«пелена восприятия» джона локка

Глава vi. теория образования абстракций

Введение

Джон Локк (1632 — 1704) — английский философ, психолог, педагог и политик. Главный представитель эмпиризма, теория познания, построенная на основе психологической теории сознания (которая проложила путь психологии в современном понимании, то есть психологии как анализа эмпирического сознания), тем самым создавая систему педагогика, предметом которой была личность. Исследовал происхождение, надежность и объем человеческих знаний, а также основы и степень веры, мнения и согласия с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не пребывать в безмятежном спокойствии из-за ограниченного знания вещей, которые выше его способности понимать.    

Локк разработал сенсационную теорию познания. Отправной точкой этой теории было предположение об экспериментальном происхождении всего человеческого знания. Он отрицал врожденность идей, будь то теоретические или этические. Напротив, согласно Локку, сознание сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает то содержание, которое Локк называл идеями. Опыт — это ни внешнее восприятие (ощущение), ни внутреннее самонаблюдение (отражение). Опыт у всех людей и народов разный, поэтому само различие высших принципов также безоговорочно. Согласованность между ними существует как последнее средство по природе или привычке.       

Для Канта, например, важную роль сыграла доктрина Локка о первичных и вторичных качествах. Тела присущи и в любом состоянии неотделимы от них размером, формой, числом, положением, движением или покоем. Это основные качества тел, которые мы воспринимаем такими, какие они есть на самом деле. Напротив, цвета, запахи, вкусовые качества и т. д. Являются вторичными качествами, которые возникают в нас как чисто субъективные представления из-за влияния невидимых частиц на наши органы чувств. Сложный контент можно сформировать только на опыте; свободное сочетание, по словам Локка, приводит к фантазии. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (в интеллекте нет ничего, чего раньше не существовало бы в ощущениях, в чувствах); тем не менее, он признавал наличие определенных наклонностей ума.       

Локк был стойким сторонником либерализма. В своей доктрине государства он ограничивает свою деятельность наиболее существенными и требует конституционного правительства, основанного на суверенитете народа, которое гарантировало бы свободу и равные права для всех, а также разделение властей. В этике Локк называет добром то, что способствует или усиливает радость, и наоборот, несчастье. Высший закон — это общее благо. Как философ религии, Локк учил: что Бог явился, возможно, абсолютно правдив, и возможно ли божественное откровение или нет — только разум может судить, но не церковные догмы; Локк близок к естественной религии. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и концепцию субстанции, отвергал теорию врожденных идей. Результатом его размышлений был следующий: если идея Бога не является врожденной, никакая другая не может считаться врожденной. Из вышесказанного очевидно, что, хотя познание Бога является наиболее естественным открытием человеческого мышления, идея Его, тем не менее, не является врожденной.        

Оригинальные взгляды Локка на все области философского знания определяют актуальность этой темы. Цель данной работы: выделить и проанализировать основные идеи теории познания Джона Локка. 

Отношение к религии

Будучи сторонником материалистического эмпиризма, Джон Локк всё же придерживался христианских ценностей. Сложно судить, насколько верующим человеком он был, и всё же он одобрительно высказывался о многих постулатах из христианства (при этом подчёркивал, что эти идеи свойственны всем ветвям данной религии). Также он был сторонником толерантности к другим религиям и писал в своих работах, что нельзя считать любую из церквей более правильной, чем другие.

С точки зрения Локка, нравственное и моральное воспитание человека имеет большее значение, чем приверженность к той или иной религии. Он считал, что мусульманин, иудей или язычник может иметь хорошее воспитание и придерживаться строгих моральных норм. Но в то же время он говорил, что христианство, в отличие от других религий, уделяет больше внимания морали и нравственности, следовательно, эти черты наиболее естественны именно для христианина.

Отдельно стоит отметить и то, что Локк последовательно отстаивал необходимость полного разделения церкви и государства. При этом он считал, что судить о совести и вере людей может только церковь, государство же не должно судить людей за отсутствие этих качеств. В деятельность церкви государство может вмешиваться лишь тогда, когда её служители совершают преступления. При этом сам философ не был слишком наивным и не особо верил, что отношения государства и церкви когда-нибудь действительно будут соответствовать представленному им идеалу.

Список литературы

  1. 1. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001
  2. 2. Локк Д. Опыт человеческого разума. Избранные философские труды. Т. 1., М., 1961
  3. 3. Фролов И. Т. Введение в философию. М., 2007 
  4. 4. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2002
  5. 5. Блинов Е. Н. Учение Локка о личности личности. М., 2003
  6. 6. Невлева И. М. Философия: учебник для вузов. М.: Российская деловая литература, 2004
  7. 7. Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2000
  8. 8. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. М.: Заря, 1890
  • Реферат на тему: Эмпиризм и ассоцианизм
  • Реферат на тему: Общая характеристика философии Платона
  • Реферат на тему: Управление как наука и искусство
  • Реферат на тему: Рационализм и проблема бюрократизма в финансовой экономике
  • Реферат на тему: Идеалы и нормы научного исследования
  • Реферат на тему: Гуманизм эпохи Возрождения. Основные идеи и основные представители
  • Реферат на тему: Философия и ее связь с искусством
  • Реферат на тему: И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии
  • Реферат на тему: Основные критерии истины: практика как критерий истины
  • Реферат на тему: Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки
  • Реферат на тему: Коммуникации в XXI веке
  • Реферат на тему: Философия о влиянии денег на мотивацию поведения человека

Правовое государство

Принципы сенсуализма Д. Локка выражаются и в его учении об общественном договоре. Государство, с его точки зрения, это механизм, который должен основываться на опыте и здравом смысле. Граждане отказываются от своего права защищать собственную жизнь, свободу и имущество, предоставляя делать это специальной службе. Она должна следить за порядком и исполнением законов. Для этого со всеобщего согласия избирается правительство. Государство должно делать все, чтобы были защищены свобода и благосостояние человека. Тогда и он будет подчиняться законам. Для этого и заключается общественный договор. Произволу деспота подчиняться нет причины. Если власть неограниченна, то она является большим злом, чем отсутствие государства. Потому что в последнем случае человек может рассчитывать хотя бы на себя. А при деспотизме он вообще беззащитен. И если государство нарушает договор, народ может потребовать обратно свои права и выйти из соглашения. Идеалом мыслителя была конституционная монархия.

Эпистемология и сенсационность Локка

Локк Трактат об опыте

Локк систематически излагает свои эпистемологические и онтологические взгляды в своем главном трактате по теоретической философии — Эксперимент над человеческим пониманием (завершен в 1687 г., опубликован в 1690 г.).

Локк является представителем эмпирической линии английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона, к которому также можно отнести Т

Гоббса. Основное внимание он уделяет проблемам познания. Уже в первой части его Опыта на человеческом разуме встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой для изучения всех разнообразных проблем является изучение способностей собственного познания, то есть выяснение чего он может достичь, каковы его границы, а также как он получает знания о внешнем мире.  

И хотя философские идеи и принципы Локка явно проецировались на его работы, посвященные социальным проблемам, между этими двумя тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например, в творчестве Гоббса, где она образует как значимую, так и, в конечном счете, формальную единая система. На общественно-политические взгляды Локка влияет его образ мышления, то есть способ делать выводы, которые он рассматривает в своем Опыте человеческого разума. 

Для философских и эпистемологических взглядов Локка характерен упор на чувственно осмысленную эмпирику. Гегель (который, естественно, не слишком высоко ценил этот способ философствования) подчеркивал, что Локк указал, что общее и мышление в целом покоится на чувственно воспринимаемом существе, и указывал, что мы получаем общее и истину из опыт. Признавая приоритет чувственного познания, Локк близок к эмпиризму Бэкона.  

Сенсуализм в области теории познания очень тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает роли разума в целом (как его иногда упрощают), но признает еще меньше возможностей для достижения истины, чем Гоббс. По сути, он ограничивает роль разума только, говоря современным языком, простыми эмпирическими суждениями. Это отражает тот факт, что индуктивный метод Бэкона оказал на него большее влияние, чем на Гоббса.   

Философию Локка можно охарактеризовать как доктрину, прямо направленную против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но во многих отношениях против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование врожденных идей, которые играли такую ​​важную роль в теории познания Декарта, и концепции врожденных принципов Лейбница, которая на самом деле представляла определенный естественный потенциал для понимания идей. 

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена каких-либо врожденных идей, концепций, принципов или чего-либо еще в этом роде. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Только опыт (посредством чувственного познания) заполняет этот чистый лист буквами. Все идеи и концепции исходят из опыта. Основываясь на данных медицины, детской психологии, этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения детей, психически больных людей свидетельствуют о том, что на самом деле такие представления, как представления о Боге и душе, представления о добре, зле и справедливости, ими не реализуются, а значит, с рождения человек не является данный.     

Локк особенно иллюстрирует несостоятельность теории врожденных представлений на примере сновидений. Сны, согласно Локку, состоят из идей (мыслей) бодрствующего человека, причудливым образом связанных между собой. Сами идеи не могут возникнуть до тех пор, пока чувства не снабдят их ими. Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сработать.   

Но есть другой способ, более убедительный. Теорию врожденных идей следует отбросить как фундаментально ложную. 

В уме нет ничего, чего раньше не было бы в сенсациях — главный принцип сенсуализма.

Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных идей, как указывает Гегель, эмпирически. Это, однако, ничего не меняет в отношении того факта, что именно критика Локком врожденных идей сыграла положительную роль в критике эпистемологических корней идеализма. 

Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши органы чувств. Поэтому для него ощущение — основа всех знаний. 

Основные философские идеи (кратко)

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Краткий обзор ключевых идей Джона Локка

Учение Локка строится вокруг человека и его практической жизни. Разделяя основные идеи философии Нового времени, он отказывается от схоластики и делает акцент на связь с практикой. Это отразилось в его работах по воспитанию детей и социальному устройству общества. Философию, как научную дисциплину, Локк считал важным практическим инструментом, позволяющим обеспечить счастье для людей.

Одним из важнейших достижений Локка считается разработанная им теория познания, которая строится на следующих постулатах:

  • У человека нет врождённых идей. Все идеи происходят из знаний, полученных посредством чувственного познания в течение жизни. Единственным источником идей является опыт, который можно дополнительно разделить на внешний и внутренний.
  • Знание основывается на простых (примитивных) идеях. При этом Локк разделяет идеи первичных и вторичных качеств. Под первичными качествами он подразумевает собственные свойства предметов: форма, размер, количество, движение. Вторичные качества – это воспринимаемые свойства: запах, вкус, звук, цвет. Каждое из этих свойств является простой идеей, которая сама по себе знанием не является, но может служить материалом для знания. Объединение простых идей приводит к появлению сложных и общих идей.
  • В зависимости от степени достоверности, можно выделить два типа знания: достоверное и вероятное. Вероятное знание является всего лишь мнением или предположением. Достоверное знание Локк разделил на три вида: созерцательное (интуитивное), демонстративное (доказательное) и чувственное.

Одной из важнейших идей философа стало разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (осуществляющую внешнюю политику). Он был первым, кто предложил такое устройство государственной власти, и сегодня эта идея в несколько ином виде воплощена в большинстве стран мира.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Основные качества вещей

Знания о любом объекте или явлении Локк сводил к оценке имеющихся у него качеств, среди которых он выделял первичные и вторичные. К первичным он относил такие качества как:

  • размер;
  • форма;
  • количество;
  • плотность;
  • способность к движению.

Это качества, присущие объектам внешнего мира, но не воспринимаемые напрямую органами чувств. Вторичные качества, наоборот, воспринимаются органами чувств и позволяют сделать выводы о первичных. В эту группу входят такие качества как:

  • цвет и свет;
  • вкус и запах;
  • звуки;
  • температура.

Вторичные качества познаются в рамках получения внешнего опыта (эмпирического познания), а первичные – внутреннего (рациональное познание).

Политические взгляды

Локк разделял взгляды Томаса Гоббса и, в частности, был сторонником договорной теории происхождения государства. Всякое государство он считал продуктом негласного соглашения между гражданами и властью, в рамках которого население страны делегирует государству определённые права, получая взамен безопасность и другие блага.

В этом плане он был идеалистом, поскольку считал, что весь состав государственной власти должен быть избран народом (или, по крайней мере, согласован с ним). Если же власть плохо справляется со своими обязанностями, народ имеет право потребовать перевыборы.

Джон Локк был противником абсолютной власти, сосредоточенной в одних руках, независимо от её природы. Такую форму государственного устройства он называл одной из худших угроз для свободы личности. Он считал, что власть должна делиться на 3 ветви:

  • законодательную (принятие законов, определение меры ответственности за различные преступления);
  • исполнительную (исполнение законов, применение наказания к преступникам);
  • федеративную (вопросы внешней политики, дипломатии, войны и мира).

В этой системе монарх (верховный правитель) должен быть главой исполнительной и федеративной власти, однако не может руководить ими напрямую. Он должен вмешиваться в случае возникновения противоречий, не предусмотренных действующим законодательством. По сути, Локк выделил для монарха роль гаранта соблюдения законов.

По мнению Локка, истинная цель существования государства заключается в том, чтобы обеспечивать всем гражданам условия жизни, которые их устраивают. При этом правовое государство обязано следить за соблюдением трёх неотъемлемых прав личности:

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на частную собственность.

Это три фундаментальных права, присутствующих у каждого человека, независимо от его происхождения, достатка и заслуг перед обществом. В любом правовом государстве конституция должна создаваться на основе этих трёх прав, а одной из её ключевых целей должна быть их защита. Государство должно пресекать любые попытки насилия, порабощения, принуждения к труду и присвоения чужой собственности.

Заключение

Джон Локк – один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения, навсегда вписавший своё имя в историю и оказавший влияние на развитие всего мира. В частности, его идеи присутствуют в Конституции США. Также он первым предложил разделить власть на три ветви, а правителя наделить правами и обязанностями гаранта исполнения законов. В дальнейшем его идеи оказали влияние на таких известных мыслителей как Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и Вольтер.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

В XVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт, который явился основоположником немецкой эмпирической психологии.

С именем Рене Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе.

  • Программа воспитания 3 класс 2020 по фгос в школе

      

  • Ифа суть метода кратко

      

  • Презентация на тему применение электромагнитных волн кратко

      

  • Стороны в гражданском процессе кратко

      

  • Сценарий о пользе овощей и фруктов в питании детей в доу

Заключение

Джон Локк был одним из главных теоретиков материалистического сенсационализма 17-18 веков. Его заслуги заключались, прежде всего, в том, что он углубил и развил это учение, изложенное в его основании Бэконом. Без преувеличения можно сказать, что его взгляды преобладали в Англии в первой половине 18 века. Критика врожденных идей, обоснование учения о чувственном происхождении познания и экспериментальных основ нравственности, углубленная разработка вопроса теории познания в целом явились новым шагом в историко-философском развитии. Локк нашел много сторонников и последователей, и не только в Англии. Но развитие высказанных им идей шло в разных, иногда диаметрально противоположных направлениях. Ленин отмечал: И Беркли, и Дидро покинули Локка. Компромиссные взгляды Локка по многим вопросам способствовали расколу среди толкователей и критиков его учения. Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и испытывал отвращение к мистике. Он не верил в людей, которые были святыми, а также в тех, кто постоянно думал о рае и аде. Локк считал, что человек должен выполнять свои обязанности в мире, в котором он живет. Наша участь, — писал он, — находится здесь, в этом маленьком месте на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено выйти за ее пределы.            

Основная разделительная линия между ними совпала с разделением философов на два основных лагеря — материалистов и идеалистов.

В теории познания и отчасти в политических идеях от Локка появились защитник свободомыслия Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его теологические рамки, критиковали идеалистические слабости. Процесс возникновения идей через ассоциации, обозначенный Гоббсом и описанный Локком в главе 33 книги II опыта, который, кстати, сам автор считал лишь отклонением от нормы, привлек внимание многих философов и ученых. Идея Локка оказалась плодотворной и заложила основу ассоциативной психологии в трудах Гартли и Пристли. Философия Локка была тепло принята во Франции Вольтером, Кондильяком, Ламатри и Гельвецием. Вольтер первым открыл Локка для французского материализма, он продолжил свою критику врожденных идей, подкрепляя ее галльским остроумием, и дал более материалистическое издание деизма. О Ламетрии Маркс писал, что в его трудах английский материализм сочетается с картезианской физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций довели сенсационный принцип Локка до крайности: первый допустил серьезные агностические ошибки, второй превратил мышление из оператора ощущений в своеобразное упущение. Теория государства и педагогика Локка оказали значительное влияние на французского идеолога демократии Жан-Жака Руссо, а также на польского педагога Гуго Коллонфа. Следует отметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными идеологическими предпосылками: люди находятся во внешней среде, не зависящей от них, имеют способность познавать ее и адаптироваться к ней, могут сохранять знания о внешнем мире и варьировать свое поведение в нем. Философия Джона Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и одновременно представляет собой новый этап в развитии философской мысли современной эпохи. Локк довел линию сенсуализма до высшей степени и превратил ее в доктрину эмпиризма, в корне противопоставив ее позиции рационализма. Редко случалось, чтобы философ в одном произведении достиг такой известности и такого имени и достиг такого влияния в истории мысли, как Локк в своем Опыте. Все современные историки философии считают Локка мыслителем первого класса, наряду с Декартом, Бэконом, Спинозой, Лейбницем, и признают его истинным предшественником Канта, основателя новейшей критической теории познания, а также психологии.             

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: