Соотношение мышления и речи

Проблемы взаимоотношения мышления и речи у Выготского

Рисунок 1. Лев Семёнович Выготский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Советский учёный Лев Семёнович Выготский, родившийся в 1896 году, много занимался изучением взаимосвязи между речью и мышлением, в том числе, он исследовал психологические функции, основываясь на данных, полученных из детской психологии, дефектологии и психиатрии. Его работа под названием “Мышление и речь”, вышедшая в 1934 году, рассматривает аспекты развития речи и мышления, также в ней рассмотрено непостоянство отношения этих двух понятий между собой и различие в их происхождении. В своей работе Выготский предполагает, что существовала некая доречевая фаза интеллекта и особая доинтеллектуальная фаза речи. По его мнению, в определённый исторический момент происходит столкновение речи и мышления, в результате чего в дальнейшем они продолжают развиваться уже рука об руку.

Особый взгляд Выготский имел и на формирование внутренней речи: он предполагал, что она развивается сначала путём накопления внутренних и функциональных изменений, а затем появляется эгоцентрическая речь “вслух”. Со временем ребёнок начинает разделять эгоцентрическую функцию речи и социальную, после чего эгоцентрическая речь постепенно переходит во внутреннюю.

Замечание 1

Книга “Мышление и речь” является первоначалом для такой советской науки, как психолингвистика.

Также в своей работе Выготский показал, насколько важна речь для развития личности

Дело в том, что речь, возникшая отдельно от процесса мышления и затем ставшая постепенно его важной составной частью, используется для трансформации наглядно-образного течения мысли в логическое и, соответственно, в абстрактное, а это делает возможным оперирование теми понятиями, что мы не в состоянии как-либо исследовать с помощью всех имеющих органов чувств

При этом если рассматривать слово отдельно от процесса мышления, то оно теряет свою суть и становится пустым набором звуков. Но если слово приобретает значение, оно тут же может стать инструментом как для речи, так и для мышления. Именно это Выготский и считал объединяющим фактором для понятий “слово” и “мышление”.

Сила – в словах

Человек порой даже не представляет, какой необыкновенной способностью он обладает. Он может говорить! Только человеку это под силу, и никакому другому живому существу в мире

Очень важно уметь владеть своей речью. Желательно, всеми её видами, которых немало

К сожалению, большинство пользуется лишь устной – путём вербального общения.

Но есть ведь ещё письменная. Текстовая речь подразумевает использование графики и синтаксических конструкций, соответствие композитно-структурной организации. Чтобы создать хороший, читаемый текст, человек должен быть мыслящим. Поскольку мало просто написать. Надо сделать это так, чтобы читатель понял, что автор пытался до него донести. Именно поэтому все ораторы составляют тексты своих выступлений. Люди, готовящие речь, сначала пишут её на бумаге, после чего репетируют.

Характеристики

Мыслительные процессы:

  • протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
  • связаны с деятельностью индивида;
  • отражают взаимосвязь в словесной форме;
  • исходят из живого созерцания.

Характеристики мышления:

  • продуктивность;
  • скорость, темп;
  • целенаправленность;
  • стройность, которая может быть логической, грамматической.

Характеристики речи:

Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса

Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим

Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.

Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.

Связь языка и сознания

Язык является средством общения людей между собой, составляет важную составляющую общества. Он возник в результате совместного труда людей и необходимости создания совокупности звуков, обозначающих то или иное действие. Постепенно эта система звуков превратилась в устойчивый совершенный язык.

Особенностью языка является передача с помощью него результатов познания действительности, знаний и мыслей других людей.

Стоит различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное представляет психическое отражение действительности обществом. Индивидуальное – понятиями и идеями конкретного человека.

Усваиваемые идеи осмысляются в голове у человека. Они могут вызывать те или иные чувства, или оставлять его равнодушным. Эти психологические особенности определяются уже обстоятельствами жизни, индивидуальных качеств. Изучением этого занимается психология.

Значение речи в мыслительных процессах

Особое значение в мыслительных процессах имеет речь, а именно взаимосвязь речи и мышления. Это обусловлено тем, что речь позволяет отделить характерные особенности исследуемого предмета, зафиксировать и закрепить свое представление о нем специальным словом.

Любая мысль человека приобретает материальную оболочку при помощи слова. В свою очередь, чем основательнее и глубже человек продумывает свою мысль, тем полнее и четче он выражает ее словесно. Аналогично и в случае, если индивид более точно выражает свои мысли при помощи слова, тем они понятнее для окружающих. Именно поэтому речь и мышление находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Кроме того, значимость речи в мыслительных процессах обусловлена еще и тем, что чем точнее индивид формулирует свою мысль для других, тем она понятнее становится и для них, и для него

То есть, мысль, высказанная словами, позволяет сфокусировать на ней внимание, выделить составные части, осознать ее и сопоставить с окружающей действительностью

Таким образом, речь содержит в себе основные предпосылки, позволяющие рассудительно и логично излагать мысли, формулировать и закреплять их в словах. Мысль, высказанная словом, уже не исчезнет и не угаснет, она будет не только «жить», но и при необходимости развиваться.

Замечание 1

Речь позволяет не только закрепить мысль, но и вернуться к ней в случае необходимости. Формулирование мыслительных процессов является одним из этапов мышления.

В настоящее время взаимосвязь речи и мышления является одним из наиболее актуальных вопросов в области психологии. Исследования, проводимые в данном направлении, позволили выяснить, что речь и мышление являются крайне важными категориями для психологии в целом.

До недавнего времени существовали несколько теорий, которые разделяли речь и мышление, считая, что они не зависят друг от друга. Однако позже было доказано, что данные явления хоть и весьма различны по своей природе, но они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Замечание 2

Особый вклад в определение соотношения речи и мышления внес Л.С. Выготский, который доказал, что слова имеют прямое отношение к речи точно так же, как и к мышлению. По его мнению, слово представляет собой отдельную клетку, которая является составляющим элементом речи и мышления.

Таким образом, речь состоит из слов, сущность которых заключается в их единстве, называемом речевым мышлением.

Основные положения концепции Выготского

В онтогенетической перспективе принято раскрывать аспекты разных типов воображения. Многие ученые показывают, что образовательные программы, которые концентрируются на развитии мышления и речи, необходимо ориентировать на специфику воображения для каждого возрастного периода.

Одна из центральных задач, которая стоит перед образовательной практикой, представлена задачей целенаправленного развития мышления. Авторы многих образовательных программ декларируют, что образовательная практика должна строиться на основании идей Л. С. Выготского.

Автор культурно-исторической концепции, Л. С. Выготский написал работу «Мышление и речь», которая посвящена исследованию значений слов. При этом ученый рассматривал «значение слов» в качестве показателя развития мышления, которое напрямую связано с речевым развитием. Правда, невозможно не отметить очень важную, с точки зрения автора теории, особенность связи между мышлением и речью. Она относится к истоку этих двух важных психических функций. По мнению Выготского основа и истоки мышления и речи являются принципиально разными.

Ориентация на идеи Л. С. Выготского в ходе решения задач целенаправленного развития мышления означает, что в образовательной работе необходимы условия, при которых будут одновременного развиваться мышление и речь. Тем не менее, начиная с дошкольного периода, целенаправленное развитие мышления и речи принципиально разводят в отдельные, мало связанные друг с другом специальные занятия.

Аналогично обстоит дело в школе, когда для развития речи отводят занятия по родному и иностранному языку. При этом математика, для которой характерно решение задач, преимущественно рассматривается в качестве условия развития мышления.

В рамках высшего и среднего специального образовании в целом практически не упоминается о целенаправленном развитии этих функций. Редко развитие мышления связывают со становлением профессионального сознания. В психологической литературе даже можно встретить категорию «профессиональное мышление». Тем не менее, ни специальные задачи, ни выделенные компетенции, которые относятся к определенному уровню развития мышления и речи (их развитие) в этой части образования, не предусматриваются.

Анализ научных работ Выготского о соотношении мышления и речи

Построение образования, которое ориентировано на теорию Л. С. Выготского, включая его выводы в отношении взаимной связи между мышлением и речью, предполагает осуществление анализа его работ.

В первых главах своего труда «Мышление и речь» автор писал о единице исследования. Она, по мнению исследователя, должна включать в себе все базовые аспекты целого. Если рассматривать сам этот труд в качестве единицы творчества Л. С. Выготского, то это дает возможность проводить анализ взаимосвязи мышления и речи в контексте другой проблемы, которую поставил этот автор.

Он рассматривал проблему единства аффекта и интеллекта. Определение связи мышления и речи как единицы творчества Выготского дает возможность применить методологию практического решения вопроса единства аффекта и интеллекта в рассмотрении других проблем.

Многолетнее внедрение образовательных программ, которые ориентированы на единство аффекта и интеллекта, предполагает несколько важных заключений. Они используются для выстраивания практики, которая ориентируется на единство мышления и речи.

Эти положения состоят в том, что:

Для целенаправленного развития интеллекта нужно, чтобы оно обладало ярким выраженным эмоциональным характером (одновременно для целенаправленного эмоционального развития необходима его направленность на развитие интеллекта);
Для обеспечения единства между аффектом и интеллектом не нужно ограничиваться единственной областью жизнедеятельности обучающихся (например, школой, семьей, учреждением дополнительного образования), а важно ориентироваться на целостную жизнь человека;
Единство аффекта и интеллекта отражается не непосредственно, а благодаря воле, которая выступает в качестве высшей функции и основы единства аффективной и умственной сферы.

Применение данных заключений в процессе решения проблем обеспечения единства мышления и речи означает, что для целенаправленного развития мышления важно, чтобы все элементы предлагаемого обучения имели вербализированный характер. В это же время для эффективного развития речи важно, чтобы она концентрировалась на решении мыслительных задач и проблем

В чем состоит проявление деятельности

Для человека свойственно осуществление преобразовательной деятельности. При этом человек ведёт себя, приспосабливаясь. В частности, в начале своего развития людям было свойственно приспосабливаться к географическим и климатическим условиям. Ведь при изменении русла реки и затоплении полей в результате происходили значимые перемены в жизни проживающего поблизости народа. В первую очередь это затрагивало хозяйственную деятельность.

Постепенно человеком были сооружены дамбы, каналы, ирригационные системы. Человек подчинил себе природную стихию. То есть людьми осуществляется преобразование природы, а не только приспособление к ней. В этом состоит существенное отличие человека от представителей животного мира.

Мышление

Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.

Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.

В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.

Принято выделять следующие виды мышления:

  1. Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
  2. Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
  3. Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.

Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.

Нарушения

Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:

  1. Эфферентная моторная. Пациент утрачивает возможность объединить звуки между собой, из-за чего продолжает произносить отдельные простые слога.
  2. Оптико-монистическая. Люди, страдающие от этой формы заболевания не могут описывать действия, изображения, предметы.
  3. Семантическая. Пациент не может выстраивать логические связи между отдельными словами в предложениях.
  4. Динамическая. Люди с таким заболеванием перестают говорить фразы, заменяют их простыми фразами.
  5. Сенсорная. Пациент слышит других людей, но не понимает, о чем они говорят.
  6. Афферентная моторная. Индивид путает отдельные звуки в процессе высказывания.
  7. Акустико-монистическая. Происходят затруднения написания слов, предложений под диктовку.

Нарушения мыслительных процессов:

  • разорванность, бессвязность;
  • замедленное или ускоренное формирование мыслей;
  • появление навязчивых мыслей;
  • бредовое состояние;
  • переоценка реальных фактов;
  • бесплодные мысли, рассуждения.

Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.

Методы развития

Мышление и речевые навыки можно развивать в любом возрасте.

Для этого психологи создают новые методики, упражнения, многие из которых являются эффективными как для взрослых, так и для детей.

Методы развития речевых навыков:

  1. Наглядные — позволяют создать богатую теоретическую базу для дальнейшего развития речи. Для этого индивид должен путешествовать, посещать выставки, музеи, театры.
  2. Словесные — чтение произведений, заучивание отрывков текстов наизусть, обобщающие беседы, пересказы.
  3. Практические — дидактические упражнения, хороводные игры, пластические этюды.

Люди, у которых плохо развито мышление, не могут активно развиваться в творческом плане, с трудом описывают предметы, явления, выстраивают между ними логические связи.

Группы упражнений для развития мышления:

  1. Сравнительные методики. Их цель заключается в том, чтобы человек назвал как можно больше различий между двумя или более предметами.
  2. Воссоздание уже имеющихся или фантастических образов. С помощью этой методики можно развить фантазию, научиться описывать объекты, явления, их изменения под воздействием внешних факторов.

Чтобы развивать мышление, речь у детей, нужно переделать практики в увлекательные игры.

Они помогут не уставать ребенку в процессе обучения, с упоением поглощать новую информацию, развивать навыки.

Мышление и речь являются неразрывными. Только с помощью речевых навыков индивид может определять отдельные свойства предметов, для их дальнейшего углубленного изучения. Нарушения мыслительных процессов отразятся на человеческой речи и наоборот. Для развития мышления, речевых навыков применяются упражнения.

О логических операциях подробнее

В том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, помогает разобраться каждая из названных выше логических операций. В частности, анализ проводится с целью глубже понять что-либо. Он состоит в разложении предмета на составляющие части. Благодаря анализу получается разобраться в строении рассматриваемого предмета. При этом его свойства представляются более конкретизированными, а познание становится доступным для человека и полностью реальным.

Но одного разложения предмета на составляющие просто недостаточно для понимания его сущности. Поэтому следующий этап состоит в установлении связи между обнаруженными частями. Этим занимается синтез. То есть после того, как объекты были обособлены посредством анализа, они соединяются.

Сравнение представляет собой выявление общих характеристик и знаков отличия. Таким образом, человеку на протяжении долгих лет удавалось открывать новые законы. То есть происходило выявление устойчивых связей между предметами и событиями. Благодаря установленным законам человек смог оказывать воздействие на общественную жизнь и природу.

Основные формы мышления также представлены суждениями и умозаключениями. Суждение состоит в согласии или отрицании какого-либо явления. На основании суждений появляются умозаключения. Они представляют собой мыслительный процесс, направленный на то, чтобы вывести новое суждение из имеющихся.

Речевое мышление: что это такое?

В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) . Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.

Схема речевого мышления (по Выготскому):

  • Мотив или внутреннее возникновение мысли.
  • Мнение или попытка опосредовать мысль во внутреннем слове.
  • Внутренняя речь или попытка опосредовать мысль внешними словами с учетом их значения.
  • Переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису.
  • Собственно речь или озвучивание оформленной мысли.

Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?

Проблемы взаимоотношения мышления и речи у Выготского

Рисунок 1. Лев Семёнович Выготский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Советский учёный Лев Семёнович Выготский, родившийся в 1896 году, много занимался изучением взаимосвязи между речью и мышлением, в том числе, он исследовал психологические функции, основываясь на данных, полученных из детской психологии, дефектологии и психиатрии. Его работа под названием “Мышление и речь”, вышедшая в 1934 году, рассматривает аспекты развития речи и мышления, также в ней рассмотрено непостоянство отношения этих двух понятий между собой и различие в их происхождении. В своей работе Выготский предполагает, что существовала некая доречевая фаза интеллекта и особая доинтеллектуальная фаза речи. По его мнению, в определённый исторический момент происходит столкновение речи и мышления, в результате чего в дальнейшем они продолжают развиваться уже рука об руку.

Особый взгляд Выготский имел и на формирование внутренней речи: он предполагал, что она развивается сначала путём накопления внутренних и функциональных изменений, а затем появляется эгоцентрическая речь “вслух”. Со временем ребёнок начинает разделять эгоцентрическую функцию речи и социальную, после чего эгоцентрическая речь постепенно переходит во внутреннюю.

Замечание 1

Книга “Мышление и речь” является первоначалом для такой советской науки, как психолингвистика.

Также в своей работе Выготский показал, насколько важна речь для развития личности

Дело в том, что речь, возникшая отдельно от процесса мышления и затем ставшая постепенно его важной составной частью, используется для трансформации наглядно-образного течения мысли в логическое и, соответственно, в абстрактное, а это делает возможным оперирование теми понятиями, что мы не в состоянии как-либо исследовать с помощью всех имеющих органов чувств

При этом если рассматривать слово отдельно от процесса мышления, то оно теряет свою суть и становится пустым набором звуков. Но если слово приобретает значение, оно тут же может стать инструментом как для речи, так и для мышления. Именно это Выготский и считал объединяющим фактором для понятий “слово” и “мышление”.

Природа возникновения речи

Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.

Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.

В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.

Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:

  • Теория научения;
  • Теория специфических задатков Хомского;
  • Когнитивная теория Пиаже;
  • Психолингвистическая теория развития речи.

Теория научения

Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.

Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.

Теория специфических задатков Хомского

Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.

Когнитивная теория Пиаже

Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.

Психолингвистическая теория развития речи

Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.

Роль речи в мыслительном процессе

Речь играет огромное значение для процесса мышления. Мысль в человеческой голове всегда возникает облекаясь в словесную форму, даже если человеку по какой-либо причине недоступна речь в привычном виде. Такое возможно, если, например, человек глухонемой или вырос не в среде людей — в этом случае в качестве речи будут использоваться жесты или формирующиеся мыслеобразы, они будут выполнять роль слов.

Началом мыслительного процесса выступает какой-либо вопрос или формирование проблемы, которую необходимо решить. Затем происходит рождение некой мысли, которая является лишь общей заготовкой, а в процессе обработки мозгом превращается во что-то более цельное и обладающее структурой.

Определение 1

Процесс облечения мысли в некую первоначальную словесную форму называется внутренней речью.

Именно с помощью внутренней речи происходит подготовка к тому, чтобы общую идею облечь в слова в форме устной или письменной речи. На этапе внутреннего диалога происходит переработка мысли для образования из неё последующих осмысленных фраз и предложений с помощью всевозможных конструкций грамматики, этот процесс можно сравнить с компиляцией кода в программировании — то, что первоначально было лишь неким представлением, мыслеформой превращается в стройный ряд с помощью слов, фраз и затем предложений. Советский психолог Выготский описал этот явление так:” мысль совершается в слове”.

Не смотря на изложенную выше информацию, не стоит приравнивать понятие “речь” к понятию “мышление” — одно вполне может существовать без другого, хотя они и тесно взаимосвязаны. В этом легко убедиться: любую мысль можно выразить с использованием различных речевых конструкций и тем самым доказать несостоятельность такого приравнивания. Также довольно показательным примером являются те случаи, когда у человека есть какая-то мысль, но он не может выразить её в доступной и понятной для всех словесной форме или может, но при этом смысл частично теряется или искажается.

Для речи свойственно устаревание, но для мышления это нехарактерно. Мысль может быть одной и той же, но в зависимости от того, какой эпохи или даже окружения человек, он будет выбирать разные слова для её оформления. Причём касаться это будет и внутренней речи, её также нельзя приравнивать к мышлению, ведь в разное время мы можем помнить одну и ту же мысль по-разному, или, наоборот, забыть мысль и помнить лишь неполную словесную формулировку, которая не может в полной мере помочь восстановить суть первоначальной идеи. Однако, в целом человек мысль помнит мысль лучше, чем её словесное описание.

Функции и свойства

Современные психологи выделяют две функции речи:

  • как один из инструментов мышления;
  • как средство общения.

Первая функция делится на две подгруппы:

  • обобщение — отдельные слова связаны между собой по смыслу;
  • сигнализация — словами индивид обозначает какое-либо событие или явление.

Вторая функция делится на 7 подгрупп:

  1. Экспрессивная речь. С ее помощью человек передает эмоции относительно слов другого человека, собственных убеждений.
  2. Коммуникативная — с ее помощью люди обмениваются информацией.
  3. Познавательная — она связана с изучением предметов.
  4. Выразительная — выражение лица, мимика.
  5. Первичные функции воздействия.
  6. Сигнификативная — индивид рассматривает объект и обозначает его свойства словами.
  7. Сигнальная — специальная функция для понимания.

Функции и свойства

Современные психологи выделяют две функции речи:

  • как один из инструментов мышления;
  • как средство общения.

Первая функция делится на две подгруппы:

  • обобщение — отдельные слова связаны между собой по смыслу;
  • сигнализация — словами индивид обозначает какое-либо событие или явление.

Вторая функция делится на 7 подгрупп:

  1. Экспрессивная речь. С ее помощью человек передает эмоции относительно слов другого человека, собственных убеждений.
  2. Коммуникативная — с ее помощью люди обмениваются информацией.
  3. Познавательная — она связана с изучением предметов.
  4. Выразительная — выражение лица, мимика.
  5. Первичные функции воздействия.
  6. Сигнификативная — индивид рассматривает объект и обозначает его свойства словами.
  7. Сигнальная — специальная функция для понимания.

От мыслей – к действиям

Наверняка эта фраза хорошо знакома каждому. И в ней – ответ на упомянутый выше вопрос.

Деятельностью является активность человека, которая несёт в себе определённый смысл. В любом случае, чего бы она ни касалась, её подразделяют на этапы. Первым делом устанавливается цель. Тут важна мотивация. Установка цели и поиск мотивации связаны с процессом анализа, в ходе которого человек «разбирает» ситуацию на кирпичики, после чего проектирует свои действия. Затем следует процесс их осуществления (как долго он длится, зависит от цели) и достижение результата.

Простой пример: человек хочет купить квартиру. Допустим, за 1 500 000 рублей. Цель – заработать эту сумму. Мотивация заключается в желании обрести собственность, личную «крышу над головой» и определенную независимость. Проектирование действий: найти работу с минимальным доходом в 45 000 рублей. Из которых 30 000 будут откладываться на покупку собственности – тогда за 50 месяцев (если следовать плану) цель будет достигнута. Когда сумма будет накоплена, а жильё приобретено, человек сравнит свои результаты с ожиданием, сверит, уложился ли он в срок и т. д. На этом примере видно, что каждое действие (то есть деятельность) связано с мышлением – с анализом, рассуждениями, просчетами, составлением плана и определением для себя каких-то выводов.

Исторический очерк

Исследователи, занимающиеся изучением, развитием психологической науки, не отрицают прямых связей между речью, мышлением, но их мнение по поводу их генетического происхождения различаются.

Первым ученым, который внес большой вклад в изучение взаимосвязи между этими двумя понятиями, был Л.С Выготский. Он доказал, что речь, мышление должны изучаться с позиции разных корней.

Одновременно с этим ему противоречили лингвисты. Они утверждали, что нельзя связывать человеческое поведение с его речью.

Другая теория, доказывающая взаимосвязь между мышлением, речью — учение Сепира-Уорфа. С помощью этой концепции исследователи доказали, что благодаря структуре языка формируется мышление, различные способы познания реальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: