2.2 Наука в жизни современного общества.
План.
- Многозначность понятия «наука».
- Цель и функции науки.
- Система научных знаний.
- Классификация наук.
- Этические нормы науки.
- Черты современной науки.
- Критерии научных знаний.
- Тенденции развития науки в современной России.
Наука
- Систематизированные взгляды на действительность
- Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
- Особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Функции науки:
- познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
- культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
- практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
- социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
- прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.
Система научных знаний:
- научные факты
- законы
- теории
- методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
- особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
- специальная терминология
Классификация наук:
по предмету познания
- естественные – изучают природу химия, биология, экология)
- точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
- общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
- гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
- технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)
по ориентации на практику
- фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
- прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
- социальная ответственность учёного (клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность— различные направления и школы
- интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Критерии научных знаний
- объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
- рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
- системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
- проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
- Наличие особой системы методов исследования
- Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью
Тенденции развития науки в современной России
- Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
- Возрастание роли науки как производительной силы общества
- Усиление практической направленности научных знаний
- Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
↑ Модели развития научного знания
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели | Её содержание |
Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*». |
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Виды науки
Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:
- естественные;
- технические;
- гуманитарные;
- общественные.
Естественные
Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.
Технические
Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.
Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания.
Гуманитарные
Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.
К гуманитарным наукам относят:
- культурологию;
- политологию;
- лингвистику;
- филологию;
- психологию;
- этнографию;
- религиоведение;
- антропологию;
- литературоведение;
- искусствознание;
- отдельные разделы философии;
- частично исторические науки.
Общественные
Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.
Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.
На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:
- социология;
- история;
- юриспруденция;
- политология;
- педагогика;
- риторика;
- социальная география;
- экономика;
- большая часть гуманитарных наук.
Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.
Строение и основная функция, которую несет наука в социальной сфере
Науку всегда, во все времена было принято рассматривать и характеризовать, как высоко специализированную направленную деятельность, по созданию объективных и адекватных знаний о мире. А также непосредственно и самого человека.
На данный момент можно, однозначно сказать, что наука в современном мире и непосредственно в обществе, играет важную роль. А также во всех сферах и отраслях современного социума. Развитие науки, зависит от того, как именно развивается само общество. Важную роль играет и темпы развития современного государства. Главным достижение науки, считается все что окружает человека. Все, что окружает человека — является научным достижением. На современном этапе, науке поставлена цель решать важные проблемы, при этом создавая новые отрасли в структуре исследований. В настоящее время развитие стран с положительной динамикой зависит от научной сферы, которой они располагают.
Страны, которые серьезно рассматривают вопрос о научных исследованиях, успешно осваивают современные технологии, затрачивают большие финансовые и информационные средства, имеют возможность в современном мире занимать ведущие позиции на всей мировой арене. Управлять современным обществом без применения науки практического не невозможно.
Наука оказывает воздействие на человека, в первую очередь через образовательную систему. А именно:
- через изучение научных открытий и исследований;
- путем развития детей, и их формирование и развитие как грамотной и образованной личности.
Систем образования, является своеобразным толчком для развития научного мировоззрения и формирования личности человека. Современная политика во многих странах направлена на эффективное применение потенциала грамотных специалистов в общественной жизни.
Рассмотрим подробно, какие функции характерны науке, в современном социальном развитии. Ответим на главный вопрос, который звучит следующим образом:
Дополнительные функции науки и их характерные особенности
Управленческо-регулятивная. В ходе проведенных исследований создаются и разрабатываются основные методы и идеи по управлению главных социальных процессов. Штат ученых, менеджеров, экономистов и политологов, осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы предоставлять самую нужную и продуктивную информацию по управлению для сотрудников. Их задача также состоит в совершенствовании самой структуры любого производства, нормализация отношении в коллективе, повышении эффективности в процессе управленческих решений.
Традиционная. Ее основная задача состоит в сохранении всего, что было создано и разработано ранее. Все нормы, стандарты, идеалы и ценности должны иметь преемственность из поколения в поколение. В первую очередь это касается научного и исследовательского производства. Для, того чтобы достичь успеха, нужно помнить, что без прошлого будущее невозможно.
Практически-действенная функция. Данная функция тесно взаимосвязана со всеми функциями науки и непосредственно, через них проходит свою интеграцию. Представляет понятие науки, как социальную и преобразующую силу, способную многое изменить и преобразовать в лучшую сторону.
↑ Классификации наук
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.
Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
- естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
- общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
- технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).
Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.
Культурно-мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция заключается в способности науки влиять на представления людей об окружающей действительности. Научная картина мира формируется на основании знаний, которые доступны обществу на определённом этапе развития.
Познакомимся с примерами того, как менялись представления человека об устройстве мира.
- В древности государства жили изолированно друг от друга, поэтому по-разному описывали жизнь на планете. В одних странах бытовало мнение, что за пределами исследованных территорий живут чудовища, в других говорилось о том, что Земля покоится на трёх слонах или китах.
-
В эпоху Средневековья в европейских государствах считалось, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и другие небесные тела вращаются вокруг неё.
В период Великих географических открытий представления человека существенно изменились. Открытые территории изучались, карта мира становилась более похожей на современную.
Рис. 1. Древняя карта мира.
Основные функции науки в социальной сфере
Социальная функция. Наука в общественной жизни выполняет множество различных и значимых функций. В данной функции, включены все возможности науки принимать участие в решении повседневных проблем. Создание наиболее лучших и благоприятных условий для общественной жизни и развития культурной составляющей.
Однозначно, можно отметить, что социальная сфера, взаимосвязана со всем, что происходит в жизни человека и всего общества.
Основные функции:
Мировоззренческая функция. Выполняет роль для продвижения научной картины всего мира и подробное исследование отношения человечества ко всему миру. При помощи науки создается картина мира, в которой собраны все значения об обществе, природных явлениях и, непосредственно, о самом человеке. Характеризуя картину мира, можно сказать, что она тесно взаимосвязана с философией и религией человека, его постоянным переосмыслением и переоценкой.
Познавательная функция. Связана с познавательными качествами, которые свойственны всему живому на земле. Процесс познания мира, его природных явлений, изученных и неизученных. Данный метод применяется человека на протяжении всей его жизни. Общество постоянно пытается что-то изучить, познать, сделать новое научное открытие.
Экономическая функция. Данная функция является основной и производительной силой в науке. Выступает, как главный фактор развития культурной жизни в обществе. Через экономику происходит процесс преобразования разных сфер жизни человека
Чем больше уделяется внимание экономике, тем более развитым будет государство и общество в целом
Техническая или технологическая функция, иначе еще звучит как производственная. Служит, для внедрения и функционирования новых методов и способов для улучшения форм организации и управления предприятия в целом. При ее помощи, происходит модернизация и развитие производственных процессов.
Образовательная функция. Образовательная функция, выполняет роль основного фактора, который служит для повышения уровня образованности в обществе. Основные научные достижения влияют и оказывают воздействие на процесс воспитания и образования в обществе. Это основополагающая при составлении учебной литературы, программ и методов обучения.
Главную роль в этой функции, стоит отдать педагогике. Которая в свою очередь имеет влияние через политическую, культурную, научную деятельность. Частично осуществляется через деятельность и разработки ученых и средств массовой информации.
Культурная функция. Культура — это основоположник развития человека и общества в целом, его познаний и основной деятельности. Ей главные идеи и рекомендации очень активно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс. Она прежде всего служит для формирования человека, как субъекта, для осуществления деятельности и познания. Индивид (личность человека) получает уже готовые средства и способы познания окружающего мира. Приобщается к ним благодаря постепенному процессу социализации. Из истории можно вспомнить, что общество любой эпохи всегда имело общий язык, согласно народности, совместные традиции и манеру поведения, при помощи которых проявлялась действительность их существования. Научные познания широко применялись в быту, тем самым составляя основу создания и формирования мировоззрения людей.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Наука как социальная сила
До сер. 19 века достижения науки в практической деятельности использовались эпизодически и не вели к рациональному использованию всех появляющихся возможностей.
В современном мире, в условиях научно-технической революции, наука выступает как социальная сила, оказывающая непосредственное влияние на процессы социального развития.
Методы науки широко используются при разработке программ и планов экономического и социального развития. Такие программы обозначают цели деятельности организаций, предприятий и учреждений. При этом участие самих ученых как носителей специфических знаний принципиально необходимо.
Программы и планы развития носят комплексный характер, поэтому их создание и дальнейшее внедрение предусматривает взаимодействие естественных, общественных и технических наук.
Наука в качестве социальной силы помогает в решении глобальных проблем человечества. Однако, развитие научно-технического прогресса ведет к истощению природных ресурсов, растет загрязнение воды, воздуха, почвы. Наука выступает фактором радикальных изменений, происходящих в местах обитания человека.
Ученые первые обратили внимание на симптомы надвигающегося кризиса, начали привлекать к проблеме внимание государственных и политических деятелей, общественности, хозяйственных руководителей. Только наука может определить параметры и масштабы экологических опасностей
Наука выполняет прогностическую функцию, которая позволяет человеку прогнозировать последствия изменений окружающего мира, осуществляемые в соответствии с потребностями и желаниями людей. Различные научные модели способны показать тенденции развития общества, дать соответствующие рекомендации по их определению.
Что такое наука
Наукой называется все знание или знание, образованное путем наблюдения и систематического и обоснованного изучения природы, общества и мысли.
Цель науки — открыть законы, регулирующие явления реальности, понять их и объяснить. Отсюда следует, что функция науки заключается в описании, объяснении и прогнозировании таких явлений с целью улучшения жизни человека.
Наука производит научные знания, которые получены с помощью научного метода, то есть путем наблюдения и систематических экспериментов. Следовательно, научное знание предлагает обоснованные и точные выводы, которые могут быть доказаны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Слово «наука» происходит от латинского «scientĭa», что означает «знание» или «знать». В этом смысле наука включает в себя все области знаний и исследований (включая формальные, естественные, социальные и гуманитарные науки), которые влекут за собой разработку теорий и методов, характерных для каждой области.
Наука также тесно связана с технологией, особенно со второй половины XIX века
Отсюда важность научных исследований, направленных на создание или совершенствование технологии
Особенности науки
Науки очень разные по своим конкретным целям. Вместе с тем все они разделяют поиск общих законов; фундаментальные методологические принципы; систематический характер и полезность для цивилизации. Давайте рассмотрим каждую функцию отдельно:
1. Применяет научный метод. Наука применяет проверяемые нормы и критерии для изучения явлений, которые называются научным методом. Научный метод основан на:
- наблюдении;
- суждении;
- формулировании гипотез;
- эксперименте;
- доказательстве;
- выводе.
2. Она стремится искать общие законы. Наука стремится понять общие законы или принципы, регулирующие явления. Некоторые науки, такие как математика, стремятся к тому, чтобы эти законы имели степень определенности. Другие науки, такие как естественные или социальные, строят законы, подлежащие постоянному пересмотру. Примером общего закона в науке является закон гравитации Ньютона.
3. Она является кумулятивной и систематической. Наука ценит знания, накопленные из предыдущих исследований, то есть предпосылки. Они всегда являются отправной точкой, либо как средства к существованию теоремы, либо как вопрос. В то же время все новые знания становятся частью научного наследия. Например, гелиоцентрическая теория Коперника заменила геоцентрическую теорию Птолемея, в то время как законы Кеплера об эллиптических орбитах усовершенствовали теорию Коперника.
4. Польза. Любая наука дает полезные, необходимые и необходимые знания для интерпретации реальности и для стимулирования человеческого и социального развития в любых его аспектах: культурном, интеллектуальном, технологическом, промышленном и т. д. Например, наука позволила открытие пенициллина и электричества.
↑ Функции науки
Функция | Характеристика |
культурно-мировоззренческая | Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения. |
познавательно-объяснительная | Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира. |
прогностическая | Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п. |
социальная | Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества. |
производственная | Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д. |
Понятие науки
Наука является важнейшей особенностью культуры современного общества и ее динамичной составляющей.
Наука — это исторически сформировавшаяся форма деятельности человека, которая состоит в познании окружающего мира (природы, человека, общества), сборе постоянно обновляющихся фактов, систематизации данных об объективной действительности и их критическом анализе (открытие законов и закономерностей).
Если говорить кратко, то наука — это и система знаний, и их выработка, и деятельность по их практическому применению.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Наукой также можно назвать совокупность результатов умственного труда в отдельных отраслях и направлениях, их синтез и развитие.
Миссия науки
На основе этого осуществляется прогнозирование и синтез нового научного знания. Отсюда следует, что основной миссией науки является добыча достоверных сведений и построение причинно-следственных связей для осуществления научно обоснованных прогнозов.
Социальные функции науки
Функция науки – внешнее проявление значительных свойств науки. Наука в обществе выполняет ряд функций. В функциях предопределены способности и возможности науки принимать участие в решении важнейших проблем жизнедеятельности общества, в формировании наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей и развития культуры.
Замечание 1
Социальные функции науки исторически изменяются, развиваются, представляют собой важный фактор развития самой науки.
Выделяют следующие основные группы социальных функций науки:
- Мировоззренческая функция. Разработка и продвижение научного мировоззрения, научной картины мира, изучение отношения человека к миру. Наука создает научную картину мира, представленную совокупностью знаний о человеке, обществе, природе. Научная картина мира соотносится с философским, мифологическим, религиозным осмыслением мира, она постоянно переоценивается.
- Познавательная функция. Выражается в познании человека, природы, общества, рационально-теоретическом осмыслении мира, изучении его законов, объяснении разнообразных процессов и явлений, выполнение прогностических действий.
- Экономическая функция. Непосредственная производительная сила. Наука выступает значительным фактором хозяйственного и культурного развития человека.
- Технико-технологическая, или производственная функция. Осуществляет внедрение в производство новых форм организации, технологий и т.д.
Дополнительные функции науки:
- Управленческо-регулятивная функция. В результате научных исследований разрабатываются методологические и идейно-теоретические основы управления и регуляции социальных процессов. Социологи, ученые, менеджеры, экономисты, политологи и психологи осуществляют консультирование сотрудников государственного аппарата, предоставляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, практическими рекомендациями совершенствуют организационные структуры, деловые и служебные отношения, повышают эффективность управленческих решений.
- Традиционная, или идейно-преемственная функция. Обеспечивает связь времен, сохранение и наследование научных достижений, научной памяти, преемственность поколений ученых, передачу определенных норм, идеалов, ценностей в сфере научного производства, передачу исследовательских традиций.
- Практически-действенная функция. Характеризует науку как преобразующую социальную силу, способную изменить все стороны, сферы и отношения общества. Эта функция интегрирует все другие функции науки, осуществляется через производственную, практическую деятельность людей.