Свойства речи

Общая характеристика речи. свойства речи

Функции, которые выполняет речь

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

  • врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
  • наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
  • перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
  • постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.

Виды расстройств:

  1. Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
  2. Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
  3. Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
  4. Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
  5. Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

  1. Ежедневно общаться с малышом.
  2. Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
  3. Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения. Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды речи

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Прогова-ривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного).

Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы – отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.

Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению – это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками.

Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией).

Психология bookap

Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.

Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи – прочтение, повторение про себя.

Виды речи

В современной психологической науке речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма речи, в свою очередь, подразделяется на письменную и устную. Устная представлена двумя формами: монологическая и диалогическая.

В контексте исследований развития мышления выделяют автономную, эгоцентричную, внутреннюю формы речи.

Автономная представляет собой один из ранних этапов развития речи у ребенка. Характеризуется тем, что слоги и слова, которые ребенок воспроизводит по аналогии с речью взрослого, существенно искажаются. Речь носит ситуативный, неопределенный, неоднозначный характер. Содержание слов не осознается, по формальным признакам автономная речь не имеет признаков синтаксических взаимоотношений.

Эгоцентрическая речь – говорение без попыток услышать точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, которая сопровождает мыслительную деятельность.

Таким образом, речь представляет собой важный психологический феномен, без которого представляется невозможным личностное развитие, установление взаимодействия с социальным окружением, адаптация индивидуума в общество.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист — звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Теории возникновения речи у людей

С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Виды речи

Исходя из того, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Определение 2

Внутренняя речь — это такая речь, которая выражается в реализации языка вне процессов реального общения между людьми.

Существует всего три типа внутренней речи:

  • Речь про себя

    Индивид внутри себя проговаривает какую-то информацию.

  • Речь как способ мышления

    С помощью речи человек обдумывает какие-либо действия, поступки, возможные ответы на вопросы или оценивает ситуацию.

  • Речь как средство внутреннего программирования.

    Данный вид речи помогает запомнить всю необходимую информацию и сведения.

Определение 3

Внешняя речь — это такая речь, которая направлена на окружающих людей.

Для нее характерна передача важных сведений с помощью языка. Внешняя речь разделяется на письменную и устную. С помощью письменной речи люди общаются словами, которые находятся в каких-либо письменных документах. С помощью устной речи человек общается посредством языка. Такая речь воспринимается слухом.

Именно в этой речи выделяются такие два процесса, как аудирование и говорение. Аудирование представляет собой процесс, в ходе которого происходит восприятие и осознание устной речи. Данный процесс связан с особенностями, которые имеют участники общения. Также он зависит от тех сведений, которые необходимо передать.

Говорение осуществляется в виде словесного обращения к другому индивиду. Оно может осуществляться только с помощью слов. Говорение характеризуют количеством фраз, которые были высказаны. Также важен и темп речи говорящего человека.

Устная речь бывает в виде диалога и монолога. Диалогическая речь является таким видом речи, который представляет непосредственное общение двух или более человек. При диалоге происходит обмен различными репликами, высказываниями, информацией, которые носят содержательный и познавательный характер. Монологическая речь представляет собой совсем другое проявление устной речи. Здесь обычно осуществляется долгое и последовательное изложение совокупности мыслей, знаний, информации одним лицом. Письменная речь в виде монолога не имеет обратной связи с собеседником. В отличие от устного монолога письменная речь имеет некие ограничение в средствах выразительности. Именно поэтому ее содержательной стороной является грамотность.

Стоит отметить, что в психологии выделяют еще активную и пассивную речь. Первый вид речи всегда связан с тем, кто говорит, а второй — с тем, кто слушает.

Далее необходимо определить еще один вид речи, который называют эгоцентрическим.

Определение 4

Эгоцентрическая речь выражается в том, что она обращена к самому говорящему. Она помогает ему управлять и осуществлять контроль над своей деятельностью. Данный вид речи является переходным этапом между внутренней и внешней речью.

Таким образом, можно сделать вывод, что речь является способом общения между людьми. Она обеспечивает такую важную функцию, как способность к мышлению и обдуманной деятельности личности. Все психические функции формируются именно с помощью речи. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, когда речевые нарушения влияют на развитие психической организации человека. Также они оказывают воздействие и на интеллектуальную сферу личности.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Понятие и свойства

Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

  • способность, умение человека говорить;
  • действие, которое человек совершает с помощью звуков;
  • технология выражения мыслей через языковые навыки.

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Свойства речи:

  1. Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
  2. Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
  3. Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.

Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

Наблюдение

Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
Беседа

Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Свойства

В психологии выделяют 4 ключевых свойства речи:

  1. Содержательность. Чем больше фактов, соответствующих действительности, чем больше конкретики и глубины в излагающейся информации, тем больше ее содержательность. Если же ничего полезного в данных нет, то такая речь называется пустой, поверхностной. В народе , треп, болтовня. Иногда информационное сообщение разбавляется словами паразитами, лишними выразительными оборотами, пространными заявлениями и отклонения от темы , содержит «,воду»,. В таком случае речь , средней содержательности. На данное свойство влияет словарный запас и компетентность говорящего в теме сообщения. Чем большим количеством слов оперирует человек, тем точнее он может выразить мысль. Наиболее полезную информацию по вопросу может дать профессионал, который подкован теоретически и опробовал знания на практике.
  2. Понятийность. Если понятийность как функция дает представление о предмете, то понятийность как свойство , умение донести до собеседника информацию. Говорить на понятном ему языке. Чем больше знания человека в определенной сфере, тем выше понятийность сказанного. Например, у программисты знают специфическую терминологию, а люди непрофессиональные , нет. Для рядового обывателя жаргон программиста будет менее понятийной, поскольку знаний не хватает. Даже если программист будет излагать мысли ясно, последовательно и содержательно , коммуникация не сможет быть полностью успешной. Затрудняет понятийность и разное значение слов у разных людей. Для того же программиста «,чайник», , мало понимающий в компьютерах пользователь, а для простого человека , прибор для нагревания воды.
  3. Выразительность. Определяется насыщенностью, эмоциональной окраской и умением человека расставлять акценты в предложении, выделять интонацией важные слова. Еще один параметр выразительности , отточенная дикция, когда слова проговариваются четко и понятно. Выразительность особенно ярко проявляется в диалоге.

    Например, информационное сообщение «,ФК Спартак разгромил питерский Зенит», передает суть события, но в устной речи может добавиться отношение человека к факту. Он может произнести новость с радостью или с грустью (если болел за «,Зенит»,). Сделать повествование насыщеннее можно несколькими способами: увеличение словарного запаса, использованием метафор, отсылок, иронии.

  4. Воздейственность. Степень влияние сказанного на слушателя. Задача речи заключается не только в отправке информации, но и в манипуляции поведением собеседника: убеждении, провокации, давлении. Чем большее влияние на человека оказывает речь, тем выше ее воздейственность. На свойство влияет умение убеждать, аргументировать свою позицию, преподносить информацию на понятном языке, говорить искренне.

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Виды

Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:

  1. Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника. Происходит прямой вербальный контакт , обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.
  2. Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой , например, при чтении.
  3. Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса , написание и чтение.

Что это такое: определение

Речь , самостоятельная деятельность, заключающаяся в последовательном логичном произношении звуков (если устная) или записи символов (если письменная) в коммуникации.

С ее помощью происходит коммуникация, взаимодействие людей друг с другом.

Также она является средством передачи информации, выражения собственных мыслей и чувственных переживаний.

Понятие о языке и речи в психологии: кратко

На первый взгляд, оба термина похожи, синонимичны. Но речь , целенаправленный процесс, который задействует язык в коммуникации.

Речь , приобретенный навык, который остается с человеком вне зависимости от языка, на котором он разговаривает.

Это способность выражать мысли, чувства, эмоции, логические доводы, а язык , это инструмент выражения, передачи информации.

Без языка речь невозможна. В то время как язык способен развиваться и эволюционировать самостоятельно до тех пор, пока на нем говорят.

Например, если человек воспитывался в стае диких животных и его речь не развита, язык все равно существует , на нем говорят другие люди.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Понятие психологического анализа речи

Общая психология содержит такое понятие, как психологический анализ речи.

Определение 1

Психологический анализ речи — это отслеживание (по количеству и качеству) элементов речи разных типов в процессе речевого общения.

У каждого человека свои особенности восприятия и понимания той или иной информации. Также у всех людей уже есть какой-то конкретный и более удобный способ решения возникших проблем. Все это выражается с помощью особенностей человеческой речи.

Сама речь является социально обусловленным психологическим процессом использования языка в решении межличностных проблем. Также она помогает человеку решать проблемы, связанные только с самим собой, потому, что речь является средством мышления. Речь и мышление тесно связаны и не могут существовать друг без друга.

Язык, используемый в процессе реализации речи, представляет собой набор условных символов. С помощью таких символов люди могут передавать звуки, которые несут определенный смысл и значение.

Язык общий для всех людей. Человек, в большинстве случаев, уникален и субъективен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: