Причины наводнений
Чаще всего затапливает территории либо после продолжительных дождей, либо весной в результате снеготаяния. Выделяются следующие причины наводнений:
- Обильные и длительные осадки. Явление происходит во влажных климатических условиях в осенние и летние месяцы. Вышедшие из берегов реки затапливают долины.
- Таяние снегов. Весной накопившийся за зиму снег тает, образующиеся водные потоки заливают окружающую территорию. Но после половодья серьезных последствий для населения обычно не отмечается.
- Изменение уровня дна в реках. Это происходит, когда на донных участках водотоков скапливается значительное количество осадочных пород. Дно поднимается, уровень воды, следовательно, тоже.
- Цунами. На побережье обрушивается огромное количество воды. Однако явление кратковременное: волна быстро отходит обратно в море, оставляя после себя серьезные разрушения.
- Разрушение гидротехнических конструкций. Из прорванной плотины в долину устремляется большой поток воды. Местность затапливается сильно, но ненадолго.
- Природные стихийные явления. Землетрясения изменяют, а оползни перегораживают речные русла. При штормовом ветре могут возникнуть сильные приливы, затапливающие прилегающие земли.
- Человеческая деятельность. Из антропогенных причин потопов следует отметить стеснение движения водного потока инженерными сооружениями, нарушение режима расхода и уровня воды при использовании водохранилищ, хозяйственное освоение пойменных участков.
Классификация по нанесенному ущербу
Ниже приводится классификация наводнений по степени опасности и разрушительному воздействию на прилегающие территории. Ученые по нанесенному ущербу различают следующие виды потопов:
- Низкие. Периодически (раз в 5 – 10 лет) отмечаются в поймах равнинных водотоков. Не приносят существенного ущерба, не сказываются на жизни населения. Затоплению подвергаются до 10% освоенных земель.
- Высокие. Происходят раз в 20 – 30 лет. Часть населения эвакуируется. Под водой оказываются нижние этажи прибрежных построек, до 20% обрабатываемых площадей. Для устранения последствий требуются серьезные затраты.
- Выдающиеся. Случаются раз в 50 – 100 лет, разрушают небольшие населенные пункты, затапливают до 70% сельскохозяйственных угодий. Требуется полная эвакуация населения. После наводнения инфраструктура региона оказывается разрушенной, населению требуется серьезная финансовая и социальная помощь государства. Возможно значительное изменение экосистемы пострадавшего региона.
- Катастрофы. Фиксируются раз в 200 – 300 лет. Приводят к огромным разрушениям, исправить которые зачастую невозможно, экологическим изменениям большого, иногда глобального, масштаба. Люди погибают в огромном количестве. С лица планеты стираются сельские и городские населенные пункты, сельскохозяйственные и природные ландшафты.
Типы наводнений
По характеру причин возникновения все наводнения делятся на:
- половодья;
- паводки;
- заторы и зажоры;
- вызванные воздействием береговых ветров;
- возникшие из-за прорыва гидротехнических конструкций, землетрясений, вулканической активности.
Половодье
Половодье – это затопление равнинной или низинной территории в весеннее время при таянии снегов или в теплый сезон после обильных осадков. Обычно такие потопы незначительны. В редких случаях бывают катастрофическими, возникают, когда осенью грунтовые породы сильно насытились влагой, а зимой крепко замерзли.
Если на равнинах в умеренном климате явление наблюдается преимущественно весной, то в горной местности летом при таянии ледников. Временем наступления половодья на территориях с муссонным климатом является лето – дождливый период, а в тропических регионах – весна и осень, когда в полуденные часы идут обильные дожди.
Паводок
Паводком называется этап режима рек, повторяющийся в разные сезоны года, проявляющийся сильным, но обычно недолговременным увеличением уровня воды, провоцируемый обильными осадками или быстрым таянием снега при оттепели. Паводки отмечаются в любой период года, и этим отличаются от половодья. Длятся от получаса до нескольких дней. Двигаясь по реке, создают волну. Если волна большая, то возникает наводнение.
Величина волны зависит от:
- обильности и продолжительности осадков;
- степени увлажнения и водопроницаемости грунта;
- рельефных особенностей водосбора;
- уровня уклона водотока;
- степени промерзания грунтовых пород.
Затор
Подразумевается нагромождение льдин в речном русле при ледоходе. Из-за явления затрудняется движение воды, изменяется поперечное водное сечение, в итоге уровень воды поднимается. Заторные наводнения обычно наблюдаются в изгибах, узких местах водотока, на отмелях, где льдины не могут перемещаться свободно.
Наводнения заторного происхождения делятся на:
- заторы подныривания, образующиеся на мелких реках, когда одни льдины подныривают под другие;
- заторы торошения, образующиеся на широких водотоках, когда льдины наваливаются друг на друга, затем разламываются.
Зажор
Это явление, представляющее собой скопление взрыхленного льда, наблюдается в осенние и зимние месяцы на участках водотоков, где происходит активное образование шуги при измененном уклоне течения воды. При зажорном наводнении существенно уменьшается сечение речного русла, в результате уровень воды повышается.
Образование зажора делится на 4 этапа:
- шуга прекращает двигаться, формируется неподвижное скопление ледяной массы;
- шуга выносится выше по течению, скапливается подо льдом;
- ледяная масса уплотняется;
- сечение речного русла уменьшается из-за большой массы накопившегося льда.
Толщина ледяной массы может достигать 10 м, длина – 20 км. Объем шуги, формирующей затор, составляет от 5 до 100 млн. м 3 .
Ветровой нагон воды
Имеется в виду значительный подъем воды под воздействием силы ветра. Для возникновения этого процесса нужно, чтобы ветер был достаточно сильным, а водное пространство обширным, иначе волна не сможет разогнаться.
Поэтому наводнения, спровоцированные ветром, наблюдаются на крупных озерах и водохранилищах, в дельтах рек, на морских побережьях. Такой вид наводнения непредсказуем, поскольку не имеет периодичности.
Иные типы наводнений
В эту категорию входят потопы, вызванные прорывами гидротехнических сооружений, землетрясениями и извержениями морских вулканов.
При мощных землетрясениях изменяется рельеф, водные объекты меняют очертания, вода выходит из привычных берегов, затапливает прилегающие населенные пункты. При извержениях морских вулканов образуется цунами – многометровая вертикальная волна, обрушивающаяся на побережья, смывающая в море находящиеся на берегу объекты.
Синонимы, словообразование
Зная, что такое затор, несложно подобрать к слову аналоги, замену:
- зажор;
- задержка;
- водозатор;
- затык;
- канитель;
- заминка;
- замедление;
- залом;
- трафик;
- приостановка;
- проволочка;
- оттяжка;
- промедление;
- пробка;
- приостановление.

От слова затор можно также образовать ряд прилагательных: заторные, заторная, заторный
и проч.
Теперь вы знаете все существующие значения данного слова. Затор — не только автомобильная пробка или явление при весеннем речном ледоходе, это весьма многозначный термин.
Затор: По ГОСТ Р 22.0.03; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
См … Словарь синонимов
Толковый словарь Ушакова
1. ЗАТОР1, затора, муж. 1. Остановка, задержка в движении от скопления в одном месте движущихся в одном направлении предметов, людей (разг.). К кассе толпа шла без очереди, и получился затор. Проходите, не устраивайте затора. Затор в трамвайном… … Толковый словарь Ушакова
— (от глагола затирать). Термин, известный в России с XVI в. и означающий совокупность хлебных (мучных) продуктов, разведенных водой и оставленных для брожения при квасоварении, пивоварении и винокурении. В затор к муке (зерну, отрубям)… … Кулинарный словарь
затор
— ЗАТОР, залом, пробка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЗАТОР, а, муж. Задержка в движении от скопления движущихся людей, предметов, пробка (в 3 знач.). На перекрёстке образовался з. З. льда. | прил. заторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
— (Blocking) застревание отдельных льдин между устоями мостов, мелями, островками и т. п., преграждающее путь ледоходу и забивающее русло реки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
— – пробка на дороге. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
1. ЗАТОР, а; м. 1. Задержка или остановка в движении из за скопления движущихся в одном направлении людей, предметов и т. п.; скопление людей, предметов и т. п., препятствующее движению. З. на дороге. З. машин в переулке. Образовать з. в движении … Энциклопедический словарь
Книги
Колонізатор , Сергій Залевський. Розгорнувши верф, корпорація «М. Ш. Тех» починає своє зростання і розвиток – створення носіїв «ШІ Колонія» справа складна і дорога. Але окрім кредитів, потрібні зародки Колоній, і Макс… электронная книга
Что такое затор на дорогах?
Жители крупных мегаполисов уже привыкли простаивать в автомобильных пробках по пути на роботу или же возвращаясь с нее домой. Что такое затор на дороге? Что он собой представляет?
Когда количество двигающихся по дороге автомашин превышает ее пропускную способность, возникает автомобильная пробка, или затор. Его развитие происходит стремительно и лавинообразно: всего за несколько минут целая улица города может оказаться парализованной. Автомобильные заторы не следует путать с так называемыми дородными «тягучками» или временными очередями из транспортных средств перед светофорами.
Любопытно, что проблема уличных пробок возникла еще в XVII веке! Автомашин в те времена, разумеется, еще не было. Но были кареты, число которых зашкаливало.

В 2006 году в России был учрежден новый дорожный знак, который так и называется: «Затор». Знак является временным. Увидев его перед развилкой, водитель может выбрать альтернативный путь своего следования, дабы объехать проблемное место.
Синонимы, словообразование
Зная, что такое затор, несложно подобрать к слову аналоги, замену:
- зажор;
- задержка;
- водозатор;
- затык;
- канитель;
- заминка;
- замедление;
- залом;
- трафик;
- приостановка;
- проволочка;
- оттяжка;
- промедление;
- пробка;
- приостановление.

От слова затор можно также образовать ряд прилагательных: заторные, заторная, заторный
и проч.
Теперь вы знаете все существующие значения данного слова. Затор — не только автомобильная пробка или явление при весеннем речном ледоходе, это весьма многозначный термин.
Затор: По ГОСТ Р 22.0.03; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
См … Словарь синонимов
Толковый словарь Ушакова
1. ЗАТОР1, затора, муж. 1. Остановка, задержка в движении от скопления в одном месте движущихся в одном направлении предметов, людей (разг.). К кассе толпа шла без очереди, и получился затор. Проходите, не устраивайте затора. Затор в трамвайном… … Толковый словарь Ушакова
— (от глагола затирать). Термин, известный в России с XVI в. и означающий совокупность хлебных (мучных) продуктов, разведенных водой и оставленных для брожения при квасоварении, пивоварении и винокурении. В затор к муке (зерну, отрубям)… … Кулинарный словарь
затор
— ЗАТОР, залом, пробка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЗАТОР, а, муж. Задержка в движении от скопления движущихся людей, предметов, пробка (в 3 знач.). На перекрёстке образовался з. З. льда. | прил. заторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
— (Blocking) застревание отдельных льдин между устоями мостов, мелями, островками и т. п., преграждающее путь ледоходу и забивающее русло реки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
— – пробка на дороге. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
1. ЗАТОР, а; м. 1. Задержка или остановка в движении из за скопления движущихся в одном направлении людей, предметов и т. п.; скопление людей, предметов и т. п., препятствующее движению. З. на дороге. З. машин в переулке. Образовать з. в движении … Энциклопедический словарь
Книги
Колонізатор , Сергій Залевський. Розгорнувши верф, корпорація «М. Ш. Тех» починає своє зростання і розвиток – створення носіїв «ШІ Колонія» справа складна і дорога. Але окрім кредитів, потрібні зародки Колоній, і Макс… электронная книга
Затор
– это скопление льда в русле, ограничивающее
течение реки. В результате происходит
подъем воды и ее
разлив.
Затор образуется
обычно в конце зимы и в весенний период
при вскрытии рек во время разрушения
ледяного покрова. Состоит он из крупных
и мелких льдин.
Зажор
– явление, сходное с затором льда.
Однако, во-первых, зажор состоит из
скопления рыхлого льда (шуга, небольшие
льдинки), тогда как затор есть скопление
крупных и в меньшей степени небольших
льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается
в начале зимы, в то время как затор – в
конце зимы и весной.
Главной причиной
является задержка процесса вскрытия
льда на тех реках, где кромка ледяного
покрова весной смещается сверху вниз
по течению. При этом движущийся сверху
раздробленный лед встречает на своем
пути еще не нарушенный ледяной покров.
Последовательность вскрытия реки
сверху вниз по течению является
необходимым, но недостаточным условием
возникновения затора льда. Основное
условие создается только тогда, когда
поверхностная скорость течения воды
при вскрытии довольно значительна
(0,6-0,8 м/с и более). Различные русловые
препятствия, как, например, крутые
повороты, сужения, острова, изменение
уклона поверхности от большего к
меньшему, лишь усиливают процесс.
