Диалектический материализм

Основные исторические формы диалектики

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Отвергая идеалистическое содержание философии Гегеля, они строили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса. Материалистическая диалектика есть глубокое учение о развитии, свободное от пристрастия. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру

Согласно этому учению, важно обращаться к реальным явлениям, предметам, реальным источникам знаний. Марксистская философия рассматривает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектику природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорию диалектики

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

Диалектика как теория развития

Определение 1

Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

При этом в диалектическом материализме диалектика выступает в виде общей теории развития материального мира и одновременно теории и логики познания. Диалектический метод – один из центральных элементов европейских и индийских философских традиций. Слово «диалектика» стало популярным благодаря платоновским «Диалогам», в которых два или более участников диалога могли иметь разные мнения, но стремились найти истину через обмен мнениями.

В истории философии основные мыслители определили диалектику как:

  • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
  • искусство диалога, понимаемое как понимание истины путем постановки наводящих вопросов и методических ответов (Сократ);
  • метод расчленения и сцепления понятий для понимания сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
  • наука, касающаяся общих положений научного исследования (Аристотель);
  • учение о сочетании противоположностей (Джордано Бруно, Николай Кузанский);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, борясь за целостное и абсолютное знание, неизбежно запутывается в противоречиях (Кант);
  • общий метод познания противоречий как внутренних движущих сил в развитии бытия, разума и истории (Гегель).

Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.

Определение 2

Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.

В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.

Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.

Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.

Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

Пример: день и ночь образуют сутки.

Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.

Диалектика революционных демократов XIX века

В XIX в. в России появилась философия революционных демократов – Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и их сторонников. Основная черта их философии, отличающая ее от предшествующей философии, состоит в том, что она выражает интересы не эксплуататоров, а эксплуатируемых. Поэтому эта философия не ограничивала своей задачи простым объяснением мира, она стремилась теоретически обосновать его революционное преобразование в интересах рабочих.

Разоблачая идеализм Гегеля, они, однако, не отвергали его диалектику, а использовали принцип развития для объяснения реальности явлений. Герцен рассматривал развитие природы как таковое, «которое начинается с борьбы стихий, с химического сродства и кончается самосознательным мозгом человеческой головы».

Активно разоблачая феодальный строй в России, Герцен призывал к замене крепостнического строя новым демократическим строем. Герцен видел в диалектике «алгебру революции».

Чернышевский в своей «Критике философских предубеждений против общинной собственности» писал, что диалектика – это «великий, вечный и всепроникающий закон, кто научился применять его ко всем явлениям… он не жалеет ни о чем, что переживет его время».

Поднимая вопросы диалектики природы, решая проблему познания природы, русские философы XIX в. не смогли распространить материализм на понимание общественной жизни, выработать диалектическую систему мировоззрения, перейти от утопического социализма к реальному социализму.

Стихийная диалектика античных философов

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:

основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.

Искусство спора. Диалектика Сократа

Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.

Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.

Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.

Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.

Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

  • Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Отличие диалектики марксизма от диалектики Гегеля

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие особенно интенсивно происходило в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля философия — это наука о мышлении, но не наука о внешней форме мысли, не старая формальная логика, а значимая наука, значимая диалектическая логика. 

Гегель предваряет развитие системы категорий рассуждениями о предыдущих философских системах, раскрывая их достоинства и ограничения и, что важно для нас сейчас, рассуждения о возможностях разума по сравнению с более высокой формой мышления, которую Гегель считает разумом. Разум необходим как в теоретической, так и в практической деятельности. Это очевидно. Однако нельзя останавливаться на нем, ограничиваться формами мысли, характерными для ума. Необходимо подняться, подняться до диалектики, которая преодолевает окончательные определения разума. Диалектика Гегеля представляет собой истинную природу определения разума, вещей и конечного в целом. Диалектика — это имманентный переход от одного определения к другому, при котором обнаруживается, что эти определения разума односторонние и ограниченные, то есть содержат отрицание самих себя. Суть всего конечного. Это самоустраняется. Таким образом, диалектика является движущей силой всякого научного развития мысли и принципом, который один только вносит имманентную связь и необходимость в содержание науки. Это уже относится к первой категории, к исходному понятию всей гегелевской философии, к понятию бытие. Бытие, так как это первое, исходное понятие, так как это начало, не может быть опосредовано ничем и поэтому не имеет определений. Это чистое существо — чистая абстракция, а потому, как абсолютно негативное, ничто. Итак, в первой категории системы Гегель обнаруживает первое противоречие: бытие — это ничто. Бытие и ничто (небытие) выступают универсальной характеристикой абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории философии, оправдывает как Парменида, утверждавшего, что существует только бытие, так и буддистов, для которых абсолют есть ничто. Диалектический материализм стал наследником диалектики Гегеля как учения о взаимосвязи и развитии

Диалектический материализм стал наследником диалектики Гегеля как учения о взаимосвязи и развитии.

К. Марк и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в ее гегелевском понимании, так как не признавали диалектику идеалистической или, как образно выразился Энгельс, стоящей с ног на голову. Они разработали новую историческую форму диалектики — материалистическую диалектику. 

Диалектика Гегеля, подчеркивает Маркс в Экономико-философских рукописях 1844 года, есть диалектика духа; мышление, движение мыслей. И такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Действительно, для Гегеля субъект — это не реальный человек как таковой, а лишь его абстракция, его самосознание. Сущностные силы человека — это понимание истинной формы духа, мышления, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю объективную реальность не как деятельность человека, а как результат творческой идеи.     

Маркс заключает, что идеалистическая диалектика не позволяет раскрыть сущность явлений, без диалектического метода сущность не раскрывается, но этот метод должен быть методом материалистической диалектики. Важно ссылаться на реальные явления, предметы, источники реальных знаний. Марксистская философия рассматривает связь диалектики — объективной и субъективной — как диалектику природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорию диалектики.     

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы — развитие, общение, детерминизм и т. д.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития социально-исторической практики, которая является основой познания, целью познания и критерием истины.

Марксистская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

К

Маркс обращал внимание на специфику познания социальных явлений, роль диалектических методов в их познании — метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, метод единства исторического. и логичный. Таким образом, К

Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. 

Стихийная и наивная диалектика древности

Гераклит (самый яркий представитель) развивал учение о мире как представление о преходящей и изменчивой природе всего сущего. Все существующие вещи рождены из материального начала. Однако в первую очередь это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, и из всех природных вещей огонь является самым подвижным, самым изменчивым. Причина вечных перемен – борьба противоположностей. Диалектика есть источник развития. А развитие есть отношение противоположных сфер.

Платон поддерживал диалектические выводы о том, что высшие типы существ не могут мыслиться только так, что каждое из них существует и не существует, равно себе и не равно, тождественно себе и переходит в свое другое. Поэтому бытие содержит в себе противоречия, а именно, бытие:

  • множественно и едино,
  • преходяще и вечно,
  • изменчиво и неизменно,
  • движется и покоится.

Противоречие есть необходимое условие, чтобы привести душу к размышлению – в этом суть диалектики.

Аристотель преобразовал идеи Платона в формы отдельных вещей и добавил учение о силе и энергии идей. Он развивал диалектику дальше — в смысле познания реально существующего космоса. Аристотель считал необходимым обобщить отдельные формы вещей, движущихся сами по себе в общем движении, которое он называл перводвигателем, мыслящим о себе, т. е. являющимся одновременно субъектом и объектом.

В эпоху Ренессанса эти идеи совпадения противоположностей поддерживали Николай Кузанский и Дж. Бруно, развивая идею понятия конечного и бесконечного, единого и множественного.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы

Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: