Следующая цитата
«Экономико-философские рукописи 1844 г.». Произведение К.Маркса, написанное в апреле–августе 1844 в Париже (Парижские рукописи). Впервые частично увидели свет на русском языке в Москве в 1927, целиком на немецком языке были опубликованы в 1932 в Москве и в Германии. В главе «Отчужденный труд» Маркс воспроизводит в переработанном виде одно из положений философии Фейербаха, который рассматривал религию как отчуждение человеческой сущности. В своем сочинении «Сущность христианства» Фейербах доказывал, что поскольку положительное в воззрении божественной сущности есть всего лишь человеческое, то воззрение человека, являющегося предметом сознания, есть исключительно отрицательное. Чтобы обогатить бога, говорил Фейербах, человек должен стать бедным, чтобы бог был всем, человек должен стать ничем. Человек отрицает в себе то, что он полагает в боге.
. рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету. Ибо при такой предпосылке ясно: чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит.
Отношение рабочего к своему труду определяется уровнем культуры рабочего. Он знает, что продуктами его труда будут пользоваться другие люди и это определяет то, как он работает.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
-
Характеристика екатерины ивановны котика с цитатами
-
Young and beautiful цитаты из фанфика
-
Цитаты ленина от которых стынет кровь
-
Цитаты о вознесении господнем
- Цитаты из обливиона игра
Отчуждение у К. Маркса
В рамках философии К. Маркса понятие отчуждения приобретает в большей степени социальный характер. С одной стороны, отчуждение – это приобретение товаром статуса относительной самостоятельности после его промышленного производства, с другой стороны, отчуждение – это «овеществление» человека, рассмотрение его как вещи.
По Марксу мировая история представляет собой постоянное отчуждение человека самого себя. Иными словами, человек перестает ощущать себя творцом произведенных вещей, сам мир и общество начинают представляться как нечто иноприродное. Вещь начинает противостоять человеку.
Замечание 3
Маркс считает, что описанное отчуждение происходит в процессе труда. На это влияет две причины: во-первых,то, что человек не осознает себя в процессе труда как занимающимся творчеством, во-вторых, предмет труда, его необходимость оценивают как родовой признак человечества в целом.
Понятие отчуждения использовалось Марксом для характеристики капиталистического общества и положения в нем человека, выступающего работником.
Про деньги 09/2. Зачем оно всё.
А вот правда – зачем? Зачем зарабатывать деньги?
На жизнь? На жизнь надо не очень-то много. Я как-то в одной арабской стране эксперимент над собой проводил и жил на 2 доллара в день в течении более чем месяца. Так в итоге помещался в 1,5 бакса дневного расхода и не похудел даже. Фруктово-овоще-куриная диета и вместо рента-кара – маршрутка. Вот такая:
Очень недорого и калорий хватает и на учебу, и на разные шалости. Вот и выходит, что не сильно много на жизнь и прочие человеческие потребности надо.
Вот только не надо мне про новые айфоны с лексусами! Это псевдопотребности, которые к настоящим потребностям имеют весьма отдаленное отношение!
Вот и получается, что бизнесом идут заниматься люди, с какими-то особыми тараканами в голове. С нуля в поле строят предприятия…. Схематозят… Рискуют.. Судятся с государством… Тележатся с бандосами… Вроде как за деньги, но вроде и не ради денег… Такие, блин, коллизии.
Естественно, сказанное не касается корпораций, работающих как бездушный организационно-экономическо-правовой механизм, зарабатывающий деньги, ради… ну в соответствии с доминирующей теорией, принято считать, что ради них же – денег. Но копнув чуть поглубже, и взлохматив труды старины Маркса, мы узнаем, что цель любой корпорации – монополия. А это уже власть.
Вот и получается, что малый и средний бизнес работает хрен знает ради чего, а большой бизнес – ради власти. И где здесь деньги? Правильно – деньги и там, и там, но(. ) – не более чем просто инструмент того, чем тот или иной бизнес занимается. Преступные корпорации, кстати, не исключение. Что видный политический деятель Южной Америки Пабло Эскобар не раз прямо заявлял.
Одно радует – надолго они в бизнесе не задерживаются и либо у них случается прозрение, либо они оказываются таки на своем эволюционном уровне в беляшной, либо в бегах. С вариациями.
Ладно, давайте их оставим в покое и вернемся к предмету нашего повествования. Итак, какие мысли напрашиваются из вышесказанного? Разные? А на счет денег и бизнеса? Ладно, помогу))).
Деньги в бизнесе и деньги в вашем кармане – это разные деньги. Пусть вас не смущает то, что они выглядят одинаково и также одинаково называются. Это разные деньги! В бизнесе – это деньги-инструмент. Как отвертка для электрика. В кармане – это деньги-потребления. Средство платежа, эквивалент стоимости того или иного товара.
И адовые проблемы возникают тогда, когда граждане начинают путать эти материи и произвольно менять их статус… Хотя не спорю – купить новый кадиллак с оборотных денег, прикольно. Ведь он такой красивый!
Философское значение и влияние
Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) постулировал идеализм что Маркс противопоставил диалектический материализм
Философ Людвиг Фейербах (1804–1872) проанализировал религию с психологической точки зрения в Сущность христианства (1841) и, согласно ему, божественность — это проекция человечества на свою человеческую природу.
В Марксистская теория, Entfremdung (‘отчуждение ‘) является основополагающим утверждением о продвижении человека к самоактуализация. в Оксфордский компаньон философии (2005), Тед Хондерих описал влияние Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах на Карла Маркса:
Как использовали философы Гегель и Маркс, возвратные немецкие глаголы Entäussern (‘избавиться от себя’) и Entfremden (‘отчуждаться’) указывают на то, что термин отчуждение означает самоотчуждение: отчужденность от своей сущностной природы. Следовательно, отчуждение — это отсутствие самооценки, отсутствие смысла в жизни, как следствие того, что вас принуждают вести жизнь без возможности самореализации, без возможности реализоваться, стать своим себя.
В Феноменология духа (1807 г.) Гегель описал этапы развития человеческого Geist («дух»), с помощью которого мужчины и женщины прогрессируют от невежества к знанию себя и мира. Развивая тезис Гегеля о человеческом духе, Маркс сказал, что эти полюса идеализм — «духовное невежество» и «самопонимание» заменяются на категории материалов, в результате чего «духовное неведение» становится «отчуждением», а «самопонимание» становится осознанием человеком своих Gattungswesen (вид-сущность).
Entfremdung и теория истории
В части I: «Фейербах — противостояние материалистического и идеалистического мировоззрения» Немецкая идеология (1846) Карл Маркс сказал следующее:
Что людям психологически необходима жизненная деятельность, которая приводит к их самоактуализация как личности остается второстепенной исторической значимостью, поскольку капиталистический способ производства в конечном итоге будет эксплуатировать и обеднить пролетариат пока не заставит их социальная революция для выживания. Тем не менее, социальное отчуждение остается практической проблемой, особенно среди современных философов. Марксистский гуманизм. В Марксистско-гуманистическая теория государственного капитализма (1992), Рая Дунаевская обсуждает и описывает существование стремления к самодеятельности и самореализации среди наемных рабочих, борющихся за достижение элементарных целей материальной жизни в капиталистической экономике.
Entfremdung и социальный класс
В главе 4 Святое Семейство (1845) Маркс сказал, что капиталисты и пролетарии одинаково отчуждены, но что каждый социальный класс переживает отчуждение в иной форме:
Отчуждение и система разделения труда
В настоящее время под разделением труда понимается система специализации работников, которая позволяет сосредоточить их трудовые усилия на определенном виде деятельности, или даже трудовой операции, что позволяет сократить временные затраты и повысить производительность труда. Данное понятие было введено еще классиком политэкономии А. Смитом.
Однако в марксизме разделение труда выступает как понятие эквивалентное частной собственности, а потому представляет собой один из механизмов отчуждения труда, нуждающихся в преодолении в коммунистическом обществе.
Первичное разделение труда существует уже в первобытнообщинном обществе. В рамках одного племени оно основывается на половых и физиологических особенностях его членов – кто сильнее, быстрее, более ловкий, обладает более острым зрением и т.д., что обеспечивает его больший успех в выполнении определенного вида деятельности. На межплеменном уровне такое разделение обеспечивается различием природно-географических условий, исходя из которых разные племена по-разному приспосабливаются к среде и научаются извлекать из нее различные продукты. Подобное разделение марксисты рассматривали как естественное и вероятно непреодолимое.
Однако на основе естественного разделения труда начинает постепенно формироваться социальное расслоение. По мере роста производительности выделяется прослойка эксплуататоров, которые специализируются на управлении, начинается специализация по отраслям деятельности и разделение общества на город в котором сосредоточено производство товаров и деревню, производящую продукты питания. Разделение труда порождает условия для обмена и со временем появляется особый класс эксплуататоров – купцов, которые не участвуют в производстве, а только обменивают чужие товары извлекая прибыль.
Чем выше стадия общественного развития, тем сильнее в нем выражено разделение труда, за счет увеличения производственных ниш и видов человеческой деятельности. В капиталистическом обществе разделение труда достигает таких масштабов, что человек перестает быть специалистом в определенной области деятельности, а ограничивается рамками определенной операции, составляющей часть общего процесса (классический пример это конвейер). Подобное разделение труда приводит к отчуждению самого процесса труда от личности, она уже не причастна к производству, а выполняет роль частички производственного процесса, его механизма, шестеренки, что также влечет за собой отчуждение личности от человека.
Труд теряет для трудящего всякий смысл, становится принуждением, так как разделение имеет насильственный характер и жестко закрепляет человека за определенной профессиональной нишей, к которой он привязан исключительно вопросами личного выживания.
Снова невыплаты
О последних новостях с Павлодара.
Но почему нельзя проверить, правда ли отсутствуют деньги у ТОО?
На этот случай у работодателя есть мораторий на проверку микро, мелкого и среднего бизнеса. Проверить не получится. Это в очередной раз показывает, что данный мораторий — практическое разрешение на подобный мухлёж с деньгами. При этом мораторий затрагивает не только сам бизнес, но и рабочих, которых могут обманывать. Поэтому этот мораторий действует в ущерб трудящимся, а если правительство хочет, как оно заявляет, помочь МСБ, то пусть увеличат доходы трудящихся. К примеру, ратифицируют 131-ю конвенцию МОТ, о которой мы уже говорили. Но естественно, что пока держится власть капитала, положение рабочего не улучшится.
Что же с рабочими?
Ничего хорошего. Из-за всех этих задержек по зарплате, рабочим пришлось заложить всё ценное в ломбардах и взять кредиты в микро-кредитных организациях. Один из рабочих не выдержал этого и уже покончил с собой. Такая картина для многих не нова. Сколько раз приходилось всем сталкиваться с тем, что зарплату задерживают на полгода и более? Практически каждый пролетарий с этим сталкивался, многих также кидали на деньги, в том числе даже офисников — что уж говорить о грузчиках как в Павлодаре или о тенгизских работниках нефтегазовой отрасли. И точно приходилось одалживать у всех деньги, от родственников и друзей до микрокредитных контор. Именно последние организации благодаря подобным событиям так процвели.
Так что же делать?
Не ждать полгода з/п, а после первой же невыплаты предпринимать действия. Писать одновременно в трудовую инспекцию и прокуратуру. Обращаться в свой профсоюз за помощью — материальной и юридической. Если профсоюз не поможет, то он не ваш. Лучше тогда сменить профсоюз или поменять руководство в нынешнем на своё. Начать бастовать, но не молчать. Нельзя позволять допускать подобный произвол, иначе он никогда не закончится.
Организация Трудящихся Казахстана
Почему работа нелюбимая?
Культура потребления нацелена не на улучшение жизни общества, а на увеличение (количества и разнообразия) продуктов потребления для людей. Своеобразный круговорот и, диктуемый им, режим жизни: для одних – работа, зарплата, пиво, кинчик, сон; для других – фриланс, дедлайн, оплата, театр, путешествие, книга. Потребности разные, но структура потребления одна – заработал потратил.
По факту же, единственное, что может насыщать и удовлетворять человека длительный период его жизни, это неотчужденная деятельность, та деятельность, процесс которой приносит удовольствие.
Другими словами, большинство видов деятельности можно сделать неотчужденными, рассмотрев их структуру подробнее.
Помимо нахождения плюсов и удовольствий в деятельности для себя лично, одним из главных критериев является осознание нужности этой деятельности для других людей – ведь порой любимая работа надоедает, но предвосхищение удовольствия других людей от итогов вашей работы может достаточно сильно наполнять вас (отложенный гедонизм).
Вот здесь мы и подходим к ключевым выводам:
Кроме того, усложнение производственных процессов, а также других видов деятельности, где задействовано много людей, размывают представления о нужности конкретно вашей работы
И если при коммунистическом строе был культ важности любого труда (вспомним плакаты или кем работали главные герои советского кино), то при капитализме удовлетворенность трудом это зло, так как снижает вовлеченность человека в потребительскую гонку — «зачем получать удовольствие от покупок, когда я доволен своим трудом?». Само современное мироустройство учит нас отчуждаться от деятельности
Всегда стоит помнить, что практически в любой деятельности есть смысл, удовольствие и она кому-то нужна
Само современное мироустройство учит нас отчуждаться от деятельности. Всегда стоит помнить, что практически в любой деятельности есть смысл, удовольствие и она кому-то нужна.
С поиском работой, как с любимым – если вы решили, что больше не любите ее, то, прежде чем устремиться к другой, подумайте – а пытались ли вы ее, собственно, полюбить? – все всегда начинается с вовлеченной деятельности, а потом уже могут прийти удовлетворение и любовь, а не наоборот. Не болейте…
Отчуждение у Ф. Гегеля
Категория отчуждения в философии Гегеля является одной из ключевых.
Замечание 2
Под отчуждением Гегель понимает то, как мировой дух посредством своего диалектического развития отчуждается в вещах мирах и в общественном устройстве.
Процесс отчуждения является обратной стороной движения мирового духа к самому себе. В целом, Гегель положительно характеризует процесс отчуждения.
В связи с характеристикой отчуждения Гегель формулирует известную дихотомию «господина» и «раба». Отношение между «господином» и «рабом» строится на основе диалектического противоречия. Разгорается спор двух противоположных самосознаний, мировоззрений, итогом которого становится победа одного из них. Один становится «господином» другой «подчиненным». «Господин» начинает жить «за счет» «раба». Но в ходе процесса отчуждения роли постепенно начинают меняться, «раб» начинает господствовать в складывающейся ситуации. Происходит смена ролей «господина» и «раба».
Отчуждение продуктов труда и антагонистическое общество
Отчуждение является одной из значимых философских категорий марксизма. Вместе с классовой борьбой и эксплуатацией оно обуславливает причины необходимости преобразования современного общества, его переходного, неокончательного характера. В своей формационной теории Маркс выделял пять основных формаций:
- первобытнообщинную,
- рабовладельческую,
- феодальную,
- капиталистическую,
- коммунистическую.
Из них для первобытнообщинной и коммунистической характерны неантагонистические отношения, т.е. обществе еще или уже не разделено на классы, нет эксплуататоров и эксплуатируемых, в то время как остальные имеют антагонистическую основу и характеризуются возрастанием степени отчуждения человека.
В первобытнообщинном обществе процесс производства носит всеобщий характер одновременно в двух плоскостях. С одной стороны, все члены племени, семьи, рода принимают равное участие как в производстве, так и потреблении материальных благ, а с другой каждый член общества является универсальным производителем. Он способен выполнять любой вид производительного труда – добывать пищу, делать орудия труда, строить жилище, выполнять ритуальные действия и т.д. Таким образом человек предстает не только работником, но и творцом, который преобразует природу и сохраняет свой контроль над ней от начала и до конца.
Однако затем происходит расслоение общества на эксплуататоров владеющих средствами производства и эксплуатируемых, которые продают свой труд, ради выживания. В соответствии с этим, человек, работник по мере развития формаций все больше и больше теряет свой контроль за продуктом, процессом производства. Если в рабовладельческой формации человек оказывается в физически тяжелых условиях рабства, сам являясь средством производства, он все-таки еще сохраняет большую степень причастности к своему труду – он производит товар от начала и до конца. По мере развития общества работник становится все более свободным физически и политически, но все более отчужденным – в капиталистической формации, он уже не причастен не только к конечному продукту, которого зачастую даже в глаза не видит, но даже к самому процессу труда специализируясь на одной единственной операции. Аналогичным образом работник, пролетарий отчуждается от других людей, через конкуренцию, в том числе на рынке труда, а также от самого себя, становясь не творцом, а лишь придатком производственной системы, утрачивая всякий смысл своей деятельности.
Замечание 1
В коммунистическом обществе антагонистические отношения должны быть преодолены за счет устранения эксплуатации и ее основ – частной собственности на средства производства и разделения труда.
Профсоюзы или как защита прав трудящихся работает в Норвегии!
Итак. Норвегия славится своим высоким уровнем жизни и, главное, высоким уровнем социальной защищённости простых людей. И это правда.
На волне постов про низкие зарплаты врачей в России и их бесправие с огромными переработками, я решил, что не помешает осветить пример того, как и откуда может взятся высокий уровень социальной защищённости трудящихся.
История норвежского профсоюзного движения достаточно долгая и я хочу, очень кратко, остановится на двух, на мой взгляд самых важных, моментах.
Позже, из профсоюзного движения родилась «Arbeiderpartiet»(Рабочая партия), которая имела абсолютное большинство в парламенте на протяжении многих лет и под руководством которой и была построена страна, в том виде, каком мы её видим сегодня.
Так вот, ключевое, что нужно отметить из вышесказанного, это то, что строительство реального профсоюзного движения, заняло не один десяток лет. И начиналось всё с малого, с объединения людей в рабочих колективах, по месту жительства и т.д. Плюс, как мне кажется, очень важным было то, что у людей было понимание того, что именно они хотят и за что хотят боротся.
2) Второй важный момент, это как же оно выглядит на деле сегодня. Опять же, кратко и ключевое.
В первую очередь, профсоюзы сегодня, это очень мощные финансовые организации, которые существуют на членские взносы(2-3% от зарплаты), ну и по возможности зарабатывают тоже, но в основном членские взносы. Их работа заключается в том, что посредством различных рычагов контроля, влияния и управления, они держат руку на пульсе всего касаемо соблюдения прав трудящихся, в том числе и постоянного повышения зарплаты. В Норвегии постоянно проходят забастовки, но в основном мелкие и не имеющие резонанса. Чаще всего им удаётся договорится с работодателями без маштабных забастовок или без забастовок совсем. Правда после повышения зарплат, тут же следует повышение цен, но процесс цикличен и точно известно, что года через два опять повысят зарплаты.
И вот касаемо сговорчивости работодателей совсем просто. Вызвать людей на забастовку им очень просто. По сути это делается в приказном порядке, т.к. членство в профсоюзе подразумевает выполнение их требований по выходу на забастовку. Но, бастуя, человек ничего не теряет, т.к. профсоюз, благодоря своей финансовой силе, бастующим платит их зарплату. Для самого работника, забастовка очень муторное занятие, т.к. забастовка не даёт тебе право сидеть дома. Бастующий должен являтся на место забастовки и проводить свой рабочий день там, с плакатиками и в желеткочке. Бывает и на морозе или под дождём.
Плюс профсоюз имеет очень мощный юридический аппарат и выделяет бесплатную юридическую помощь, своим членам, в случае споров с работодателем.
Из всего второго пункта, я бы выделил, что самое главное это финансы. Как не крути, а противостоять капиталу, может только другой капитал. И при капитализме вряд ли будет как-то иначе.
Отчуждение и прибавочная стоимость
Помимо широкого разделения труда капитализм порождает и еще один, относительно новый аспект отчуждения продукта труда от работника. Это прибавочная стоимость и возникающий благодаря ей накопленный капитал.
Прибавочная стоимость есть фактически стоимость тех товаров и услуг, которые были произведены работником сверх необходимого ему объема, и не покрываются заработной платой. Т.е. некоторое количество времени на производстве работник, отрабатывает собственную зарплату, после чего он работает уже исключительно на капиталиста, производя излишек товаров, которые отчуждаются от него и после своей реализации формируют накопленный капитал.
Особенность товарно-денежных отношений на рынке труда заключается в том, что заработная палата, есть плата не за сам труд как таковой, но за рабочую силу, т.е. за предоставление своего времени и жизненной энергии для производства. В соответствии с этим работнику позволяют работать лишь до тех пор, пока он производит даровой продукт для капиталиста, и этот даровой труд последний стремится всячески преумножить за счет увеличение длительности рабочего времени, либо интенсивности труда, либо выполняемого функционала, без изменения заработной платы, или прямого снижения зарплатных издержек.
Антропология Л. Фейербаха
Антропологические воззрения Л. Фейербаха носят во многом материалистический характер, хотя он не считает себя материалистом. В свое время как философ он вырос на трудах Гегеля, что впоследствии не помешало ему их критически переосмыслить.
Замечание 1
Фейербах считает, что единственными реально существующими вещами являются природа и человек. Он призывает отказаться от представления основой мира некой духовной субстанции, абсолютной идеи. В центр мироздания он ставит человека.
Свой анализ антропологической проблематики Фейербах начинает с рассмотрения религии. Он считает, что человек посредством религиозного мировоззрения объективирует себя, превращая в личность, в персонифицированного Бога. Итогом этого становится раздвоение человека, что происходит посредством установления связи с Богом как принципиально трансцендентной сущностью. Мысль имеет следующие оппозиции: Бог – вечен, человек – смертен и т.д. Даже свою природу человек представляет укорененной в божественном. Это не устраивает мыслителя в религии.
С одной стороны, Фейербах критикует религию, с другой стороны, он признает за ней положительное влияние, т.к
она фокусирует внимание человека на его внутреннем мире. Но все же итогом размышлений Фейербаха становится отрицание религии
В противовес он объявляет, что «человек человеку – Бог».
Человек исследуется Фейербахом связанным с природой. Он стремится восстановить связь человека с природным началом. Это им осуществляется с помощью утверждения того, что телесность человека является неотъемлемой частью его сущности. Человек при этом не материальное существо, а в большей степени психическое, чувственное. Сущность своеобразия человеческой природы кроется в его природности, в связи с миром реального, считает Фейербах.
Исходя из этого, и жизнь общества мыслитель представляет по аналогии с теми отношениями, что присутствуют в природе. Природы человека – это родовая характеристика общности, а не персональное понятие.
дальнейшее чтение
- Альтюссер, Луи. 1965. Марксу. Verso.
- Авинери, Шломо. Философия права Гегеля и Теория современного государства Гегеля.
- Акселос, Костас. Отчуждение и Techne в мысли Карла Маркса.
- Коэн, Г.А. 1977. «Отчуждение и фетишизм». Гл. 5 дюйм Теория истории Карла Маркса: защита.
- Дамс, Гарри. 2006. «Есть ли будущее у« отчуждения »? — Возвращение к сути критической теории». В Эволюция отчуждения.
- Эльстер, Джон. 1985. Осмысление Маркса.
- Герас, Норман. Маркс и природа человека: опровержение легенды. — обсуждает отчуждение и связанную с ним концепцию человеческой природы.
- Лангман, Лорен и Девора К. Фишман, ред. 2006 г. Эволюция отчуждения: травма, обещание и тысячелетие. Лэнхэм.
- Мандель, Эрнест и Джордж Новак. 1973. Марксистская теория отчуждения (2-е изд.).
- Маркузе, Герберт. 1941. Причина и революция: Гегель и подъем социальной теории.
- —— Лукач « Молодой Гегель и истоки концепции отчуждения ».
- Оллман, Бертелл. 1976 г. (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Пламенац, Джон. 1975. Философия человека Карла Маркса.
- Шахт, Ричард. 1970. Отчуждение.
- Вольф, Джонатан. Зачем читать Маркса сегодня? — введение в понятие и виды Entfremdung.
- Вуд, Аллен В. «Часть I: Отчуждение Карла Маркса». В В Аргументы философов.
Непримиримый Маркс о продуктах.
Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.
Утверждать, что раз самые дешёвые предметы имеют наиболее широкое употребление, то они должны обладать самой большой полезностью, — это значит утверждать, что громадное распространение водки, обусловливаемое небольшими издержками её производства, есть самое убедительное доказательство её полезности; это значит говорить пролетарию, что для него картофель полезнее мяса; это значит примириться с существующим порядком вещей…
К. Маркс «Нищета философии.»
Летающие молотки
Однажды у нас дома сломалась ручка духовки на газовой плите. Ручка крепилась на кронштейнах с двух сторон. Один из кронштейнов сломался и ручка жалобно болталась на втором уцелевшем кронштейне. Мы жили не богато и не могли купить новую плиту. Так как я был единственный мужчина в семье (так уж получилось), я решил показать сломанный кронштейн мастеру в школе и попросить помощи. На основании обломков кронштейна мы с учителем создали чертеж. Потом я сам резал ножовкой, пилил напильником, сверлил отверстия… В результате новоизготовленный кронштейн получился даже лучше заводского (по словам моей бабушки). Я был в полном восторге! Чувство собственного достоинства и какое-то особое понимание, что можешь подстраивать действительность под себя. Что из куска железки можешь сделать полезную деталь. В такие моменты понимаешь, что ты — венец творения!
Но уроки труда я вспоминаю и радостным восторгом и большой благодарностью.