Зажоры
образуются на реках в период формирования
ледяного покрова. Необходимым условием
образования является возникновение в
русле внутриводного льда и его вовлечение
под кромку ледяного покрова. Решающее
значение при этом имеет поверхностная
скорость течения (более 0,4 м/с), а также
температура воздуха в период замерзания.
Образованию зажоров способствуют
острова, отмели, валуны, крутые повороты,
сужение русла. Скопление шуги и
другого рыхлого ледяного материала,
образующегося на этих участках в
результате непрерывного процесса
образования внутриводяного льда и
разрушения ледяного покрова, вызывает
стеснение водного сечения, вследствие
чего происходит подъем воды выше по
течению. Ниже – уровни понижаются.
Образование сплошного покрова в
месте образования зажора задерживается.
Самые масштабные наводнения в мире
Данное стихийное бедствие отмечается часто и не особо удивляет людей. На паводки и несильное половодье население в большинстве случаев вообще не обращает внимания. Но было в истории немало самых крупных наводнений, принесших огромный ущерб. Из самых известных наводнений в мире следует отметить:
- В 1931 году в Китае:Получило справедливый статус самого большого наводнения в мире. И самого разрушительного. Крупные реки страны – Янцзы и Хуанхэ – после длительного дождливого периода вышли из русла, разрушили дамбы. О катастрофе узнал весь мир, ведь она оставила после себя ужасающую картину. Затопленными оказались 300 тыс. гектаров обрабатываемых земель, причем вода держалась почти полгода. Погибло почти 4 млн. человек.
- В 1342 году в Европе. Это наводнение случилось давно, но было задокументировано и названо именем Святой Магдалены. В регионе, охватывающем долины Рейна, Майна, Эльбы, несколько недель шли обильные дожди. Реки разлились. Средневековое население было совершенно не готово к удару стихии, в итоге погибло несколько тысяч человек.
- В 1634 году на датском и германском берегу Северного моря ураганный ветер разрушил прибрежную дамбу. Жертвами затопления стали более 8 тысяч человек.
- В 1887 году в Китае река Хуанхэ разлилась из-за проливных дождей. Жизни лишились более 900 тысяч человек.
- В 1970 году в Индии разлилась дельта Ганга. Погибло около 500 тысяч населения.
- В 1991 году в Бангладеш цунами снесло с побережья несколько населенных пунктов. Погибли 140 тысяч жителей:
- В 1824 году в Санкт-Петербурге разлилась Нева, вода поднялась на 4 м. Жизни лишились 600 тысяч горожан.
- В 1938 году в Китае катастрофу вызвала непродуманная человеческая деятельность. Китайское правительство, желая блокировать наступление японских военных, приказало разрушить плотины. Результатом глупого приказа стала гибель 500 тысяч мирного населения.
Предотвратить наводнения невозможно, ведь нельзя повлиять на погодные и климатические условия. Но спрогнозировать стихию, а значит, спасти человеческие жизни, ученые могут. Осуществляются беспрерывные наблюдения за количеством осадков, уровнем водоемов и водотоков, состоянием грунтовых вод. Для выявления признаков опасного процесса используются сведения метеорологических спутников, данные компьютерных программ гидрометеорологического прогнозирования. Сегодня ученые могут предсказать появление потопа, узнать его интенсивность, причины возникновения.
Источник
Последствия наводнений
Поражающими факторами наводнения являются быстрота подъема воды и внезапность поражения обширных участков местности. Явление сопровождается:
- затоплением – покрытием некоторого участка территории водным слоем определенной толщины;
- подтоплением – попаданием воды в подвальные помещения и нижние этажи зданий через канализационные конструкции, по траншейным сооружениям, также в результате подъема уровня грунтовых вод.
При затоплении обрабатываемых земель и населенных пунктов:
- погибают люди, дикие и домашние животные;
- повреждаются и разрушаются постройки, инфраструктурные объекты;
- страдают материальные ценности и объекты культурного наследия;
- становится невозможной сельскохозяйственная деятельность;
- погибают выращиваемые растения;
- смывается плодородный почвенный слой;
- происходят изменения рельефа и ландшафта.
Также в результате потопа возможно:
- аварийное состояние построек из-за подмыва фундамента;
- попадание в водоемы токсичных веществ из подмытых складов и хранилищ;
- заражение населения инфекцией, принесенной потоком воды;
- заболачивание больших территорий;
- разрывы канализационных, газовых, водопроводных труб, линий электропередач из-за неравномерно просаживаемого грунта.
Летом пережить наводнение проще, чем в холодный сезон года. В сельских населенных пунктах значимыми факторами являются период возникновения и длительность процесса. Ведь жизнь сельского населения поэтапна, определяется сезонностью хозяйственных работ. Из почвы затопленных угодий вытесняется воздух, корни растений страдают от нарушения газообмена. В результате урожай заметно снижается или погибает.
Для минимизации негативного воздействия разрушительных наводнений:
- создаются насыпные отмели;
- углубляются мелководные участки реки;
- сооружаются дамбы для регулирования стока;
- строятся водохранилища, выравнивающие речной сток по сезонам года.
Когда ожидается стихия катастрофического масштаба, начинается эвакуация населения. Сложнее всего бывает заставить людей покинуть дома и оставить имущество.
Людям, живущим в районах, где высока вероятность наводнений, необходимо знать правила поведения при стихийном бедствии. Каждый житель неблагоприятного района должен узнать у службы, занимающейся предупреждением чрезвычайных ситуаций, предполагаемую границу затопления. Следует отметить для себя возвышенные участки местности, куда можно отправиться, чтобы переждать стихию. Также стоит обзавестись лодкой, или хотя бы собрать материал, из которого можно соорудить плот.
Из зоны затопления нужно убраться сразу после сообщения о наводнении. С собой необходимо взять дорожную сумку, содержащую документы, аптечку, семейные ценности, теплую одежду, пищевые продукты. Покидая жилище, нужно отключить электричество и газ, закрыть окна и межкомнатные двери. Можно заколотить снаружи окна и входную дверь досками или панелями.
Если катастрофа случилась быстро, застала врасплох, и не удалось покинуть жилище, то нужно влезть на крышу. На крыше следует закрепить белую ткань, чтобы спасатели на лодках знали, куда плыть. В ночное время следует посылать сигналы спасателям фонарем. Если спасатели задерживаются, а вода стремительно прибывает, достигает крыши, то придется соорудить плот из хорошо держащихся на воде предметов, выдерживающих вес человеческого тела. Необходимо спустить импровизированный плот на воду, плыть в сторону, где предположительно можно найти помощь.
Причины дорожных пробок и способы их решения
Причин возникновения заторов на городских дорогах достаточно много. Попробуем выделить самые распространенные из них:
- суточные и недельные перемещения населения;
- серьезные аварийные ситуации;
- ремонтные работы на важных автомобильных трассах;
- наличие нерегулируемых пересечений дорог или проблемных перекрестков;
- наличие сужений на проезжей части;
- перекрытия движения на дорогах для проезда важных персон, чиновников, и пр.;
- сложные погодные условия (туман, снегопад, гололед и др.).

С дорожными заторами в разных странах и городах пытаются бороться по-разному. Строительство дополнительных развязок, усовершенствование перекрестков, правильная регулировка светофоров и расширение проезжей части — это классические способы. В самых развитых государствах планеты к решению этой проблемы активно подключаются ученые, которые используют новейшие компьютерные технологии и разработки.
Эталонным примером в борьбе с дорожными пробками можно назвать бразильский город Куритибу. Местные власти довели работу общественного транспорта здесь практически до идеала. Во многих мегаполисах Восточной Азии эту с помощью квот (как, например, в Сингапуре). Здесь человеку нужно не просто купить автомобиль, но еще и приобрести квоту (разрешение) на его использование в пределах города.
А вот в Афинах к решению вопроса подошли нестандартно. В греческой столице по четным дням на улицы города разрешено выезжать лишь тем автомобилям, номера которых заканчиваются на четную цифру. В нечетные дни — все наоборот.
Краткая характеристика заторов и зажоров.
Их
главными определяющими являются:
строение, размеры, максимальный
уровень и максимальный подъем воды.
В
строении затора выделяются три характерных
участка: замок – покрытый трещинами
ледяной покров или перемычка из льда,
заклинивших русло; собственно затор
(голова затора) – многослойное скопление
хаотически расположенных льдин,
подвергшихся интенсивному торошению;
хвост – примыкающее к затору однослойное
скопление льда в зоне подпора.
Длина
головной части затора обычно превышает
ширину реки в 3-5 раз. На этом участке
скопление льда имеет максимальную
толщину. Длина хвоста затора на крупных
реках может достигать нескольких
десятков километров. На средних реках
общая длина затора может быть от одного
до нескольких километров.
