Общение как обмен информацией

Как называется содержание общения представленное как обмен знаниями называется

286. Собеседник, часто выходящий за рамки профессиональной беседы, нетерпелив, несдержан и возбужден в разговорах получил название (как тип делового общения): •вздорный человек287.

Совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров получило название: •структурной288.

Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах поведения в подобных условиях, называется: •характером289.

Совокупность однородно повторяющихся задач, которые необходимо решить руководителю для обеспечения нормальной жизнедеятельности системы, — это: •функция290.

Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как: •коммуникативная структура группы291.

Совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных целей перед учебными заведениями является: •планом работы на учебный год292.

Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как: •социометрическая структура293.

Совокупность способов, процедур и техник работы менеджера по персоналу, инвариантных для организаций разного типа и уровня развития и направленных на формирование кадрового состава организации, поддержание работоспособности, — это: •методы управления кадрами294.

Совокупность характеристик членов группы (численный, возрастной, половой состав, национальное положение) — это: •композиция группы295.

Содержание общения, которое представлено как обмен действиями, операциями, умениями, навыками, называется: •деятельным296.

Содержание общения, которое представлено как обмен знаниями, называется: •когнитивным297.

Содержание общения, которое представлено как обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями, называется: •мотивационным298.

Содержание общения, которое представлено как обмен продуктами и предметами деятельности, называется: •материальным299.

Содержание общения, которое представлено как обмен психическими и физиологическими состояниями, называется: •кондиционным300.

Создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия — это __________________ конфликта. •институализация Источник

Общение, как обмен информацией: из чего оно состоит

Диалог остается важной частью человеческого общения, и психология уделяет ему много внимания. Также существует и монолог, который также характеризуется использованием устной речи, однако говорит только один человек

При этом предъявляются повышенные требования к логике повествования, построению предложений и подбору слов. «Система словесных знаков» является главным способом передачи и усвоения опыта. С ее помощью люди также могут и общаться.

В вербальном общении, как и при другом способе обмена информацией, используется разделение на коммуникатора и реципиента. Первый отвечает за шифрование данных, а второй — за их расшифровку и понимание. Системой кодирования может выступать язык, используемый в разговоре или письме, но возможны и другие, более специфичные варианты. Из-за этого реципиент и коммуникатор должны обладать единым или схожим способом кодирования и декодирования информации. Это нужно для того чтобы в точности передать и понять ее. В процессе коммуникации коммуникатор и реципиент постоянно меняются местами, поэтому только благодаря одной системе значений они могут досконально понимать друг друга.

О невербальной коммуникации

Дополнением речевого общения служит невербальная коммуникация. Она бывает:

  • оптикокинетической — мимика, пантомима, жесты и экспрессия глаз;
  • паралингвистической — отражение качества, тональности и диапазона голоса;
  • экстралингвистической — паузы, смех, кашель, плач.

Данные системы призваны помочь в понимании информации, увеличить семантическую ценность определенных участков речи. В зависимости от ситуации, разные системы способны лучше подчеркнуть конкретные вещи. Например, мимика лучше всего передает состояния человека; жесты отражают интенсивность переживаний; поза передает отношение к собеседнику.

Виды общения

По средствам общение бывает:

  • невербальное – осуществляется с помощью выражений лица, жестов, телодвижений и т.п.;
  • вербальное – с помощью речи.

По содержанию:

  • материальное – обмен благами, необходимыми для жизни;
  • когнитивное – обмен необходимой информацией, подразумевает наличие тем;
  • кондиционное – обмен состояниями тела и психики;
  • деятельностное – обмен активностью и навыками;
  • мотивационное – обмен установками и стимулами к деятельности.

По признакам опосредованности общение делится на два вида:

  1. непосредственное – осуществляется с помощью органов, полученных человеком от природы;
  2. опосредствованное – осуществляется с помощью орудий или предметов культуры; орудия – это камни и палки, а культурные предметы – разные записи знаков на электронных носителях.

Более того, оно может быть прямым и косвенным. Прямое общение предполагает отсутствие посредников. Косвенно общаются при их помощи.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
Во время разговора в руках не должно быть вещей

Они могут забирать внимание собеседника на себя.
Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Суть общения, цель, функции

Вербальное общение — что это в психологии

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций


Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми. Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

2.1. Вербальные коммуникации

Чтобы человека поняли, ему мало иметь хорошую дикцию. Он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Именно поэтому развитые вербальные способности в настоящее время, в век рыночной экономики, имеют решающее значение в успешности социально-направленной деятельности.

Под вербальными коммуникациями понимается процесс передачи и получения информации, посредством знаковой системы — человеческой речи, естественного звукового языка, системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Таким образом, процесс общения построен по схеме: «коммуникатор – сообщение – реципиент». Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатор и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Такая форма коммуникативного взаимодействия называется диалогом.

В общем, речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции, для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Важным составляющим коммуникативного процесса, является умение слушать, которое, в первую очередь, оказывает влияние на верное восприятие принимаемой информации.

Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности

Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий

Особенности и специфика общения

Рассматривая специфику обмена информацией между двумя людьми необходимо отметить, что происходят отношения двух (нескольких) индивидов. Каждый из них представляет собой активного субъекта. Взаимное информирование характеризуется также налаживанием совместной деятельности.

Используя систему знаков, партнеры получают возможность оказывать друг на друга влияние, «знак коммуникации» при этом способен поменять состояние участников коммуникативного процесса. В общем виде эффективность коммуникации можно измерять тем, в какой мере удалось данное влияние.

В ходе обмена информацией коммуникатор и реципиент обладают единой (похожей) системой кодификации и декодификации. Знаки и значения, закрепленные в такой системе, должны быть известны обоим

Кроме лексической и синтаксической системы важно одинаковое понимание ситуации общения

Для коммуникации также присущи коммуникативные барьеры, вызванные социальными и психологическими различиями. Социальные различия характеризуются принадлежностью партнеров к различным социальным группам (культурам). Психологические различия обусловлены индивидуальными психологическими особенностями людей, вступающих в коммуникацию.

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная информация, предполагающая изменение поведения (например, советы, приказы, просьбы) и констатирующая информация (сообщение).

Понятие и функции общения

Определение 1

Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Замечание 1

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины

Самой важной потребностью часто выступает само общение

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Общение как коммуникация

Общение может иметь форму коммуникации, которая имеет ряд специфических особенностей:

  • Во-первых, прежде всего, это наличие двух индивидов, взаимное информирование которых предполагает совместную деятельность. Информация должна быть принята и понятна, поэтому каждый коммуникативный процесс есть единство деятельности, общения и познания;
  • Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга через систему знаков;
  • В-третьих, в коммуникации влияние осуществляется при наличии у коммуникатора и реципиента единой или схожей системы кодификации и декодификации;
  • В-четвертых, возможность возникновения коммуникативных барьеров, тогда четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Распространяющаяся в обществе информация проходит через как бы «фильтр доверия-недоверия». Этот фильтр действует так, что оказаться не принятой может истинная информация, в то время как ложная информация будет принята.

Рисунок 1. Общение как коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Существуют средства, ослабляющие действие фильтров и способствующие принятию информации. В совокупности эти средства получили название фасцинация, примером которой может быть музыкальное или цветовое сопровождение речи.

Замечание 2

Коммуникативный процесс включает пять элементов: коммуникатор — сообщение — канал — аудитория — обратная связь.

В процессе коммуникации выделяется три позиции коммуникатора – открытая, когда он сторонник излагаемой точки зрения, отстраненная позиция – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, при этом не исключается ориентация на одну из точек зрения и закрытая позиция, при которой точка зрения коммуникатора умалчивается.

Среди коммуникативных навыков внимание уделяется нерефлексивному и рефлексивному слушанию. Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, которое используется тогда, когда говорящий формулирует проблему, а цель с его стороны заключается в том, чтобы эмоционально разрядиться

Когда говорящему нужна помощь при решении проблемы, а не только эмоциональная поддержка, используется рефлексивное слушание.

Информационный обмен в общении имеет основную цель – выработать общий смысл, общую точку зрения по поводу различных ситуаций, для которой характерен механизм обратной связи.

Выделяют косвенную обратную, т.е. завуалированную форму передачи психологической информации и прямую связь.

В ходе косвенной обратной связи используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции, насмешки. В подобных случаях коммуникатор сам должен догадаться, что партнер по общению хотел ему сказать.

Способы представления информации

Как известно, информация может быть представлена в нескольких формах, что, однако, не меняет ее содержания. Например, дом можно представить как слово или графическое отображение.

