Какие функции выполняет наука

Функции науки

2.2 Наука в жизни современного общества.

 План.

  • Многозначность понятия «наука».
  • Цель и функции науки.
  • Система научных знаний.
  • Классификация наук.
  • Этические нормы науки.
  • Черты современной науки.
  • Критерии научных знаний.
  • Тенденции развития науки в современной России.

 Наука           

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
  • культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
  • практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
  • социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
  • прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Система научных знаний:

  • научные факты
  • законы
  • теории
  • методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
  • особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
  • специальная терминология

Классификация наук:

по предмету познания

  • естественные – изучают природу химия, биология, экология)
  • точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
  • общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
  • гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
  • технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

по ориентации на практику

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование)
  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
  • незавершённость
  • дифференцированность— различные направления и школы
  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ

Инновация — нововведение.

Критерии научных знаний

  • объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
  • Наличие особой системы методов исследования
  • Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Тенденции развития науки в современной России

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
  • Возрастание роли науки как производительной силы общества
  • Усиление практической направленности научных знаний
  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Виды науки

Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:

  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные;
  • общественные. 

Естественные

Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.

Технические

Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.

Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания. 

Гуманитарные

Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.

К гуманитарным наукам относят:

  • культурологию;
  • политологию;
  • лингвистику;
  • филологию;
  • психологию;
  • этнографию;
  • религиоведение;
  • антропологию;
  • литературоведение;
  • искусствознание;
  • отдельные разделы философии;
  • частично исторические науки.

Общественные

Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.

Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.

На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:

  • социология;
  • история;
  • юриспруденция;
  • политология;
  • педагогика;
  • риторика;
  • социальная география;
  • экономика;
  • большая часть гуманитарных наук.

Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.

Строение и основная функция, которую несет наука в социальной сфере

Науку всегда, во все времена было принято рассматривать и характеризовать, как высоко специализированную направленную деятельность, по созданию объективных и адекватных знаний о мире. А также непосредственно и самого человека.

На данный момент можно, однозначно сказать, что наука в современном мире и непосредственно в обществе, играет важную роль. А также во всех сферах и отраслях современного социума. Развитие науки, зависит от того, как именно развивается само общество. Важную роль играет и темпы развития современного государства. Главным достижение науки, считается все что окружает человека. Все, что окружает человека — является научным достижением. На современном этапе, науке поставлена цель решать важные проблемы, при этом создавая новые отрасли в структуре исследований. В настоящее время развитие стран с положительной динамикой зависит от научной сферы, которой они располагают.

Страны, которые серьезно рассматривают вопрос о научных исследованиях, успешно осваивают современные технологии, затрачивают большие финансовые и информационные средства, имеют возможность в современном мире занимать ведущие позиции на всей мировой арене. Управлять современным обществом без применения науки практического не невозможно.

Наука оказывает воздействие на человека, в первую очередь через образовательную систему. А именно:

  • через изучение научных открытий и исследований;
  • путем развития детей, и их формирование и развитие как грамотной и образованной личности.

Систем образования, является своеобразным толчком для развития научного мировоззрения и формирования личности человека. Современная политика во многих странах направлена на эффективное применение потенциала грамотных специалистов в общественной жизни.

Рассмотрим подробно, какие функции характерны науке, в современном социальном развитии. Ответим на главный вопрос, который звучит следующим образом:

Дополнительные функции науки и их характерные особенности

Управленческо-регулятивная. В ходе проведенных исследований создаются и разрабатываются основные методы и идеи по управлению главных социальных процессов. Штат ученых, менеджеров, экономистов и политологов, осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы предоставлять самую нужную и продуктивную информацию по управлению для сотрудников. Их задача также состоит в совершенствовании самой структуры любого производства, нормализация отношении в коллективе, повышении эффективности в процессе управленческих решений.

Традиционная. Ее основная задача состоит в сохранении всего, что было создано и разработано ранее. Все нормы, стандарты, идеалы и ценности должны иметь преемственность из поколения в поколение. В первую очередь это касается научного и исследовательского производства. Для, того чтобы достичь успеха, нужно помнить, что без прошлого будущее невозможно.

Практически-действенная функция. Данная функция тесно взаимосвязана со всеми функциями науки и непосредственно, через них проходит свою интеграцию. Представляет понятие науки, как социальную и преобразующую силу, способную многое изменить и преобразовать в лучшую сторону.

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

Культурно-мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция заключается в способности науки влиять на представления людей об окружающей действительности. Научная картина мира формируется на основании знаний, которые доступны обществу на определённом этапе развития.

Познакомимся с примерами того, как менялись представления человека об устройстве мира.

  • В древности государства жили изолированно друг от друга, поэтому по-разному описывали жизнь на планете. В одних странах бытовало мнение, что за пределами исследованных территорий живут чудовища, в других говорилось о том, что Земля покоится на трёх слонах или китах.
  • В эпоху Средневековья в европейских государствах считалось, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и другие небесные тела вращаются вокруг неё.

В период Великих географических открытий представления человека существенно изменились. Открытые территории изучались, карта мира становилась более похожей на современную.

Рис. 1. Древняя карта мира.

Основные функции науки в социальной сфере

Социальная функция. Наука в общественной жизни выполняет множество различных и значимых функций. В данной функции, включены все возможности науки принимать участие в решении повседневных проблем. Создание наиболее лучших и благоприятных условий для общественной жизни и развития культурной составляющей.

Однозначно, можно отметить, что социальная сфера, взаимосвязана со всем, что происходит в жизни человека и всего общества.

Основные функции:

Мировоззренческая функция. Выполняет роль для продвижения научной картины всего мира и подробное исследование отношения человечества ко всему миру. При помощи науки создается картина мира, в которой собраны все значения об обществе, природных явлениях и, непосредственно, о самом человеке. Характеризуя картину мира, можно сказать, что она тесно взаимосвязана с философией и религией человека, его постоянным переосмыслением и переоценкой.

Познавательная функция. Связана с познавательными качествами, которые свойственны всему живому на земле. Процесс познания мира, его природных явлений, изученных и неизученных. Данный метод применяется человека на протяжении всей его жизни. Общество постоянно пытается что-то изучить, познать, сделать новое научное открытие.

Экономическая функция. Данная функция является основной и производительной силой в науке. Выступает, как главный фактор развития культурной жизни в обществе. Через экономику происходит процесс преобразования разных сфер жизни человека

Чем больше уделяется внимание экономике, тем более развитым будет государство и общество в целом

Техническая или технологическая функция, иначе еще звучит как производственная. Служит, для внедрения и функционирования новых методов и способов для улучшения форм организации и управления предприятия в целом. При ее помощи, происходит модернизация и развитие производственных процессов.

Образовательная функция. Образовательная функция, выполняет роль основного фактора, который служит для повышения уровня образованности в обществе. Основные научные достижения влияют и оказывают воздействие на процесс воспитания и образования в обществе. Это основополагающая при составлении учебной литературы, программ и методов обучения.

Главную роль в этой функции, стоит отдать педагогике. Которая в свою очередь имеет влияние через политическую, культурную, научную деятельность. Частично осуществляется через деятельность и разработки ученых и средств массовой информации.

Культурная функция. Культура — это основоположник развития человека и общества в целом, его познаний и основной деятельности. Ей главные идеи и рекомендации очень активно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс. Она прежде всего служит для формирования человека, как субъекта, для осуществления деятельности и познания. Индивид (личность человека) получает уже готовые средства и способы познания окружающего мира. Приобщается к ним благодаря постепенному процессу социализации. Из истории можно вспомнить, что общество любой эпохи всегда имело общий язык, согласно народности, совместные традиции и манеру поведения, при помощи которых проявлялась действительность их существования. Научные познания широко применялись в быту, тем самым составляя основу создания и формирования мировоззрения людей.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Наука как социальная сила

До сер. 19 века достижения науки в практической деятельности использовались эпизодически и не вели к рациональному использованию всех появляющихся возможностей.

В современном мире, в условиях научно-технической революции, наука выступает как социальная сила, оказывающая непосредственное влияние на процессы социального развития.

Методы науки широко используются при разработке программ и планов экономического и социального развития. Такие программы обозначают цели деятельности организаций, предприятий и учреждений. При этом участие самих ученых как носителей специфических знаний принципиально необходимо.

Программы и планы развития носят комплексный характер, поэтому их создание и дальнейшее внедрение предусматривает взаимодействие естественных, общественных и технических наук.

Наука в качестве социальной силы помогает в решении глобальных проблем человечества. Однако, развитие научно-технического прогресса ведет к истощению природных ресурсов, растет загрязнение воды, воздуха, почвы. Наука выступает фактором радикальных изменений, происходящих в местах обитания человека.

Ученые первые обратили внимание на симптомы надвигающегося кризиса, начали привлекать к проблеме внимание государственных и политических деятелей, общественности, хозяйственных руководителей. Только наука может определить параметры и масштабы экологических опасностей

Наука выполняет прогностическую функцию, которая позволяет человеку прогнозировать последствия изменений окружающего мира, осуществляемые в соответствии с потребностями и желаниями людей. Различные научные модели способны показать тенденции развития общества, дать соответствующие рекомендации по их определению.

Что такое наука

Наукой называется все знание или знание, образованное путем наблюдения и систематического и обоснованного изучения природы, общества и мысли.

Цель науки — открыть законы, регулирующие явления реальности, понять их и объяснить. Отсюда следует, что функция науки заключается в описании, объяснении и прогнозировании таких явлений с целью улучшения жизни человека.

Наука производит научные знания, которые получены с помощью научного метода, то есть путем наблюдения и систематических экспериментов. Следовательно, научное знание предлагает обоснованные и точные выводы, которые могут быть доказаны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Слово «наука» происходит от латинского «scientĭa», что означает «знание» или «знать». В этом смысле наука включает в себя все области знаний и исследований (включая формальные, естественные, социальные и гуманитарные науки), которые влекут за собой разработку теорий и методов, характерных для каждой области.

Наука также тесно связана с технологией, особенно со второй половины XIX века

Отсюда важность научных исследований, направленных на создание или совершенствование технологии

Особенности науки

Науки очень разные по своим конкретным целям. Вместе с тем все они разделяют поиск общих законов; фундаментальные методологические принципы; систематический характер и полезность для цивилизации. Давайте рассмотрим каждую функцию отдельно:

1. Применяет научный метод. Наука применяет проверяемые нормы и критерии для изучения явлений, которые называются научным методом. Научный метод основан на:

  • наблюдении;
  • суждении;
  • формулировании гипотез;
  • эксперименте;
  • доказательстве;
  • выводе.

2. Она стремится искать общие законы. Наука стремится понять общие законы или принципы, регулирующие явления. Некоторые науки, такие как математика, стремятся к тому, чтобы эти законы имели степень определенности. Другие науки, такие как естественные или социальные, строят законы, подлежащие постоянному пересмотру. Примером общего закона в науке является закон гравитации Ньютона.

3. Она является кумулятивной и систематической. Наука ценит знания, накопленные из предыдущих исследований, то есть предпосылки. Они всегда являются отправной точкой, либо как средства к существованию теоремы, либо как вопрос. В то же время все новые знания становятся частью научного наследия. Например, гелиоцентрическая теория Коперника заменила геоцентрическую теорию Птолемея, в то время как законы Кеплера об эллиптических орбитах усовершенствовали теорию Коперника.

4. Польза. Любая наука дает полезные, необходимые и необходимые знания для интерпретации реальности и для стимулирования человеческого и социального развития в любых его аспектах: культурном, интеллектуальном, технологическом, промышленном и т. д. Например, наука позволила открытие пенициллина и электричества.

↑ Функции науки

Функция Характеристика
культурно-мировоззренческая Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительная Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
прогностическая Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
социальная Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
производственная Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.

Понятие науки

Наука является важнейшей особенностью культуры современного общества и ее динамичной составляющей. 

Наука — это исторически сформировавшаяся форма деятельности человека, которая состоит в познании окружающего мира (природы, человека, общества), сборе постоянно обновляющихся фактов, систематизации данных об объективной действительности и их критическом анализе (открытие законов и закономерностей).

Если говорить кратко, то наука — это и система знаний, и их выработка, и деятельность по их практическому применению.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наукой также можно назвать совокупность результатов умственного труда в отдельных отраслях и направлениях, их синтез и развитие. 

Миссия науки

На основе этого осуществляется прогнозирование и синтез нового научного знания. Отсюда следует, что основной миссией науки является добыча достоверных сведений и построение причинно-следственных связей для осуществления научно обоснованных прогнозов.

Социальные функции науки

Функция науки – внешнее проявление значительных свойств науки. Наука в обществе выполняет ряд функций. В функциях предопределены способности и возможности науки принимать участие в решении важнейших проблем жизнедеятельности общества, в формировании наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей и развития культуры.

Замечание 1

Социальные функции науки исторически изменяются, развиваются, представляют собой важный фактор развития самой науки.

Выделяют следующие основные группы социальных функций науки:

  1. Мировоззренческая функция. Разработка и продвижение научного мировоззрения, научной картины мира, изучение отношения человека к миру. Наука создает научную картину мира, представленную совокупностью знаний о человеке, обществе, природе. Научная картина мира соотносится с философским, мифологическим, религиозным осмыслением мира, она постоянно переоценивается.
  2. Познавательная функция. Выражается в познании человека, природы, общества, рационально-теоретическом осмыслении мира, изучении его законов, объяснении разнообразных процессов и явлений, выполнение прогностических действий.
  3. Экономическая функция. Непосредственная производительная сила. Наука выступает значительным фактором хозяйственного и культурного развития человека.
  4. Технико-технологическая, или производственная функция. Осуществляет внедрение в производство новых форм организации, технологий и т.д.

Дополнительные функции науки:

  1. Управленческо-регулятивная функция. В результате научных исследований разрабатываются методологические и идейно-теоретические основы управления и регуляции социальных процессов. Социологи, ученые, менеджеры, экономисты, политологи и психологи осуществляют консультирование сотрудников государственного аппарата, предоставляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, практическими рекомендациями совершенствуют организационные структуры, деловые и служебные отношения, повышают эффективность управленческих решений.
  2. Традиционная, или идейно-преемственная функция. Обеспечивает связь времен, сохранение и наследование научных достижений, научной памяти, преемственность поколений ученых, передачу определенных норм, идеалов, ценностей в сфере научного производства, передачу исследовательских традиций.
  3. Практически-действенная функция. Характеризует науку как преобразующую социальную силу, способную изменить все стороны, сферы и отношения общества. Эта функция интегрирует все другие функции науки, осуществляется через производственную, практическую деятельность людей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: