Музыка
В конце XIX века русская музыкальная школа была окончательно сформирована. Также именно в этот период существовала знаменитая «Могучая кучка». Так называлась творческая группа композиторов. В их произведениях прославлялось уважение к народному творчеству и поднимался национальный дух. К композиторам Могучей кучки относятся:
- Мусоргский;
- Римский-Корсаков;
- Балакирев;
- Бородин;
- Кюи.
Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.
В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.
Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.
В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.
Литература
Начало XX века называют «серебряным веком» русской поэзии.
Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.
В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:
- Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
- Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
- Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.
Также в произведениях Горького можно заметить развитие нового движения в литературе – неоромантизма. Это движение прослеживается в произведениях «Челкаш», «На дне», «Макар Чудра», «Мещане».
Развитие музыки, кинематографа, театра и балета
В начале 20 столетия произошел творческий взлет величайших композиторов-новаторов русского государства, таких как Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Сергей Танеев, Сергей Рахманинов. В своих музыкальных произведениях они старались создавать новые образы и формы, вырываясь тем самым из тесных ограничений традиционной классической музыки.
Кроме того в это время достигла весьма значительного расцвета и так называемая музыкальная культура исполнения. Русская школа вокала была представлена замечательными певцами — Ф. Шаляпиным, А. Неждановой, Л. Собиновым, И. Ершовым.
Кинематограф как новый вид искусства появился также в начале 20 столетия. Кинематография в силу своего быстрого развития стала весьма популярной, несмотря на то, что большинство фильмов, выпускаемых отечественными кинофирмами, имели примитивные мелодраматические сюжеты.
Несомненно, заслуга кинематографа состоит в его доступности для разных слоев общества. Именно этим он отличается от других видов культуры. Русские фильмы этого периода стали первым вестником в развитии массовой культуры.
Приметной чертой русской культуры становятся и поиски нового театра с участием таких замечательных режиссеров как Константин Станиславский, считавший, что театральное будущее должно заключаться в глубоком психологическом реализме, Всеволод Мейерхольд с его нескончаемыми поисками в области театра масок, Евгений Вахтангов, отдававший предпочтение радостным и зрелищным постановкам. К началу 20 века произошли изменения и в русском балете, которому по праву принадлежала ветка первенства в мировом балетном искусстве. Вопреки тому, что русская школа балета опиралась на духовные традиции, сложившиеся к концу 19 века, не избежал изменений и балет России. Их внесли молодой балетмейстер Александр Горский и реформатор балета Михаил Фокин, выдвинувшие принцип живописности против существующей в этот период эстетики балетного академизма. По этому принципу полноправными авторами балета наравне с балетмейстером и композитором, становится еще художник.
Это интересно: Русская церковь в 17в — основательный взгляд на вопрос
Наука и образование в начале XX века
Политическая атмосфера в России, сложная социальная и экономическая ситуация в начале XX века оказала влияние на развитие образования.
Рисунок 1. Образование и наука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В это время ключевым словом стало понятие «модернизация», которой добивались все силы, но при этом вкладывали в понятие различный смысл. Начальное образование развивалось по инициативе демократической части общества. Возникали культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества, народные дома – это были школы нового типа. Потребность в квалифицированных специалистах стала толчком для развития высшего и технического образования. Распространялось частное образование (университет Шанявского) и открывались учебные заведения для женщин.
Россия заняла ведущее место в мире по количеству литературы, издаваемой в стране.
Уровень грамотности населения заметно вырос, а система образования включала три этапа – начальное образование и в этом отношении выделялись школы при земствах, среднее образование, которое давали училища естественно-технической направленности, гимназии с гуманитарным направлением, высшее образование, куда можно было поступить только после окончания гимназии или училища.
Промышленность России в это время отставала от стран Европы, но, тем не менее, внесла значительный вклад в научно-технический прогресс мирового сообщества.
Выдающиеся научные открытия этого времени позволили пересмотреть традиционные взгляды на окружающий мир. Важные открытия русские ученые сделали в области физики, химии, математики, физиологии, в самолетостроении.
В этот период появляются разные научно-технические общества. Они проводят научно-исследовательские работы и пропагандируют научно-технические знания среди населения. На рубеже двух веков – XIX-XX развиваются как традиционные, так и новые области науки.
В развитие физики существенный вклад вносят И.Е. Жуковский, ставший основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский, разработавший теоретические основы воздухоплавания.
Лауреатами Нобелевской премии стали выдающиеся физиологи И. П. Павлов, И.И. Мечников. Большой вклад в развитие философии внесли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Историки В.О. Ключевский и П.Н. Милюков.
Издательство
Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.
Были очень популярны журналы «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово». На их страницах публиковались критические материалы, которые волновали общественное сознание, которые формировали общественное мнение. Журналистика в это время стала еще одной властью. Подбирая нужные слова и факты, смешивая правду с ложью, можно было легко манипулировать общественным сознанием.