Способы представления и передачи информации можно изобразить в виде следующего списка:

  • Текстовая информация. Позволяет наиболее полно предоставить информацию, однако может содержать большой объем данных, что способствует плохому ее усвоению.
  • Графическое изображение – это график, схема, диаграмма, гистограмма, кластер и т. д. Они позволяют кратко представить информацию, установить логические связи, причинно-следственные отношения. Кроме того, информация в графическом виде позволяет найти решения различных вопросов.
  • Презентация является красочным наглядным примером способа представления информации. В ней могут сочетаться как текстовые данные, так и графическое их отображение, то есть различные виды представления информации.

Как составить план обмена информацией

Хотя план обмена информацией представляет собой весьма мощный инструмент, создать его совсем не сложно. Сделать это можно, выполнив четыре действия.

1. Определите способы обмена информацией

При создании плана обмена информацией, прежде всего, необходимо определить, где и какой информацией будет обмениваться ваша команда. Сюда относятся вопросы, когда какие инструменты использовать, а также когда следует общаться в режиме реального времени, а когда допустим обмен информацией с задержкой по времени. Интерактивный, или синхронный обмен информацией — это общение в реальном времени. Тогда как обмен информацией с задержкой по времени — это когда вы отправляете сообщение, не рассчитывая, что ваш респондент ответит сразу. Мы каждый день пользуемся этим видом обмена информацией, даже не замечая этого, особенно когда отправляем электронную почту.

Составляя план обмена информацией, определите, для чего будет использоваться тот или иной инструмент. Например, можно принять следующую схему:

  • Электронная почта — для связи с внешними заинтересованными сторонами.

  • Slack  — для обмена информацией в режиме реального времени по текущему состоянию дел и для оперативного решения вопросов.

  • Asana  — для обмена информацией о работе с задержкой по времени, такой как сведения о задачах, обновления статуса проектов или ключевые документы по проекту.

  • Zoom или Google Meet — для различных коллективных мероприятий вроде мозгового штурма по проекту или совещания по итогам проекта.

Читать о том, как написать продуктивный отчёт о статусе проекта

2. Согласуйте частоту обмена информацией

Определившись, где вы будете обмениваться информацией, необходимо решить, насколько часто вы будете это делать. Частота обмена информацией — это ваш план действий по информированию различных заинтересованных сторон о тех или иных аспектах проекта.

Например, в нём можно запланировать следующие события:

  • Еженедельное обновление статуса проекта в Asana для всех заинтересованных сторон и спонсоров проекта.

  • Ежемесячные совещания группы проекта для устранения препятствий в работе или коллективного обсуждения последующих шагов.

  • Обновление вех проекта в Asana по мере необходимости.

3. Добавьте план управления взаимодействием с заинтересованными сторонами

Успешность реализации проекта зачастую зависит от того, насколько удастся заручиться поддержкой заинтересованных сторон

Обычно это делается в начале проекта на организационном совещании, но так же важно сохранять поддержку заинтересованных сторон и на протяжении всего проекта

Читать о том, как повысить эффективность организационного совещания по проекту за 10 действий

При составлении плана обмена информацией уделите время тому, чтобы чётко определить, когда и по каким вопросам следует общаться с заинтересованными сторонами проекта. Некоторые сотрудники, которые являются ключевыми участниками проекта, будут обмениваться информацией по проекту на регулярной основе, возможно, даже каждый день. Другие заинтересованные стороны проекта могут привлекаться исключительно для уточнения состояния дел по проекту или, может быть, лишь при подведении итогов.

Определив способ организации обмена информацией с заинтересованными сторонами, можно гарантировать, что к ним будут обращаться только в нужное время и по нужным вопросам. Направляемая им информация должна содержать ответы на вопросы с учётом их уровня детализации, при этом в ней должны быть отражены результаты работы и общие достигнутые показатели.

4. Предоставьте всем план обмена информацией и обновляйте его по мере необходимости

Когда работа над планом обмена информацией будет завершена, его нужно будет предоставить группе проекта. Обеспечьте доступ к этому плану через единый источник достоверной информации о проекте. Для отслеживания всей работы и процесса обмена информацией в рамках проекта рекомендуется использовать Asana , чтобы можно было обсуждать работу там, где вы её выполняете.

Если план обмена информацией по проекту потребуется изменить, обязательно обновите его и сообщите всем об этих изменениях. Так у вашей команды всегда будет актуальная информация.

Коммуникативная сторона общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. В структуре общения выделяют следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.

Обмен информацией между общающимися осуществляется путем коммуникаций. Коммуникация – это процесс передачи информации.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.
  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также: Психологическая характеристика общения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: