, религиозные, политические) или коалиции общностей (государственные, этнические коалиции и др.).
В условиях конфликта субъекты конфликта могут участвовать не в своей привычной роли, а занимать другую позицию и статус. Набор возможных ролей, которые играет человек или социальная группа в обществе, очень велик, также разнообразны варианты ролевых позиций в конфликтных отношениях. Например, президент страны может играть свою непосредственную роль во внутриполитическом или межгосударственном конфликте, но в других противоречиях может играть роль обычного гражданина страны, соседа, супруга, отца и другие роли. Другими словами, каждый человек обладает определенным ролевым набором, его смена происходит ежедневно в зависимости от того, в каких условиях он находится. Так же и вконфликте роли могут меняться либо появляться новые. Занимаемые позиции в конфликтной ситуации тоже могут быть разными.
Виды возможных позиций участников конфликта:
1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент);
2) поддерживающие основных участников;
3) подстрекатели;
4) организаторы;
5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).
Статус основных участников определяется не только его ролью в конфликте или социальным положением, которое он занимает в обществе или системе межличностных отношений, в которой происходит конфликт. Его также характеризует положение, формирующееся в ходе развития конфликта, называемое рангом . Уровень ранга зависит от возможностей, которыми обладает участник конфликта (физические, материальные, социальные, интеллектуальные, личностные). Влияют навыки и опыт субъекта конфликта, степень налаженности разносторонности его социальных связей. Ранги противоборствующих сторон различаются качественной характеристикой личностного потенциала и вероятности раскрытия потенциала в конфликтном взаимодействии.
Уровень социальных, интеллектуальных и физических сил состоит не только из сил основного участника, но и возможностей участников, которые поддерживают основного субъекта конфликта. Эта поддержка оказывается значимой в количественном и качественном отношении, влияет на весь ход развития противоречия и на способ его разрешения. Поддержка может выражаться как присутствием реальных действующих лиц конфликта, так и общественным признанием за той или иной стороной разногласия преимущества (например, через средства массовой информации или негласно).
Что такое конфликт?
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.
Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.
Отношение к понятию «конфликт»
В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.
У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.
Субъекты и социальная среда конфликта
Субъектом конфликта могут быть как отдельный индивид, так и социальные группы, организации или более масштабные социальные общности (государства и их коалиции). Основными участниками конфликта являются противники или противодействующие стороны, которых в конфликте как минимум две. Они является стержнем конфликта. В случае выхода из противоборства хотя бы одной из основных его сторон конфликт прекращается.
Оппоненты могут быть условно разделены на три ранга. Ранг оппонента – это комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых борьба ведется.
Значимость и степень влияния участников конфликта не всегда соответствует какой – либо последовательности. Неодинакова роль некоторых участников конфликта и с точки зрения психологии: в таком отношении она может быть возвышенной, героической, а может быть и низменной или неприглядной. Каждый из участников может руководствоваться при развитии противоборства своими мотивами, интересами, целями, установками и ценностями. И социальная значимость участников, и их установки, цели особенно четко проявляются только тогда, когда конфликт доходит до высокой степени развития. В это время наступает «момент истины» в процессе развития конфликта, устанавливается, кто есть кто среди участников его.
Помимо основных сторон конфликта, могут быть и иные его участники, играющие в нем второстепенные роли. Роли эти могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до роли так называемых «людей из толпы».
Роли участников конфликта различаются с социологической и психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут различаться существенно по своей социальной значимости, влиянию, силе, что особенно ярко обнаруживается в случае столкновения отдельной личности и государства. Безусловно, в конфликте подобного рода силы участников не являются равными, о чем могут свидетельствовать трагические судьбы «инакомыслящих», выступавших активно против СССР.
Однако, помимо рассмотренных участников конфликта, совокупность которых как бы составляет его микросреду, важнейшую, а зачастую и решающую роль в его развитии играет макросреда, те конкретные исторические, социально-психологические условия, в которых развертывается он. Понятием социальной среды определяется почва, на которой происходит возникновение и развитие конфликта. В данное понятие включается не как ближайшее, так и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те значимые социальные группы, к которым они имеют принадлежность, классовые или национальные, а также в целом общество.
↑ Виды социальных конфликтов
- внутриличностный
- межличностный
- межгрупповой
- конфликт принадлежности
- конфликт с внешней средой
- межнациональный конфликт (столкновение интересов наций, народов, государств).
конструктивные деструктивные
- Конструктивный конфликт – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально психологических процессов и служащий источником самосовершенствования и саморазвития личности.
- Деструктивный конфликт – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей.
Классификация конфликтов
Универсального подхода к классификации не существует. Выделяют множество видов конфликтных ситуаций на основе многочисленных критериев.
Один из наиболее распространенных критериев – субъекты конфликтных ситуаций. В этой модели конфликты подразделяют исходя из того, кто в них участвует.
Выделяют такие виды:
- Межличностные. Считается наиболее распространенной категорией. В конфликте участвует 2 человека. Чаще всего столкновение происходит из-за разных взглядов, интересов или целей.
- Личностно-групповые. В организациях распространены случаи, когда один человек вступает в конфликт с группой людей, чья позиция отличается. Чаще всего участниками выступает группа подчиненных, которые противодействуют руководителю.
- Межгрупповые. В состав организации входит множество формальных и неформальных групп. Между ними возможны конфликтные ситуации, причем они могут возникать практически по любым причинам. Такие конфликты считаются весьма опасными, так как могут крайне негативно отразиться на эффективности коллективного труда и общей производительности.
- Внутриличностные. У сотрудников организации встречаются внутриличностные конфликты. Преимущественно они связаны с несоответствием ожиданий и фактических впечатлений от собственной работы. Также причиной ролевого конфликта может стать неадекватная оценка собственных возможностей.
Еще одна распространенная классификация предусматривает выделение нескольких видов конфликтов исходя из их коммуникативной направленности. Такие конфликты особенно актуальны в организациях.
Выделяют такие типы:
- Горизонтальные. К этой категории относятся конфликты, участники которого находятся на одном уровне подчиненности. К примеру, это может быть размолвка между двумя коллегами из одного структурного подразделения. Также в эту категорию могут включаться межгрупповые конфликты при условии, что все их участники находятся на одном иерархическом уровне.
- Вертикальные. К этой категории относятся конфликты, участники которых находятся на разных иерархических уровнях. Наиболее распространенные варианты: стычка между одним сотрудником и руководителем либо целой группой подчиненных с начальством.
- Смешанные. Конфликтные ситуации, в которых одновременно вовлекаются несколько сторон разной иерархической принадлежности.
Возникшие конфликты могут по-разному влиять на коллектив и в разной степени отражаются на продуктивности организации. Исходя из этого предусмотрен еще один, довольно распространенный, подход к классификации.
Исходя из последствий для организации выделяют:
- Негативные. Ситуации, плохо влияющие на производительность предприятия. Обычно разрешение таких конфликтов связано с применением дисциплинарных мер или других способов, при которых одна или обе стороны не приходят к взаимовыгодному решению возникшей проблемы, из-за чего сохраняется напряженность.
- Позитивные. Ситуации, разрешение которых приводит к развитию организации. Обычно сопровождается поиском решения, которое будет удовлетворять все стороны.
Что ещё нужно знать о конфликтах?
История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое
Окружающие же, в свою очередь, не важно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию
В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека.
Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.
Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека
Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций
Быть способным распознавать и предупреждать конфликты – это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.
УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.
Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.
↑ Последствия и функции социальных конфликтов:
- информационно-познавательная ( помогает узнать о наличии социальной проблемы, которая нуждается в решении)
- интегративная (Чаще когда конфликт носит не внутренний, а внешний характер. Так, экономические (торговые войны и т.п.), политические, идеологические или военные конфликты с другими государствами, как правило, способствуют интеграции общества в единое целое);
- дифференцирующая (происходит раскол общества или социальных групп на противоборствующие группировки, порой возникают новые социальные группы)
- адаптивная (формируются новые условия социальной жизни, иная расстановка социальных сил, преобразование форм и методов деятельности и отношений, происходит переоценка ценностей и др.)
- разрушительная (при наличии ряда условий (прежде всего при применении насилия) на первый план выходят отрицательные последствия конфликта — дезорганизация общества, препятствия на пути его объединения)
- происходит полное или частичное устранение противоречия;
- конфликты стимулируют социальные изменения
- конфликты позволяют более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей;
- конфликты ослабляют психическую напряженность;
- конфликты служат источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.