Зажорные
массы льда однородны по своему строению
и располагаются непосредственно у
кромки ледяного покрова и под ним. Здесь
они имеют небольшую толщину. Длина
зажорного участка может составлять от
3 до 5 величин ширины реки. Это примерно
3-5 км на средних и до 15 км на больших.
Основными
характеристиками являются максимальные
подъемы уровней воды. Максимальный
заторный уровень, как правило, превышает
уровень весеннего половодья. Максимальный
зажорный уровень превышает уровень
воды при ледоставе.
Наибольшие
заторные и зажорные подъемы воды в реках
России приведены в таблице.
Таблица 7.
|
Заторные подъемы |
Зажорные подъемы |
||
|
Сясь, Великая |
Нева, Свирь, Нарва |
||
|
Томь, Иртыш, Енисей |
Томь, Енисей, Ангара, Катунь |
||
|
Нижняя Тунгуска |
|||
|
Оленек, Лена, Алдан, Витим |
|||
|
Колыма, Мамакан |
|||
|
Амур, Бурея |
Амур, Бурея, Зея |
||
|
Онон, Анадырь, Уда, Зея, Шилка, Аргунь |
|||
|
Тым, Поронай |
Тым, Тумнин |
Применяется
также такая характеристика, как
продолжительность затора или зажора.
Затор льда – явление кратковременное.
Высокий уровень держится обычно от
0,5 до 1,5 суток. Бывали случаи и более
длительного стояния, но они всегда
связаны с похолоданием и сокращением
стока воды. Период подъема зажорного
уровня несколько более длительный,
до 3 суток. Спад уровня обычно происходит
за 10-15 суток.
Другой
часто применяемой характеристикой
заторов и зажоров служит повторяемость
этих явлений. Здесь колебания весьма
велики. В одних местах они повторяются
через 2-5 лет, в других – значительно
реже.
Непосредственная
опасность этих явлений заключается в
том, что происходит резкий подъем
воды, и в значительных пределах. Вода
выходит из берегов и затопляет
прилегающую местность. Кроме того,
опасность представляют и навалы льда
на берегах высотой до 15 м, которые часто
разрушают прибрежные сооружения.
Зажорные
явления приводят к более тяжелым
последствиям, так как они случаются в
начале, а иногда и в середине зимы и
могут длиться до 1,5 месяцев. Разлившаяся
вода замерзает на полях и в других
местах, создавая сложности для ликвидации
последствий такого стихийного бедствия.
Мощные
и частые заторы льда присущи тем рекам,
у которых вскрытие происходит сверху
вниз по течению. Такая последовательность
характерна для Северной Двины, Печоры,
Лены, Енисея, Иртыша – рек, текущих с
юга на север.
Места
образования заторов льда можно разделить
на постоянные и непостоянные. Постоянные
места известны. Непостоянные – известны
меньше. Большей частью это крутые
повороты в сочетании с сужением русла.
Заторы на реках –
широко распространенное явление и
свойственны в основном крупным рекам,
например: Северной Двине, Сухоне, Печоре,
Енисею и многим другим.
По частоте зажорных
наводнений и величине подъема воды
первенство принадлежит двум самым
крупным озерным рекам – Ангаре и Неве.
В каких науках и сферах человеческой деятельности применяется это слово? Каковы причины возникновения дорожных заторов и как с ними борются в прогрессивных странах и городах мира? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Затор реки
Для большинства российских рек характерно неравномерное освобождение от ледяного покрова по всей длине русла. Как следствие — образование заторов и зажоров (подпор уровня воды из-за того, что естественное течение забивается шугой — скоплением мелких кусочков льда как в толще реки, так и на ее поверхности). В свою очередь, это ведет за собой резкий подъем уровня реки, что становится причиной наводнений и паводков.

Что такое затор? Это следствие разрушения ледяного покрова, скопление дрейфующих льдин. Может быть двух типов:
- Подныривания — льдины попадают под еще не разрушившийся ледяной покров реки. Явление более характерно для узких речек.
- Торошения — следствие подвижки и навала льдин друг на друга. Встречается на широких реках из-за ломки ледяного покрова волнами либо в случае весеннего половодья.
Если река течет с севера на юг, то ожидать появления затора следует в нижней части бассейна ее основного русла. Если с юга на север, то, наоборот, в верхней.



























