Содержание, структура и функции общения
Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.
Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение — взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.
Общение — это сложный процесс, который включает в себя:
- формирование образцов и поведенческих моделей;
- взаимодействие между людьми;
- взаимное влияние одного человека на другого;
- взаимообмен информацией;
- формирование межличностных отношений;
- взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
- формирование внутреннего «Я» индивидуума.
Определение 1
В психологии понятие общение — это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.
В процессе исследования общения в нем выделяют:
- содержание;
- цель;
- средства;
- структуру;
- функции;
- формы общения.
Функции общения
Выделятся ряд основных функций общения:
-
Информационная функция общения состоит в приеме и передаче информации.
Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения при этом могут выступать:- советы;
- инструкции;
- требования;
- приказы и др.
-
Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
- Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
- Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
- Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
- Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
- Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
Структура общения и его виды
По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны:
- коммуникативная,
- интерактивная,
- перцептивная.
Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.
Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.
Основным средством общения выступает язык.
Определение 2
Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.
Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.
К видам общения относятся:
-
«Контакт масок» — это общение, которое по своей сущности является формальным, так как собеседники не стремятся сблизиться и понять друг друга, нет необходимости его продолжать в дальнейшем, укреплять свои взаимоотношения и т.д. При данном виде общения люди используют такие маски вежливости как: скромность, безразличие, вежливость и т.д. Общение используется с целью поддержания светского разговора, темы выбираются общие и нейтральные (о погоде, об урожае и т.д.).
-
Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.
-
Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.
-
Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.
-
Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.
-
Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).
-
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.
Замечание 1
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Общение: понятие, сущность, виды
Оглавление
Введение
. Общая
характеристика общения, его функции, структура и средства
.1 Понятие и
сущность общения
.2 Структура
и функции общения
. Виды и
формы общения
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще
становятся специальным предметом исследований
Такое внимание к проблемам
общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны
жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как
«белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того
факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в
современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во
многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и
даже отчасти будущее культуры и цивилизации
Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью
ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными,
клиентами
Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои
результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором
существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же
время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как
правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом
подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности
партнера, а в каких — на его деятельности.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения.
Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для
каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.
1. Общая характеристика общения, его функции,
структура и средства
Уровни общения
Специалист выделил 7 основных уровней:
- Примитивный. Его особенность заключается в том, что к собеседнику относятся не как к отдельной единице, а оценивают как объект, с позиции «полезный — бесполезный». Если объект полезен, то во время разговора выбирается позиция доминаны, если же объект бесполезен, то пытаются как можно скорее прекратить беседу.
- Манипулятивный. На данном ярусе собеседник идентифицируется как игрушка, которой необходимо управлять. Здесь присутствуют все признаки инструментального общения, при котором сам факт беседы не является потребностью, а преследует любую другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса беседы.
- Стандартизированный. На этой ступени люди общаются формально, не вникая в суть, и чужие проблемы.
- Конвенционный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если являются противниками. Тут нет понятия «доминировать», но есть понятие «быть на равных». По определению это нормальное, цивилизованное общение между людьми.
- Игровой. На этой ступени могут общаться лишь друзья, мужчины и женщины, находящиеся на начальном этапе отношений и люди, имеющие значение друг для друга. Обычно партнёры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно.
- Деловой. На эту ступень общения переходят люди, продолжительное время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной влюблённости. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но присутствует уважение, доверие и преданность.
- Духовный. Высший уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. На этот уровень способны попасть лишь по-настоящему влюблённые люди или родственные души.
Развитие общения
Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.
Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.
Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.
Основные стили
Учёные выделяют следующие стили:
Ритуальный — представляет собой набор стандартных, вежливых слов, выражений принятых и обязательно нужных в конкретном социуме, например, «Привет! Как дела?», «Что новенького?».
Императивный — заключается в желании одного человека подчинить себе другого, контролировать его действия, принудить к чему-либо. Этот стиль часто используют родители по отношению к детям или руководитель к подчинённым.
Манипулятивный — похож на императивный
Их общая цель заключается в подчинении собеседника, однако характерной чертой манипуляции является то, что воздействие оказывается очень осторожно и скрыто. Часто для достижения используют различные приёмы, например, лесть, могут присутствовать элементы запугивания, нередко демонстрируется сила (не физическая, а сила характера) или чрезмерная доброта.
Гуманистический — основан на непосредственном равноправии партнёров.
Виды общения
Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
- речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
- речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.
Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия:
- Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
- Речь активна и более динамична.
- Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
-
Кинесические:
- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
-
Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
-
Проксемические:
- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Понятие
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Определение 1
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Сущностная характеристика общения
Определение 1
Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.
В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.
Содержание общения весьма разнообразно:
- Обмен информацией.
- Восприятие друг друга.
- Осуществление взаимооценки.
- Оказание взаимного влияния.
- Взаимодействие.
- Управление различными видами деятельности.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:
- Коммуникативная функция – направлена на осуществление взаимосвязи между людьми, на общественном, индивидуальном и групповом уровне.
- Информационная функция – выполняет обмен информацией между людьми.
- Когнитивная функция – направлена вербальное выражение и осмысление своих мыслей, идей, фантазий и т.д.
- Эмотивная функция – осуществление эмоциональной взаимосвязи человека и окружающей действительности.
- Конативная функция – направлена на управление и коррекцию взаимных позиций.
- Креативная функция – направлена на осуществление всестороннего развития людей, формирования различных взаимоотношений между ними.
К дополнительным функциям общения относятся:
- Экспрессивная функция – направлена на осуществление взаимопонимания между людьми, обмен своими переживаниями и эмоциональными состояниями.
- Функция социального контроля – предполагает регламентацию деятельности и поведения людей.
- Функция социализации – направлена на формирование навыков необходимых для успешного взаимодействия с окружающим социумом и людьми, в соответствии с общепризнанными нормами и правилами.
В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.
1.1 Понятие и сущность общения
Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и
преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).
Рисунок 1 — Понятие и сущность общения
В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его
участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами,
результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с
которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления
житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно,
например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении
навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно
совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они
всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в
духовную атмосферу жизни.
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей
совокупности проявлений и форм общения.
Цели общения
Человек вступает в общение для достижения определенных целей.
Определение 3
Цель общения — это то, ради чего человек реализует данный вид активности.
Цели общения могут быть разнообразными:
- общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
- деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
- в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.
Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.
Цели и функции коммуникации
Так, люди могут общаться между собой чтобы:
- помогать тому, кто в этом нуждается;
- получить помощь;
- самовыразиться;
- приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
- изменить мнение, намерение другого человека;
- получить эмоциональный отклик;
- получить выгоду или блага;
- научиться чему-то.
Таким образом, выделяют следующие функции общения:
- Информационная — заключается в обмене данными.
- Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
- Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
- Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
- Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
- Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.
Функции общения
Общение выполняет ряд функций, в частности:
- аффективно-коммуникативная;
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная.
Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:
- обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
- обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.
Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.
В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.
Понятие общения, его виды и типы
общениеКоммуникация может быть:
- Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
- Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.
По содержанию коммуникация бывает:
- Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
- Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
- Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
- Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.
Бывает три основных структуры общения:
- Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
- Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
- Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
- Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.
https://youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI