Манипуляция в науке красноречия
В психологии манипуляция – это скрытое влияние на человека с целью побуждения к действиям, не совпадающим с его реальными намерениями. Другими словами, манипуляция – это внушение, так как объект не осознаёт, что на него оказывается влияние.
В психологических и философских изысканиях манипуляция имеет два признака:
- Скрытое воздействие на человека. При этом объект пребывает в твёрдой уверенности, что решение он принял самостоятельно.
- Использование недостоверных сведений, обмана, искажения действительности.
Такие речевые воздействия, как манипуляция имеют количественный характер. То есть, влияние производится явно и скрыто, одновременно затрагиваются разные стороны личности объекта. Явное воздействие маскирует скрытое влияние.
Изучением искусства управления поведением человека с помощью слов занимается агональная риторика. Эта область риторики описывает навык встраивания в человеческое сознание и управление им словами (устно или письменно).
Распознать и нейтрализовать манипулирование, психологическое давление поможет жёсткая риторика.
Что такое инвенция в риторике
Этапы инвенции
Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.
Она включает в себя:
- осмысленный выбор темы,
- определение ее объема,
- сбор и накопление материала,
- отбор фактического материала, работу с источниками.
Выбор темы
Он, прежде всего, зависит:
- от адресата текста,
- целей и условий общения (коммуникации).
Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.
Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:
- интересна ли тема для меня ( автора) ?
- достаточно ли я знаю по этой теме?
- сумею ли я найти материал для подготовки?
- будет ли эта тема интересна адресату?
- какова цель стиля или жанра будущего текста?
- сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
- чего я хочу добиться своей работой?
Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи
Определение жанра
Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.
Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть один из временных моментов Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:
- соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
- актуальна ли она сегодня,
- насколько конкретна,каков процент новизны для адресата
- какова степень конфликтного начала.
Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.
Ошибки в инвенции
Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
а) выбрана тема, неинтересная для адресата
б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую он не может разрешить
в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме
Наша презентация
Типы и виды аудиторий
Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.
Однородность и разнородность аудитории
Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.
Доброжелательность аудитории
Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.
Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).
Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.
Ригидность слушателей
Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.
Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.
Что такое риторика
Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.
Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.
Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи
Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории
Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.
Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.