Продолжало стремительно развиваться издание книг. К концу 19 столетия в стране существовало уже более тысячи типографий. Появились книгоиздатели, выпускающие книги для самообразования. Например, Сытин, который выпустил целую серию книг «Библиотека для самообразовании», Павленков, выпустивший «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:
- собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
- Московский музей изящных искусств;
- Петербургский Императорский Русский музей.
Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.
Становление живописи и скульптуры
Аналогичные процессы происходили и в русской живописи. Стойкие позиции принадлежали представителям русской академической школе и наследникам передвижников, таким как Константин Коровин, Илья Репин, Василий Суриков. Вместе с тем художественный стиль, названный модерном, становится в этот период законодателем моды. Модернисты считали, что искусство должно быть самостоятельной сферой деятельности людей и не должно находиться в зависимости от социальных и политических воздействий.
Скульптура в начале 20 столетия тоже переживала немалый творческий подъем. Ее пробуждение во многом было связано с импрессионизмом. Автором данного термина был журналист из Франции Луи Леруа. Вместе с тем считается, что русская скульптурная школа начала 20 века не развернула в полной мере сложную гамму новаторских направлений, характерных для живописи того периода.
Живопись и скульптура
В 1870 году появилось «Товарищество передвижных художественных выставок». Это товарищество создали выпускники Академии художеств. Их целью было просвещение общества во многих городах России.
В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:
- Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
- Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
- Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.
К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.
Часть живописцев выделялась среди остальных:
- Врубель;
- Билибин;
- Кустодиев.
Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.
В начале XX века появилось объединение художников вокруг журнала «Мир искусства». Туда входили:
- К.А. Сомов;
- Л.С. Бакст;
- Е.Е. Лансере;
- Н.К. Рерих;
- А.Н. Бенуа;
- Н.Э. Грабарь.
Эту группу художников называли «мирискусники». Они считали, что искусство должно быть свободно от политических и социальных проблем
Вместо этого «мирискусники» обращали внимание на прошлые эпохи, особенно на эпоху Возрождения. Также важными для них являлись русские национальные традиции
Еще одно направление, возникшее в начале XX века, – «русский авангард». Это направление повлияло даже на мировое искусство.
Самые знаменитые работы скульпторов:
- памятник Пушкину в Москве Опекушина;
- памятник Александру II в Петербурге Трубецкого;
- «Сидящий человек» А.С. Голубкина;
- памятник Богдану хмельницкому Микешина.
На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.
Социально-исторические факторы развития культуры в России в начале XX века
Россия вместе со всеми странами мира в начале XX века вступила в новую эпоху. В общественной и политической области намечались серьезные изменения, наступало время войн и революций. В экономическом плане шло развитие производства, ускорялся научно-технический прогресс, росли города, развивалась культура и образование. Увеличивался круг потребителей культуры. Назревало осознание неизбежности социально-политических преобразований с одной стороны, а с другой стороны – боязнь ломки старого и привычного, боязнь радикальных перемен.
В стране к началу XX века складывается система российского капитализма – из отсталой аграрной страны Россия становится аграрно-индустриальной и входит в число ведущих держав мира.
В области культуры страна сделала большой скачок и достигла значительных успехов. Российская культура формировала самосознание народов страны и оказала большое влияние на западную и мировую культуру. На её развитие в начале XX века воздействовали различные факторы.
С индустриализацией страны рос спрос на научные открытия, стране были необходимы образованные специалисты, грамотные рабочие. Индустриализация формировала общественные потребности в разных областях.
В конце XIX века, обострившиеся социальные конфликты вызывали психологическую напряженность общественно-культурной жизни страны. По выражению А. Толстого ожидался «великий переворот», ощущалась «рубежность» времени и неизбежность перемен в жизни страны.
События первой русской революции в своих произведениях запечатлели И. Репин, В Серов, Н. Касаткин, В. Короленко и др. Революция четко определила идейные позиции российской интеллигенции, как научной, так и художественной. К интеллигенции в целом могут быть отнесены слова А. Блока, сказавшего, что её разделил уже 1905 г.
Развитие культуры происходило в сложных и противоречивых условиях, она была зеркальным отражением процессов, которые происходили в экономической, социальной, политической жизни страны. Культура России этого периода претерпела многочисленные взлеты и трагедии, свершения и заблуждения. Достижения русской науки, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство получили международное признание.
Русская культура начала XX века относится ещё к «Серебряному веку», но именно в это время происходит встреча двух, отличающихся друг от друга, культурных потоков. С одной стороны, преобладают традиции реализма, а с другой стороны, набирает силу новое направление в области художественной культуры – декадентство. Оно обозначало отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружаясь в индивидуалистические переживания. Так часть художественной интеллигенции уходила от сложностей жизни в мир грез, но даже и в этом случае культура отражала кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Факторы, формирующие своеобразие российской культурной модели
Несмотря на различные подходы на цивилизационную и культурную природу России, большинство современных ученых указывают на наличие специфики социокультурного развития страны. В качестве основных факторов, формирующих уникальность культурной модели, можно выделить следующие:
- основным природно-географическим фактором выступает характеристика России как сухопутной страны, что обуславливает особенности экономики государства;
- холодный климат формирует особенности участия государства в распределительных отношениях, приводит к государственному патернализму и покровительству в экономической сфере, что приводит к формированию социально-патерналистских форм жизнедеятельности общества;
- факторы политического порядка представлены сильной центральной властью, приоритетом исполнительной ветви власти над законодательной;
- огромное влияние на развитие отечественной культуры оказали традиции православия, продолжающие направлять развитие исторического процесса даже в официально атеистической стране.
История России кратко
Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.
Россия, к началу 20 века оставалась страной с крайне низким уровнем грамотности. По данным переписи 1913 года количество грамотных людей не превышало 39%. При этом степень грамотности не была одинакова среди жителей города и села, а так же, различных регионов страны. Российская образовательная система имела 3 ступени. К начальной относились народные и церковноприходские училища. К средней — реальные училища и гимназии. К высшей — институты и университеты.
Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16
Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин
Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.
Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.
Культура России в начале 20 века характеризуется господством в литературе реализма. В ту эпоху творили Чехов, Бунин, Горький, Толстой и другие. В истории русской поэзии это время известно под названием «Серебряного века». Мережковский, Сологуб, Брюсов, Мандельштам, Северянин, Блок, Маяковский, Ахматова отразили в своих выдающихся произведениях глубочайший социальный кризис, в котором находилась Россия.
В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.
Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи. Традиции реализма развивали Суриков, Репин, Васнецов. Стоит отметить и работы поздних мастеров – «передвижников» Коровина и Касаткина.
В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Стоит отметить Казанский вокзал (Щусев) и Ярославский вокзал (Шехтель).
Кино
Именно в конце XIX – в начале XX века в России впервые появилось киноискусство. В мае 1896 года впервые был продемонстрирован кинофильм. В Петербурге премьера состоялась в саду «Аквариум», а в Москве в «Эрмитаже». С начала нового столетия стали открываться иллюзионы и электротеатры. Киноискусство развивалось стремительно. К 1916 году в стране существовало уже примерно 4000 кинотеатров.
Сначала показывали только документальные фильмы. В 1908 году появилась первая игровая картина под названием «Стенька Разин и княжна». Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» сняли через 3 года. Затем в 1911-1913 годах стали появляться и кукольные фильмы.
Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.
Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.
Театр
Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:
- В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
- В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
- Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.
Также произошло зарождение метафорического театра.
Некоторые выводы
В заключении добавим что, невзирая на разительный расцвет русской культуры начала 20 столетия и ее очевидный интерес к культурным обычаем народа, в это время так и не было преодолено основное противоречие русского общественно-культурного пространства, которое заключалось в оторванности и недоступности высочайших достижений русской культуры широким слоям народа.
Вместе с тем этот период отличается отчетливым проявлением тенденции синтеза разных видов творческой деятельности. Возглавил ее «Мир искусства», который объединил художников, поэтов, музыкантов и даже философов. Вершиной деятельности мира искусства стали организованные в столице Франции антрепренером Сергеем Дягилевым, признанные во всей Европе «Русские сезоны». Они были представлены русским балетом, музыкальными произведениями и театральной живописью.
Основные тенденции развития культуры в прошлом столетии
Культура зародилась вместе с человечеством, постоянно эволюционировала вместе с ним, и $XX$ столетие не стало исключением. Данный период охарактеризовался интенсивными темпами развития, глубокими онтологическими изменениями каждого аспекта жизнедеятельности. В качестве основных тенденций культурного процесс прошлого века выступают следующие:
- процесс индустриализации культуры, что проявляется в быстрых темпах развития науки и техники, появлении технических областей культуры, промышленном производстве произведений искусства;
- политизация культуры, высокая степень ее идеологизации, что нашло свое отражение в политическом содержании произведений искусства, их превращения в оружие пропаганды, а также в участии деятелей культуры в общественно-политических движениях. Использование культуры в военно-политических целях привело к ее дегуманизации;
- становление постмодернизма как феномена культуры. Середина прошлого столетия ознаменовалась сменой мировоззренческой парадигмы, поворотом от модернизма к постмодернизму, изначально возникнувшего в рамках искусства, а затем распространившегося на все явления культурной жизни глобального мира.
Становление постмодернизма было связано с эпохальной сменой мировосприятия, крахом европоцентристской модели, ее замены глобальным постмодернистским полицентризмом, формированием постимпериалистической, постколониальной модели мира, а также появлением реального шанса, реальной угрозы уничтожения человечества как биологического вида.
Замечание 1
Следует отметить, что развитие культуры в России прошлого века характеризовалось рядом уникальных особенностей.